Главные вкладки

    Практический материал для работы по формированию грамматического строя речи и словаря у дошкольников
    методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

    Махова Вера Викторовна

    Ежегодно проводимые обследования речи детей выявляют грамматические категории, в которых дети допускают наибольшее колличество ошибок. Практический материал, представленный в виде карточек с упражнениями на развитие словаря и грамматики у старших дошкольников поможет логопедам, воспитателям и родителям в развитии речи и преодолении аграмматизмов у детей. 

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Практический материал для работы по формированию грамматического строя речи и словаря у дошкольников.

    В.В. Махова, учитель-логопед,

    МАДОУ «Центр развития ребенка –детский сад №39»,

    г. Петропавловск-Камчатский

    Своевременное формирование  словаря и грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его важнейших психических процессов: мышления, памяти, восприятия, эмоций.

    Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к успешному изучению языка в школе.

    Трудности в овладении грамматической стороной речи объясняются:
    постепеннмы  и самостоятельным усвоением ребенком грамматического строя речи; возрастными закономерностями развития нервной деятельности ребенка; сложностью грамматической системы русского языка; интуитивным употреблением ребенком  грамматических значений.  

    Ежегодно проводимые обследования речи детей общеобразовательных групп помогли выявить часто встречающиеся нарушения грамматики и словаря  у детей. Большое Ежегодно проводимые обследования речи детей общеобразовательных групп помогли выявить часто встречающиеся нарушения грамматики и словаря  у детей. Большое колличество ошибок допускают при образовании следующих грамматических категорий:

    колличество ошибок допускают при образовании следующих грамматических категорий:

    • Образовании формы Родительного падежа множественного числа имен существительных. Например: много «кроватяв», «ух», «лампов», «гнездов» и т.д.
    • Образовании притяжательных прилагательных. Например: «заичин хвост», «лисячие уши», «волкина добыча » и т.д. 
    • Образовании относительных прилагательных.  Например: шапка из шерсти - «шерстиная» или «шерстная» шапка, игрушка из глины - «глиновая», продукты из муки - «мукинные » и т.д. 
    • Изменении существительных в Именительном падеже по числам. Например: перо - «пёрья», ухо - «ухи», рот - «роты», стул - «стулы» и т.д. 
    • Образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных. Например: ведро - «вёдрочко», стул - «стулик», стол - «стольчик» и т.д 
    • Согласовании существительных и числительных. Например: пять «карандашов», «тетрадяв», «яблоков», «стулов» и т.д.)
    • Подборе антонимов и синонимов.
    • Названии частей целого предмета.
    • Образовании глаголов-звукоподражаний.  Например: курица «кокает», гусь «гагает», лошадь «игогочет» и т.д. 
    • Названии детенышей животных.
    • Названии частей целых предметов.

    Цели, стоящие перед педагогами  в работе по расширению словаря и формированию грамматического строя речи:

    • Научить детей точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов; их свойства и качества, строение;
    • Научить осознанно использовать слова, обозначающие обобщения;
    •  Развивать умение сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять на их основе предметы;
    • Формировать умение замечать грамматические ошибки в речи и исправлять их; самостоятельно активно использовать различные грамматические формы.

    Конечно, специальных занятий недостаточно для решения всех задач развития речи, поэтому огромная работа должна проводиться вне занятий (на прогулке (организация наблюдения, подвижные игры), в быту, в играх, самостоятельной деятельности) . Развитие речи ребенка-дошкольника, это ежедневный и кропотливый труд. Необходимо постоянно обращать внимание на особенности их речевого развития и  исправлять ошибки в речи детей, помогать найти их.

    Далее представлены упражнения и игры на развитие лексики и грамматики для детей старших и подготовительных групп. Все эти задания подбирались соответственно циклограмме, т.е. понедельному перечню лексических тем, по которому ведется работа в нашем детском саду.

    Многие из упражнений повторяются из темы в тему, меняется только материал. Почему?

    Во-первых, выбраны упражнения на формирование тех грамматических категорий, которые дети по многолетним наблюдениям, наиболее часто нарушают.  Данные грамматические категории являются очень сложными для детей. Причины мы обговорили  выше. Поэтому, когда мы работаем над новой лексической темой и вводим новый словарь, то и грамматические формы необходимо отработать по данной  теме.

    Во-вторых, упражнения подбирались согласно целесообразности использования их при работе над данной конкретной лексической темой. Например, если идет работа над лексической темой «Армия» или «Профессии», то усиленное внимание образованию относительных прилагательных мы не уделяем, т.к. трудно набрать их достаточное количество. Зато можно отработать категорию родительного падежа множественного числа существительных (пограничник – много пограничников);  уделить большое внимание подбору синонимов (смелый –храбрый- отважный) и антонимов (мир-война).

    Грамматические  и лексические задания, игры и упражнения для детей старшей и подготовительной групп.

    Золотая осень. Деревья.                                        

                                                                                         

    1. Игра «Осенний листок».

    (Придумать  как можно больше слов - действий, которые помогут рассказать о том, как опадают осенние листья и запомнить их.)

    Листья опадают, …………………….., ……….…………, ……………………………, ………………………..………, ………………………….

    2. Закончить предложения.

    Образец. Дождь льет. - Дожди  льют.

    Лист опадает. – Листья ……………..      Птица улетает. – Птицы …………………………

    Ветер дует. – Ветры ……………………         Цветок вянет. – Цветы …………………..….…

    Трава пожухла. – Травы …………….       Облако плывет по небу. – Облака ……………….

    3. Игра «Узнай по описанию» (Ребенок должен узнать дерево по описанию и назвать его. Повторить  с ребенком, что можно сказать о каждом этом дереве).

    Сильный, могучий, крепкий, высокий – это ……………                                                                                                                                                                                                                                           Зеленая, колючая, пушистая, стройная - …………………

    Белоствольная, стройная, высокая, кудрявая - ……………

    4. Игра «Назови слова-неприятели». 

    Большой – маленький,        длинный - ……………...….,   сухой  - ………………..,     холодный - ……………….., тонкий - ……………….,   горький - ………………, старый - ……………,  темный -……………, грязный - …………….,    горячий - …………… 

    5. Игра «Слова-друзья».

    Образец. Большой дуб – огромный дуб.

    Свежий ветер - …………………………………....  ветер.

    Прекрасная роща - ………………………….……… роща.

    Увядшие цветы - ………………………..……….…. цветы.

    Горячее солнце - ………………………………..….  солнце.

    6. Игра «Какую мы видели рощу?»

    Образец. Роща, где растут березы – какая? – березовая.

     Роща, где растут осины – какая? - ………………………...

    Роща, где растут дубы – какая?  - …………………....….…

    Роща, где растут клены – какая? - ………………..….……

    Роща, где растут тополя – какая? - …………………….…..

    Роща, где растут липы – какая? - ……………………….….

    7. Игра «Как выглядит дерево?»  (Вспомнить, какие части есть у данных деревьев  и запомнить).

    Образец. У березы есть корень, ствол, ветки, листья, «сережки», почки.

    У тополя есть ………………………………………....…………………………………………………………Уели есть …………………………………….………………………………………………………………

    У яблони есть …………………………………………….………………………………………………………

    У дуба есть ……………………………………………………………………………………………………

    8. Изменить слова по образцу.

    один (одна)                                    

         четыре    

          восемь

    тополь    

         тополя    

        тополей

    береза  

    дуб

    рябина  

    сосна

    ель

    липа

    лиственница  

    Овощи. Огород.  

                                                                             

    1. Изменить слова по образцу.

    Образец. Кабачок – кабачки.

    Огурец - …………………..…          Помидор - ……………….

    Морковка - …………….….              Перец - ………………….

    Тыква - …………………….…         Редиска - ………………...

    2. Перечислить овощи, у которых мы едим то, что растет над землей, - «вершки», и овощи, у которых мы едим то, что растет в земле, – «корешки».

    Вершки – у укропа, …………………………………………………………………………..…

    Корешки -  у моркови, ………………………………………………………………………..

    3. Игра «Готовим суп и борщ». Дать  названия овощей, из которых вариться борщ и овощей, из которых вариться суп.

    Я положу в борщ ………………………………………………………………..………….

    Я положу в суп ……………………………………………………………………………..…

    4. Игра «Сколько овощей?».  Изменить слова по образцу.

    Образец. Один огурец. Пять огурцов.

    Один помидор. Пять ………………………………….….

    Одна морковка. Пять ……………………………….…...

    Одна репа. Пять …………………………………….…..….

    Одна свёкла. Пять ……………………………….……....

    Один перец. Пять ……………………………………….….

    Одна тыква. Пять ………………………………….……..…

    5. Игра «Большой – маленький». Как овощ будет называться, если станет маленьким.

    Образец. Картошка – картошечка.

    Баклажан - …………………..…  свёкла - ……………..…..

    Свекла - ………………………..   луковица - …………..….

    Морковь -………………………   капуста - ……………..…

    Огурец - ……………………..…   помидор - ………………

    6. Игра «Собираем урожай». Назвать слова – действия, которые нужно выполнить, чтобы собрать овощи на огороде.

    Образец. Я дергаю морковь. 

    Я ………………………………………….…… капусту.

    Я ……………………………………………….. горох.

    Я ………………………………………………. картошку.

    Я ……………………………………………….. помидоры.

    Я ………………………………………..……….  репу.

    7. Игра «Урожай». Какие действия нужно выполнить для того, чтобы вырос урожай.

    Вскопать землю, ………………………………………………………………………..…

    8. Игра «Какого цвета овощ?»

    Образец. Баклажан – фиолетовый.

    Помидор - ……………………….………………………..…

    Морковь -…………………………………………….…..…

    Картофель - ……………………………………………..….

    Укроп - ………………………………………………...…….

    Свекла - ……………………………………………...………

    Репа - ………………………………………………...………

    9. Игра «Какой получится салат?» (Какой салат получится из данных овощей).

    Образец. Из картофеля я сделаю картофельный салат.

    Из капусты я сделаю …………………..….…..…….  салат.

    Из огурцов я сделаю …………………………….….   салат.

    Из свеклы я сделаю …………………………….…..    салат.

    Из помидоров я сделаю ……………………….…… салат.

    Из моркови я сделаю ……………………………….   салат.

    Фрукты. Сад.

                                                                                       

    1. Игра «Деревья в саду» (Образовать слова-действия по образцу) 

    Образец. Яблоня растет  - яблони (что делают?) растут.

    Груша цветет – груши ………………………………..….…

    Фрукт созревает – фрукты ………………………….……

    Плод пахнет – плоды …………………………………...….

    Апельсин спеет – апельсины ……………………..…..

    2. Игра «Какой получится компот?»

    Образец. Из яблок я сварю яблочный компот.

    Из груши я сварю ………..………….….…….      компот.

    Из апельсинов я сварю …..…………….……..…... компот.

    Из мандаринов я сварю ……..…………………..... компот.

    Из персиков я сварю …………..…………………    компот.

    Из абрикосов я сварю ……………..………..….….  компот.

    3. Игра «Что мы купили в магазине?»

    Образец. (яблоко) В магазине мы купили много яблок.

    (груша) В магазине мы купили много ……………….….…

    (слива)  В магазине мы купили много ………………....…..

    (лимон) В магазине мы купили много ………………….…

    (апельсин) В магазине мы купили много …………….……

    (мандарин) В магазине мы купили много …………………

    4. Игра «Какие фрукты я люблю?» (Придумать как можно больше красивых слов для того, чтобы описать фрукты).

    Образец. Я люблю яблоко – оно сладкое, вкусное, румяное, аппетитное, свежее (и т. д.)

    Я люблю банан – он ……

    Я люблю апельсин – он ……

    Я люблю грушу – она ……

    5. Игра «Какого цвета фрукт?» (Перечислить как можно больше фруктов, которые бывают данного цвета).

    Красного цвета - ……………………………………………..

    Желтого цвета -………………………………………………

    Зеленого цвета - …………………………………………..…

    Оранжевого цвета - …………………………………..…….

    Желто-красного цвета - …………………………….……

    Желто-зеленого цвета - ………………………………..…

    Грибы. Ягоды. Лес.

                                                                   

    1. Игра «Каким бывают рощи?»

    Образец. Если в роще растут березы, то как называется эта роща? – березовая роща.

    Если в роще растут дубы, то как называется эта роща? – …………………………. роща.

    Если в роще растут осины, то как называется эта роща? –…………………………..роща.

    Если в роще растут ивы, то как называется эта роща? –…………………………..….роща.

    Если в роще растут клены, то как называется эта роща? – ………………………... роща.

    2. Игра «Где растет ягода?»

    Образец.  Рябина  растет на дереве.

    Земляника растет …………………………………………

    Малина растет ………………………………………………

    Жимолость растет …………………………….…………

    Калина растет ………………………………………………

    Ежевика растет …………………………………...………

    Брусника растет ……………………………………………

    3. Игра «Какой бывает лес?»

    Образец.  Лес, в котором растут лиственные деревья (какой?) – лиственный лес.

     Лес, в котором растут хвойные деревья (какой?) – …………………………………….лес.

     Лес, в котором смешались хвойные и лиственные деревья (какой?) - ………………………….лес.

    4. Игра «Вкусные грибы». (Вспомнить как можно больше слов-действий, которые можно выполнять с грибами)

    Мы грибы ищем, собираем, …………………………, ………………….………, ………………………………….., ……………………..….., ………………………………….., ………………………………………

    5. Игра «Какое получится варенье?»

    Образец. Из ежевики я сварю ежевичное варенье.

    Из малины я сварю …………………………….….   варенье.

    Из земляники я сварю …………………………..      варенье.

    Из брусники я сварю ………………………..…         варенье.

    Из рябины я сварю …………………………...…       варенье.

    6. Игра «Какого цвета грибы?»

    Образец. Опята коричневые.

    Сыроежка - ……………………………………….…………

    Подосиновик - ……………………………….……………..

    Подберезовик- ………………………………..…………….

    Маслята- ………………………………………..………..….

    Лисичка- ………………………………………..……..…….

    Мухомор - …………………………………………….……

    Одежда.

                                                                   

    1. Образовать новые слова.

    Образец. Одежда для занятий спортом (какая?) – спортивная. 

    Одежда, которую носят зимой (какая?) - ………..……..…

    Одежда, которую носят весной (какая?) - …………….…..

    Одежда, которую носят летом (какая?) - ……………....…

    Одежда, которую носят осенью (какая?) - ………………..

    Одежда, в которой всегда тепло (какая?) - …………...…

    Одежда, в которой всегда удобно (какая?) - ……...……

     

    2. Дополнить предложения по образцу.

    Образец. Если у тебя оторвалась пуговица – её надо пришить.

    Если оторвался подол юбки – его надо …………….…….

    Если порвались колготки – их надо ……………………...

    В брюки молнию надо …………………………………….

    Цветными нитками на воротничке ты можешь ………… цветочки.

    3. Игра «Магазин одежды».

    Образец. (рубашка) – В магазине продают много рубашек.

    (майка) – много ………...   (платье) – много …………..….

    (носки) – много …………    (юбка) – много ………….…....

    (брюки) – много …………   (кофта) – много …………….…

    (шорты) – много …………   (пальто) – много ……………..

    (шуба) – много ……………   (куртка) – много …………...

    4. Игра «Назови ласково»

    Образец. Рукава – рукавчики.

    воротник - …………………,  манжеты - …………...…..…,

    карман -…………………….,  пуговицы -………..………..,

    завязки - …………………...,  кнопки - …………..……..…,

    оборки - ……………………,   пояс - …………………..…...

    5. Игра «Какая бывает одежда?» (Ответить на вопросы: какой? какая? какое? какие?)  

    Образец. Платье из шелка (какое?) – шелковое.

    Шуба из меха (какая?) - ……………………………...….….

    Колготки из капрона (какие?) - …………………….…...

    Кофта из шерсти (какая?) - ……………………………..….

    Куртка из кожи (какая?) -………………………………..….

    Перчатки из резины (какие?) -…………………………...

    Платье из ситца (какое?) - ………………………...….……

    6. Игра «Назови ласково».

    Образец. Кофта – кофточка.

    Юбка - …………………     Платок - ………………….……

    Сарафан - ………………   Майка - ……………….………

    Пальто - ……………….     Платье - ……………….………

    Шарф - ………………..      Брюки - ……………………….

    Халат - …………………      Носки - ………………………..

    Свитер - ……….……..      Куртка - …………………..….

    Обувь.  

                                                                       

    1. Вставить в предложения пропущенные слова-действия, запомнить эти слова.

    Образец. В обувном магазине мама  купила сапоги.

    Сапожник ………………………………………...…. обувь.

    Резиновые сапоги не …………………………...….. в воде.

    Когда идешь гулять, ботинки надо ……………………….

    Когда придешь домой,  ботинки надо ……………………..

    2. Игра «Назови ласково».

    Образец. Подошва – подошвочка.

    Шнурок - …………………..,     замок - …………...………,

    каблук - …………………….,    ремешок - ………..………,

    носок - ………………………,   застежка - ………..…….... 

    3. Игра «Какая бывает обувь?» (Ответить на вопросы: какой? какая? какое? какие?)  

    Образец. Калоши из резины (какие?) – резиновые.

    Туфли из кожи (какие?) - …………………………………..

    Сапоги из  меха (какие?) - ………………………..…….…. 

    Ботинки из замши (какие?) - ………………………………..

    4. Игра «Обувной магазин».

    обувь

    В магазине много обуви.

    туфли          

    В магазине много ….

    босоножки

    В магазине много …

    тапочки      

    В магазине много  …

    сапоги        

    В магазине много …

    валенки      

    В магазине много …

    кроссовки  

    В магазине много ….

    кеды          

    В магазине много …

    ботинки

    В магазине много …

    5. Игра «Дополни предложения». (Дополнить предложения, используя названия обуви).

    Образец. Летом мы обуваем босоножки, туфли, сандалии..

    Осенью и весной  мы обуваем …………………………..…..

    Зимой мы обуваем ………………………………………………….

    Дома мы носим ……………………………………………………….

    Для занятий спортом мы обуваем ………………………… 

    6. Игра «Какая бывает обувь».

    Образец. Обувь, которую носят зимой, называется зимняя.

    Обувь, которую носят летом , называется ……..….………

    Обувь, в которой удобно, мы называем ………….……….

    Обувь, в которой тепло, мы называем ……………...….….

    Обувь для занятий  спортом, называется …………….……

    Обувь для детей называется ………………………….…….

    Обувь для женщин называется …………………………….

    Обувь для мужчин называется …………………………….

    Перелетные птицы.

                                                                                             

    1. Игра «Назови ласково»

    Образец. Птица – птичка.

    Журавль - ……………………………….….………………

    Скворец - ……………………………………….……………

    Кукушка - ………………………………………..……….…

    Соловей - …………………………..……………………….  

    Утка - ……………………………….…………………………

    2. Найти ошибку и исправить ее, повторить предложение правильно.

    Образец. Осенью надо на юг улетать птицы (птицам).

    В стаи надо собираться журавли (…………….….………)

    Улетать в теплые края надо ласточки (………….……….)

    Улетать в теплые края надо грачи (……………….……..)

    3. Игра «Кто как кричит?»

    Образец. Кукушка кукует.

    Утка …………………………………………..….……….…

    Журавль …………………………………………………..

    Гусь ……………………………………………………….…

         

    4. Игра «Какие бывают птицы?» .

    Образец. Ласточка –  быстрая,  шустрая, трудолюбивая, заботливая.

    Кукушка -…………………………………………………

    Скворец -…………………………………………………

    Лебедь -…………………………………………………...

    Гусь -…………………………………………………..….

    Утка - ………………………………………………..……..

    Журавль -…………………………………………….....……

    5. Игра «Стаи птиц осенью».

    Образец. Стая  гусей  - гусиная.

    Стая лебедей - ………………….………………….…….

    Стая журавлей - ……………………………………….…

    Стая уток - ……………………………….……..……………

    Стая  гусей -………………………………………………….

    Стая соловьев  - …………………………………………

    6. Изменить  слова по образцу.

    Образец. Две птицы – пять птиц.

    Две кукушки – пять ………………………………..…………

    Два лебедя  – пять ………………………………………….

    Два журавля – пять …………………………………..…..….

    Два грача – пять …………………………………....…….

    Два скворца – пять …………………………………………….

    Две ласточки – пять …………………………………………….

    7. Игра «Каких птиц много?»

    Образец. Журавль – много журавлей.

    Кукушка – много …………………………..………….……

    Лебедь – много ……………………………………………..

    Утка – много ………………………………………….…….

    Скворец – много ………………………………………..….

    Грач – много …………………………………………..…….

    Соловей – много ………………………………………..….

    Поздняя осень.      

                                                                                   

    1. Изменить слова по образцу.

    Образец. Лес – леса.

    дерево - ………………….          куст - ………………………

    трава - ……………….….           холод - ……………….…....

    заморозок - ……………...           ветер - ………………….….

    туча - ………………….              земля - …………………...

    дождь - ………………....            снег - ………………..…….

    лед - …………………….             иней - ……………….….…

    2. Ответить на вопросы.

    Образец.  День, когда идет дождь – какой? – дождливый.

    День, когда дует ветер – какой? - ………………….….……...

    День, когда пасмурная погода – какой? - ……….……..…

    Дождик, который идет осенью – какой? - ………..……….

    Погода, когда часто идут дожди – какая? - ……………….

    Погода, когда часто дуют ветры – какая? - …………...….

    Солнце, которое светит осенью – какое? - ………..………

    3. Игра «Подбери слова-действия».

    Образец. Осень …. наступила, пришла.

    Листья …………………………………………………….….

    Травы ………………………………………………………...

    Цветы …………………………………………………….…..

    Ветра …………………………………………………..……..

    Дожди ……………………………………………………..…

    4. Подобрать по три названия предметов к словам.

    ОСЕННИЙ         ОСЕННЯЯ           ОСЕННЕЕ                ОСЕННИЕ

        воздух                обувь                      поле                              цветы

    ………….               ……………             ……………..            …………….

    …………..              ……………              ……………             …………….

    …………..              ……………              …………..              …………….      

    Домашние птицы.          

                                                                         

    1. Игра «Кто как голос подает?»

    Образец: Индюк балбочет:  «бл-бл».

    Курица …………………………………………………

    Петух  ………………………………………………...

    Утка  …………………………………………………...

    Гусь…………………………………………………..…

    2. Игра «Назови родителей».

    У цыпленка мама…………….., а папа …………..…....

    У утенка мама………………..…, а папа …………….…….

    У гусенка мама ………………...., а папа ………….……

    У индюшонка мама ……………, а папа …………….……

    3. Игра «Один – много».

    Образец. Курица – много кур.

    Петух –      много ………………………………......……

    Гусь –        много ……………………………………....….

    Гусыня –    много …………………………..……….….…

    Индюк –     много………………………………….…..….

    Индюшка – много ………………………………………..

    Утка –         много ……………………………………..….

    Селезень –  много…………………………………………

    4. Игра «Чьи перья? Чей клюв?».

                                 

       клюв                                    

       голова  

        перья

    у гуся      

      гусиный  

      гусиная  

      гусиные

    у курицы  

    у петуха

    у  утки      

    у индюка

    5. Игра «Назови птенцов».

    Образец. У индюшки – индюшонок.

    У курицы - ………………………………………………..

    У гусыни - …………………………..………………..….

    У утки - ………………………..……………………………

    6. Игра «Отгадай, чьи лапки».

    Образец. У гусенка  - гусиные.

    У утенка - …………………………

    У цыпленка - ……………………

    У индюшонка - …………………

    Зима.

    1. Игра «Назови ласково».

    Образец. Зима – зимушка.

    Снег - ……………………       Лед ……………………

    Мороз - ………………….       Ветер - ………………

    Холод - …………………..      Сосулька - …………

    Туча - …………………….      Солнце - …………….

    2. Игра «Подбери слова». Придумать 5-6 слов-действий, которые помогут рассказать о том, как падают снежинки.

    Снежинки вьются, …,  … , … , … , … , … .

    3. Прослушать рассказ, ответить на вопросы полными предложениями, используя слова-действия: «выбежала», «побежала», «убежала».     

    Лиса.

    Выбежала на полянку рыжая лиса. Побежала к реке попить водички. А на реке лед. Убежала лиса к себе в нору, только хвост мелькнул.

    Кто выбежал на полянку? Куда побежала лиса? Что было потом?

    Пересказать текст.

    4. Изменить слова по образцу.

    Образец. Санки – на санках.  Снег – о снеге.

    Коньки – на…………….….    Каток – о …………….……

    Лыжи – на …………………    Мороз – о …………….……

    Горки – на …………………    Зима – о …………….……..

    Ледянки – на ………………  Вьюга – о …………...…….

    Зимующие птицы.  

    1. Игра «Кто как кричит?»

    Образец. Ворона  каркает.

    Филин ………………………………………………..…...….

    Сорока  …………………………………………………..…..

    Воробей  ………………………………………………..……

     Голубь …………………………………………………...…. 

    2. Игра «Назови ласково» .

    Образец. Птица – птичка.

    Воробей  - ………………………………………..……….

    Синица - ……………………………………….……………

    Сова - ………………….………………………….………….

    Ворона - ……………………................................

     

    3. Игра «Какие бывают птицы?»

    Образец. Снегирь – яркий, быстрый, смелый, шустрый.

    Ворона -……………………………………………..………..

    Воробей -…………………………………………………....

    Сорока -………………………………………………….......

    Дятел - …………………………………………………….....

    4. Игра «Каких птиц много?»

    Образец. Воробей – много воробьев.

    Ворона – много ………………………..…………..…….

    Сорока – много ………………………………………..….

    Дятел  - много …………………………………………....

    Сова – много ……………………………………………….

    Синица – много ………………………………………….

    Голубь – много …………………………………………..

    Снегирь – много …………………………………………

    5. Изменить слова по образцу.

    Образец. Две птицы – пять птиц.

    Две сороки – пять ………………………………….….….

    Две синицы – пять …………………………………………

    Два снегиря – пять …………………………………………

    Два воробья – пять …………………………………………

    Два дятла – пять …………………………………………….

    Новый год.

                                                                                   

    1. Игра «Каких игрушек много на елке?»

    Образец. Конфета – много конфет.

     Шары – много ………………………..…………..……..

    шишки – много ………………………………………..….

    сосульки  - много ……………………………………....

    колокольчики – много ………………………………

    фонари – много ……………………………………….…

    свечи – много …………………………………………..…

    бусы – много ………………………………………….....

    2. Предложите ребенку внимательно прослушать начатое вами предложение и закончить его, дополнив словом – действием.

    Образец. В лесу … (выросла) елка.

    Дед Мороз …………………………..…..….…. елку в лесу.

    Папа ………………………………………..….. елку домой.

    Дети стали ………………………….………..……….. елку.

    В Новый год все друг друга ………………………….…….

    3. Образовать слова, отвечающие на вопрос какой? (какая? какое? какие?).

    Образец. Если на улице мороз, то день (какой?) … морозный.

    Если елку нарядить, то елка (какая?) …………………..….

    Если у ребенка радость, то ребенок (какой?) ………….….

    Если игрушки для елки, то игрушки (какие?) ………….…

    Если получить подарок – счастье, то ребенок (какой?) ….

    4. Подобрать к данным названиям предметов слова, отвечающие на вопрос какая? (какой? какие?)

    Образец. Елка (какая?) – большая, зеленая, колючая, нарядная.

    Подарки(какие?)..........................................

    Игрушки (какие?)……………………………………..…

    Огни (какие?) ………………………………………………

    Салют (какой?)………………………………..……...…

    Снегурочка (какая?) …………………………..………

    Дед Мороз (какой?) ………………………………..…

    Фонарики (какие?) ………………………………..……

    Зимние забавы.    

    1. Предложите ребенку внимательно прослушать начатое вами предложение и закончить его, дополнив словом – действием.

    Образец. На землю …. (выпал) белый пушистый снег.

    Над землей ……………………………. веселые снежинки.

    Ребята пришли ………………………  с горы на санках.

    Дети ………………………………….…….  снежки.

    Санки весело …………………………… с горы.

    Петя быстро …………………………..… на лыжах. 

    2. Подобрать к данным названиям предметов слова, отвечающие на вопрос какая? (какой? какие?).

    Образец. Снег (какой?) … холодный, белый, мокрый, мягкий.

    Снежинки (какие?) ……………………………………….

    Метель (какая?) ……………………………………..…..…

    Заносы (какие?) ……………………………………..…..….

    Сугробы (какие?) ……………………………………………

    Каток (какой?) …………………………………………..…. 

    3. Вставить «маленькое слово»: к, на, с, в, за, из-за.  (Прочитать предложение без предлога. Ребенок должен добавить в предложение маленькое слово – предлог и повторить все предложение). Текст пересказать.

    Утром ребята подошли …… горке.   Горка за ночь замерзла. Они стали кататься …. санках …..  горы. Потом стали играть …  снежки. Петя прятался ….   кустом. Ребята его позвали. Он вышел …….  куста.

    4. Игра «Сколько стало?»

    Образец. Было две елки – стало пять елок.

    Было две горки – стало пять …………………….…………

    Было два катка – стало пять …………………….…….……

    Было два подарка – стало пять ………………….………

    Было две игрушки – стало пять ……………….…..……

    Было две конфеты – стало пять ………………………..

    5. Прослушать рассказ. Ответить на вопросы полными предложениями, используя слова: «первые», «вторые», «трое», «обе», «пятеро». Пересказать текст.

    На горке.

    Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Во дворе построили горку. Трое мальчиков с лыжами первыми прибежали на горку. Вторыми пришли две девочки. Обе девочки были с санками. На горке стали кататься пятеро ребят. Всем пятерым было очень весело.

    1. Какое время года наступило?   2. Какой выпал снег?

    3. Что построили во дворе?          4. Кто первым прибежал на горку?

    5. Кто вторым пришел на горку?  6. На чем стали кататься  девочки? 7. Сколько ребят стало кататься на горке?

    6. Игра «Чего много зимой?»

    Образец. Снег – много снега.

    Лед – много …………………………………………....….

    Горка – много ………………………………………………

    Санки  - много ………………………………….…..………

    Лыжи – много ……………………………………..….….…

    Коньки – много ………………………………………...….

    Сугробы – много ………………………………………..…

    Сосулька – много……………………………………..….

    Хлопушка – много …………………………………....…

    Дикие животные.  

    1.Игра «Кто как кричит?» 

    Образец:  Тигр – рычит.

    Волк - ………………….        Медведь - ………….……….

    Лиса - ………………….        Ёж - ……………………....…

    Кабан - ……………….. 

    2. Игра «Кто чем защищается?» (Вспомнить, чем защищаются дикие животные от врагов в лесу).

    Образец. Волк защищается клыками и когтями.

    Олень …………………………………………………..…

    Медведь ……………………………………………..…

    Ёж - ……………………………………………………....…

    Кабан - ………………………………………………………

    Заяц - …………………………………………………………

    3. Описать в нескольких словах внешний вид и характер диких животных:

    Образец. Лиса – рыжая, хитрая, проворная, шустрая.

    Волк - ……………………………………………………..…

    Медведь - ………………………………………………...

    Заяц - …………………………………………………………

    Кабан - ……………………………………………………….

    Лось - …………………………………………………...……

    Белка - ……………………………………………………….

    Мышь - …………………………………………………..…. 

    4. Сказать правильно.

    Образец.  Было две белки – стало пять белок.

    Было две лисы – стало пять ………………………..…....

    Было два зайца – стало пять ………………………….....

    Было два волка – стало пять ………………………….....

    Было два медведя – стало пять ……………….…..…….

    Было два ежа - стало пять ………………………..…….….

    Было два бобра -  стало пять ……………………..….…..

    Было два лося – стало пять ……………………………..….

    5. Игра « Назови детенышей».

    Образец. У волка – волчонок.

    У оленя - ……………………   У зайца - …………………..

    У медведя - ………………… У белки - …………………

    У лисы - …………………...    У лося - ………………….….

    У мыши - ………………….    У кабана - ………………..…

    6. Игра «Один – много».

    Образец.  Лиса – много лис.

    Волк – много ………………      Ёж – много ……………...…

    Медведь – много …………… Заяц – много ………….…..

    Белка – много ………………    Кабан – много ………..……

    Олень – много……………..     Лось – много …………....…

    7. Игра «Чьи уши, чей хвост?»

      хвост

      морда

          уши

    У оленя

     олений

      оленья

       оленьи

    У лисы

    У медведя

    У зайца

    У белки

    У волка

    8. Игра «Малыши».

    Образец. Зайчонок и зайчонок – это зайчата.

    Медвежонок и медвежонок – это ……………………

    Бельчонок и бельчонок – это ………………...…………

    Лисенок и лисенок – это ………………………..………….

    Ежонок и ежонок – это …………………………..…………

    Лосенок и лосенок – это …………………………..……….

    Олененок и олененок – это …………………………..…

    Тигренок и тигренок – это …………………………………

    9. Игра «Назови родителей малыша» .

     детеныш

              мама

              папа

    лисенок

            лиса

             лис

    медвежонок

    волчонок

    зайчонок

    лосенок

    ежонок

            

    10. Игра «Кто где живет?» .

    Образец. Волк живет в логове.

    Лиса живет в …………………………………………..…….

    Медведь живет в ………………………………………....

    Бобр живет в …………………………………………….…..

    Белка живет в ………………………………………...…….

    Ёж живет в ………………………………………….…………

    Заяц живет под ……………………………………...……

    Домашние животные.  

    1.Игра «Кто как голос подает?»

    Образец. Корова  мычит: «му-у».

    Свинья …………………………………….…………….…..

    Собака …………………………………….………………...

    Кошка ……………………………………………………..…

    Овца ………………………………….…………………..…..

    Коза ………………………………….…………………….....

    Лошадь……………………………….……………………… 

    2. Игра «Для кого этот  домик?»

    Образец. Конюшня нужна для коней.

    Свинарник нужен для ………………………..……...…….

    Телятник нужен для ………………………..…..……….….

    Коровник нужен для …………………..……..…..…….….

    Будка нужна для ………………………………………………..

    3. Игра «Кто как выглядит?» (Вспомнить, какие части тела есть у домашних животных).

    Образец. Части тела у коровы – голова (рога, уши, глаза, нос, рот), туловище, ноги, копыта, хвост, вымя.

    У лошади - ……………………………………………………

    У свиньи - ……………………………………………………

    У кошки - ……………………………………………………

    У козы - ………………………………………………….… 

    4. Игра «Семьи животных». Назвать членов семей различных домашних животных.

    Образец.  Корова, бык, теленок.

    Свинья, …………………..…,   ……………………..

    Овца, ………………………..,   ……………………..

    Лошадь, ………………….…,   ……………..………

    Коза, ……………………..….,   ……………..………

    Собака, …………………….. ,   ……………………..

    5. Игра «Назови детенышей животных» .

    Образец.  У овцы – ягненок.

    У козы - ……………………   У кошки - ………………......

    У коровы - …………………   У свиньи - …………….……

    У лошади - …………….….     У собаки - ………………….

    6. Игра «Чьи уши? Чей хвост?» .

    хвост

    лапа (нога)

    уши

    у кошки

    кошачий

    кошачья

    кошачьи

    у собаки

    у лошади

    у коровы

    у осла

    у барана

    Профессии.  

    1. Игра «Кто что делает?» Вставить в предложения слова, необходимые по смыслу.

    Образец. Рыбу ловит рыболов.

    Лес рубит ……………….   Пчел разводит …………..…. Трубы чистит …………… . Землю копает ……….….….. Коров доит ………………  Печь кладет …………….….. Стекла вставляет ………………… На кране работает ………………  Животных дрессирует ………………  Двор убирает …………….За конями ухаживает ………………

    2. Игра «Назови мамину профессию». Напомнить ребенку, что есть мужские, женские и общие профессии.

    Образец.  Ткач – ткачиха.

    Повар - …………………….          Певец - ……………...…

    Художник - …………….…           Учитель - ………….…

    Спортсмен - …………….…          Портной - ……………

    Продавец - ………………….         Актер - ………………..

    3. Игра «Что кому нужно?».  Ответить на вопросы, используя названия различных профессий.

    Образец. Кому нужен автомобиль? – Автомобиль нужен водителю.

    Кому нужна кисть? - ………………………………….…

    Кому нужны кирпичи? - ………………………………

    Кому нужны весы? - ……………………………………

    Кому нужны указка и мел? - ………………………

    Кому нужны ножницы? - ……………………………

     4. Игра «Кто что делает?». Составить предложения из трех слов о профессиях так, чтобы было ясно, чем занимаются люди данной профессии.

    Образец. Доктор лечит людей.

    Библиотекарь …………………………………………

    Строитель ………………………………………………

    Парикмахер ……………………………………………

    Учитель ……………………………………………………

    Доярка …………………………………………………….

    Шофер …………………………………………………….

    Кондуктор ………………………………………………

    Наша Армия.

    1. Поиграть в игру «Сосчитай до пяти».

    Образец. Один тяжелый танк, два тяжелых танка, три тяжелых танка, четыре тяжелых танка, пять тяжелых танков.

    Один военный вертолет, два …, три …, четыре … , пять … .

    Одна подводная лодка, две … и т.д.

    2. Упражнение «Продолжи предложения».

    Образец. В армии служат много (десантники) десантников.

    В армии служат много (солдаты) ……………………..…

    В армии служат много (офицеры) ……………………….

    В армии служат много (моряки) …………………………

    В армии служат много (подводники) …………………

    В армии служат много (летчики)………………….…...

    В армии служат много (танкисты) …………………….

    В армии служат много (артиллерист) ………….……

    3. Игра «Кто что делает».  

    Образец. Летчик – управляет самолетом.

    Вертолетчик -  ……………………………………….…

    Танкист - ……………………………………………………

    Парашютист - ……………………………………………

    Подводник - ………………………………………….….

    Сапер - ………………………………………………...……

    Пограничник - …………………………………………..

     

    4. Игра «Что кому нужно?».  Ответить на вопросы, используя названия различных профессий.

    Образец. Кому нужна бескозырка? – Бескозырка нужна  моряку.

    Кому нужен шлем? - ………………………………….

    Кому нужна пилотка? - ………………………………

    Кому нужна фуражка? - ………………………………

    Кому нужна каска? - ………………………………..….

    Кому нужна тельняшка? - ……………………………

    Кому нужна шинель? - ………………………………..

    5. Изменить слова по образцу.

    Образец. Плывет – плывут.

    летит - …………………...         едет - ………………….....

    бежит - ………………..…         ходит - ………………...…

    мчится - ……………..…..        защищает - ………………

    служит - …………………         воюет - ……………….…..

    стреляет - ……………….        целится - ……………....…

    управляет - ………………      охраняет - ……………....

    6. Игра «Скажи наоборот». Подобрать слова, противоположные по значению.

    Образец. Смелый трусливый. 

    Хороший –……………..…. Сильный - ………………......

    Отважный - ………………  Мирный - ………………..….

    Быстрый - ………………    Тяжелый - ………………..….

    7. Подумать, записать и запомнить, как называется человек, который:

     Образец. Летает на вертолете – вертолетчик.

    Ездит на танке - ………………………….…….…….……

    Служит в пехоте - …………………………………………

    Прыгает с парашютом - ………………………………

    Служит на подводной лодке - ……………………

    Комнатные растения.  

                                                                           

    1. Изменить слова по образцу:

    два

    пять

    кактус

    кактуса

    кактусов

    фиалка

    герань

    бегония

    традесканция

    камнеломка

    2. Подобрать слова, которые помогут описать комнатный цветок.

    Образец. Цветок, который любит расти в тени (какой?) – тенелюбивый.

    Цветок, который любит большое количество влаги (какой?) - ……….

    Цветок, который легко переносит засуху (какой?) - ………

    Цветок, который легко ломается (какой?) - ………..…….

    Цветок, у которого  приятный аромат (какой?) - ………...

    3. Игра «Каких комнатных цветов много у нас в детском саду?». Изменить слова по образцу.

    Образец. Кактус – много кактусов.

    фиалка – много …………………………………….……….

    герань – много …………………………………….…....….

    бегония – много …………………………………..…….….

    традесканция – много ……………………….…..………

    4. Вспомнить, какие действия нужно выполнить для того, чтобы выросли комнатные растения.

    Чтобы выросли комнатные растения, за ними надо ухаживать: ……………………….., ..………………….., ……………………..………, …………………………….    

    Мамин праздник.

    1. Подобрать по 2-3 слова-признака.

    Образец. Праздник (какой?) – веселый, радостный, интересный, долгожданный.

    Подарки (какие?)- ………………………………………

     Поделки (какие?) - …………………………………….

    Открытки (какие?) - ………………………………….…

    Поздравления (какие?) - …………………………….

     

    2. Игра «Подбери слова» придумать 5-6 слов-действий.

    У мамы золотые руки. Она готовит, ………………….., ……………………….., …………………………….., ………………………, ………………..,  …………………  

    3. Подобрать слова, противоположные по смыслу.

    Образец. Веселая – грустная.

    Больная - ………………………………………..….……

    Старая - ……………………………………..……………

    Высокая - ……………………………………..…….……

    Тяжелая - ……………………………………..…………

    Полезная - ……………………………………..………

    Сильная - ………………………………………..………

                                                                                     

    Семья.

                                                                             

    1. Игра «Скажи наоборот». Подобрать слова, противоположные по значению.

    Образец. Сильный -  слабый.

    Младшие - ………………….., веселые - ……..…..……...,

    молодой - …………………..., большой - ………….…..… .

    Помогать - …………………, покупать - …………..…….,

    убирать - ………………..…, зашивать- ……………..…… .

    2. Ответить на вопросы по образцу.

    Образец. Платье надела мама. (Чьё платье?) – мамино.

    У бабушки на голове платок (Чей платок?) - ……..…...

    У сестры красивый  бантик  (Чей бантик?)-………………

    У папы новый галстук (Чей галстук?) - …………………..

    У дедушки свежая газета (Чья газета?) - ………………… 

    3. Изменить слова по образцу.

    Образец. Семья – семьи.

    Папа - ………… Мама - ……………. Родитель - …………...  Родственник - ………….…..

    Дедушка - ………… Бабушка - ………….Сестра - ……………Брат - …………….…….…

    Сын - ………………… Дочь - ……………..……..….. Внук -…………………….       Внучка - ……………… Прадедушка - …………………   Прабабушка - ……………………

     

    4. Игра «Кто пришел на праздник в детский сад?».

    Образец. На праздник в детский сад пришли моя мама и много других  мам.

    На праздник в детский сад пришли моя бабушка и много других ………………………

     На праздник в детский сад пришли моя сестра и много других …………………………

    На праздник в детский сад пришли мой брат  и много других……………………………

    На праздник в детский сад пришли мой папа  и много других…………………….……… 

    5. Игра «Мои родственники». Назвать не менее пяти качеств, характеризующих каждого из членов семьи.

    Мама – красивая, добрая, …,  …, … , … , … .

    Папа - … , … , … , … , … , ….

    Сестра или брат  - … , … , … , … , … .

    Бабушка  - … , … , … , … , … , … .

    Дедушка - … , … , … , … , … , … .

    Школьные принадлежности.

                                                                     

    1. Ответить на вопрос: чем? одним словом, затем полным предложением.

    Образец. Ученики пишут чем? - … (ручкой).

    В альбоме рисуют чем? - …………………………….…

    На доске пишут чем? - ……………………………………

    С доски стирают чем? - …………………………………..

    На физкультуре играют чем?...........................

    2. Назвать «ласково» школьные принадлежности.

    Образец. Парта – парточка.

    Мел - ……………….…….,    пенал - ……………………, тетрадь - ………………….., линейка - …………………, дневник - …………………,   резинка - ………..……….,     книга - …………………….,    карандаш - ………………..

    3. Закончить предложение, подобрав нужное по смыслу слово. Записать это слово, повторить все предложение.

    Один ученик стихотворение учил, а другой уже ……. (выучил).

    Один ученик задание в тетради писал, а другой уже …………………………………………

    Один ученик рассказ читал, а другой уже …………………………………………………..…

    Один ученик в альбоме рисовал, а другой уже ………………………………………………

    4. Игра «Где лежат школьные принадлежности?» (Придумать предложения по двум совам с использованием маленьких слов:  на, в, под, возле, из. )

    Образец. Мел – доска (возле). Мел лежит возле доски.

    Дневник – портфель (из). …………………………………

    Карандаши - пенал (в). ………………………………………

    Книга – парта (на). …………………………………..……….

    Тетрадь – учебник (под)…………………………….……..

    Посуда.

                                                             

    1. Игра «Для чего и для кого? (Закончить предложения).

    Образец. Чайник нужен для чая.

    Кофейник нужен для …………………………..........…

     Салатник нужен для ……………………………………….

    Молочник нужен для ………………………………….….

    Хлебница нужна для …………………………………..….

    Сахарница нужна для ………………………………….….

    Масленка нужна для ………………………………..….….

    Солонка нужна для …………………………………….….

    2. Игра «Что где лежит?

     Образец.  Сухари - в сухарнице.

    Селедка - …………………..,    перец - ………..…………,

    хлеб - ………………………,      сахар - ……………..…….,

    масло - …………………….,      соль - ……………….…...,

    суп - ………………………… .

    3. Изменить слова по образцу.

    Образец. Два чайника – пять … чайников.

    Два ножа – пять ……………………………………………

    два ковша – пять ……………………………………….…

    Две вилки – пять ……………………..…………………..  

    Две миски – пять ……………………………………….…

    Два блюдца – пять ……………………………………....

    Два ведра – пять ……………………………………….….

     4. Игра «Из чего сделана посуда?».

    Образец.   Вилка из металла (какая?)  - металлическая.

    Стакан из стекла - ……………………………...…..………

    Ваза из хрусталя - …………………………………..……...

    Чашка из фарфора - ………………………………..….……

    Ложка из дерева - ……………………………………….….

    Кувшин из глины - ………………………………………....

       Мебель.

                                                                                               

    1. Игра «Расскажи, какой мебели много».

    Образец. Стол – много столов.

    Стул – много ……………        Диван – много …………...…..

    Кровать – много …………      Шкаф – много …………....…

    Полка – много …………...       Кресло – много …………...…

    Комод – много …………         Скамейка – много ………...…

    2. Вспомнить, какие части есть у предметов мебели.

    Образец. У шкафа есть стенки, ножки, полки, дверцы, ручки.

    У стола есть … . У стула есть … . У кровати есть … . У кресла есть … .

    У дивана есть …

    3. Игра «Мастер». Рассказать ребенку, что мастер умеет делать красивую мебель из разных материалов. Надо догадаться, какая мебель из этих материалов получилась.

    Образец. Мастер сделал шкаф из дерева. Какой шкаф? - … деревянный.

    Стул из пластмассы. Какой стул? - ….

    Скамейку из металла. Какая скамейка? -  …

    Зеркало из стекла. Какое зеркало? - …

    Полку из железа. Какая полка?- …

    4. Игра «Где лежат вещи?» (Придумать предложения по двум словам с использованием маленьких слов на, под, над, в).

    Образец. Полка – кровать. Полка висит над кроватью.

    Платье – шкаф. Портфель – стул. Книга – стол. Тапочки – кровать.

    Дом и его части.  

    1. Вспомнить, какие части есть у дома.

    У дома есть крыша, …, …, …, … .

    2. Игра «Чего много в многоэтажном доме». (Изменить слова по образцу)

    Образец. Дом – много домов.

    Этаж – много……………… , стена – много ……….….., окно – много ………………,    рама много ……., балкон – много …………..…,   подъезд – много …….…., лестница много …………….,   квартира – много ……….…,   дверь – много ……….… .

    3. Игра «сколько в доме этажей?».

    Образец. Если в доме один этаж, мы говорим, что дом одноэтажный.

    Если в доме два этажа, мы говорим, что дом …............. .

     Если в доме три  этажа, мы говорим, что дом …............

    Если в доме пять этажей, мы говорим, что дом ...........…

    Если в доме десять этажей, мы говорим, что дом ..............

    Если в доме много этажей, мы говорим, что дом ............…

    4. Игра «Строим дом». Вспомнить, что делают на стройке люди строительных профессий.

    Образец. Каменщик на стройке строит стены из кирпичей. 

    Экскаваторщик ………………………..…………….

    Крановщик ……………………………………………..

    Маляр ………………………………………………………

    Электрик  ……………………………………………….

    Плотник ………………………………………………… 

    5.Вспомнить,  из каких частей  состоит квартира.

    В квартире есть прихожая, …, …, …, …, …, …, …, …, … .

    6. Игра «Из чего строят дома?».  Вспомнить, какие материалы нужны строителям для того, чтобы построить дом.

    Для того, чтобы построить дом, строителям нужны ......., …, …, …, .., …, …, …, …, …, …, ....

    Транспорт. Профессии на транспорте.

    1. Подобрать названия транспорта, подходящие под данные слова.

    Образец.  Пассажирский транспорт – автобус, трамвай, троллейбус.

    Грузовой транспорт - …, …, …, …, …, … .  Легковой транспорт - …, …, …, …, …, … .

    Наземный транспорт- …, …, …, …, …, .    Подземный транспорт - … .

    Воздушный транспорт -…, …, … .             Водный транспорт - …, …, …, …, …, … .

    Железнодорожный транспорт - …, …, …, …, … .

    2. Игра «Кто управляет этим видом транспорта?». Сказать, как называются люди, управляющие этими видами транспорта.

    Образец. Мотоцикл - мотоциклист.

    Велосипед - …………………………………………..……

    Автобус - ……………………………………………..……

    Трамвай - ………………………………………………..…

    Самолет - ………………………………………………..…

    Теплоход - ………………………………………………….

    3. Вставить нужное «маленькое слово» (предлог): в, на, по 

    Образец. Мы спустились … (в) метро.

    Мама садится … трамвай. Коля бежит … дороге. Автобус едет  …  улице. Поезда идут  …  рельсам. Ребята поедут  …  трамвае. Петя любит ездить  …  машине. Миша пришел  …   остановку.

    4. Закончить предложения, подобрав нужное по смыслу слово.

    Образец. Одна машина в гараж заехала, а другая из гаража … (выехала).

    Девочка вошла в автобус, а мальчик из автобуса …

    Соня пришла домой, а Вася из дома …

    Девочки с площадки убежали, а мальчики на площадку …

    Одни ребята с катка уехали, а другие …

    5. Игра «Для чего используется транспорт?». Повторить все предложения правильно.

    Образец. «Скорая помощь» перевозит больных. 

    Самолет ________________________________________

    Самосвал _______________________________________

    Трамвай ________________________________________

    Катер ___________________________________________

    Хлебовоз _______________________________________ 

    6. Игра « Где передвигается  это транспортное средство?». Повторить все предложения правильно.

    Образец. Вертолет …летает по воздуху.

    Самолёт – ………………………………………………………..

    Автобус – ………………………………………………………….

    Пароход – ………………………………………………………..

    Поезд – …………………………………………………………..… 

    7. Игра «Скажи наоборот».

     Образец. Отъехал от дома  – подъехал к дому.

    Въехал на горку – ……………………………………….

    Выехал из гаража – ....................................

    Улетел на самолёте – ……………………………

     Уплыл на катере – …………………………………

    8. Игра «Что лишнее и почему?».

     

    Самолёт, вертолёт, орёл, ракета.

    Трамвай, троллейбус, остановка, автобус.

    9.  Выучить стихотворение.

    «Если свет зажёгся красный –

    Значит,  двигаться опасно!

    Жёлтый свет – ты подожди,

    А зелёный – проходи».

                                                             Космос.                                                   

                                                                                   

    1.Изменить слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов.

    Образец . Планета – планеты.

    Звезда -………………….      Облако -……………………

    Ракета - ………………….      Космонавт - …….…….…

    Спутник - …………….…      Космодром - ………….…

    Станция - …………………    Комета -………………….…

    Спутник - …………………    Космонавт - ……………..

    Луноход -………………….   Герой - …………………..…

    2. Изменить слова по образцу, знать правильные формы слов.

    один (одна)              четыре                              восемь

    звезда                         звезды                              звезд

    планета                    ……………….                        …………….…

    спутник                    ……………….                        ………….……

    космонавт               ……………….                        ……………….

    ракета                      ……………….                         ……………….     

    луноход                   ………………                          …………..….

    3. Игра « Какой?  Какая?  Какое?»      

      Образец . Земля – он земной, она земная, оно земное.

    солнце - он ……….…..     она  …………....   оно  ……..………

    луна -   он ………..…          она  …………...    оно ……………..

    звезда – он ……….…        она ………….....    оно ………………

    космос – он ……….…       она ………...….     оно  ……………..

    4. Ответить на вопросы и запомнить:

    Кто летает в космос?..................................................

    Что надевает космонавт?.........................................

    На чём летают в космос?............................................

    Что есть в космосе?..................................................... 

    5. Игра  «Один – много».  Изменить слова по образцу,  запомнить правильные варианты слов.

    Образец . Ракета – ракеты – много ракет.

    Планета – …            много …

    Комета –  …            много …

    Звезда – …              много …

    Спутник – …            много …

    6. Игра «Сосчитай до 5». Изменить слова по образцу.

    Одна ракета, две …………. три ………… четыре ……………     пять ………………

    Один спутник, два ……………. три …………… четыре …………… пять …………………

    7. Подобрать слова, противоположные по значению.

    Образец.  Длинный  –        короткий.  

    Теплый - …………….….            Толстый - ………………

    Яркий - …………………..          Громкий - ……………...

    Высокий - ……………….          Чистый - …………….…

    Сильный - ………………            Темный - …………..…..

    Быстрый - ………………            Широкий - ………….…

    Наш край  Камчатка.

                                                                                                 

    1. Описать в нескольких словах, отвечающих на вопрос «какой?» (какая? какое? какие?) природу Камчатки.

    Образец. Горы (какие?) – высокие, заснеженные, красивые, далекие.

    Море (какое?) -…………………………………………

    Леса (какие?) - ……………………………………………

    Реки (какие?) - …………………………………….……

    Деревья (какие?) - ………………………………….…

    Природа (какая?) - ………………………………….…

    Край (какой?) - ……………………………………….… 

    2. Изменить слова по образцу,  запомнить их.

    Образец. Со словом «любимый» - Родина любимая, край любимый, село любимое.

    Огромный – страна …………...……, город ………….…, море…………………………..

    Красивый – столица ……………….…., лес ……………, озеро ……………………………..

    Богатый – земля …………….….., урожай………..…….., поле ……………………………..

    3. Продолжить предложение.

    Наш Камчатский край гордится (чем?) …………………..………….,  …………………………, …………………………….., …………………….., ……………………………...,   …………………………., ………………………….

    4. Подобрать слова, близкие по смыслу.

    Образец. Прекрасный лес – красивый лес.

    Прозрачная вода - ……………………….…….….….  вода.

    Сочная ягода - …………………………………………... ягода.

    Красивые цветы - …………………………….…….…. цветы.

    Лесные животные - ……………………..……….…..  животные.

    Огромная гора -………………………………….…….... гора.

    5. Изменить слова по образцу.

    Образец. Рыбаки – много рыбаков.

    Оленеводы много ………………………………

    Моряки – много …………………………………

    Коряки – много …………………………………

    Эвены – много ……………………………………

    Алеуты – много …………………………………

    Народы – много …………………………………

    Весна.

    1.Образовать новые слова.

    Образец. Идет дождь – погода (какая?) – дождливая.

    Дует ветер – погода (какая?) - ……………………………

    Светит солнце – погода (какая?) - ………………….……

    На улице тепло – погода (какая?) - …………………...…

    На улице весна – погода (какая?) - ………………………

    2. Прослушать рассказ, ответить на вопросы полными предложениями из текста, пересказать.

    Весна в лесу.

    Весной тает снег, и бегут ручьи. На проталинах появляются первые подснежники. Погода становится все теплее, на ветках деревьев набухают почки. Прилетают грачи. Они вьют гнезда на деревьях и выводят птенцов.

    Что происходит, когда тает снег?

    Что появляется на проталинах?

    Какой становится погода?

    Где набухают почки?

    Кто прилетает весной? Что делают грачи, когда прилетают?

    3. Дополнить предложения, подобрав как можно больше слов.

    Скоро наступит весна.

    Солнце (что будет делать?) будет (ярче светить, пригревать…)

    Снег (что будет делать?) будет …………………….

    На земле проталины (что сделают?) …………..

    Ручьи (что сделают?)……………………………..………

    Деревья (что сделают?)…………………………………

    Птицы (что сделают?)…………………………………… 

    4. Придумать  как можно больше слов, которые помогут рассказать о том, как выглядит природа весной.

    Весна (какая?) ……………………………………………

    Небо (какое?) ……………………………………………

    Погода (какая?) …………………………………………

    Солнце (какое?) …………………………………………

    Почки на деревьях (какие?)………………………

    Ручьи (какие?)…………………………………………….

             

    День Победы.

                                                                                                   

    1. Подумать, как называется человек, который:

    Летает на вертолете – вертолетчик.

    Управляет танком - ………………………………………

    Служит в пехоте - ……………………………………..….

    Прыгает с парашютом - ……………………………….

    Служит на подводной лодке - ……………………….

    2.Изменить слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов.

    Победа – (победы)            Война - …………………

    Боец - …………………..          Солдат - ………..………        

    Ветеран - ……………….         Орден - ………..…….…

    Медаль - ………………..         Герой - …………..….….

    Памятник - …………….          Салют - …………………

    Парад - …………………..        Флаг - ……………...….. 

    3. Прочитать рассказ и найти в нем слова, противоположные по смыслу.

    «Володя видел по телевизору фильм о войне. Из фильма Володя узнал, кто такие враги, а кто друзья, кто поступает хорошо, а кто плохо.»

     Игра «Назови слова – неприятели» (Подобрать слова, противоположные по смыслу).

    Друг - ….. (враг)                     Хорошо - ………………..

    Радость - …………………      Жара - ……………………

    Зло - ……………………….     Правда - ………………….

    Тяжело - ……………………   Высоко - …………………

    Можно - ……………………    Здоровый - ………………

    Зажигать - ………………….   Говорить - ……………….

    4. Игра «Кто что делает».  

    Образец. Летчик – управляет самолетом.

    Вертолетчик -  ……………………………………..…

    Танкист - …………………………………………………

    Парашютист - …………………………………………

    Подводник - …………………………………………….

    Сапер - ………………………………………………..……

    Пограничник - ………………………………………….

    Наш город.

                                                                           

    1. Игра «Чего много в нашем городе?».

    Образец. Район – много районов.

    Улица – много …………..,  тротуар – много …………, бульвар – много …………, проспект – много ………..…, площадь – много …..……, памятник – много ………….., музей – много …………., парк – много ……………., здание – много …………,  кинотеатр – много …….….…

    2. Игра «Придумай название улицы в городе».

    Образец. Если на улице много цветов, назовем ее Цветочная улица.

    Если на улице много рябин, назовем ее …………………

    Если на улице много берез, назовем ее ……………..…

    Если на улице много сосен, назовем ее …………..……

    Если на улице стоит театр, назовем ее ……………...…

    Если на улице стоит почта, назовем ее……………..…..

    Если на улице есть вокзал, назовем ее ………………...

    3. Игра «Игрушечный город».

    Образец. В настоящем городе есть магазин, а в игрушечном городе – магазинчик.

    Переулок - ………………….., переход - ……………….. , стадион - ……………………, фонтан- ……………..., мост - ……………………….., завод - ………………....…, автобус - ……………………., дом - …………………...…

    4. Подобрать слова, отвечающие на вопросы:  какой? какая? какие?

    Образец. Дома в городе (какие?) новые, многоэтажные.

    Улицы в городе (какие?) ………………………………….

    Тротуар в городе (какой?) …………………………...…

    Детская площадка (какая?) …………………………..…

    Театр в городе (какой?) ……………………………...……

    Площадь в городе (какая?) ……………………………….

     5. Продолжить предложения.

    Наша Родина гордится (чем?) ……………………..……., ………………, …………………., ……………………

    Наш город гордится (чем?) ………….……….…………, …………….…., ………….………., ……………………

    6.  Изменить слова по образцу.

    Родина любимая

    Край любимый

    Село любимое

    Страна огромная

    Город …………

    Море ………….

    Улица красивая

    Парк …………

    Озеро …………

    Дом большой

    Театр …………

    Поле ………….

    Насекомые.

    1. Игра «Кто что делает?» (Вставить в предложения пропущенные слова-действия):

    Образец: Пчела собирает мед.

    Бабочка ………………………………….… над цветком.

    Комар …………………………………….… над ухом.

    Жуки ………………………………………… на зиму.

    Оса  …………………………………………..  собаку.

    Муха ………………………………………... болезни.

    Муравей …………………………...…….. муравейник. 

    2. Назвать насекомых со словами «один», «два», «пять».

    Один (одна)               Два (две)                           Пять  

    комар                         комара                            комаров

    стрекоза                  ………………..               …………………

    шмель                      ………………..               …………………

    оса                          ………………..                  …………………

    бабочка                 ………………..                  ………………..

    муха                       ……………….                   …………………

    жук                         ………………..                  …………………

    муравей             ………………..                      …………………    

    3. Игра «Каких насекомых много?»

    Образец. Муха – много мух.

    Пчела – много ………….      Оса – много ……………….

    Жук – много ……………       Комар – много ……………

    Шмель – много …………      Бабочка – много ……….…

    4. Изменить слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов.

    Образец. Комар – комары.

    стрекоза - ………………     шмель-     ………………..              

    оса -         ………………..    бабочка -  ………………..              

    муха -       ……………….    жук -       ………………..              

    муравей -   ………………    пчела - …………………      

    Цветы.

    1. Игра «Цветочный луг».

    Образец. Луг, на котором растет много ромашек – ромашковый луг.

    Много васильков - ………………………………………

    Много маков - ………………………………………...…

    Много одуванчиков - ……………………..…….……

    Много колокольчиков - …………………………...

    Много лютиков - …………………………………………

    2. Подобрать слова по образцу.

    Образец. Если цветы растут в саду,  это садовые цветы.

    Если цветы растут в поле, это ……………………………..

    Если цветы растут на лугу – это …………………………..

    Если цветы любят расти в тени – это ……………….…

    Если у цветов приятный аромат – это …………….…

    3. Подобрать слова-действия, запомнить все предложение.

    Чтобы цветы выросли красивыми, их надо посадить, .... …, …, …, …, … .

    4. Подобрать  слова, отвечающие на вопросы:  какой? какая? какие?

    Образец. У пиона розовый цвет. Пион какой? – розовый.

    У астры голубой цвет.  Астра какая? - ……………………

    У гвоздики алый цвет.  Гвоздика какая? - …..…………

    У нарцисса лимонный цвет.  Нарцисс какой? - ……….

    У тюльпана сиреневый цвет.  Тюльпан какой? - …….

    У георгина бордовый цвет.  Георгин какой? - …………


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

    Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей с...

    основные направления работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников

    основные направления  работы по формированию грамматического строя речи дошкольника...

    Авторизованная дидактическая игра «Умные колечки» для формирования фонематического восприятия и звукового анализа, совершенствования грамматического строя речи, расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошко...

    Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы

    Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формиро...

    Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".

    В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....

    1. Консультация «Как правильно организовать работу по формированию грамматического строя речи у дошкольников»

    Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова. т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами.Св...

    ОПЫТ РАБОТЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

    Формирование грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Чтобы усвоить грамматически правильную речь, следует правильно говорить.  В своей работе я применяю тематическ...