Главные вкладки

    Профилактика тревожности и конфликтных ситуаций у выпускников ДОУ и учащихся начальной школы
    материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

    Гончарова Лариса Николаевна

    Профилактика тревожности и конфликтных ситуаций у выпускников ДОУ и учащихся начальной школы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Одна из  обсуждаемых  тем с педагогами ДОУ и учителями начальной школы.

    Тема: « Профилактика тревожности и конфликтных ситуаций у выпускников ДОУ и учащихся начальной школы».

          Слово «тревожный»  отмечается в словарях с 1771 года.  В психологическом словаре дано  следующее определение тревожности   – это   индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

         Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Многие авторы одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Но  порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

         Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в ситуации внутреннего конфликта  (внутренний конфликт –  столкновение разнонаправленных желаний человека, противостояние одной части личности другой, противоречивое отношение  индивида к другим людям и самому себе; в классическом психоанализе внутренний конфликт рассматривается в качестве той основы, на которой произрастает невроз).    Он может быть вызван:

    1. Неадекватными требованиями родителей к возможностям и потребностям своего ребенка.
    2. Повышенной тревожностью самих родителей.
    3. Непоследовательностью родителей при воспитании ребенка.
    4. Предъявлением ребенку противоречивых требований.
    5. Аффективностью (чрезмерной эмоциональностью) обоих родителей или одного из них.
    6. Стремлением родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей.
    7. Авторитарным стилем воспитания в семье.
    8. Гиперсоциальностью родителей: стремлением все делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

         Особую актуальность проблема профилактики тревожности принимает у детей в возрасте 7 лет, т. е. будущих первоклассников, которые переживают кризис шести - семи лет. Ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Его поведение становится произвольным, он начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я встревожен», «я сердит», «я боюсь»  и т. д. Его переживания приобретают смысл, происходит внутренняя борьба  с противоречиями в этих переживаниях: «хочу, но боюсь», «хочу и то, и другое»,  «надо –   а я  не хочу».

         При проведении профилактических мероприятий - использовании просветительских и (или) коррекционных программ в индивидуальной  работе с ребенком,  работе с его родителями (законными представителями), воспитателем  дошкольного учреждения или учителем начальных классов, становится возможным предупреждение психического расстройства, вызванного внутренним конфликтом,  или  уменьшение   частоты его проявления.

         Психологическая профилактика – деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом, личностном развитии учащихся и созданию психологических условий максимально благоприятных для этого развития.

         Работая с тревожными детьми, очень важно установить конструктивный контакт как  с родителями  (законными представителями), так и с воспитателями или учителями, которые общаются с ребенком в образовательном учреждении.

    Воспитателям можно дать следующие рекомендации:

    1. не привлекать тревожных детей к соревновательным играм и другим видам деятельности;
    2. не подгонять тревожных детей с флегматическим и меланхолическим типами темперамента, давать им возможность действовать в привычном для них темпе (такого ребенка можно чуть раньше, чем остальных, посадить за стол, одевать его в первую очередь и т.д.);
    3. хвалить ребенка даже за не очень значительные достижения;
    4. не заставлять ребенка заниматься незнакомыми видами деятельности, вначале дать ему возможность просто посмотреть, как это делают его сверстники;
    5. использовать в работе с тревожными детьми уже знакомые им игрушки и материалы;
    6. закрепить за ребенком постоянное место за столом, кроватку;
    7. если малыш ни на шаг не отходит от воспитателя, поручить ребенку «важную роль» его помощника.

    Рекомендации  педагогам, работающим с тревожными детьми: 

    1. Помнить, что этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность, ипохондрия, чрезмерная мнительность, застенчивость.
    2. Помнить, что для тревожного ребенка важно, как он выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают.
    3. Помнить, что тревожные дети склонны к суициду.

    Поэтому:

    1. Не ставить таких детей в ситуацию неопределенности, неизвестности.
    2. Включать в посильные дела.
    3. Хвалить самостоятельность.
    4. Стимулировать личную ответственность.
    5. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать.
    6. Ребенок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему.
    7. Ребенок должен расстаться с вами, успокоившись.
    8. Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный.
    9. Быть острожным с передачей стрессовой информации.
    10. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса – это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен. Можно на время освободить от работы — дать время успокоиться.
    11. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.

    Как правило, это дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для них самое страшное – ошибиться или кого-то подвести. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.

    Рекомендации родителям (законным представителям) по предупреждению  тревожности у детей:

    1.Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным, главный козырь – это терпение и тактичность.

    2.Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других, значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Лучше папу с мамой ( бабушку с дедушкой) слушай!».

    3.Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше. Развивайте у   него  инициативность и самостоятельность.

    4.Учитывайте способности, возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

    5.Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

    6.Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться,  помогите или выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

         Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и  поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся   его задатки, способности, а возможно и таланты.

         С целью профилактики тревожности следует использовать наглядную информацию для родителей, которую можно разместить на стенде в детском саду или школе. На родительских собраниях раздать папам и мамам специально подготовленные буклеты (памятки) с рекомендациями по актуальной проблеме предотвращения детской тревожности.

         Педагогу-психологу важно помочь родителям,  воспитателям и учителям выработать единую стратегию   взаимодействия  с тревожным ребенком, научить их навыкам  конструктивного общения.

         Приоритетными направлениями психологической помощи тревожным детям являются:

    1)повышение  самооценки ребенка - уверенности в себе и своих силах;

    2) обучение его способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

    3)выработка навыков владения собой в травмирующих ребенка ситуациях.

         Жан-Жак Руссо (французский философ XVIII в.) писал: «Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. Дайте детству созреть в детстве. Обращайтесь с вашим воспитанником соответственно возрасту… Не допускайте у него даже мысли, что вы претендуете на какую-то власть над ним….»

    ЛИТЕРАТУРА

    1.Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М. 2000. С. 95 – 130.

    2.Матвеева Л., Выбойщик  И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. – М. 1999. С. 4 – 10.

    3.Психологический словарь.- Под ред.   В. П. Зинченко,   Б. Г.  Мещерякова.   М., 1997. С.386, 218.

    4.Энциклопедия мудрости. – Можайск. 2007. С. 459 – 460.

    5.Широкова Г. А. Справочник педагога – психолога  ДОУ. – Ростов н/Д. 2011.  С. 163 – 168.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие учащихся начальной школы с детьми до школьного образования

    Создание комплекса условий,обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе. Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования. Обеспечение непрерывности,це...

    Преемственность в обучении математике дошкольников и учащихся начальной школы

       Создание системы непрерывного образования в стране требует реализации принципа преемственности ее звеньев. Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начально...

    Преемственность в обучении математике дошкольников и учащихся начальной школы

       Создание системы непрерывного образования в стране требует реализации принципа преемственности ее звеньев. Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начально...

    "Прогулка друзей по Санкт-Петербургу" - совместное мероприятие для детей подготовительной группы и учащихся начальной школы.

    Мероприятие направленно на создание связей между детьми ДОУ и учащимися школы, для непосредственного общения между детьми, для ознакомления и закрепления знаний о Санкт-Петербурге....

    "Прогулка друзей по Санкт-Петербургу" - совместное мероприятие для детей подготовительной группы и учащихся начальной школы.

    Мероприятие направленно на создание связей между детьми ДОУ и учащимися школы, для непосредственного общения между детьми, для ознакомления и закрепления знаний о Санкт-Петербурге....

    "Прогулка друзей по Санкт-Петербургу" - совместное мероприятие для детей подготовительной группы и учащихся начальной школы.

    Мероприятие направленно на создание связей между детьми ДОУ и учащимися школы, для непосредственного общения между детьми, для ознакомления и закрепления знаний о Санкт-Петербурге....

    "Прогулка друзей по Санкт-Петербургу" - совместное мероприятие для детей подготовительной группы и учащихся начальной школы.

    Мероприятие направленно на создание связей между детьми ДОУ и учащимися школы, для непосредственного общения между детьми, для ознакомления и закрепления знаний о Санкт-Петербурге....