Программа по профилактике и преодолению агрессивного поведения старших дошкольников
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Программа по профилактике и преодолению

агрессивного поведения старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preod_agress_poved.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 303»

Программа по профилактике и преодолению

агрессивного поведения старших дошкольников

педагог - психолог Дмитриева Л.Ю.

г. Нижний Новгород

Программа по профилактике и преодолению

агрессивного поведения старших дошкольников

Пояснительная записка

Как  много негативного в современном мире! И всё это зачастую находит прямое-отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивны, они становятся заложниками тех условий ,в которых растут и развиваются.

К сожалению агрессия, приобретённая в раннем детстве носит устойчивый характер, и сохраняется на протяжении жизни.

Всё чаще и чаще можно услышать фразы : «Какой агрессивный ребёнок! От куда в нём столько агрессии?» Что бы разобраться в этом, для начало важно узнать, что агрессивность является нарушением поведения ребёнка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности поведения детей носят возрастной характер и связаны  с переживанием одного из кризисов развития ( 1 год, 3 и 7 лет).И эти периоды в жизни ребёнка, несмотря на всю сложность ,свидетельствуют  о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника Кроме того, например, с точки зрения  гештальт- психологии агрессия необходима для выживания и носит функции защиты и сохранения «своей среды» или конструктивного его изменения.

Агрессивный ребёнок, как и любой другой нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что  его агрессия это, прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящее во круг него события.

В процессе наблюдения за детьми старшей и подготовительной групп детского сада в количестве 48 человек, 6-7 лет , было выделено 7 человек, относящихся к категории агрессивных детей. Основанием для отнесения этих детей к категории агрессивных  по наблюдению педагогов были: резкие перепады настроения, в споры со взрослыми, повышенная двигательная активность, неспособность быстро изменить  своё поведение в ответ изменения ситуации, отказ выполнения правил в детском саду. Эти дети составили группу риска. У двух человек высокий показатель агрессивности, у остальных пяти средний.

Как видно стало необходимым проведение работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Один из способов оказания психолого-педагогической помощи детям по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения является реализация коррекционною- развевающей программы.

Цель программы: снизить проявление  агрессивности в поведении детей на основе выстраивания конструктивного отношения  к миру в противовес деструктивному.

Задачи: 

- снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей;

- формировать эмоциональное осознание своего поведения;

- обучить детей навыкам самоорганизации и саморегуляции действий поступков   эмоциональных состояний;

- формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности;

- развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;

- развивать коммуникативные  способности, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения;

-воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру .

Возраст детей

Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Она состоит из 24 занятий разбитых на шесть блоков и 7  самостоятельный блок – игровой комплекс для агрессивных детей. Рекомендуемая продолжительность занятий – 30 минут один раз в неделю в течении 6 месяцев.

Реализация программы  представлена тремя направлениями (см.табл.):

1.Работа ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста.

2.Работа педагогов с семьёй.

3.Самообразование педагогов ДОУ.

Основные направления реализации программы по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников

Основные

направления

Задачи

Ведущие формы, методы, средства

1.Работа в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста

Профилактика нежелательных негативных агрессивных тенденций в поведении детей.

Формирование умения регулировать свои поведенческие реакции;

обучение социально приемлемым, адекватным способом выражения агрессии;

обучение ауторелаксации;

обучение навыкам управления эмоциональной сферой.

Формы:

-сюжетно-ролевые игры;

-игровые упражнения;

-этюды;

-инсценировки;

--аутогенная тренировка;

-психогимнастика;

-танцевальные упражнения;

-индивидуальные занятия.

Методы:

-диагностика;

-наблюдение;

-убеждение;

-положительный пример;

-чтение специальных рассказов;

-беседы;

-игровые методы;

-рисование;

-аромотерапия;

Средства:

-художественная литература;

-музыкальные произведения;

-игровое оборудование;

-аромолампа, аромомасла.

Основные

направления

Задачи

Ведущие формы, методы,

средства

2.Работа педагогов с семьёй

Создание мотивации совместной работы с ДОУ по профилактике и преодолению агрессивного поведения детей.

Ознакомление с явлением «детская агрессия» , её особенностями, причинами проявления.

Создание представлений об основных приёмах саморасслабления и саморегуляции поведения.

Создание представлений об основных методах работы с детской агрессивностью.

Ознакомление с системой педагогической работы.

Оказание помощи родителям в общении с детьми с агрессивным поведением.

 

Формы:

-беседы

-консультации;

-родительские собрания;

-тренинги;

-письменные рекомендации;

-индивидуальная работа.

Методы:

-анкетирование;

-беседа;

-рассказ;

-анализ педагогических ситуаций;

-обсуждение результатов диагностики.

Средства:

-таблицы;

-схемы;

-видеозаписи;

-аудиозаписи и др.

3.Самообразование педагогов

Создание мотивации изучения дополнительной  литературы по данной  проблеме.

Освоение основ саморегуляции поведения.

Усвоение базовых положений при работе с детьми с агрессивным поведением.

Ознакомление с системой педагогической работы.

Создание мотивации практического применения предложенной системы.

Формы:

-индивидуальное изучение теоретической и методической литературы;

-беседы;

-консультации со специалистами.

Методы:

-самоанализ;

-анкетирование;

-саморегуляция;

-дискуссии;

-обмен опытом с другими педагогами;

-нетрадиционные методы (аромотерапия).

Средства:

-литературные источники;

-видеозаписи;

-интернет и другие информационные источники.

Подробнее рассмотрим структуру каждого направления.

Содержание первого направления в системе работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения  детей старшего дошкольного возраста в ДОУ представлено несколькими условными блоками, содержание которых  может варьироваться и дополняться новыми  упражнениями, заданиями в зависимости от поставленных целей и задач, а также от особенностей детского организма.

     Блок 1.Снятие состояния эмоционального дискомфорта.        

Развитие социальных эмоций детей.

    Задачи:

снизить  эмоциональное напряжение;

создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;

развивать способности, понимать  эмоциональное состояние другого и умение выразить своё;

обучить приёмами ауторелаксации и саморегуляции способам выражения эмоций.

   Блок 2.Формирование социального доверия. Преодоление детской тревожности.

   Задачи:

  Помочь  в преодолении негативных переживаний и снятии страхов:

 - уменьшить тревожность;

 -снизить эмоциональное напряжение;

 -продолжить обучать приёмами ауторелаксации, саморегуляции, способам выражения эмоций.

  Блок 3. Гармонизация противоречивости детской личности.

  Задачи:

Учить распознавать эмоции по внешним сигналам:

-выражать эмоции с помощью пантомимики;

-формировать моральные представления о нормах поведения;

-тренировать психомоторные функции.

 Блок 4.Повышение уровня самостоятельности в решении возникающих проблем. Коррекция зависимости от окружающих.

 Задачи:

Прививать новые, адекватные формы поведения:

-учить самостоятельно принимать верные решения;

-продолжать учить навыкам саморегуляции, саморасслабления;

-формировать адекватные формы поведения. 

Блок 5.Снижение враждебности, агрессивности в поведении, во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения.

 Задачи:

Учить осознавать своё поведение:

- развивать дружеские взаимоотношения через игру;

-обучать выразительности  движений.

Блок 6. Формирование социально приемлемых способов выражения гнева и агрессивности.

 Задачи:

Снизить возбуждение и аффективные реакции:

-обогатить навыками  конструктивного поведения;

-обучать адекватным способам выражения агрессивности.

Блок 7.  Игровой комплекс для агрессивных детей « Марсиане» ( автор М.А. Панфилова).

 Задачи:

Отражение негативных эмоций:

-активизация потребностей, снятие мышечных зажимов;

-свободная реализация вербальной активности;

-эмоциональная разрядка;

-разрядка общей агрессии.

На каждый блок задач отводиться 4 занятия, кроме седьмого блока – это специально разработанный комплекс занятий для снятия агрессивного поведения (М.А. Панфилова). Первое занятие каждого последующего блока – повторение пройденного – служит главным переходом к новой теме, связанном с актуальными для них проблемами.

  1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
  2. Разминка (психогимнастика,   музыкотерапия, танцевальная терапия, телесная терапия, пальчиковые игры). Выполняет важную функцию настройки на предстоящую деятельность, позволяет активизировать детей ,поднять их настроение, способствует снятию эмоционального возбуждения.
  3. Основное содержание (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание  ситуации, этюды). Приоритет отдаётся многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Последовательность предъявления упражнений предполагает чередование деятельности; упражнения располагаются в порядке от сложного к простому.
  4. Расслабление. Позволяет снять напряжение детского организма. Рекомендуется проводить в сочетании с аромотерапией.

5.  Рефлексия ( оценка ,арт-терапия ,беседы). Даются две  оценки: эмоциональная (понравилось, не понравилось, было хорошо, плохо, почему) и смысловая ( почему это важно, зачем мы это делали).

Проводить занятия рекомендуется один раз в неделю, то есть в течение месяца проводятся 4 занятия и для изучения берётся один блок. Педагог в процессе работы с детьми может в свободное время применять отдельные части занятий (так же 1 занятие в неделю).

Блок 1

Занятие 1. «Знакомство»

Игры : « Моё имя», « Угадай», кого не стало», « Узнай по голосу».

Рисование « Я и моё имя».

Упражнение «Ласковое имя».

Расслабление « Путешествие на Голубую звезду».

Занятие 2. « Моё имя»

Игры: « Связующая нить», « Прогулка», « Волшебный кувшин», «Возьми и передай».

Рисование « я в трёх зеркалах».

Расслабление : см. занятие 1.

Занятие 3. «Я люблю»

Игры : « Переходы», « Разыщи радость» , « За стеклом».

Рисование « Я люблю больше всего».

Танцевальный этюд « Подари движение»

Расслабление «Путешествие дыхания».

Занятие 4. «Настроение»

Этюд «Солнечный зайчик».

Игра « Картина».

Упражнение «Тренируем эмоции».

Рисование « Моё настроение».

Расслабление: см. занятие 3.

Блок 2

Занятие 5. «Настроение»  ( продолжение)

Игры: « На что похоже настроение», « Настроение и походка», « Колечко», « Угадай эмоции», « Встреча эмоций».

Рисование «Лицо Маши».

Расслабление « Полёт птицы».

Занятие 6. « Наши страхи»

Упражнение « Расскажи свой страх».

Релаксационный комплекс « Музыкальная мозаика».

Сценка « Тараканище».

Рисование « Нарисуй свой страх».

Расслабление: см. занятие 5.

Занятие 7. « Наши страхи» (продолжение)

Беседа о страхах. Этюды: «Котёнок по имени «Гав», « Стойкий оловянный солдатик».

Рисование « Я тебя больше не боюсь!».

Расслабление: см. занятия 5,

Занятия 8. « Я больше не боюсь»

Этюд « Смелые ребята».

Игры: « В тёмной норе», «Тень», « Слепой и поводырь».

Релаксационный комплекс «На лесной поляне».

Блок 3

Занятия 9. «Новичок»

Этюд « Три характера».

Игры: «Молчок», « Скучно , скучно так сидеть», « Дракон кусает свой хвост» , «Комплименты».

Рисование « Три характера».

Расслабление «Светлые мысли».

Занятия 10. «Ласка»

Игра « Назови и покажи».

Этюды: « Страшный зверь», « Ласка».

Рисование «Страшный зверь».

Расслабление « Волшебный сон».

Занятия 11. « Общая история»

Сочинение « Общая история».

Инсценировка « Общая история».

Игры: « Колдун» , «Иголка и нитка».

Коллективное рисование « Общая история».

Расслабление: см. занятие 9.

Занятие 12. « Волшебный лес».

Этюды: « Ёжик», « Ёжики смеются».

Игра « Тропинка».

Упражнение « Танец».

Рисование « Волшебный лес».

Расслабление: см. занятие 10.

Блок 4

Занятие 13. « Сказочная шкатулка»

Игра: « Сказочная шкатулка» , «Волшебное колечко». «Принц и принцесса».

Упражнение « Танец чувств».

Рисование « Волшебные зеркала».

Расслабление «Спаси птенца».

Расставание «Хоровод».

Занятие 14. « Доброта»

Этюды: « злодей», « Впереди всех».

Чтение рассказа Э. Шима «Не смей!»

Проигрывание ситуаций.

Расслабление: см.занятие 13.

Занятие 15.  «Радость»

Этюды: « Утро» , «Радость», « Я всё люблю», « Шарик».

Расслабление: « Гора с плеч».

Рисование по темам этюдов.

Занятие 16. «Волшебники»

Игры6 « Взаимоотношения», « Передай по кругу».

Этюды: «Солидарность», « Цветок».

Расслабление: см. занятие 15.

Блок 5

Занятие 17.» Солнце в ладошках»

Игры: « Встреча сказочных героев», « Мальчик (девочка)- наоборот» , « Клеевой дождик».

Расслабление « Солнечный зайчик».

Этюды:» Солнце в ладошке» , « Просто так», « Идём за синей птицей!»

Занятие 19. « Помирились»

Этюды: « Поссорились и помирились», «Вежливый ребёнок».

Упражнение «Мирная считалка».

Беседа «Кого мы называем вежливым».

Разыгрывание ситуаций.

Расслабление «Улыбка».

Игра «Розовое слово  ,,привет,,».

Занятия 20. « Правила дружбы».

Упражнение «Правила дружбы»

Игры: « Найди друга» , « Секрет», « Цветик-семицветик».

Рисование «Новоселье».

Расслабление : см. занятие 19.

Блок 6

Занятие 21. « Жужжа»

Упражнение « Танец пяти движений».

Игры: « Глаза в глаза» , « По кочкам» , « Жужжа».

Этюды: « Король Боровик не в духе», « Волшебный круг -злая кошка».

Рисование « Сказка про кляксу».

Расслабление « Путешествие в волшебный лес».

Занятие 22. « Джаз тела»

Упражнение «Бокс».

Игры: « Два барана», «Детский футбол», « Волшебный круг- каратист».

Этюд « Хмурый орёл».

Танец « Джаз тела».

Рисование « Я в детском саду, мои друзья».

Расслабление: см. занятие 21.

Занятия 23 «Турнир»

Игры: « Прогоняем злость» , «Турнир», « Газета», « Волшебный круг – капризный ребёнок».

Этюд «Гиена».

Танец « Весёлая зарядка».

Рисование «Дружба двух цветов».

Расслабление « Вузель».

Занятие 24. «Сражение»

Игры: « Сражение» , « Тигр на охоте», «Ругаемся овощами», « Клубочек», «Волшебный  круг- боксёр», «Танец морских волн и танец  огня».

Этюд «Разъярённая медведица».

Расслабление: см. занятие 23.

Блок 7

Игровой комплекс для агрессивных детей «Марсиане» ( Панфилова М.А.)

Игры и упражнения: « Прибытие», «Яблоко», «Минута разговора», « Первые слова»,

«Пугающая встреча», «Смешная  газировка», «Добрые приветствия».

Второе направление  программы по профилактике и преодолению агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста- работа ДОУ с семьёй- подразумевается знакомство родителей с явлением « агрессивности», « детская агрессия», « агрессивное поведение» ,ознакомление с основными методами работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения детей. Реализация данных задач осуществляется  в последующей работе воспитателей  с родителями.

    Для ознакомления родителей с понятием « детская агрессия» предлагается проводить собрания на следующие темы: « Что такое детская агрессия», «Агрессия в семье», «Направления работы педагогов и родителей по преодолению агрессивного поведения детей», «Способы контроля агрессивного поведения ребёнка».

     Всю логику и ход собрания педагогам рекомендуется разрабатывать самостоятельно, в соответствии с индивидуальными особенностями детей и родителей.

    Лучшим залогом хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение родителей владеть собой. Многие взрослые пока не умеют управлять собственным гневом, а значит, их дети в процессе воспитания не усваивают навыки адекватного выражения гнева. Поэтому будет актуальной организация следующих консультаций, бесед, письменных рекомендаций: « Рекомендации для родителей и педагогов по преодолению собственных агрессивных проявлений в общении с ребёнком», « Как остановить карающего родителя в себе». « Способы выражения гнева», « Правильное общение». Однако следует дополнить и разнообразить имеющуюся информацию в соответствии с интересами, потребностями и возможностями родителей. В отличие от сформировавшейся личности ребёнок дошкольного возраста не владеет защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Именно поэтому родители должны внимательно относиться к своим словесным обращениям к нему, оценкам поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка. С целью ознакомления родителей с негативными установками, их  последствиями, с позитивными установками рекомендуется провести консультацию «Родительские директивы, оценки и установки».

     Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или, наоборот, замкнутости, робости, агрессивности. Уравновешенный, радостный ребёнок вдруг становиться конфликтным и беспокойным. Всё это признаки внутреннего психоэмоционального  напряжения, следствие какой-то детской проблемы, в которой взрослые не разобрались. Главное в такой ситуации - научить ребёнка помогать самому себе, то есть познакомить его с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребёнок может выполнить самостоятельно, в других должны помочь взрослые и родители.

     Кроме перечисленных форм и методов работы ,необходимо проводить индивидуальные беседы, обсуждение результатов диагностики детей, анализ педагогических ситуаций, целью которых будет как оказание помощи в общении с детьми с агрессивным поведением , так и создание мотивации совместной работы с ДОУ в данном  направлении.

   Третье направление- самообразование педагога дошкольного образования- предполагает прежде всего усвоение базовых положений при работе с детьми с агрессивным поведением. Кроме этого, педагогу необходимо самому освоить основы саморегуляции поведения, ауторелаксации.

    Результатом внедрения  нашей программы в воспитательный процесс ДОУ будут:

-сниженный уровень агрессии в поведении детей;

-знание и применение детьми педагогически приемлемых способов выражения агрессии;

-владение детьми основами саморегуляции эмоций, поведения, деятельности;

-владение детьми навыками конструктивного общения;

-наличие у детей развитых личностных качеств: доброжелательности, сочувствия, дружелюбия.

        ЛИТЕРАТУРА

1 .Аникеева Н.П. Воспитание игрой .-М.: Просвещение, 1987.-144 с.

2. Берковиц Э.Агрессия: причины, последствия, контроль.- СПб.: Прайм-Еврознак,2002.-512 с.

3. Бютнер К.Жить с агрессивными детьми. Пео. С нем. – М.: Педагогика, 1991.-321 с.

4. Запорожец А.В.Эмоциональное развитие дошкольника. -М.: Просвещение, 1985.-135 с.

5. Захаров В.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка / Под  ред. Кошелевой А.Д.-М.: Просвещение,1993.-115 с.

6  Калинина Р.Тренинг развития личности дошкольника: занятия,игры,упражнения.-СПб.: Речь, 2002.-86 с.

7.Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. -М.: Просвещение, 1995.- 240 с.

8. Панфилова М.А. Игротерапия  общения: тесты и коррекционные игры.- М.: Гном- Пресс, ГНОМ и Д, 2005.-160с.

9. Панфилова М.А. Марсиане: игровой комплекс для агрессивных детей и подростков // Школьный психолог.-2001.- №18.- С.45.

10.Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.:  Владос, 1990.- 127 с.

11.Шиманская М.А. Агрессивный ребёнок : кто он и как ему помочь? // Дошкольная педагогика.- 2005.- №4.-С. 50.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая модифицированная программа по предупреждению и преодолению агрессивного поведения у дошкольников среднего и старшего возраста в условиях дошкольного учреждения.

Содержание 1.     Пояснительная записка1.1   Актуальность проблемы детской агрессивности.1.2   Понятие «агрессивного поведения»1.3   Специф...

"Коррекция агрессивного поведения старших дошкольников с использованием игротерапии"

Методы психотерапевтического воздействия пелагога-психолога на детей....

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Система коррекционно - развивающих занятий по профилактике и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста».

В документе предоставлена система занятий по теме "Коррекционно - развивающие занятия по профилактики и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Даны темы занятий, их...

Упражнения для профилактики и снятия агрессивного поведения у дошкольников

В этой статье комплексы игр и упражнений, направленные на профилактику и снятие агрессивного поведения у дошкольников....

Средства профилактики и преодоления агрессивного поведения детей.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми....

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КВЕСТ-ИГРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «ДОБРЫЙ ПУТЬ»

Игра-квест «Добрый путь» отличается многогранностью упражнений и заданий, направленных, в основном, на эмоционально-волевое развитие ребенка.  Но, несмотря на это, дошкольников она уч...

Методические средства профилактики и преодоления агрессивного поведения дошкольников.

Агрессия присуща практически всем детям, как оборонительная реакция. Но если вспышки агрессии слишком часты и мешают ребенку взаимодействовать с окружающими, то ему необходима помощь. В противном случ...