"Волшебный сундучок"
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Шикунова Надежда Васильевна

Многофун6кциональное пособие для развития и обогащения словаря детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_sunduchok.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

VI  муниципальная Ярмарка

методических идей

среди педагогических работников

дошкольных образовательных учреждений

 «Волшебный сундучок»

Многофункциональное пособие для обогащения словаря детей с общим  недоразвитием речи

Шикунова Надежда Васильевна,

воспитатель

муниципального автономного дошкольного

 образовательного учреждения

«Детский сад компенсирующего

вида  № 15 «Мальвина»

г. Балаково Саратовской области

25 ноября  2014г

 Цель:  активизация и расширение словаря существительных, прилагательных , глаголов и наречий;

 совершенствование грамматического строя речи;

знакомство с названием основных и дополнительных цветов, сравнительной степенью прилагательных.

 раскрытие смыслового богатства многозначного слова.

 У детей с  нарушением речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей.

 Речь детей дошкольного возраста отличается от речи взрослых. Зачастую ребёнок пытается сам осмыслить слова, придавая им иное значение, например: «Лодырь – человек, который делает лодки», «Деревня – где много деревьев»,  «Неурядица – девочка, у которой нет нарядного платья»  и т. д.

Ребенок быстро (услышав иногда всего один раз) и прочно (на всю жизнь) запоминает слова, называющие предмет или явление, которые его заинтересовали. Однако дети не всегда проявляют заинтересованность окружающими их предметами и не всегда спрашивают их названия. Воспитатель сам должен привлекать внимание детей ко многим окружающим предметам, качествам, действиям и делать это нужно систематически. По плану своей работы по ознакомлению с окружающим  и развитием речи ежедневно намечает тему и составляет словарик на один день или одну неделю, который дети должны усвоить с его помощью.

Примерное количество слов, которые дети могут усвоить за одну неделю: дети 3 года жизни – 5 слов, 4 года жизни – 10 слов, 5 года жизни – 15 слов, 6 года жизни – 20 слов, 7 года жизни – 30 слов.


Есть развивающие речевые игры, в которые можно играть  между делом и где угодно: дома на кухне, на прогулке, в очереди, в транспорте.

Такие игры не предусматривают какие-то траты или приготовления, нужно только  желание взрослых
 и  фантазия. Используя такие речевые игры,  можно не только развлечь ребёнка, но  научить его новому и полезному.

 Способ карточек.
Этот способ является наиболее простым. Вам нужно купить листочки для записи, затем на одной стороне листочка пишите слово, на второй – смысловое значение этого слова или пример, который иллюстрирует, как используется данное слово. По возможности купите цветные бумажечки, тогда на каждую часть речи вы можете выделить определенный цвет.

Описание.

 Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Играющие стоят в кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из детей водящий) бросает кому-то из них мяч, называя при этом цвет карточки. Поймавший мяч должен найти карточку нужного цвета, объяснить значение этого слова и вернуть мяч водящему.  Например: семенит – идет частыми шагами, как ребенок  учится ходить, стеллаж – полка для книг, изношенное – очень старое  и т. д.

«Случайное слово».

Воспитатель наугад берет карточку  – таким образом, определяется случайное слово. Слово зачитывается и объясняется его смысловое значение. Таких слов нужно несколько. Затем дети делится на пары или группы. Каждой группе предлагается составить рассказ, количество предложений в котором должно ровняться количеству случайных слов. В каждом предложении должно быть использовано как минимум одно из случайных слов. Если дети обладает хорошим уровнем связной речи, вы даже можете указать тему, на которую должен быть составлен рассказ. Когда все готово, участники игры зачитывают свои рассказы. Как правило, они получаются очень веселыми.

 Очень важно до школы активизировать словарь детей, развить внимание к слову, сформировать умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово.

Таким образом, для того, чтобы ваш ребёнок научился логично и связно излагать свои мысли  чаще играйте с ним в речевые игры. Обогащайте словарь ребёнка, описывайте предметы, явления, людей, природу и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие "Волшебный сундучок"

Доминантное зантие в подготовительной группе по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах....

Конспект индивидуального занятия с детьми старшего возраста «Волшебный сундучок»

Форма и тип занятия: индивидуальное, изучение нового материала Цель: закрепить умение соотносить предметы по величине.Задачи1.      Закрепить умения различать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

"Поиск волшебного сундучка"

Сценарий празднования дня рождения в детском саду....

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок» Спортивная сказка «Путь к волшебному сундучку»

Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок»Действующие лица:Музыкальный руководительСергей Иванович Мещерин Ведущие – воспитатели группыЛариса Николаевна Паскидова,Валентина Ар...

Необычные волшебные приключения.(Волшебный сундучок.) Сценарий осеннего праздника для старшей группы

Необычные волшебные приключения (Волшебный сундучок) Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы...