Методы преодоления агрессивного поведения дошкольников
статья

В статье кратко описаны: природа возникновения агресси, проявление по возрастам, а также методы преодоления агрессивного поведения дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_preodoleniya_agressivnogo_povedeniya_doshkolnikov.odt26.98 КБ

Предварительный просмотр:

        В условиях дошкольного образовательного учреждения, независимо от возраста и группы, часто встречаются жалобы воспитателей, родителей или педагогов на агрессивное поведение ребенка.

        Под агрессивным поведением обычно понимается вспышки ярости, истерики без видимых причин, нанесение физического или психического(более редкие и сложные случаи) вреда сверстникам, в крайних случаях самим себе.

        Детская агрессивность – одно из тяжких испытаний для родителей. Дети сами часто не могут справиться со своей агрессивностью, и когда они становятся взрослыми, проблема управления агрессивным поведением остаётся для них чрезвычайно важной.

        Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми.
        
В этот период конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фырканье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии.

        Принято выделять 2 формы агрессии, с которыми приходится сталкиваться родителям. Первая – конструктивная агрессия, то есть настойчивое, невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Другая форма – деструктивная агрессия, то есть злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Ненависть, ярость, задиристость, желание отомстить и т.п. тоже могут быть формой самозащиты, однако порождают множество личных проблем и заставляют страдать окружающих. Деструктивная враждебность вызывается попытками самоутвердиться и контролировать жизненные ситуации. Под воздействием чрезмерного разрушающего стресса или боли возникает желание причинить боль и вызвать деструкцию объекта или личности, которые были предметом контроля.

        В своей работе детские психологи сталкиваются с запросами на устранение (коррекцию поведения) агрессивного поведения очень часто. Теоретические и практические разработки в области эмоционального развития детей достаточно разнообразны, что позволяет выбирать методы и способы регуляции эмоционального состояния и преодоления агрессивного поведения.

        В первую очередь, это игровая терапия — метод воздействия на детей с использованием игры. Поскольку игра - ведущая деятельность, определяющая психическое развитие дошкольника в этом возрасте, она является адекватной площадкой для перестройки различных отклонений в эмоциональном развитии.   Рассмотрим психологические механизмы коррекционного воздействия игры:

  • в особых игровых условиях ребенок имеет возможность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме, развивать ориентировку в них;
  • в рамках игры происходит постепенное преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, благодаря чему развивается сознание ребенка , он становится социально компетентным, приобретает опыт разрешения проблемных ситуаций;
  • в игре существуют условия для позитивного  личностного развития
  • благодаря двуплановости игры у ребенка снижается боязнь ошибиться, ему легче выполнить игровые действия за персонажа и пережить радость успеха, тем самым снижается уровень агрессивных проявлений в поведении;
  • в игре происходят поэтапно освоение, отработка, интериоризация и усвоение адекватных способов разрешения проблемных ситуаций;
  • подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование элементов произвольной регуляции поведения и деятельности ребенка.

        В работе  с детьми можно использовать произведения детских писателей, поэтов, фольклор  и пр. Положительный эффект в том, что что восприятие художественных произведений является особой внутренней творческой деятельностью, в результате нее происходит сопереживание и сочувствие персонажам, у ребенка появляется новое отношение к окружающему.

        Также в работе по коррекции  эмоциональной сферы ребенка-дошкольника, в том числе и агрессивного поведения, используется психогимнастика — курс специальных занятий( этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Психогимнастика примыкает к тем методикам, общей задачей которых являются снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, коррекция настроения и предупреждение эмоциональных расстройств у детей, в том числе и агрессивного поведения.

        Отдельным методом методом можно выделить релаксацию — физиологическое состояние покоя, полное или частичное расслабление, наступающих в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки и других психологических приёмов.

Следующий метод — проективное рисование. Рисунок рассматривается прежде всего как проекция личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. Так как у агрессивных детей нарушены формы общения целесообразно начинать коррекцию через рисунок, через такую деятельность переживаются внутрипсихические конфликты и постепенное их разрешение. С помощью форм и цвета ребенок выплескивает на бумаге все то, что он не может донести до окружающих словами, суть своих проблем, которые следует проанализировать. Кроме того, рисуя с детьми красками, мы используем в качестве инструмента руки и пальцы, что помогает снять напряжение и активизировать рецепторы. То есть с помощью рисования ребенок не только выражает свое «Я», но и приобретает возможность найти выход собственным эмоциям, в том числе и  отрицательным, новыми формами, не прибегая к агрессивному воздействию.

Интересным методическим приемом актуализации чувств ребенка является куклотерапия. Исполняя различные роли, придуманные арт-терапевтами, дети приобретают позитивный опыт поведения и общения со сверстниками, с другими людьми.

        В работе с детьми, имеющими психоэмоциональные нарушения, необходим системный подход по предотвращению появления таких тенденций. Постоянство и последовательность вышеописанных методов дает возможность преодолевать и корректировать агрессивное поведение.

Используемая литература:

1. Буянов М.М. Нервный ребенок. М.: Знание, 1997.

2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца /Пер. с англ. А.Б. Леоновой. Под общ. ред. А.В. Запорожца и Б.М. Величковского. – М.: Прогресс, 1985.
3. Сазонова Н.П., Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье, Спб, Детство-пресс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая модифицированная программа по предупреждению и преодолению агрессивного поведения у дошкольников среднего и старшего возраста в условиях дошкольного учреждения.

Содержание 1.     Пояснительная записка1.1   Актуальность проблемы детской агрессивности.1.2   Понятие «агрессивного поведения»1.3   Специф...

Агрессивное поведение дошкольников и методы его преодоления

консультационная беседа с родителями  содержащая советы по общению с агрессивным ребёнком...

Программа по профилактике и преодолению агрессивного поведения старших дошкольников

Программа по профилактике и преодолениюагрессивного поведения старших дошкольников...

Арт-терапия как метод профилактики агрессивного поведения дошкольников.

В современных условиях развития нашего общества отмечается высокий темп психического, личностного и физического развития личности ребенка, тем самым он не успевает отвечать требованиям, которые ему пр...

Методические средства профилактики и преодоления агрессивного поведения дошкольников.

Агрессия присуща практически всем детям, как оборонительная реакция. Но если вспышки агрессии слишком часты и мешают ребенку взаимодействовать с окружающими, то ему необходима помощь. В противном случ...

картотека игр на преодоление агрессивного поведения дошкольников

картотека игр на преодоление агрессивного поведения дошкольников...