Примерное перспективное планирование работы по формированию грамматических категорий речи у детей 5-7 лет в группах комбинированной направленности.
календарно-тематическое планирование по логопедии (средняя, старшая группа)

Попова Лариса Анатольевна

Перспективное планирование разработано в соответствии с тематическими неделями.

Включает в себя разнообразные игры и упражнения  по формированию грамматического строя речи детей.

Игры проводятся в два этапа:

- на первом этапе дети учатся вслушиваться в речь взрослого,

- на втором этапе самостоятельно употреблять правильную форму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx51.58 КБ

Предварительный просмотр:

Примерное перспективное планирование работы по формированию грамматических категорий  речи

у детей 5-7 лет  в группах комбинированной направленности.

 

Тема недели

Содержание коррекционной работы

«Игрушки»

  • «Скажи ласково» - образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
  • «Один - много» - образ. сущ. множ. числа (мяч – мячи)
  • Употребление предлога «из». «Из чего сделаны игрушки?»; «В»,  «НА»   «Убери игрушки» (в ящик, на полку).
  • Д/и «Подбери признак».      Кукла (какая?)-….
  • Согласование сущ.  с числит, местоим., нареч.   (Одна матрёшка, моя машина, много мячей).
  • Дат. Падеж  имён сущ.  «Кому подарили?»
  •  «Мой, Моя, Мои». Согласование ИС с местоимениями.

Мой – мяч, мишка, слон и т.д.   Моя – машинка, кукла и т.д.    Мои – игрушки, кубики и т.д.

  • «Он(а) – они». Согласование ИС с глаголом.

Машина стоит – машины стоят      Кукла спит – куклы спят                          Собачка лает – собачки лают

Мяч лежит – мячи лежат                 Мишка ревет – мишки ревут                    Машина едет – машины едут.

  • « Сосчитай игрушки» - согласование существительных с числительными
  • «Что из чего сделано?» -образование относительных прилагательных (мяч из резины – резиновый, мишка из плюша – плюшевый)
  • «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Мяч (какой?) – резиновый, гладкий, новый, красивый, любимый, легкий и т.д.

Кукла (какая?) – большая, нарядная, фарфоровая и т.д.

  • . «Отвечай-ка». Употребление падежных форм мн. числа ИС.

Что? – синие шары и бумажные флажки

Нет чего? –  синих шаров и бумажных шаров

Радуешься чему? – синим шарам и бумажным флажкам

Вижу что? – синие шары и бумажные флажки

Доволен чем? – синими шарами и бумажными флажками

Говоришь о чем? – о синих шарах и о бумажных флажках.

« Овощи. Труд людей в огороде»

  • Образование множественного числа имён существительных. Игра с мячом: «Один-много».
  • Практическое употребление предлога «из». Упражнение «Делаем салат».
  •  «Он (она) -  они». Употребление глаголов  настоящего времени в ед. и мн. числе.  Растет – растут (зреет, зеленеет, спеет, цветет, краснеет, сажает, копает, окучивает, рыхлит, поливает, убирает).
  • «Что делал? Что делала? Что делали?». Употребление глаголов м.р, ж.р., ср.р. прошедшего времени.

Сажают – сажал, сажала, сажали (копают, поливают, рыхлят, окучивают, собирают).

  • Согласование существительного с числительным (до 5). Д/игра «Собираем урожай»
  • «Скажи наоборот». Подбор антонимов.

               Кабачок большой, а огурец – маленький.

               Картофель крупный, а редис – мелкий.

               Перец внутри пустой, а морковь – полная.

              Помидор мягкий, а огурец – твердый.

  • Подбор родственных слов к слову овощи, огород.

«Фрукты. Труд людей в саду»

  • «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Яблоко – яблочко – яблочки (груша, лимон, апельсин, слива, мандарин, абрикос, вишня, банан, дерево, сад, ветка, семя).

  • «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

 Персик – персики – много персиков т.д.

  • «Счет фруктов». Согласование ИС с числительными.

Одно яблоко – два яблока – пять яблок.

Одно красное яблоко – два красных яблока – пять красных яблок и т.д.

  • «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Мандарин (какой?) –  сочный, оранжевый, круглый, маленький и т.д.

  • «Он (она) -  они». Употребление глаголов  настоящего времени в ед. и мн. числе.

Груша растет – груши растут (зреет, желтеет, спеет, цветет).

  • «Что делал? Что делала? Что делали?». Употребление глаголов м.р, ж.р., ср.р. прошедшего времени.

Сажают – сажал, сажала, сажали (поливают, рыхлят, собирают).

  • «Назови сок и варенье». Образование относительных прилагательных.

Сок из лимонов (какой?) – лимонный и т.д.

Варенье из  лимонов (какое?) – лимонное  и т.д. с названиями остальных фруктов.

  • «Назови, какое дерево?». Образование относительных прилагательных.

Дерево с яблоками – яблоневое – яблоня.

Дерево с грушами – груша – грушевое.

Дерево со сливами – сливовое – слива.

Дерево с персиками – персиковое – персик.

Дерево с абрикосами – абрикосовое – абрикос.

  •  «Скажи наоборот». Составление ССП с союзом а. Подбор антонимов.

Персик большой, а абрикос маленький.

У яблока семечек много, а у сливы одно – косточка.

Апельсин больше, а мандарин меньше.

Лимон кислый, а персик сладкий.

 

«Грибы»

  • «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

 Гриб – грибы - грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, опенок, маслята; поганка, мухомор).

  • «Съедобный – несъедобный».

Подберезовик (какой гриб?) – съедобный.

Мухомор (какой гриб?) – несъедобный и т.д.

  • «Счет». Согласование ИС с числительными.

Одна сыроежка – две сыроежки – пять сыроежек.

Один белый гриб – два белых гриба – пять белых грибов и т.д.

  • «Какой, какое?». Образование относительных прилагательных.

Суп из грибов – грибной.

Блюдо из грибов – грибное.

  • «Скажи наоборот». Составление ССП с союзом а. 

Белый гриб съедобный, а поганка – несъедобный.

У опят длинные ножки, а у волнушек – короткие.

Подберезовики растут под березами, а подосиновики – под осинами.

У подберезовика толстая ножка, а у сыроежки – тонкая.

  • «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением.

На опушке три волнушки. Чего больше – опушек или волнушек?

Чего в лесу больше – грибов или белых грибов?

Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек?

  • Подбери родственные слова ». Подбор однокоренных слов.

Гриб – грибок, грибной, грибник, грибница.

«Ягоды»

  • «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ягода – ягодка (клубника, смородина, крыжовник, арбуз, малина, ежевика, земляника, черника, голубика, морошка, брусника, клюква).

  • «Счет». Согласование ИС с порядковыми числительными, счет до пяти.

Первая малинка, вторая малинка…  и т.д.

  • «Лесная – садовая».

Морошка – это лесная ягода.

Клубника – это садовая ягода и т.д.

  • «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Арбуз (какой?) – большой, сочный, сладкий, вкусный, ароматный и т.д.

Клюква (какая?) - …   .

  • «Назови сок и варенье». Образование относительных прилагательных.

Сок из смородины (какой?) - смородиновый

Варенье из  смородины (какое?) - смородиновое  и т.д.

«Лиственные, хвойные деревья и кустарники»

  • «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.Тополь – тополек (дуб, осина, береза, рябина, ива, елка, сосна, клен, яблоня; шишка, ветка, лист, лес, иголка, корень).
  • «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Клен – клены – много кленов и т.д.

  • «Счет». Согласование ИС с числительными.

Одно дерево – два дерева – пять деревьев.

Один могучий дуб – два могучих дуба – пять могучих дубов и т.д.

  •  «Какой лист, какая ветка?». Образование относительных прилагательных. Лист березы – березовый и т.д. Ветка тополя – тополиная и т.д. с названиями остальных деревьев.
  •  «Подбери предмет со словом «сосновый». Образование относительных прилагательных.

Бор (какой?) – сосновый (шишка, кресло, мебель, полено, запах, хвоя, иголки).

  • «Назови рощу». Образование относительных прилагательных.Если в роще растут березы, то эта роща называется – березовая (дубы, осины, ивы, клены).
  • «Какие бывают леса?». Поиск соответствующего понятия.

Если в лесу растут дубы, осины, березы, то этот лес – лиственный

Если в лесу растут сосны и елки, то этот лес – хвойный

Если в лесу растут ели, березы, дубы и.т.д., то этот лес – смешанный.

  • Подбери родственные слова ». Подбор однокоренных слов.

Дуб – дубы, дубок, дубовый

«Изменения в живой и неживой природе»

  • «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.Дождь – дождик (дождичек) – дождики (лужа, ветер, туча, сад, солнце, дерево, лист, лес, птица, урожай).
  • «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Месяц – месяцы – много месяцев и т.д.

  •  «Он (она) – они». Образование множественного числа глаголов, ИС и ИП.

Наступил осенний день – наступили осенние дни (плывет темная туча; стоит большое дерево; идет холодный дождь; дует сильный ветер; висит теплая куртка; летит птичья стая).

  • «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Осень (какая?) –  золотая, дождливая, пасмурная, красивая, урожайная и т.д.

  • «Скажи со словом «осенний». Согласование ИС с ИП.

Небо (какое?) – осеннее;  ветер (какой?) – осенний;  аллея (какая?) – осенняя;  тучи (какие?) - осенние  (дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто).

  • «Назови, какая погода». Образование качественных прилагательных.

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая.

Если дует ветер – ветреная. Если на улице холодно, какая погода? – холодная.

Если пасмурно – пасмурная. Если сыро – сырая. Если хмуро – хмурая.

Если солнечно – солнечная. Если ясно – ясная.

  • «Счет». Согласование ИС с числительными.

Одно дерево – два дерева – пять деревьев и т.д.

  • «Скажи наоборот». Поиск антонимов.

Осень ранняя – осень поздняя.

День веселый – день грустный.

День солнечный – день пасмурный.

Облако белое – туча черная.

  • «Подбери родственные слова ». Подбор однокоренных слов.

Ветер – ветра, ветерок, ветреный, ветрище.

«Транспорт. Правила  дорожного  движения

  • «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Троллейбус – троллейбусы – троллейбусов (трамвай, автобус, машина, грузовик, поезд,  электричка, телега; самолет, вертолет; пароход, корабль, лодка, катер, яхта, парусник).

  • «Какой, какая, какое?». Образование относительных прилагательных.

Шина для автомобилей (какая?) - автомобильная

Билет на автобус (какой?) - автобусный

Масло для машин (какое?) – машинное.

Остановка трамвая, автобуса, троллейбуса (какая?) – трамвайная и т.д.

  • «Придумай новые слова». Образование ИС префиксальным способом.

У-

При-                        ехать (уехать, приехать и т.д.)

Пере-                       плыть (уплыть, приплыть и т.д.)

До-                           лететь

Вы-                          бежать

За-                            ходить

Объ-

На-

  • «Собери предложение». Связь слов в предложении.

Машина, ехать, дорога, по.    Самолет, небо, летит, высоко, в. Шоссе, автомобиль, мчится, по.         Едет, тропинка, по, велосипедист.

Магазин, около, мотоцикл, остановился.

С любым из предложенных глаголов придумай 8 предложений, используя разные приставки.

5. «Кто чем управляет?» Поиск соответствующего понятия.

Автобусом  управляет (водитель) Грузовиком  управляет (шофер). Поездом  управляет (машинист). Вертолетом  управляет (вертолетчик). Самолетом   управляет (пилот). Кораблем  управляет (капитан). Мотоциклом  управляет (мотоциклист). Велосипедом  управляет (велосипедист).

  • «Назови одним словом машину, которая…». Образование сложных слов.

Возит молоко – молоковоз;  возит муку - … ;  возит лес - … ;  возит бетон - … ; возит цемент - .. ;  мешает бетон – бетономешалка;  черпает землю – землечерпалка;  укладывает трубы – трубоукладчик;  дробит камни – камнедробилка.

«Семья»

  • «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Семья – семьи – много семей (ребенок, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, тетя, дядя, младенец).  

  • «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Сын – сынок, сыночек, сынуля, сыночка  Мама - … и т.д.
  • «Чей? Чья? Чье? Чьи?». Образование притяжательных прилагательных.

Мама – (значит, ты чей? чья?) - мамин(а), папа – … , бабушка – … , дедушка – … , дядя – … , тетя – … , пальто (чье?) – бабушкино, мамино … , перчатки (чьи?) – тетины … .

  • «Назови, какой». Образование простых причастий и прилагательных.

Жить – живущий; расти – растущий; любить – любимый; уважать – уважаемый; гладить – глаженый; стараться – старательный; заботиться – заботливый; отдыхать – отдыхающий.

  • «Кто старше? Кто младше?». Составление ССП с союзом а.

Папа – сын («Папа старше, а сын младше») Папа – дедушка

Дядя- племянник Внук – дедушка.

  • «Назови отчества женщин и мужчин». Упражнение в словообразовании ИС.

Александр – Александровна, Александрович (Алексей, Андрей, Антон, Артем, Богдан, Борис, Василий, Владислав, Георгий, Денис, Евгений, Егор, Иван, Лев, Максим, Матвей, Никита).

  • «Беседа о семье». Развитие умения отвечать на вопрос полным ответом. Поиск соответствующего понятия.

Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? Кто ты бабушке и дедушке? Кто старше: мама или бабушка? Кто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи?

  • «Скажи наоборот». Подбор антонимов.

Старший – младший; большой – … , молодой - … , старше – моложе, младше

  • Подбери родственные слова ». Подбор однокоренных слов.

Семья – семьи, семейка, семейный, семейство

«Зима»

  • «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

 Снег – много снега (зима, мороз, лед, звезда, день, узор, ночь, снежинка, снеговик, санки, буря, вьюга, стужа, холод, дерево, забава).

  • «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Зима – зимушка, мороз – морозец, холод – холодок и т.д.
  • «Подбери признак к предмету». Согласование ИС с ИП.

Снежный – ком …; снежная - …; снежные - заносы…; снежное – поле…  .

  • «Собери предложение». Связь слов в предложении.

Дети, снеговик, слепили.

Мальчики, на, санки, и, катаются, девочки.

Снежки, играют, в, мальчики.

Снежинки, падать, легкие, тихо.

  • «Отвечай-ка». Употребление падежных форм мн. числа ИС.

Что? – зима; снежная баба; снег; мороз.

Нет чего? –  зимы; снежной бабы и т.д.

Рад чему? – зиме и т.д.

Вижу что? – зиму и т.д.

Доволен чем? – зимой и т.д.

Говорю о чем? – о зиме и т.д.

  • «Подбери родственные слова ». Подбор однокоренных слов.

Мороз –

Снег -

«Зимние забавы»

 

  • «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Лыжник – лыжники – лыжников и т.д.

  • «Счет». Согласование ИС с числительными.

Один конькобежец – два конькобежца – пять конькобежцев.

Один саночник – два саночника – пять саночников.

Один лыжник  - два лыжника – пять лыжников.

Один хоккеист – два хоккеиста – пять хоккеистов.

Один фигурист – два фигуриста – пять фигуристов.

  • «Кому что нужно». Употребление дательного падежа ИС.

Клюшка нужна хоккеисту; коньки нужны…; санки - …; лыжи - …; шайба - …

  • «Закончи предложение». Склонение ИС в ед. числе.

Мы решили слепить снеговика. Мы приделали нос-морковку нашему … (снеговику).  Мы показали соседям нашего … (снеговика).

Мы играли со … (снеговиком).

Мы рассказывали о …(снеговике).

  • «Почему так назван?» Образование сложных слов.

Конькобежец – бегает на коньках; саночник – катается на санках; лыжник – катается на лыжах; хоккеист – играет в хоккей; фигурист – занимается фигурным катанием.

  • «Подбери родственные слова ». Подбор однокоренных слов.

Зима –

«Новый  год»

  • «Подбери признак». Согласование ИС с ИП.

Елка (какая?) - …Праздник (какой?) - …

Елочные игрушки (какие?) - …Дед Мороз (какой?) - …

Подарки (какие?) - …Снегурочка (какая?) - …

  • «Скажи наоборот». Подбор антонимов.

Темный – светлый  Короткий – … (длинный)

Холодный – … (теплый, горячий)  Пасмурный -  … (ясный, солнечный)

Ветер - … (безветрие, тихая погода)  Заморозки - … (оттепель)

Зимний - … (летний).

  • «Посчитай». Образование ИС и ИП мн. числа в родительном падеже.

Одна новогодняя ночь – две новогодние ночи – пять новогодних ночей

Один холодный день – два холодных дня – пять холодных дней

  • «Подбери родственные слова ». Подбор однокоренных слов.

Мороз –

Снег -

«Дикие животные наших лесов»

  • «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

 Заяц – зайцы – зайцев (волк, медведь, белка, лиса, еж, барсук, лось, олень).

  • «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.Медведь – медведушка и т.д.
  • «Счет животных и их детенышей». Согласование ИС с числительными.

Один олень – два оленя – пять оленей

Один олененок – два олененка – пять оленят и т.д.

  • «У кого – кто?». Образование ИС с ум.-ласкательн. суффиксами  в ед. и мн. числе.

У белки – бельчонок (бельчата) и т.д.

  • «Назови семью». Упражнение в словообразовании.

Папа – волк, мама – волчица, детеныш – волчонок, детеныши – волчата и т.д.

  •  «Кто где живет?». Употребление предложного падежа ИС.

Лиса живет (где?) – в норе; медведь – в берлоге; белка – в дупле; волк – в логове; еж – в норке.

  • «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Медведь (какой?) – бурый, большой, косолапый, неуклюжий, лохматый и т.д.

Лиса (какая?) - …, заяц (какой?) - …, волк (какой?) - …, ежи (какие?) - … .

  • «Чей хвост? Чья лапа? Чье ухо? Чьи глаза?». Образование притяжательных прилагательных.

У волка хвост – волчий, лапа – волчья, ухо - волчье, глаза – волчьи и т.д. с остальными животными.

  • «Какой, какая?» Образование сложных слов

у медведя толстые лапы – толстолапый

у зайца длинные уши - длинноухий

  • «Отвечай-ка». Употребление падежных форм мн. числа ИС.

Кто? – рыжие белки; белые зайцы; колючие ежи.

Нет кого? – рыжих белок; белых зайцев и т.д.

Даю кому? – рыжим белкам и т.д.

Вижу кого? – рыжих белок и т.д.

Доволен кем? – рыжими белками и т.д.

Говорю о ком? – о рыжих белках и т.д.

«Одежда, обувь, головные уборы»

  • «Назови ласково».  Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Пальто – пальтишко – пальтишки (куртка, плащ, брюки, кофта, перчатки, носки, чулки, сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, кепка, шапка).

  • «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

 Носок – носки – много носков т.д.

  • «Чья, чей, чьи, чье?». Употребление притяжательных прилагательных.

Это чья шапка? – Моя.

Это чей кроссовок? - Мой.

Это чьи перчатки? – Мои.

Это чье пальто? – Мое.

  • «Подбери предмет». Согласование ИС с местоимениями.

Моя – кепка ... ; мой  - носок … ;  моё – пальто … ;  мои – туфли …  .

  • «Счет одежды». Согласование ИС с числительными.

Одно пальто – два пальто – пять пальто

Одна кожаная куртка – две кожаные куртки – пять кожаных курток и т.д.

  • «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Плащ (какой?) –  кожаный, теплый, черный и т.д.

  • «Какой, какая, какое, какие?». Образование относительных прилагательных.

Шарф из шерсти – шерстяной.

Платок из шелка – шелковый.

Куртка из кожи – кожаная.

Пальто из драпа – драповое.

Сапоги из резины – резиновые 

«Мой город»

  • Образование родительного падежа множественного числа (В нашем городе много домов, деревьев,…
  • Согласование существительных с числительными (до5)  Д/игра «Сосчитай» 
  • Д/игра «Скажи наоборот» (Употребление антонимов)  
  •  Словообразование прилагательных от существительных  (Город – городской…)
  • Словообразование приставочным глаголов способом (уехал, приехал, заехал…,  ушел, обошел… ).
  • Словообразование существительных с помощью суффиксов  (домик , домишко, домище. Город-…)
  • Подбор родственных слов: город, дом, улица    
  • Образование сложных слов (многолюдный, многоэтажный)

«Перелетные птицы»

  • «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Птенец – птенчик (соловей, жаворонок, скворец, гусь, утка, лебедь, журавль, трясогузка, аист, цапля, грач, стриж, ласточка, кукушка; перо, голова, шея, крыло, гнездо).

  • «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

 Стриж – стрижи – много стрижей и т.д.

  •  «Счет птиц». Согласование ИС с числительными.

Один грач – два грача – пять грачей и т.д.

  • «Назови детеныша». Образование ИС с ум.-ласкательн. суффиксами  в ед. и мн. числе.

Скворец – скворчонок – скворчата. Стриж – стриженок – стрижата.

Лебедь – лебеденок – лебедята.       Аист – аистенок – аистята.

Журавль – журавленок – журавлята.  Утка – утенок – утята.

  • «Улетели птицы». Употребление родительного падежа ИС  в  ед. и мн. числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки и т.д.

Нет (кого?) – нет лебедей, уток и т.д.

  • «Вставь предлог». Употребление предлогов  из, в, к, над, на, по.

Грач вылетел … гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач кружит … гнездом. Грач сел … ветку. Грач ходит … пашне.

  • «Кто как кричит?». Подбор соответствующего понятия.

Ласточка – щебечет.

Грач – кричит «гра».

Соловей – заливается, свистит, щелкает.

Кукушка – кукует.

Журавль – курлычет.

Жаворонок – звенит.

  • «Скажи, какая стая?». Образование притяжательных прилагательных.

Клин лебедей – лебединый. Караван журавлей – журавлиный.

Стая уток – утиная (стая грачей, соловьев, гусей).

«Домашние птицы»

  • «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Гусь – гуси – гусей (гусыня, утка, петух, курица, селезень, индюк, индюшка, гусенок, утенок, цыпленок, индюшонок).

  • «Назови ласково».  Образование ИС с ум.-ласк. суффиксами в ед. и мн. числе.

Гусыня – гусынюшка – гусынюшки Гусь – гусачок - гусачки

Утка – уточка – уточки Петух – петушок – петушки

Индюшка – индюшечка – индюшечки

Индюшонок – индюшоночек – индюшатки

Цыпленок – цыпленочек – цыплятки  Яйцо – яичко – яички

Крыло – крылышко – крылышки

Зерно – зернышко – зернышки.

  • «Кто как кричит?» Поиск соответствующего понятия.

Гусь – гогочет; утка – крякает; курица – кудахчет; петух – кукарекает; цыпленок – пищит; индюк – балаболит.

  • «Счет». Согласование ИС с числительными.

Одна утка – две утки – пять уток

Один утенок - два утенка – пять утят и т.д. по всем птицам и детенышам.

  • «Измени по образцу». Образование сравнительной степени прилагательных.

Красивый – красивее (мягкий, длинный, короткий, добрый, злой, сильный, слабый, высокий, низкий, толстый, тонкий, твердый).

  •  «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Петух (какой?) – красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный  Цыпленок (какой?) - …  Курица (какая?) - … .

«Космические просторы»

  • Составление предложений из набора слов (Пример: ракета, космос, летать, в)
  • «Посчитай». Согласование числительного с существительным (один космонавт,…)
  • «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже (ракета – ракеты)
  • «Назови ласково».  Образование ИС с ум.-ласк. суффиксами в ед. и мн. числе. (звезда – звездочка)
  • Практическое употребление предлогов. Д/игра «Закончи предложение»
  • Дидактическая игра «Подбери признак»: космонавт (какой?) - …
  • Д/игра «Кто это?» упражнять в словообразовании
  • Подобрать родственные слова к слову космос (космонавт, космодром…), луна (лунный, луноход…)

«Животные холодных стран»

  • «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

 Белый медведь – белые медведи – белые медведи (песец, морж, северный олень, тюлень).

  • «Счет  животных». Согласование ИС с числительными.

Один песец – два песца – пять песцов и т.д.

  • Чей след? Чья шерсть? Чье ухо? Чьи глаза?». Образование притяжательных прилагательных.

У оленя след – олений, шерсть – оленья, ухо – оленье, глаза – оленьи

У медведя след – медвежий, шерсть – медвежья, ухо – медвежье, глаза – медвежьи.

  • «Отвечай-ка». Употребление падежных форм мн. числа ИС.

Что? – оленьи рога и собачьи упряжки

Нет чего? – оленьих рогов и собачьих упряжек

Радуешься чему? – оленьим рогам и собачьим упряжкам

Видишь что? – оленьи рога и собачьи упряжки

Доволен чем?  - оленьими рогами и собачьими упряжками

Говоришь о чем? – об оленьих рогах и о собачьих упряжках.

  • «Сравни медведей». Составление ССП с союзом а.

Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый …  .

У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого …  .

Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый …  .

Бурый медведь спит в берлоге, а белый …  

«Животные жарких стран»

  • . «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

 Лев – львы - львов (зебра, леопард, гепард, антилопа, жираф, верблюд, тигр, слон, кенгуру, носорог, бегемот, газель, крокодил).

  • «Счет  животных». Согласование ИС с числительными.

Один бегемот – два бегемота – пять бегемотов и т.д.

  • «Назови семью». Упражнение в словообразовании.

Папа – тигр, мама – тигрица, детеныш - тигренок, детеныши – тигрята

Папа – лев, мама – львица, детеныш - львенок, детеныши – львята

Папа – слон, мама – слониха, детеныш – слоненок, детеныши – слонята

Папа – кенгуру, мама – кенгуру, детеныш – кенгуренок, детеныши – кенгурята.

  • «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Жираф (какой?) – … ;  зебра (какая?) - … ;  слоны (какие?) - … .

  • «Подбери похожие по смыслу слова». Подбор синонимов.

Слон – большой (огромный, могучий, здоровенный, гигантский, громадный).

  • «В Африке». Употребление окончаний ИС в косвенных падежах мн. числа.

В Африке живут … (львы, тигры…). Однажды животные заболели. Кто отправился их лечить?  (Доктор Айболит). Кого лечил Айболит? (львов, тигров…). Кому он давал лекарства? (львам, тиграм…). Кого вылечил Айболит? (львов, тигров…). Звери лечились охотно. Кем был доволен Айболит? (львами, тиграми…).  О ком вспоминал Айболит дома? (о львах, о тиграх…).

  • «Сравни!» Образование сравнительной степени ИП.

Слон высокий, а жираф еще выше.

Бегемот тяжелый, а слон еще … .

Лошадь выносливая, а верблюд еще … .

Заяц прыгает далеко, а кенгуру еще … .

  • «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением.

Антилопа бежит быстрее бегемота, но медленнее слона. – Кто быстрее всех, а кто медленнее?

Львица ждет льва. – Кто задерживается?

Газель бежала за антилопой, а за газелью – львица. – Кто впереди, а кто последний?

  • «Какой, какая?» Образование сложных слов

у  бегота короткий хвост -короткохвостый

у зайца длинные уши - длинноухий

«Весеннее пробуждение

  • Прелложно-падежное управление.(Винительный.)

— На что упал луч? (предлог «на»: луч упал на землю, на крышу).

— Повесим скворечник (предлог «на»: липу, на березу).

 — На огороде (мы посадим огурцы, помидоры).

— Пришла весна (предлог «в», «на»: в лес, на поляну).

  • «Какой, какая?» Образование  прилагательных от существительных (весна- весенний, бумага — бумажный)
  • Образование  приставочных глаголов (уплывает, отплывает).                                       
  • Образование прилагательных от наречий (дружно — дружная)
  • Образование  сложных слов (первоцвет, ледоход). 
  • Подбор родственных слов: весна, луч.

«Человек. Забота о своем здоровье»

  • Словообразование:
  • прилагательных от существительных (зуб – зубной);
  • приставочных глаголов (завязать, перевязать..);
  • «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами (зуб – зубик)
  • Предложно-падежное управление:
  • Творительный падеж (слышим ушами)
  • Винительный падеж (мыть руки)
  • «Какой, какая?» Словообразование сложных слов (кареглазый, большеротый)
  • «Посчитай». Согласование числительного с существительным (один нос, десять рук)

«Насекомые»

  • «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Комар – комары – комаров (муха, бабочка, жук, паук, стрекоза, божья коровка, муравей, гусеница, кузнечик, водомерка, оса, пчела, майский жук).

  • «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Пчела – пчелка и т.д.
  • «Счет». Согласование ИС с числительными.

Один муравей – два муравья – пять муравьев и т.д.

  • «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Муравей (какой?) – маленький, трудолюбивый, быстрый, суетливый и т.д.

  • «Закончи предложение». Употребление косвенных падежей ИС в ед. числе.

Муравей сидел около …  .Божья коровка ползла по …  .

Жук спрятался под …  .Муха села на …  .

Гусеница сидела на … .Муха ползла по …  .

  • «Бывает – не бывает». Понимание логико-грамматических конструкций.

Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой.Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.

«Домашние электроприборы»

  • .«Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

 Телевизор – телевизоры – телевизоров (магнитофон, пылесос, люстра, телефон, радио, торшер, лампа, компьютер, холодильник, утюг, машина, плита, микроволновая печь, музыкальный центр, домашний кинотеатр, видеомагнитофон, плеер, принтер, сканер, миксер, фен, вентилятор, кондиционер, обогреватель, тостер, кофемолка, кофеварка, соковыжималка, кухонный комбайн).

  • «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Утюг – утюжок и т.д.
  • «Счет электроприборов». Согласование ИС с числительными.

Один пылесос – два пылесоса – пять пылесосов и т.д.

  • «Посчитай». Образование ИС и ИП мн. числа в родительном падеже.

Один цветной телевизор – два цветных телевизора – пять цветных телевизоровОдна хрустальная люстра – две хрустальные люстры – пять хрустальных люстрОдин высокий холодильник – два высоких холодильника – пять высоких холодильников.

  • «Скажи со словом «нет». Образование ИС в родительном падеже.

Видеомагнитофон – нет видеомагнитофона и т.д.

  • «Закончи предложение». Согласование слов по типу управления.

Мама стирает белье в …(стиральная машина).

Папа чистит ковер …(пылесос).

Дочь гладит одежду …(утюг)

Владик поджаривает хлеб в …(тостер).

Бабушка на кухне достает продукты из …(холодильник).

Даша готовит обед на …(плита).

Илья разговаривает с другом по …(телефон).

Фильмы и мультфильмы показывают по …(телевизор).

Арина читает книгу под настенной …(лампа).

«Одежда»

  • Образование относительных и притяжательных прилагательных: шелк – шелковый, лиса – лисья, мужчина – мужской.
  • «Скажи ласково» Суффиксальное словообразование: халат – халатик.
  • «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.  Образование множественного числа существительных (шапка – шапки)
  • Согласование числительных с существительными («Посчитаем одежду»)
  • Предложно- падежное управление: «Из чего сшита одежда?», «Без чего?» (род.п.), «Кому подарок?» (дат. п., «С какими деталями платье?» (тв. п.)

«Обитатели подводного мира»

  • Подбор родственных слов (Рыба).
  • «Скажи ласково» Суффиксальное словообразование: сом- сомик
  • «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.  Образование множественного числа существительных (акула - акулы)
  • Образование относительных и притяжательных прилагательных в реке – речные, в море - ….
  • Употребление предлогов. Составление предложений о рыбах по демонстрации действий.
  • Образование притяжательных прилагательных.  Д/и «Назови, чей, чья, чьё?»
  • Д/игра «сосчитай рыбок» (согласование имён существительных с числительными).
  •  Д/игра «Подбери признак»: Рыбка (какая?)-…
  • Родительный падеж множественного числа    Игра мячом «Скажи со словом  много»   (много лещей, окуней…)

«Продукты питания»

  • Образование относительных прилагательных (Продукты из муки – мучные, из молока – молочные. Каша из риса - …)
  • Образование существительных в разных падежах.
  • Родительный падеж множественного числа (В магазине много хлеба, молока, )

Игра мячом «Скажи со словом  много».

  • Тв. п. единственного числа (Я буду, есть хлеб с сыром. С чем кастрюля, если в ней … .).
  • «Сосчитай» Согласование числительных и существительных в роде, числе и падеже. (Один,2,5)
  • Образование существительных от словосочетаний (Мясо из свиньи – свинина)
  • Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида (режет – порезали, чистит –  почистили,…)
  • «Скажи со словом «нет». Образование ИС в родительном падеже ( хлеб – нет хлеба)

«Растения луга и сада»

  • Словообразование

- прилагательных от существительных (поле – полевой, ромашка – ромашковый)

- Прилагательных от словосочетаний (день с солнцем - солнечный)

 -Сложных слов (цветовод, подснежник)

  • «Скажи ласково» Суффиксальное словообразование: роза - розочка
  • «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.  Образование множественного числа существительных (ромашка - ромашки)
  • «Сосчитай цветы в букете»
  • «Подбери родственные слова»  к слову ЦВЕТОК, РОЗА          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы по формированию просодических компонентов речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Материал содержит разнообразные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование просодических компонентов речи у детей групп коспенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениям...

Примерное перспективное планирование работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей 6-7 лет в коррекционной группе с ЗПР.

Данное распределение лексических тем будет интересно начинающим логопедам. Лексические темы в течение года могут меняться....

Примерное перспективное планирование работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей 5-7 лет (ОНР-3 уровень)

Примерное перспективное планирование работы по формированиюлексико-грамматических категорий и развитию связной речиу детей 5-7 лет (ОНР-3 уровень)...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности №10

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности №10...

Перспективное планирование работы по формированию элементарной трудовой деятельности у воспитанников 2 группы раннего возраста общеразвивающей направленности

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующу...