Главные вкладки

    Система коррекционной работы по устранению у детей дошкольного возраста различных фонематических недостатков
    презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

    Бараева Юлия Александровна

    Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – родитель – учитель), каждый из которых заинтересован  в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл baraeva_yu.a.pptx327.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МДОУ д/с № 5 г. Вольска Система коррекционной работы по устранению у детей дошкольного возраста различных фонематических недостатков Учитель-логопед: Бараева Юлия Александровна

    Слайд 2

    Л.С. Выготский Д оказал , что единицей развития детской речи является фонема ЗАКОН ВОСПРИЯТИЯ ФОНЕМ– закон восприятия звучащей стороны речи

    Слайд 3

    Фонематический слух включает : способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

    Слайд 4

    Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова

    Слайд 5

    Фонематический слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

    Слайд 6

    Даниил Б орисович Эльконин ввел термин «фонематическое восприятие»

    Слайд 7

    Фонематическое восприятие включает: умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчет количества звуков в слове.

    Слайд 8

    Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова

    Слайд 9

    Фонематические процессы включают: ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ФОНЕМАТИЧЕСК О Е ВОСПРИЯТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

    Слайд 10

    Фонематический анализ – умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Фонематический синтез – умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

    Слайд 11

    Эмбриональное развитие закладывается способность к восприятию звуков речи 2-4 недели от момента рождения ребёнок реагирует на любые звуки 7-11 месяцев откликается на слово 1 год Слово – орудие общения, ребёнок реагирует на звуковую оболочку слова 2 года пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка

    Слайд 12

    Этапы развития фонематического восприятия 1 . Развитие неречевого слуха . 2. Развитие речевого слуха . 3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

    Слайд 13

    1. Развитие неречевого слуха У пражнения включают задания на распознание : звучащих инструментов; звучащих предметов; действий предметов.

    Слайд 14

    2. Развитие речевого слуха различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса: “Как мяукает котёнок” - когда находится близко и когда далеко (аналогично: щенок, телёнок…). “Три медведя” - взрослый показывает, как говорит каждый из медведей, а потом предлагает отгадать и показать ребёнку. “Угадай, чей голосок” - взрослый изображает: самолёт, машину, паровоз, свистящий чайник и т.д.

    Слайд 15

    различение слов, близких по звуковому составу: Игра 1. Взрослый показывает “вагон” и говорит: “Я буду называть эту картинку правильно, то не правильно. Как только я ошибусь, хлопните в ладоши: вагон - фагон - вагон - факон - вагом и т.д. (Бумага - тумага - пумага - бумага - вумага …). Игра 2. Надо поместить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию (дом, ком, сом, лом, бак, рак, мак, лак, каток, платок, листок…). “Подскажи словечко” - взрослый читает интересные загадки – складки и просит добавить последнее слово. Зайку бросила хозяйка – под дождём остался …(зайка). Уронили мишку на пол – оторвали мишке…(лапку). На просёлки, на лужок тихо падает…(снежок). На снегу-то посмотри – с красной грудкой…(снегири ).

    Слайд 16

    дифференциация слогов: “Какой слог лишний”- на-на-па, да-да- ма ; далее усложнение: па-ба-па. “Повтори цепочку”- па-па-ба, на- ана - ма , ма-мо-му . С возрастом даётся 4 слога . дифференциация фонем: Игра. Взрослый показывает картинку и говорит: поезд гудит у-у-у, девочка плачет а-а-а, птичка поёт и-и-и, Затем взрослый произносит, а ребёнок показывает соответствующую картинку. Далее даются согласные: лопнул шарик ш-ш-ш, песенка водички с-с-с, комара з-з-з

    Слайд 17

    3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза определение количества слогов в словах разной сложности; выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука; выделение из слога гласного, затем согласного звука; выделение первого и последнего звука в слове; выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения; определение места, количества, последовательности звуков в слове; творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками ).

    Слайд 18

    Игры на выделение звука из слова на слух. “Утки – окуни” - две команды двигаются произвольно по площадке. Ведущий говорит слова то со звуком “о”, то со звуком “у”. “Окуни” останавливаются на “о”, “утки” - на “у”. “Сколько слов с буквой?” - дети находят и читают слова с заданной буквой (“с”: солнце, стол, сумка ). “ Угадай, какой звук играет с вами в прятки?”. Текст произносится с утрированно протяжным звуком. Игры на выделение звуков из собственной громкой речи. “Назови предмет и гласный звук”- взрослый называет какой-нибудь гласный звук, а дети произносят слово с этим звуком и показывают предмет на картинке. (Аналогично с согласными звуками). “ Четвёртый лишний”- выделение заданного звука из слова на основе громкого проговаривания (арка-аист-утка-ангел).

    Слайд 19

    Игры на выделение звуков из слова по представлению. “Найди предметы” - в названии которых слышится звук “с”. “Кто быстрее закроет предметы” - перед детьми сюжетная картинка. Один ребёнок накрывает фишками предметы со звуком “с”, а другой со звуком “ш”. Игры на выделение первого и последнего звука в слове. “Цепочка слов” - автобус - стол - лампа - аист - туфли - индюк - ковш - шуба. “Доскажи звук” - ходит по лесу хорёк, хищный маленький зверё … “Хриплый голосок” - взрослый произносит слова без первого звука, дети называют звук и произносят слово целиком: - умка - ок - алфетка - арафан - анки - апоги .

    Слайд 20

    Игры на определение места звука в слове. “Составь слово и найди фишке место” - у детей полоски картона, поделённые на три части: начало, середина, конец слова. Дети произносят слово и определяют место заданного звука в слове, положив фишку в нужное окошко. “ Найди сбежавшую букву” - дети подбирают парные согласные, которые пропущены в словах. “ Кто в домике живёт?” - дети разыскивают слова по слогам: 1 - слова с заданным звуком в начале, 2 - в середине слова, 3 - в конце слова.

    Слайд 21

    Игровые приёмы: Перепрыгни через скакалку столько раз, столько звуков в названном слове; покажи столько пальцев на руке, сколько звуков в анализируемом слове; пройди столько шагов, сколько согласных звуков в слове кукла. пусть подойдёт к столу тот , в имени которого столько звуков, сколько раз ударили в барабан ( 3 – Ира, 4 – Саша и т. д . ); игра « Начало слова за тобой » (назови первый звук слов с ак – рак, лак, бак и т. д . ) найди и опусти в « чудесный мешочек » игрушку, в названии которой второй звук гласный у ( кукла, жук, Буратино и т. д.) ; игра « Конец слова за тобой » (добавь третий звук слова: ма - мак, мал; ко – кот, ком, кол и т. д . )

    Слайд 22

    Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

    Слайд 23

    Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно –образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – родитель – учитель), каждый из которых заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными .

    Слайд 24

    Спасибо за внимание!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Логопедическая ритмика — как фактор коррекционной работы по развитию речи детей дошкольного возраста»

    Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста, а также для педагогов, интересующихся вопросами педагогики. В нем раскрываются особенности логопедической ритмики, ее значимость ...

    Коррекционная работа по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с ДЦП

    Ребенку с ДЦП нужна специальная организация его деятельности. Использование компенсаторных механизмов позволит вызвать у него разные формы активности и обеспечить общее развитие....

    Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

    Педагогические системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта....

    Презентация по теме: "Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию речи детей дошкольного возраста"

    Данная презентация предназначена для родителей дошкольников. Из презентации можно узнать об основных понятиях мнемотехники, этапах и результатах работы по развитию речи детей дошкольного возраста....

    Система коррекционной работы с агрессивными детьми в дошкольном возрасте

    Система коррекционной работы с агрессивными детьми в дошкольном возрасте...

    Консультация для педагогов «Система педагогической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста».

    Речь-это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.Цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях-формирование устной речи и куль...