Главные вкладки

    основные направления работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников
    консультация на тему

    Поздеева Анна Николаевна

    основные направления  работы по формированию грамматического строя речи дошкольника

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_na_temu.docx23.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

    ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

    МБДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №205

    ПОЗДЕЕВА АННА НИКОЛАЕВНА

              Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности. Грамматический строй состоит из двух разделов:

    • Словообразование
    • Словоизменение

    1.Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников:

    • Образование уменьшительно-ласкательных существительных
    1. В процессе коррекционно-логопедической работы сначала закрепляются словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом «-ик-». Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

    - без изменения звуковой структуры корня производного слова:

               Дом – домик

              Нос – носик

             Хвост – хвостик

     - с чередованием глухих и звонких звуков в корне

                Таз – тазик

                Сад – садик

               Клюв – клювик

    1. В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса «-чик-». Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

    - без изменения звуковой структуры корня производного слова:

             Забор – заборчик

            Шкаф – шкафчик

            Блин - блинчик

                   - с изменением звуковой структуры производного слова:

                             Рукав - рукавчик 

    1. Словообразование с использованием суффикса « -к-» производится в следующей последовательности:

    - без изменения звуковой структуры корня производного слова

              Лапа – лапка

             Мышь – мышка

    - с изменением звуковой структуры производного слова:

              Шуба – шубка

              Синица – синичка

             Крыльцо – крылечко

            Кольцо – колечко

    1. Словообразование существительных с использованием суффиксов «-очк-», «-ечк-», «-ичк-»

               Аня – Анечка

              Таня – Танечка

              Лента – ленточка

              Клумба - клумбочка

               Коса – косичка

              Вода – водичка

    1. Словообразование с использованием суффиксов «-оньк-», «-еньк-»

             Маша – Машенька

             Петя – Петенька

            Береза – березонька

           Дядя – дяденька

            Рука – рученька

          Нога – ноженька

    Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных

    1. Игра «Назови ласково »  

    Предложите детям картинки разных предметов и попросите «Назови ласково предмет». Например: стол – столик, нос – носик.

    1. Игра «Что где лежит»

    Скажите детям «Сахар лежит в сахарнице. А где лежит хлеб? (в хлебнице)»,конфеты…, салфетки…, песок…, сухари…, суп…

    1. Игра «Кто у кого?»

    Предложите детям «Вот у лисы – лисенок, а у мышки кто?, а у кошки? И т.д.»

    1. Игра «Один - много»

    Один – котенок, а несколько котята

    Один – зайчонок, а несколько зайчата и т.д.

    1. Игра «Семейка»

    Папа – медведь, мама кто? Медведица, а ребенок? Медвежонок

    Папа – ёж, а мама? Ежиха, а детеныш? Ежонок и т.д.

    1. Игра «Два брата ИК и ИЩ»

    ИК имеет маленький домик, а ИЩ имеет большой…домище

    ИК имеет маленький лобик, а ИЩ имеет большой…лобище

    1. Изменить слово по аналогии

    Свинья – свинина

    Баран - …

    Олень - …

    1. Назвать профессии по картинкам

    Кто носит багаж? (носильщик)

    Кто вставляет стекло? (стекольщик)

    Кто играет на барабане? И т.д.

    • Формирование словообразования глаголов
    1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

    - образование глаголов совершенного вида с помощью приставок  с-, на-, по-, про- (играть – сыграть, рисовать – нарисовать, обедать – пообедать, читать - прочитать)

     - образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов –ива-, -ыва-, -во- (застегнуть – застёгивать…)

         2. Дифференциация невозвратных и возвратных глаголов

                           Моет – моется

               Одевает – одевается

    1. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками в-, вы-, под-, от-, при-, у-, пере-, за-, от-, на-

                 Входит – выходит

                 Наливает – выливает

    Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования глаголов

    1.Различение глаголов совершенного и несовершенного вида

                     Мыла (руки) – вымыла (руки)

                   Рисовал (картинку) – нарисовал (картинку)

    2.Игра «Чем отличаются слова»

                 Качает – качается

                Причесывает – причесывается и т.д.

    3.Различие глаголов с приставками

               Входит – выходит – подходит – отходит

              Влез – залез – слез – перелез – подлез

    4.Добавить слово, обозначающее действие

                Птица из клетки (что делает?)…вылетает

                Человек через дорогу (что делает?)…переходит

    • Формирование словообразования прилагательных

    1.Образование притяжательных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов –ин-, -ов- (мамин, отцов), с использованием суффикса –й- (волчий, заячий)

    2.Образование качественных прилагательных с использованием суффикса –н- (грязный, холодный), с помощью суффиксов –ив-, -лив-, -чин-, -оват-, -еват- (ленивый, очаровательный)

    3.Образование относительных прилагательных с использованием суффиксов –ов-, -ев- (шёлковый, резиновый) и суффикса –н- (лимонный, морковный)

                  Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования прилагательных

    1. Игра «Чей хвост»

                 Хвост собаки – собачий

                 Хвост лисы - ….лисий и т.д.

    2.Игра «Правильно назови листья»

                 Лист дуба – дубовый лист

                 Лист березы - … лист и т.д.

    3.Игра «Что из чего сделано»

                  Стул, сделанный из дерева какой?   Деревянный

                  Гвоздь, сделанный из железа какой?....железный и т.д.

    4.Игра «Сравни предметы»

            Апельсин большой, а арбуз еще больше

            Крокодил длинный, а удав еще…длиннее

            Дом высокий, а небоскреб еще…выше и т.д.

    2.Формирование словоизменения у дошкольников

               Формирование словоизменения у дошкольников осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза. Рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала (словосочетание, предложение, связная речь). Можно выделить три этапа работы по формированию словоизменения у дошкольников. Первый этап – формирование простых по семантике форм:

           Существительные – дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа, а также отработка беспредложных конструкций единственного числа

             Глаголы – согласование существительного и глагола настоящего времени третьего лица в единственном числе.

    Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения:

              Существительные – понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа и закрепление беспредложных форм множественного числа

               Глаголы – дифференциация глаголов первого, второго, третьего лица настоящего времени и согласование существительного и глагола прошедшего времени в лице, роде, числе

               Прилагательные – согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.

    Третий этап – закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению менее продуктивных форм словоизменения.

               Существительные – употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа

               Прилагательные – согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах

               Глагольные словосочетания закрепляются в следующей последовательности:

    1. Предикат + объект, выраженный прямым дополнением (рисует дом, гладит собаку)
    2. Предикат + объект, выраженный косвенным дополнением существительным без предлога (рубит топором, дарит внучке)
    3. Предикат + локатив, выраженный существительным в косвенном падеже с предлогом (играет в саду, танцует на сцене)

    Игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных

    1.Игра «Что в магазине?»

           У меня – яблоко, а в магазине - …яблоки

           У меня шляпа, а в магазине - …шляпы

    2.Игра «Огород»

           Я посажу в огороде что?...капусту, морковку и т.д.

    3.Игра «Кто подберет больше слов»

           Что можно сшить? (платье, пальто, кофту)

            Что можно связать? И т.д.

    4.Игра «Что без чего?»

          Стул не бывает без чего? (без ножки или ножек, без спинки, без сиденья)  

          Кофта не бывает без чего?

           Дерево не бывает без чего?

    5.Игра «Кому что дадим» 

               Сено дадим кому?

               Молоко дадим кому?

               Конфеты дадим кому?

    6.Игра «Кому что нужно» 

               Весы нужны кому?

               Молоток нужен кому?

               Кисть нужна кому?

    7.Игра «Два и пять»

               Два – огурца, а пять - …огурцов

               Два – ножа, а пять - …ножей и т.д.

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

    ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

    ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ /СРЕДНЯЯ ГРУППА/ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и ...

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

    Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей с...

    Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

    В данной статье представлено поэтапное формирование грамматического строя речи с подробными примерами у детей старше-подготовительного возраста с ТНР....

    Практический материал для работы по формированию грамматического строя речи и словаря у дошкольников

    Ежегодно проводимые обследования речи детей выявляют грамматические категории, в которых дети допускают наибольшее колличество ошибок. Практический материал, представленный в виде карточек с упражнени...

    Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".

    В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....

    1. Консультация «Как правильно организовать работу по формированию грамматического строя речи у дошкольников»

    Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова. т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами.Св...