Методические средства профилактики и преодоления агрессивного поведения дошкольников.
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая группа)

Бормотова Татьяна Валерьевна

Агрессия присуща практически всем детям, как оборонительная реакция. Но если вспышки агрессии слишком часты и мешают ребенку взаимодействовать с окружающими, то ему необходима помощь. В противном случае возможно закрепление такого поведения и превращение его в черту личности. Как научить детей проявлять агрессию в адекватной и социально приемлемой форме в условиях детского сада?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические средства профилактики и преодоления агрессивного поведения дошкольников

        Агрессивное поведение ребенка в детском саду часто воспринимается как нечто экстраординарное. Родители «мирных» детей грешат отношением к маленьким агрессорам, как к врагам группы. Между тем специалистам известно, что проявление агрессии как реакции на ситуацию, которую ребенок воспринимает как неблагополучную, - это норма.

        Агрессивное поведение дошкольников выражается в непослушании, раздражительности, избыточной активности, драчливости, жестокости. У многих детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений и угроз. У некоторых из них отмечаются случаи смешанной физической агрессии – как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели), так и прямой (дети бьют кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда опасно для окружающих и потому требует грамотной коррекции.

        Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

  • стремление привлечь к себе внимание сверстников, получить желаемый результат, быть главным;
  • защита и месть;
  • желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Можно выделить три основных источника деструктивного поведения:

1. Чувство страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка.

2. Столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей.

3. Отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

  • недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
  • сниженный уровень саморегуляции;
  • неразвитость игровой деятельности;
  • сниженную самооценку;
  • нарушения в отношениях со сверстниками.

Какие же средства профилактики и преодоления агрессивного поведения детей может использовать на практике?

Установление правил. В группе важно заранее установить правила: «Мы не деремся», «Мы не толкаемся», «Мы не обзываемся» и т.д. Но правил не должно быть много, иначе дети их просто не запомнят. Усвоить правила помогут небольшие сценки с игрушками бибабо.

Прием «Три ступени» (Особенно эффективен для детей младшего возраста).

Первая ступень – остановить агрессивное действие коротким запретом, например: «Стоп!», «Не дерись!»

Вторая ступень – взрослый жалеет пострадавшего. Внимание к пострадавшему, а не к обидчику должно показать ребенку, что он проигрывает из-за последствий своего поведения.

Третья ступень – взрослый предлагает обидчику пожалеть пострадавшего, попросить у него прощения, таким образом, стараясь вызвать раскаяние обидчика. Однако не нужно очень настойчиво принуждать ребенка к извинению, дабы не научить его делать это формально.

Словесное подкрепление конструктивного поведения ребенка. Следует отмечать вслух те моменты, когда ребенку удалось сдержаться и вести себя мирно. Делать это желательно не один раз вдень, как бы подводя итоги поведения ребенка, а по каждому поводу, например: «Сегодня на прогулке ты вел себя очень хорошо»; «После полдника ты замечательно и мирно играл со своими друзьями». Очень важно, чтобы ребенок верил, что он хороший.

Тайм-аут. Отстранение ребенка от дел. Рецепт психологов: минута на год жизни, то есть если ребенку 5 лет, тайм-аут назначается на 5 минут. Это 5 минут тишины или 5 минут на «стульчике шалуна». При этом хорошо использовать песочные часы, чтобы ребенок понимал: наказание не будет длиться вечно.

Позитивное воспитание. При этом способе предлагается требования, приказы и понукания заменить просьбой. Так, вместо: «Не бей Ваню» взрослый может сказать: «Пожалуйста, не обижай Ваню»; вместо: «Нельзя толкаться» - «Не толкайся, пожалуйста». В качестве самого сильного приема можно использовать обращение со словом «Давай!». Присоединяясь к ребенку, можно эффективно решать проблемы агрессивного поведения даже тогда, когда другие приемы не работают: «Давай извинимся!» или «Давай не драться, а топать!»

Нравственные беседы. Помочь ребенку осознанно различать понятия «мужественность», «смелость», «сила» и «агрессивность». Ведь зачастую дети воспринимают агрессию персонажей мультфильмов и компьютерных игр как мужественность.

Научить выражать гнев социально приемлемым способом. Педагог называет эмоциональное состояние ребенка: «Вижу, ты рассердился», и предлагает показать, как он сердит: «Нарисуй, как сильно рассердился», «Топни, как сердитый мишка косолапый».

Визуализация гнева. Это игра-эксперимент, в которой ребенок может увидеть свой гнев. Возьмите два больших надутых, но не завязанных шарика (можно закрепить их обычной прищепкой). Предложите ребенку представить, что воздушный шарик – это он сам, а воздух в шарике – гнев, который в эту минуту его переполняет. Спросите, что будет, если весь гнев, не раздумывая, сразу выпустить?» Предложите ребенку снять прищепку и попросите объяснить, как ведет себя шарик. Обычно дети говорят: «Шарик ведет себя как бешеный, носится как сумасшедший» и т.д. Подчеркните: если люди будут выражать свой гнев, не задумываясь, то могут не только обидеть других, но и себе набить шишки.

Затем предложите ребенку взять второй шарик и выпускать из него воздух постепенно, осторожно. Спросите, как ведет себя шарик. Вместе с ребенком сделайте вывод: если люди будут выражать свой гнев так, чтобы никого не обижать, жить будет веселее и ссор будет меньше.

Игротерапия – наиболее эффективный и мягкий способ помощи детям. Вот примеры игр, помогающих снять мышечное и нервное напряжение:

«Бумажные мячики»

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. Затем дети делятся на две команды и встают двумя шеренгами напротив дуг друга. По команде ведущего: «Приготовились, внимание, начали!» игроки стараются забросить мячики на сторону противника. По команде «Стоп!» дети прекращают бросать мячи. Выигрывает команда, на чьей стороне меньше мячей.

«Каратист (боксер)»

Дети встают вокруг обруча. Это «волшебный круг», в который поочередно заходит каждый ребенок. В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движение ногами) или боксера (движения руками). Дети вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее!», помогая игроку выплеснуть агрессию максимально интенсивными действиями.

«Брыкание»

 Дети ложатся на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно они начинают брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

«Два барана»

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Необходимо соблюдать технику безопасности, внимательно следить, чтобы дети не расшибли лбы.

«Рубка дров»

Воспитатель говорит: «Кто хоть раз видел, как рубят дрова? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны быть руки и ноги? Встаньте так, чтоб было достаточно свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте перед собой воображаемый кусок бревна, поднимите воображаемый топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикивать».

Вариант игры. Дети разбиваются на пары и по очереди ударяют по воображаемому бревну, выдерживая определенный ритм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему : "Преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендации для воспитателей и родителей на преодоление агрессивности у дошкольников...

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Система коррекционно - развивающих занятий по профилактике и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста».

В документе предоставлена система занятий по теме "Коррекционно - развивающие занятия по профилактики и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Даны темы занятий, их...

Программа по профилактике и преодолению агрессивного поведения старших дошкольников

Программа по профилактике и преодолениюагрессивного поведения старших дошкольников...

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для педагогов и родителей на тему "Агрессивное поведение дошкольников: профилактика и коррекция" содержит теоретический материал о природе детской агрессивности, возрастные особ...

Методы преодоления агрессивного поведения дошкольников

В статье кратко описаны: природа возникновения агресси, проявление по возрастам, а также методы преодоления агрессивного поведения дошкольников...

Средства профилактики и преодоления агрессивного поведения детей.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми....

картотека игр на преодоление агрессивного поведения дошкольников

картотека игр на преодоление агрессивного поведения дошкольников...