комплексное медико-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в ДОУ
статья по логопедии по теме

С целью создания оптимальных  условий для эффективного устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста нами разработана модель комплексного медико-педагогического сопровождения детей  в условиях ДОУ. Система включает в себя деятельность педагогов и специалистов на основе решения профильных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovoe_kmps.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНОЕ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ДОУ

Хабарова Н. В., учитель-логопед

МБДОУ детский сад № 33 «Радость», г. Чайковский Пермского края

Для успешной коррекции и профилактики различных речевых нарушений у детей дошкольного возраста необходимо знать их симптоматику, этиологию, механизмы. Реализовать это можно  в комплексном сопровождении детей. К сотрудничеству необходимо привлекать специалистов и родителей, вовлекая их в коррекционно-воспитательный процесс.

С целью создания оптимальных условий для эффективного устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста нами разработана модель комплексного медико-педагогического сопровождения детей в ДОУ

Учитель-логопед

Медицинские специалисты

Воспитатели

Ребенок с РН

Медицинский работник

Родители

Комплексное сопровождение позволяет решать следующие задачи:

  1. Выявить детей, находящихся в зоне риска.
  2. Выяснить этиологию, механизмы,  симптоматику и структуру речевых нарушений.
  3. Разработать и реализовать комплексную коррекционно-воспитательную работу.
  4. Использовать способы привлечения родителей к воспитательному процессу.

Система комплексного медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях ДОУ включает в себя деятельность педагогов и специалистов на основе решения профильных задач.

Система комплексного медико-педагогического воздействия

Специалист

Методы работы

Учитель-логопед

  1. Проводит логопедическое обследование, позволяющее выявить детей с РН.
  2. Проводит анкетирование родителей с целью выявить жалобы родителей на речь ребенка.
  3. Выявляет этиологию, механизмы, симптоматику и структуру РН. Анализирует полученные данные. Проводит дифференциальную диагностику.
  4. Проводи логокоррекционную работу с детьми дошкольного возраста.
  5. Консультирует родителей.
  6. Распространяет логопедические знания среди родителей.

Воспитатели

  1. Осуществляют наблюдение за детьми в различных видах деятельности.
  2. Проводи диагностику речевого развития детей.
  3. Сообщает результаты наблюдений и диагностики.
  4. Проводит коррекционно-развивающую работу.
  5. Консультируют родителей.

Медицинский работник совместно с  учителем логопедом

  1. Проводят анкетирование родителей с целью получения данных о психофизиологическом развитии ребенка.
  2. Выявляют детей, находящихся в зоне риска.
  3. Рекомендуют родителям посещение и консультации невропатолога, окулиста, отоларинголога, психиатра, педиатра.

Медицинские специалисты (невропатолог, окулист, отоларинголог, стоматолог, педиатр)

  1. Проводят ежегодный медицинский осмотр с выездом в ДОУ.
  2. Ведут прием детей, консультируют родителей.
  3. Диагностируют речевые нарушения.
  4. Осуществляют медикаментозное воздействие.

Родители

  1. В ходе анкетирования сообщают информацию о развитии ребенка.
  2. Во время консультаций получают необходимую информацию по интересующим вопросам.
  3. Выполняют рекомендации специалистов.

Практическая реализация представленных задач позволяет осуществлять системную коррекцию нарушений речи у дошкольников, что подтверждается данными динамики их речевого развития

Учебный год

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Количество  обследованных детей,   посещающих ДОУ, в возрасте с 3-7 лет

87

89

108

Число детей с РН

44

48

46

Число детей, имеющих отягощенный анамнез

13

17

15

Число детей зачисленных на логопункт

33

39

36

Число детей направленных к медицинским специалистам

10

11

8

Результаты работы с детьми, зачисленными на логопункт

Нормальная речь

9

9

15

Значительные улучшения

18

25

18

Не значительные улучшения  

6

5

3

Таким образом, внедрение модели медико-педагогического сопровождения дошкольников позволило создать оптимальные условия для эффективного устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Бенилова С.Ю. Патогенетические подходы к комплексному лечению нарушений речи у детей и подростков с последствиями органического поражения центральной нервной системы: Пособие для врачей. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. — 32 с.
  2. Волкова Л.С. «Логопедия» Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений.. - М.: ВЛАДОС., 2004.-704с.
  3. Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2002.-200с.
  4. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. -- М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.Грибова О.Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ общеразвивающего вида».

Содержание взаимодействия учителя-логопеда и других специалистов в  ДОУ общеразвивающего вида....

Педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО

Помоги Айболиту. Интерактивная игра-презентация.Учитель-логопед Саморукова Татьяна Вячеславовна, г. ТольяттиПриготовление овощных и фруктовых соков.Лексическая тема: Фрукты, овощи.Задачи: - Закре...

Консультация для педагогов «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ общеразвивающего вида» (Форма организации: деловая игра «Кто хочет стать профессионалом?»).

Данная консультация предназначена для начинающих логопедов, для учителей-логопедов, которые вошли в новый трудовой коллектив. С её помощью Вы легко огласите свой регламент работы, основные трудовые об...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ГОВОРИЛКИ» ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯМИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ

             Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей с 4 до 7 лет с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитие...

"Коррекционное сопровождение детей с речевыми нарушениями в начальной школе"

МО «Плесецкий район»Августовская педагогическая конференция 26.08.2015.Секция «Программа коррекционной работы школы. Обучение детей с ЗПР. Коррекционное сопровождение»...

Презентация опыта работы учителя-логопеда по взаимодействию с участниками образовательного процесса в организации коррекционно-педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями

Эффективность и четкость работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста значительно увеличивается при тесном взаимодействии специалистов дошкольной образовательной организации....

Сообщение на тему: "Логопедическое сопровождение детей, имеющих речевые нарушения".

Правильная, развернутая речь  является одним из основных показателей ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих ...