Главные вкладки

    Опыт работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
    статья по коррекционной педагогике на тему

    Даценко София Ивановна

    Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие воспитателя, логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями.

    Актуальной проблемой в реализации коррекционно-образовательной программы является осуществления конкретного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и родителей, создание для детей единого коррекционно-развивающего пространства с целью обеспечения единства требований.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_dlya_sayta.docx42.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Даценко София Ивановна

    муниципальное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 106»

    воспитатель коррекционной группы

    Модернизация образования является важной стратегической задачей государственной политики России на ближайшее десятилетие. Модернизационный проект предусматривает всестороннее обновление  всех звеньев образовательной системы.

    Дошкольное образование — первая базисная ступень образовательной системы, нуждающаяся в поиске новых форм организации воспитательно - образовательного процесса, обновления содержания образовательной деятельности для достижения качественного результата.

    В структуре деятельности дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида коррекционно — развивающее направление занимает особое место. Детей, нуждающихся в квалифицированной помощи  учителей — логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей с каждым годом становится все больше. Всё выше требования, предъявляемые к организации коррекционно — развивающего процесса, к поиску новых методов и приемов, обеспечивающих эффективность работы с детьми, а также форм взаимосвязи с родителями.

    Актуальной проблемой в реализации коррекционно — образовательной программы является осуществления конкретного взаимодействия учителя — логопеда , воспитателя и родителей, создание для детей единого коррекционно — развивающего пространства с целью обеспечения единства требований.

    Данная исследовательская работа является результатом поиска путей решения данной проблемы.

    Тесная взаимосвязь между эмоциональным статусом индивида, его социальными взаимоотношениями, с одной стороны, и особенностями его взаимодействия с матерью в детском возрасте - с другой, глубоко прослежена в концепции классического психоанализа 3. Фрейда. Последователи бихевиористического подхода установили, что уровень эмоциональных связей младенца с матерью в значительной степени определяется тем, насколько часто образ матери ассоциируется ребенком с процессом получения удовольствия и уменьшения дискомфорта. Впрочем, некоторыми психологами было установлено, что основное влияние на развитие личности оказывает вовсе не степень удовлетворения матерью биологических потребностей ребенка, а тот ранний опыт эмоционального общения, который приобретается ребенком (Э. Эриксон).

    В многочисленных трудах отечественных психологов отмечается, что для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт, оказывается возможным только в семье.

    В отечественной психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью - первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

    Всё дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.

    Наблюдения психологов свидетельствуют о том, что потребность детей в общении не появляется у них автоматически. Она формируется постепенно, в зависимости от условий существования. Решающая роль в становлении и последующем развитии такой потребности принадлежит воздействиям окружающих людей, прежде всего - близких взрослых.

    В рамках понимания семьи как системы рассматривает семейные отношения Э. Берн, определяя для каждого члена семьи свои роли и особенности влияния членов семьи друг на друга. Он определил три состояния «Я» личности: состояние Родителя, Взрослого и Ребенка. Развитие состояний «Я» происходит в определенном порядке. После рождения ребенка его восприятие сосредоточено на личных потребностях и комфорте. Почти сразу же появляется состояние «Я» Ребенка. Следующим развивается состояние «Я» Родителя. Часто оно впервые наблюдается, когда маленький ребенок играет в родителей, подражая их поведению. Состояние «Я» взрослого развивается по мере того, как ребенок старается осмыслить окружающий мир. К восьми годам у ребенка развивается представление о своей ценности и о ценности окружающих. Он решает, что обозначает для него прошлый опыт и какие роли он собирается играть. Это приводит ребенка к принятию психологических позиций относительно себя: «Я - хороший, Вы - хорошие», «Я - плохой, Вы - хорошие», «Я - хороший, Вы - плохие», «Я - плохой, Вы - плохие».

    На принятие той или иной психологической позиции ребенком во многом оказывает влияние то, насколько утоляется жажда общения и признания ребенка с помощью контактов. Обычно эта потребность удовлетворяется в каждодневных ухаживаниях родителей за ребенком. Улыбка, кивок головы, слово, хмурый взгляд, жест заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствует его здоровому развитию.

    Через первые ощущения от положительных или отрицательных контактов маленькие дети начинают ловить сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе, по-видимому, остаются наиболее мощной силой в их личностном развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют. Каждая личность имеет психологический сценарий, содержащий программу исполнения индивидуальной жизненной драмы. В основе этого сценария лежат предписания, принятые ребенком от родителей.

    Следует подчеркнуть, что современная психология достаточно определенно очерчивает временные рамки всех наиболее важных периодов развития индивида. Так, в первые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности. В этот период ребенок особенно уязвим; физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой полностью или частично удовлетворяются его потребности. Ведущую роль при этом играют родители и другие близкие родственники. Опыт взаимоотношений с ними служит для ребенка школой социального общения. В этот период он должен приобрести чувство доверия к окружающему миру, сформировать у себя позитивное самоощущение, что впоследствии послужит ребенку опорой для приобретения нового жизненного опыта, гарантией правильного перехода к следующим фазам развития. Напротив, недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере эмоциональных отношений окружающих взрослых и в своих экстремальных формах может даже привести к страху перед общением.

    Поскольку взрослый начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным условием формирования потребности ребенка в общении. Об этом убедительно пишет, в частности, М. И. Лисина, подчеркивая, что именно по примеру взрослого ребенок, в конце концов, втягивается в эту деятельность.

    Зарубежные исследователи обращают внимание на связь между тесными и теплыми взаимоотношениями матери и ребенка в младенчестве и большой самостоятельностью ребенка в раннем детстве. Отмечаются также связь между дефицитом эмоционального контакта в младенчестве и агрессивностью в подростковом возрасте.

    По мнению ряда ученых, имеется положительная связь между отзывчивостью матери и познавательным развитием малыша. Э. Эриксон считает тесный контакт ребенка с матерью в младенчестве фундаментальной основой развития самостоятельности, уверенности в себе, независимости и в то же время теплого и доверительного отношения к другим. Включенный в эти отношения, ребенок к концу первого полугодия уже оказывается в состоянии дифференцировать собственное «Я» от «не Я» матери. Этот период считается наиболее сензитивным в развитии отношений, получивших название «поведения привязанности».

    Ряд исследователей установили, что для детей, растущих в атмосфере отвержения, характерны повышенная аффективность, недостаточность контроля эмоциональной жизни, эмоциональная незрелость, агрессивность, антагонизм, более высокая возбужденность. По данным В. И. Гарбузова, дети со временем начинают оценивать неприятие как агрессию со стороны родителей, оно становится хронической психотравмой, сопровождается тревожностью и агрессивностью. Тревожность модифицируется в ощущение неполноценности, в невротическое стремление к сверхзащите, а агрессивность при наличии неосознанного чувства вины в аутоагрессивность.

    Классификацию типов нарушения семейного воспитания, наблюдаемых по отношению к детям, страдающим неврозами, неврозоподобными состояниями и акцентуациями характера, предложил Э. Г. Эйдемиллер:

    1.        Потворствующая гиперпротекция - ребенок находится в центре внимания семьи, и семьи стремится максимально полно удовлетворить его потребности.

    2.        Доминирующая гиперпротекция - ребенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много времени и сил, лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.

    3.        Эмоциональное отвержение - игнорирование потребностей ребенка, жестокое обращение с ним.

    4.        Повышенная моральная ответственность - в воспитании сочетаются высокие моральные требования с невниманием и недостатком заботы со стороны родителей.

    5.        Жестокое обращение - родители не стремятся удовлетворить потребности ребенка, при этом практикуют жестокие наказания за малейшие проступки.

    6.        Безнадзорность - ребенок предоставлен сам себе, родители не интересуются и не контролируют его.

    А. С. Спиваковская выделила три наиболее важных свойства родительской позиции, особенно благоприятной для развития ребенка:

    1. Адекватность - наиболее близкая к объективной оценка психических и характерологических особенностей своего ребенка и построение воспитания на этой основе.
    2. Динамичность - способность изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к ситуации и условиям жизни семьи.
    3. Прогностичность - направленность воспитательных усилий в будущее, к тем требованиям, которые поставит перед ребенком его дальнейшая жизнь.

    Крайним вариантом нарушения взаимоотношений родителей с детьми является так называемая материнская деривация. Это состояние, характеризующееся тяжелым психологическим дискомфортом ребенка, возникает в условиях постоянного отсутствия матери или резкого неприятия с ее стороны. Как в теоретических, так и в экспериментальных исследованиях, посвященных влиянию семейной ситуации на формирование тенденций поведения и личностных черт у детей, отмечается огромная роль матери.

    У. Роджерс пишет, что при отсутствии матери или в ситуации, когда ребенок видел ее крайне редко, он ощущал эмоциональный дискомфорт, чаще плакал, был упрям, агрессивен. Многочисленные исследования показали, что основным условием психического здоровья являются теплые отношения ребенка с матерью в раннем возрасте, обоюдная радость и удовлетворение от этих отношений. В противном случае ребенок переживает материнскую депривацию. О большом значении эмоционального контакта родителей с ребенком можно судить как по непосредственным реакциям ребенка на отделение, так и по значительным изменениям его личности впоследствии. У детей, отделенных от родителей, часто проявляются интенсивная тревога, сильная потребность в любви, желание мстить родителям, в результате чего порождается чувство вины и депрессии. При материнской депривации, носящей даже фрагментарный характер, наблюдаются нарушения эмоциональной и социальной сферы жизни личности.

    Указывается на следующие типичные моменты:

    1. Поверхностные, неглубокие отношения с людьми;
    2. Отсутствие теплых чувств, неспособность заботиться о людях;
    3. Замкнутость, нежелание общаться с людьми, пытающимися ему помочь;
    4. Отсутствие эмоций в тех случаях, где они естественны, эмоциональная невключенность;
    5. Лживость, стремление к обману, часто ничем не мотивированные;
    6. Склонность к воровству;
    7. Неспособность сконцентрироваться на учебной деятельности.

    А. Н. Прихожан, Н. Н. Толстых изучали особенности реагирования на фрустрирующую ситуацию у детей, обучающихся в интернате (где можно предполагать нарушенные отношения с родителями) и детей - воспитанников массовой школы на основе методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга. Анализ полученных результатов показал, что у детей из интерната по сравнению с детьми из обычной школы достоверно преобладают реакции, содержащие враждебность, обвинения, угрозы, упреки по отношению к окружающим. Детям массовой школы больше свойственны реакции, направленные преимущественно на удовлетворение потребностей, то есть преобладают более конструктивные реакции, ребенок сам пытается выйти из фрустрирующей ситуации.

    Многочисленные данные свидетельствуют о том, что холодные, неустойчивые и поверхностные контакты, типичные для интернатов и домов ребенка, не обеспечивают достаточного эмоционального комфорта. Дети в этих учреждениях лишены столь необходимого им тепла, что существенно ограничивает развитие эмоциональных механизмов личности. Как показал Г. Гольдфарб, у детей, воспитывающихся в интернатах, наблюдаются глубокие личностные отклонения. Для них характерна большая изоляция в социальной среде, сниженная способность вступать в значимые взаимоотношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций. Существует определение этого типа личности как безэмоциональный характер».

    М. И. Лисина также отмечала, что у детей, воспитывающихся в домах ребенка, наблюдалось отставание в становлении общения со сверстниками по всем показателям. Интерес и эмоциональное отношение к ним были снижены, инициативные действия проявлялись позднее и чаще окрашивались отрицательными эмоциями. В поведении воспитанников закрытых учреждений было больше негативных проявлений.

    В исследованиях было показано, что в результате удаленности от семьи и постоянной смены людей, которые заботятся о ребенке и к которым он привязывается, ребенок начинает вести себя так, будто ни забота о нем, ни контакты с другими людьми не имеют для него никакого значения, со временем он доверяет окружающим все меньше, у ребенка развивается эгоцентризм и незаинтересованность в социальных взаимоотношениях. Его контакты с другими людьми окрашены эмоциями агрессии и враждебности, ибо, не получая любви и тепла, ребенок не может давать их людям.

    У детей, растущих вне семьи, отмечает Е. О. Смирнова, не было обнаружено ни одной из известных и типичных для дошкольного возраста форм общения. В то же время явный интерес к взрослому, инициативные действия, обращенные к нему, обостренная чувствительность к его вниманию и оценкам свидетельствуют о том, что дети испытывают острую потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Ребенка привлекает сам взрослый независимо от его компетенции или умения наладить совместную деятельность. Все контакты со взрослым сводятся к поиску его внимания и расположения.

    Зависимость         самооценки         взрослого        человека от        того, как в предшествующие периоды его оценивали значимые для него люди, и в частности родители, описала Е. Т. Соколова. Она установила, что на уровень самооценки ощутимо влияет нарушение отношений в семье. Для детей, воспитывающихся в интернатах и детских домах, живущих в неблагоприятных  жизненных         условиях, лишенных положительного эмоционального общения с        родителями, характерно отрицательное отношение к себе и заниженная самооценка.

    Для педагогов и психологов очевидным становится тот факт, что самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение во многом обусловлены заниженной самооценкой. У таких детей наблюдается повышенный уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с напряжением.

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

    С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

    Обследование речи. Ежегодно в начале учебного года логопед проводит обследование состояния речи каждого ребенка группы по следующим разделам: произносительная сторона (звукопроизношение и речевой слух), словарь, грамматический строй речи, связная речь. Обследуется также развитие мелкой моторики рук, с которой, как известно, теснейшим образом связано нормальное речевое развитие ребенка.

    Цель обследования - выявление уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года; определение результативности работы по речевому развитию детей за предыдущий год, то есть динамики речевого развития за год (кроме первичного обследования).

    Обследование речи - трудоемкий процесс, на который обычно уходит две-три недели. От его результатов зависит планирование работы педагогов и родителей по развитию речи детей: анализ материалов обследования дает четкую и ясную картину речевого развития каждого ребенка группы.

    Результаты обследования доводятся до сведения каждого родителя. Это происходит только в индивидуальной беседе. Главная цель этого этапа работы - заручиться поддержкой родителей для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе логопед отмечает сильные и слабые стороны речи ребенка, намечает пути оказания помощи (если это необходимо) в развитии речи и дальнейшего ее совершенствования. Тогда же происходит «распределение обязанностей» между детским садом и семьей, иными словами, определяется, что будут делать педагоги, а что родители. Объем их работы по развитию речи ребенка в каждом конкретном случае, естественно разный. Это зависит от многих причин: от уровня речевого развития ребенка; от сложности речевых недостатков; от состава семьи; от желания родителей участвовать в мероприятиях по развитию речи своего ребенка и пр.

    Логопед объясняет родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр. - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.

    Сложной формой взаимодействия педагогов и семьи является поиск форм приобщения родителей к речевому развитию их детей. Детский сад (логопеды, воспитатели) владеют серьезной информационной и методической базой для воспитания и образования дошкольников. Возникает вопрос: что надо сделать, чтобы ею могли воспользоваться и родители?

    Самое лучшее - это опросить самих родителей (беседы, анкетирование), что позволит определить наиболее оптимальные формы взаимодействия детского сада и родителей. Желательно учесть все высказанные ими пожелания.

    Опыт работы позволил определить разнообразные формы совместной работы педагогов и родителей по речевому развитию детей. Расскажем о некоторых.

    Игротека. Один раз в неделю во второй половине дня (обычно это четверг) рекомендуется проводить «Игротеку». Цель данного мероприятия - закрепление полученных детьми умений, представлений на игровом материале. На игротеку приглашаются все желающие члены семей воспитанников группы (мамы, папы, братья, сестры, бабушки, дедушки и др.), которые являются не зрителями, а активными участниками всех игр и мероприятий. Они могут также проконсультироваться у воспитателя по поводу интересующих их проблем; познакомиться с различными речевыми дидактическими играми, поиграть в них со своим ребенком и другими детьми; взять домой на время понравившиеся игровые материалы для индивидуальной работы со своим малышом.

    «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данного раздела, педагоги учитывают и большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется  «играть на кухне». Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

    Традиционные игры. По рекомендации педагогов родители вводят в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель - расширить словарь ребенка; объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю, например в выходной день, родители «дарят» ребенку новое для него слово: не просто называют его, но и обязательно объясняют значение. Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, наст...), «сладкие» (мармелад, щербет, джем, грильяж...), «тяжелые» (гиря, штанга...), «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко...) и т. п. Традиция «Я дарю тебе словечко» продолжается в детском саду. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня своих друзей. Воспитатели на маленьких листочках бумаги записывают каждое слово, а на обратной стороне - имя и фамилию того, кто его принес. Все бумажки складываются в коробочку, которую по желанию детей называют либо копилкой, либо коллекцией слов. Периодически педагоги достают копилку (коллекцию) и проводят разнообразные игры. Например. Бумажки со словами высыпаются в шляпу. Дети по очереди достают бумажки, воспитатель зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение. Если ребенок справился с задачей, он получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Можно организовать игру по-другому: воспитатель по очереди достает бумажки со словами и разъясняет их лексическое значение, не называя их. Ребенок (дети), который правильно называет слово, получает фишку.

    Один раз в квартал в группе вывешивается благодарственное письмо, в котором указываются те семьи (родители), чьи дети принесли в копилку много интересных слов. Подобная форма поощрения является хорошим стимулом как для детей, так и для родителей.

    Выставки. Родителей в разных формах убеждали в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Им рассказывали о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. А вот узнать о том, как родители распорядились этой информацией, педагоги могут узнать из материалов выставки «Как умелые ручки язычку помогали». На

    выставке демонстрируются только те экспонаты (поделки), которые были сделаны детьми дома.

    Речевые праздники. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (логопед берет на себя организационные моменты и роль ведущего).

    Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребенка. Желательно вводить задания, где соревнуются не дети между собой, а близкие друг другу люди (мама, папа и ребенок). Например, кто из членов семьи сумеет правильно повторить скороговорку три раза подряд. В этом случае не возникает обид.

    Вечера вопросов и ответов. В них принимают участие родители. На сцену (на подмостки, в центр комнаты) приглашаются три команды: одна команда детей и две команды родителей. Ведущий предлагает поочередно несколько детских вопросов, которые собраны воспитателем в группе или приведены ниже. Звучит вопрос. Он адресуется всем трем командам. При обдумывании ответа детская команда отвечает так, как считает возможным. Одна команда родителей отвечает на вопрос с научной точки зрения, стремясь свое высказывание сделать простым, лаконичным и понятным для окружающих. Вторая команда родителей на тот же самый вопрос пытаемся ответить с юмором. Команды обсуждают ответы, взрослые записывают свои варианты на бумаге. Сначала слово предоставляется команде детей, а затем командам взрослых. Такая интеллектуальная разминка может быть хорошим украшением любого вечера отдыха. Возможны варианты вопросов:

    • Почему корова ест зеленую траву, а молоко получается белым?
    • Зачем ежику иголки?
    • Почему слезы соленые?
    • Зачем люди спят ночью, а дети и ночью и днем?
    • Зачем делают прививки?
    • Как показывают сны?
    • Почему взрослые, наказывая ребенка, ставят его в угол?
    • Зачем кошке усы?
    • Кем лучше быть, Еленой-Прекрасной или Василисой-Премудрой?
    • Почему собака лает, а не говорит?
    • Почему червяки выползают после дождя из-под земли?
    • Мама, когда ты была маленькой, ты была мальчиком и девочкой?
    • Зачем косточка в персике, если ее все равно выбрасывают?
    • Откуда у курочки появились яички?
    • Как змеи делают яд?
    • Можно просверлить землю насквозь?
    • Почему у кошки есть хвост, а у меня и у тебя нет?
    • Зачем корове рога?
    • Почему Солнце и Луна не сталкиваются?
    • Почему Солнце не падает на землю?

    Некоторые детские вопросы ставят взрослого в тупик. Например: почему в море вода соленая, а в реке нет? Почему лягушки квакают? Почему он мальчик, а я девочка? Почему на руке пять пальцев, а не четыре или шесть? Почему вода не горит? Зачем собаке хвост?

    КВН. Мы хотим предложить взрослым и детям несколько увлекательных и полезных упражнений из таких программ. При выполнении каждого задания требуется выход за рамки стандартного, стереотипного способа мышления.

    Антонимы-синонимы (для взрослых). Детям 4 лет и старше это же задание в упрощенном идее предлагается как игра «Скажи наоборот». Упражнение нужно выполнять вдвоем. Обязательно зафиксируйте время выполнения.

    Правило для взрослых. Один участник произносит слово из заданного списка, другой быстро и точно называет в ответ один синоним (слово, имеющее сходное значение) и один антоним (слово, имеющее противоположное значение), не нарушая эту последовательность. Ответы должны принадлежать к той же части речи, что и слово - стимул. Например, большой - огромный - маленький.

    Рисование узоров. Детям от 5 лет это упражнение можно предложить как игру-соревнование «Кто точнее нарисует?» Рисовать лучше цветными карандашами и фломастерами.

    Порядок выполнения упражнения: нарисовать каждый узор

    1. правой рукой, потом левой рукой;
    2. двумя руками одновременно;
    3. правой рукой с закрытыми глазами, потом левой рукой с закрытыми глазами.

    Выполнять упражнение можно многократно, добиваясь максимального сходства с образцом.

    Как известно, у человека функции левого и правого полушарий мозга неодинаковые: левое полушарие отвечает за восприятие и переработку речевой информации, а правое - образной. К сожалению, это не всегда учитывается педагогами, методистами: при обучении детей часто активно тренируются только функции левого полушария, тогда как функции правого полушария остаются недостаточно задействованными. Это может приводить к нарушению межполушарных функциональных взаимодействий, к формированию ригидности (затрудненности перестройки функций, привязанности к одному способу реагирования) в интеллектуальной деятельности. Данное упражнение как раз и является очень эффективным способом тренировки межполушарных функциональных связей, активизируя работу и левого, и правого полушарий мозга.

    Какая? Приведите как можно больше определений для слова «книга» (интересная и т. д.). Время выполнения - 3 минуты. Для взрослых письменно, для детей - устно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование современных педагогических технологий в работе объединения «Театра-студии «Бугорок»

    В докладе изложено, как на практике я использую современные педагогические технологии в работе объединения Театра-студии "Бугорок"...

    Методическая разработка на тему: «Использование современных педагогических технологий в работе с молодыми педагогами ДОУ»

    Данная методическая разработка посвящена проблеме обеспечения оптимальных условий для адаптационного процесса к профессиональной деятельности молодых педагогов, поступивших на работу в ДОУ. Она ...

    Использование современных педагогических технологии в работе с детьми экологического воспитания.

    Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определя...

    «Эффективное использование современных педагогических технологий в работе с детьми раннего дошкольного возраста»

    Каждому известно, как непросто ухаживать за нежными цветами, вырастить плодоносящее дерево.  Да, но до чего удивительно превращение слабого росточка в крепкое, выносливое растение! А разве ...

    Использование современных педагогических технологий в работе с детьми экологического воспитания

    Консультация для воспитателей «Использование современных педагогических технологий в работе с детьми экологического воспитания»(выступление на педагогическом совете)...

    «Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7лет в группе компенсирующей направленности с использованием современной педагогической технологии ЛЭПБУК».

      В коррекционно-развивающей работе с детьми 5-7лет в группе компенсирующей направленности по преодолению речевых нарушений у детей с ОНР наряду с другими педагогическим технологиями, я...

    «Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС» Информационно-коммуникативные технологии.

    laquo;Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС»Информационно-коммуникативные технологии....