Комплексная медико - педагогическая коррекционная работа при ДЦП (пример индивидуальной программы).
методическая разработка по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Лодейщикова Елена Викторовна

В статье рассмотрена организация индивидуальной коррекционной работы с ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dtsp.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа при детском церебральном параличе.

Среди заболеваний центральной нервной системы у детей, влекущих за собой инвалидизацию, детский церебральный паралич (ДЦП) является одним из самых распространённых. Он приводит к  нарушению со стороны практически всех функциональных систем мозга – двигательной, речевой и психической.  

Знания об этиологии  и патогенезе  детского  церебрального паралича являются недостаточными, что обуславливает  трудности  восстановления нарушенных функций.

 В результате наблюдений можно сделать вывод, что эффективным является  лечение данного заболевания в самом раннем возрасте, практически с первых дней и месяцев жизни. Огромное значение имеет ранняя диагностика  данного заболевания и начатое лечение. В этом случае, при правильно организованной  коррекционной работе  о заболевании, иногда, может говорить только анамнез.  

Хотелось бы обратить внимание на то, что при серьёзном отношении родителей не только к медицинской, но и к педагогической коррекции состояние детей даже с тяжёлыми формами ДЦП значительно легче поддаётся лечению и абилитации. И, казалось бы, при ДЦП средней степени тяжести и уповании только на медикаментозную коррекцию улучшений не наступает.

Вывод однозначен: восстановительное лечение должно начинаться  как можно раньше и включать в себя, как медицинскую, так и психолого-педагогическую коррекцию.

В наиболее важные для развития речи годы ребёнок много времени проводит в лечебных учреждениях, если там не ведётся педагогическая коррекция, то всегда отмечается отставание в развитии познавательных функций и речи. В большинстве случаев результатом  этих нарушений становится тяжёлая  дезадаптация ребёнка.

Вот пример комплексной  медико – педагогической коррекции ребёнка, находящегося на стационарном пребывании  в центре реабилитации.

        

    Дима 6 лет.

 Поступил с диагнозом:

Детский церебральный паралич, спастическая диплегия. Выраженные стойкие нарушения двигательных функций. Состояние после оперативного лечения  – хроническая  эпидуральная электростимуляция спинного мозга. Сходящееся альтернирующее косоглазие. ЗПР по органическому типу. ОНР 2  уровень. Псевдобульбарная дизартрия.

Анамнез (отягощен).  Ребенок от 2 беременности, протекавшей на фоне гестоза, ХФПН во второй половине беременности. Роды преждевременные в 36-37 недель, масса 2500, рост 44 см., закричал сразу, но через 30 минут произошла остановка дыхания. Находился на ИВЛ, 20 дней в кювезе,  в отделении патологии новорожденных.  Выписан в возрасте 1месяц 3дня.

На естественном вскармливании находился до 1,5 месяцев, до 2,5 на смешанном, далее на искусственном. Сосал слабо, молоко подтекало, захлебывался, попёрхивался, быстро уставал. Одно кормление проходило с перерывами и продолжалось около 1 часа.

Физическое развитие

Голову держит с 6 месяцев, самостоятельно сидит с 1г. 3 месяцев, ходит с поддержкой с 2 лет 8 месяцев. Самостоятельно с 3-х лет 11 мес. - на короткие расстояния, быстро уставал и часто падал.

Речевой статус

Гулить и реагировать на лица родных начал с 5 месяцев.

Лепетать с 11  месяцев, первые слова к 3 годам.

Наблюдать за погремушкой с 6 месяцев, удерживать (спастично) в руках 1год, не всегда мог самостоятельно разжать пальцы.

 Лечится с первых дней жизни.

 Многократно лечился в областной детской больнице и амбулаторно в реабилитационном центре.

Диагноз ДЦП поставлен в 1год и 2месяца, оформлена инвалидность.

В 4 года проведена операция  - установлен аппарат для хронической эпидуральной стимуляции спинного мозга.

Прививки по индивидуальному календарю.

Перенесенные заболевания: частые ОРВИ, атопический дерматит.

Состояние при поступлении в группу стационарного пребывания

Мальчик контактный, доброжелательный, подвижный.

Отмечаются нарушения эмоционально-волевой сферы.

Не уверен в своих силах.

Развитие познавательной деятельности  идет с отставанием от возрастной нормы (1,6 -2 года).

Мотивации к обучению и лечению низкие.

Невысокие мотивации к игре.

Любимый вид деятельноси просмотр (скорее даже прослушивание) телепередач.

Общая моторика

Ходит самостоятельно спастико-паретической походкой с грубыми раскачивания туловища, на носочках. Быстро устает. Часто падает. Может пройти, не жалуясь на усталость  15 - 20 метров. Стоять на одном месте на всей ступне не может: переступает, покачивается, встаёт на носочки, прислоняется к стене.

На одной ноге стоять не может.

Обращает на себя внимание нарушение координации движений.

Содружественные движения рук  при ходьбе отсутствуют.

Грубо нарушена зрительно – моторная координация движений (координация «глаз –рука» не сформирована), снижена подвижность взора, возможность продолжительной фиксации, ограничение поля зрения.

Не развит конструктивный праксис (долго складывает пирамидку из 3 –х колец, не  может конструировать из палочек, складывать самые простые  разрезные картинки из 2-х частей, не может рисовать по вербальной инструкции и копировать).  Ориентировка в пространстве грубо нарушена.

При попытке взять деталь бывают промахи, детали часто падают на пол. Движения пальчиков медленные и  неловкие, отмечается тремор рук, часто плотно сжатые кулачки. Пальчиковые позы выполнить не может.

Графические навыки не сформированы. Не умеет удерживать карандаш. Нажим очень слабый. Ведущая рука – правая.

Навыками самообслуживания владеет частично.

Раздевается с помощью взрослого.

Одеваться сам не может.

 Речь малопонятна для окружающих.

В состоянии артикуляционной моторики нарушения дизартрического характера: тремор языка, тонус языка не постоянен – чаще напряжен, оттянут «комом» назад, саливация повышена, ассиметрия лицевой мускулатуры  в губах чаще гипотонус – рот приоткрыт.

 Кушает самостоятельно, но плохо. Требуется докармливать.

Во время приема пищи еда часто выпадает изо рта, поперхивается.

Пережёвывает пищу медленно, ложка не всегда попадает в рот с первого раза («не доносит до рта»).

Нарушения звукопроизношения по типу псевдобульбарной дизартрии.

Нарушено произношение  свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также звуков раннего онтогенеза (переднеязычных и задненёбных), редуцированы гласные «Ы», «И», «Э».

Ротовой выдох укорочен, не дифференцирует носовое и ротовое дыхание.

Голос  иссякающий, маломодулирован.

Фонематическое восприятие не сформировано, отмечаются нарушения слоговой структуры. Связная речь представлена одно- и  двусловными предложениями, редко использует простые распространённые предложения. Речевые высказывания  малопонятны  для окружающих. Импрессивный словарь шире экспрессивного.

Логопедическое заключение ОНР 2 уровень. Дизартрия.

Отмечается сенсорная депривация – недостаточность зрительных, тактильных и кинестетических ощущений.

Семья полная. Родители врачи. В воспитании принимают участие 2 бабушки и дед. У одной из бабушек отмечаются нарушения звукопроизношения.

Реабилитационный потенциал семьи положительный.

Прогноз умеренно благоприятный.

Цель комплексной коррекционной реабилитации

1.Социальная адаптация.

2.Развитие речевой функции.

3.Развитие общей и мелкой моторики.

4.Зрительно – моторной координации.

5.Зрительно-пространственного  праксиса и гнозиса.

6.Преодоление сенсорной депривации.

7.Подготовка к обучению по программе  (задача - максимум) общеобразовательной школы, начало обучения в 1 классе с 8 лет.

Содержание рекомендуемой коррекционной работы

Формировать:

!    Мотивацию к обучению и лечению. Уверенность в своих  возможностях.

!!! Развивать зрительно-моторную координацию:

*Зрительное прослеживание за двигающимися предметами (начинать с крупных и дойти до мелких).

*Увеличивать поле зрения.

*Гимнастика для глаз.

*Формировать координацию   «глаз – рука»

Фиксировать внимание на правильном положении туловища и конечностей.

Стимулировать попытки  притормозить патологические установки.

Формировать схему тела (т.к. слабо развивается память о положении тела при той или другой его позе, например: лежа на правом или левом боку, сидя на коленях).

Формировать позу сидя на стуле, локти фиксировать на столе.

Обучать ходьбе у зеркала.

Формировать структуру шага.

Предотвращать патологическую установку стоп.

Мелкая моторика

Формировать свободные движения в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах – для разнообразия работы рук.

Общий расслабляющий массаж – поглаживание большой грудной мышцы по направлению к подмышечной впадине

Фиксировать локоть

Пассивные движения предплечья и кисти - знакомить с различными направлениями и амплитудой движений. Тренировать новые координационные отношения

Отработка качательных  движений  в локтевом и плечевом суставе

Отработка маховых движений

Расслабляющий массаж кисти

Выведение большого пальца из состояния приведения – пассивно отводить б. палец от ладони и удерживать. Укреплять мышечное чувство собственных рук.

Сгибание и разгибание кисти

Игры с пищащей игрушкой - ладонью, затем тыльной частью кисти.

Упражнения с карандашом, имеющим грани, с грецким орехом, сосновыми шишками.

Сгибание и разгибание с сопротивлением (с резиновым бинтом – рекомендовать родителям)

Эспандер

Су–джог

Пальчиковая гимнастика

Лепка

Рисование

Игры с прищепками

Игры с фасолью

«Живой» и кинестетический песок

Шнуровка

Бусины - начинать с самых  крупных

Речевое развитие

Дыхательная гимнастика

Логопедический массаж щек, губ, шеи, языка, нёба

Артикуляционная гимнастика: пассивная, активно – пассивная (с сопротивлением), активная.

Выработка кинестетических ощущений к позам губ, языка, рук

Коррекция звукопроизношения

Развитие голосовых модуляций

Формирование фонематического восприятия

Развитие лексико-грамматических средств языка

Развитие связной речи

Формирование знаний об окружающем.

Развитие: восприятия («кинестезии воспитывают мозг»), внимания, памяти, мышления: формировать операции сравнения, обобщения, классификации;

установление причинно-следственных связей; усвоение различных способов решения мыслительных задач.

Подготовка к обучению грамоте

Формирование графических навыков. Письмо

Формирование математических представлений. Обучение счету.

Использование элементов кондуктивной педагогики.

Адаптированные занятия по программам Филичевой и Чиркиной ОНР 2 -3 уровень.

Музыкотерапия

Занятия в классе  Монтессори

 Иппотерапия

Бассейн

ЛФК (цель – создавать схему движений)

Массаж

Проведено коррекционных занятий:

Коррегирующая гимнастика (после сна) – ежедневно

Игры и упр-я для развития мелкой моторики – ежедневно

Фонетическая и артикуляционная гимнастика ежедневно

Логопедических индивидуальных –3 р. в неделю, подгр.-  2р.(1 период)  - 3р.(2 и 3 период обучения) в неделю.

Формирование графических навыков -3р. в нед

Игры и упр-я для развития конструктивного праксиса не менее 3р. в нед.

«Круг» - ежедневно

Психологических инд. -1р. в неделю, гр. 1р. в нед.

Физкультура ( тренажер -1р., адаптивная ф. – 1р., индив. коррекц. – 1р.)

Математика подгр. -1р. в нед., инд. -1р. в нед.

Ознакомление с ОКМ – 2 р. в нед.

Ознакомление с худ. лит-рой – 1р. в нед.

Обучение сюж.- рол. игре –1 р. в нед.

Развивающие игры – 3р. в нед.

Занятие по социально – нравственному воспитанию – 1р. в нед

Аппликация-1р. в нед

Лепка – не менее 2р. в нед.

Рисование –не менее 2-х раз в нед.

Музыкальные з-я -2р. в нед.

Занятия в классе Монтессори

Физиотерапевтическое лечение

ЛФК – упражнения  для нижних  конечностей.  Курсы по  3 недели 3 раза в год.

Парафин – аппликации на нижние конечности

Вихревые ванны (массаж стоп в воде)

Электрофорез  с эуфилином паравертебрально

Массаж

Занятия в костюмах  «Фаэтон»  и «Гравистат»

Ароматерапия

Кислородный коктейль

Медикаментозно (курсы по специальным схемам)

Работа с родителями

Рекомендации:

Занятия лечебным плаванием, ванны с морской солью, ходьба по дну ванны с водой.

Развитие зрительно-моторной координации  (мастер – классы).

Автоматизация звуков – открытые занятия для родителей

Развитие познавательной деятельности

Мастер – классы: «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»; «Что такое НУМИКОН?»;  «Игры и упражнения  для развития зрительно – моторной координации»; «Учимся читать»;  «Подготовка руки к письму».

Развитие голосовых модуляций – пение (посещать вокальный кружок)      

Открытые подгрупповые и индивидуальные занятия для родителей.                                          

Цель: дублирование всей коррекционно - педагогической  работы, проводимой в центре (рекомендации в индивидуальных  тетрадях).

Результаты коррекционной работы

Сформирована мотивация к обучению и лечению.

Стал настойчив в достижении цели.

Улучшились кинестетические ощущения.

Улучшилась зрительно – моторная координация и конструктивный праксис.

Формируются мелкие движения пальчиками рук.

Начал ходить на большие расстояния, не жалуясь на усталость.

Стал увереннее и дольше стоять без поддержки.

Формируется фонематическое восприятие.

Читает. Пишет под  диктовку. Формируется звуко – буквенный анализ и синтез. Нарушений звукопроизношения нет. Вызваны и автоматизированы в речи все звуки.

Увеличился словарный запас.

Читает стихи. Любит петь.

Возросла познавательная активность.

Исходя из анкетирования родители отмечают значительные улучшения в развитии речи, интеллекта, мелкой и общей моторики.

Успешно обучается в 1 классе по Программе общеобразовательной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексное медико-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в ДОУ

С целью создания оптимальных  условий для эффективного устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста нами разработана модель комплексного медико-педагогического сопровождения детей ...

Алалия. Комплексный подход в коррекционной работе.

Дети с общим недоразвитием речи, обусловленным алалией, нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий...

Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в определении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)

В данном материале содержится информация о порядке создания ПМПк, его целях и задачах, составе специалистов, о роли  взаимодействия психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательн...

Статья "Опыт комплексной медико-педагогической абилитации детей с перинатальной патологией и ее последствиями в условиях специализированного дома ребенка"

В данной статье описана система комплексной медико-педгогической абилитации детей первого года жизни с ПЭП (перинатальная энцефалопатия) разной степени, а также представлен сравнительный анализ...