Дислалия и необходимость устранения ее в дошкольном возрасте.
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа) на тему

Статья адресована учителям-логопедам и воспитателям ДОУ, родителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobhodimost_ustraneniya_dislalii_v_doshkolnom_vozraste.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Учитель – логопед Пискунова Н.Е.

Дислалия и необходимость устранения ее  в дошкольном возрасте.

Полноценная речь ребенка является необходимым условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды дислалии преодолеваются легче и быстрее.

Необходимо также учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка.

Известно, что в процессе экспрессивной речи и, следовательно, при произнесении звуков возникают кинестетические ощущения от движения органов артикуляционного аппарата. Импульсы от этих кинестетических раздражений идут к коре головного мозга. И.П.Павлов придавал кинестетическим раздражениям огромное значение в связи с формированием второй сигнальной системы и называл их «базальным (основным) компонентом». Именно кинестетические раздражения играют ведущую роль в формировании фонематического восприятия. При дефектном произношении «базальный компонент» присутствует не целиком и, стало быть, не происходит и полноценного развития фонематического восприятия.

Нарушение же фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки.

По той же самой причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи.

Таким образом, можно отметить, что у ребенка возникает целая цепь нарушений: фонетико-фонематические и лексико-грамматические.

Установлено, что не позже 5 лет необходимо приступать к определению всех недостатков звукопроизношения. Искаженное произношение дошкольников до 5 лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое, и только после 5 лет нарушение звукопроизношения считается патологией. Таким образом, именно с этого возраста и нужно начинать логопедическую работу по устранению дислалии.

Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. В настоящее время под дислалией понимают нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

По этиологическому признаку дислалию подразделяют на два вида: механическую и функциональную.

Механической (органической) дислалией называют такой вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и  мышечного строения (укороченная уздечка языка, дефекты строения челюстей, неправильное строение нёба, толстые губы).

Укороченная уздечка (подъязычная связка) языка. При этом дефекте оказываются затрудненными движения языка, так как слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься (при верхних звуках). Кроме того, дислалия может быть вызвана еще и тем, что язык или слишком большой, едва умещающийся во рту и от этого неповоротливый, или слишком маленький и узкий, что так же затрудняет правильную артикуляцию.

Дефекты строения челюстей ведут к аномалии прикуса. Нормальным считается такой прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы слегка прикрывают нижние. Аномалии прикуса могут иметь несколько вариантов:

  • Прогнатия – верхняя челюсть сильно выдается вперед. В результате чего нижние передние зубы не смыкаются вовсе с верхними.
  • Прогения – нижняя челюсть сильно выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди передних зубов верхней челюсти.
  • Открытый прикус – между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток. В одних случаях этот промежуток только между передними зубами (передний открытый прикус).
  • Боковой открытый прикус может быть левосторонним, правосторонним и двусторонним.
  • Неправильное строение зубов, зубного ряда также может привести к дислалии. Например, при больших расщелинах между зубами язык в момент речи часто просовывается в них, искажая звукопроизношение.

Регуляция зубов и челюстей проводится в зубных кабинетах врачом стоматологом.

Отрицательно сказывается на звукопроизношении и неправильное строение нёба. Узкое, слишком высокое («готическое») нёбо или, наоборот, низкое, плоское препятствует правильной артикуляции многих звуков.

Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и гуюно-зубных звуков.

Функциональной дислалией называют такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Иными словами, нет никакой органической основы.

Причины функциональной дислалии могут быть разные:

  • Неправильное воспитание речи ребенка (излишнее «сюсюкание»);
  • По подражанию (подражает неправильному звукопроизношению);
  • Двуязычие в семье (разговаривая на разных языках);
  • Педагогическая запущенность (когда взрослые не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не дают ему четкий образец речи);
  • Недоразвитие фонематического слуха;
  • Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата;
  • Снижение слуха;
  • Недостаточное умственное развитие ребенка (дети-олигофрены);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Как научить детей ПДД?» презентация, посвященная необходимости обучения ПДД детей дошкольного возраста.

Теоретическое обоснование проекта.        Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения просто несомненна. Статистика утве...

Консультация для родителей Ознакомительное слово о работе логопеда. Необходимость логопедической коррекции в дошкольном возрасте.

Консультация для родителей.Ознакомительное слово о работе логопеда.Необходимость логопедической коррекции в дошкольном возрасте....

Система коррекционной работы по устранению у детей дошкольного возраста различных фонематических недостатков

Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – родитель – у...

Консультация для родителей "Сколько часов необходимо для сна ребенку дошкольного возраста?".

В консультации говорится о том как необходим сон для детей с разными типами темперамента...

Как подготовить ребёнка ко сну Сколько часов необходимо для сна ребенку дошкольного возраста?

Однозначного ответа нет, все зависит от конкретного ребенка – его темперамента, состояния здоровья и особенностей проведенного дня....

Консультация для родителей: «Сколько часов необходимо для сна ребенку дошкольного возраста?»

Консультация для родителей: «Сколько часов необходимо для сна ребенку дошкольного возраста?»...