Главные вкладки

    Система коррекционной работы с агрессивными детьми в дошкольном возрасте
    учебно-методический материал по коррекционной педагогике

    Иванникова Дарья Викторовна

    Система коррекционной работы с агрессивными детьми в дошкольном возрасте

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    http://gotovimyrok.com/?page_id=69263

    Система коррекционной работы с агрессивными детьми в дошкольном Агрессивность — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

    учреждении.

    Теоретический обзор

    Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности). Агрессия есть определенное действие, причиняющее ущерб другому объекту.

    Становление агрессивного поведения — сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов, как биологических, так и социальных.

    Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, социального окружения, а также средств массовой информации.

    На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка.

    Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.

    Существенным фактором, стимулирующим агрессивное поведение, является враждебность, то есть негативное отношение ребенка к окружающему миру. В сочетании с обидой и подозрительностью оно формирует искаженную картину мира и грубо нарушает систему взаимоотношений и взаимодействия с окружением.

    Таким образом, причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье с первых дней жизни ребенка.

    Агрессия в детском возрасте

    Некоторые трудности в поведении детей дошкольного возраста носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 год, 3 и 7 лет). Эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника.

    Существует несколько видов детской агрессии. Ребенок может проявлять физическую агрессию, то есть нападать на окружающих или ломать вещи, и вербальную — оскорблять окружающих, ругаться. Также его агрессия может быть направлена на самого себя: он причиняет себе боль, находя в этом какое-то утешение.

    По способам проявления агрессии у дошкольников их можно разделить на несколько групп. Это зависит от врожденных особенностей нервной системы (темперамента) и условий воспитания.

    • Агрессивно-гиперактивный ребенок. Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» (ребенок — центр внимания семьи) или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными.
    • Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок. Обидчивость может быть следствием как недостатков воспитания, так и особенностей созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность и ранимость будут провоцировать агрессивное поведение.
    • Ребенок с оппозиционно–вызывающим поведением. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в их взаимоотношениях что-то не складывается: с ребенком редко общаются; ему скучно, и он переносит на взрослых собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение.
    • Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты от мнимой угрозы, «нападения».
    • Агрессивно-бесчувственный ребенок. Есть дети, у которых способность к сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, дерется, обзывает других детей, мучает животных, и при этом ему трудно понять, что обиженному плохо и больно.

    В дальнейшем любого несовершеннолетнего по характеру проявления агрессии в отклоняющемся поведении можно отнести к одной из перечисленных групп. Это позволяет в практической работе делать выводы о причинах подобного поведения и выбирать верную стратегию дальнейшего взаимодействия.

    Практическая часть

    Профилактика и коррекция детской агрессивности

    Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести, и ему достаточно просто немного помочь, оказать поддержку.

    Для профилактики детской агрессивности очень важно поддерживать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка.

    Родителям следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.).

    Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз.

    Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

    Чем больше будет агрессии со стороны взрослого, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам — родителям, педагогам ребенок отыграется на кошке или побьет младшего.

    Таким детям необходимо предложить социально приемлемые методы для выражения подавленного гнева.

    • Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.
    • Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и рукам специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе.
    • Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти. Это помогает успокоиться.
    • Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.
    • Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.

    Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует:

    • обратить особое внимание на игры ребенка;
    • обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;
    • следить за тем, какой пример вы подаете ребенку;
    • быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни;
    • поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает;
    • научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

    Очень активным и склонным к агрессии детям следует создать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении, а также заняться интересующим их делом.

    Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации окружающих, с юмором относиться к неудачам и знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться с ними самостоятельно.

    Только личным примером, развивая у ребенка сочувствие, сопереживание, стремление помогать тем, кто слабее, противостоять волне агрессии, захлестывающей детей с экранов телевизоров, мониторов компьютеров и страниц популярных газет и журналов.

    Основные рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с агрессивным поведением:

    Главная работа воспитателей должна состоять в создание благоприятных и психологических условий, для детей в преодолении взаимодействия родителя

    с собственными детьми при помощи коммуникативных навыков и практической тренировки, начиная свою работу с определенной семьей. Обязательно с ребенком и с его семьей нужно провести диагностирование, узнать какие у них семейные взаимоотношения и дисгармония между собой, только потом, можно будет проводить коррекционную работу с агрессивным ребенком, использую как индивидуальную, так и групповую форму работы. Говоря о просветительской и профилактической работе, она должна проводиться совместно с ребенком и его родителями, включая роль педагога-воспитателя.

    • С детьми и их родителями необходимо проводить  ролевые игры:

    «Мирись, и больше не дерись» (ребенку в этой игре, прежде всего, нужно помочь понять и осмыслить ее смысл, что обязательно нужно проявить толерантность и уважение к своему сверстнику);

    «Моя крепость – это мой дом» (дети и родители должны вместе проанализировать свои взаимоотношения, узнать причину конфликтов, наметить пути разрешения этого конфликта).

    • Родительские собрания обязательно должны проходить совместно с родителями, где также должны решаться и следующие задачи: между родителями и детьми должно быть взаимоуважение и взаимопонимание, чтобы они доверяли друг другу, также необходимо сформировать в семье готовность обсуждать с детьми все конфликтные и спорные ситуации.

    Задача воспитателя заключается, в том, чтобы работа шла совместно с семьей агрессивного ребенка, что семья должна также принимать полное участие в  изменение стиля воспитания  такого ребенка. Нужно проводить и практиковать индивидуальные работы, совместные консультации специалистов, как с детьми, так и с родителями.

    По необходимости с родителями и детьми агрессивного поведения необходимо проводить терапевтические занятия и детско-родительские консультации.

    Игровая коррекция агрессивного поведения у дошкольников

    По коррекции агрессивности и агрессивного поведения необходимо вести специальную терпеливую и систематическую работу в четырех направлениях:

    • работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева;

    • обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;

    • работать с чувствами - учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;

    • прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.

    Работа с гневом и обучение самоконтролю

    «Мешочек криков». Как известно, детям очень непросто справляться со своими отрицательными чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в форме криков и визгов. Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «мешочком криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.

    Работа с чувствами

    «Страна чувств». Когда ребенок знает и названия эмоций, и какие ощущения за ними стоят, можно перейти к зримым образам чувств и применению творчества в работе с ними. Вспомните с ребенком еще раз, какие чувства вы знаете. Предложите юному художнику изобразить, как выглядит домик каждого чувства и какие вещи в нем хранятся. Возможно, в новых образах вы увидите что-то схожее с жизнью самого ребенка.

    Формирование конструктивных навыков общения

    «Словарик добрых слов». Агрессивные дети часто страдают от бедного словарного запаса, вследствие чего даже при общении с симпатичными им людьми они часто употребляют привычные грубые выражения. Язык не только отражает наш внутренний мир, но и может влиять на него: вместе с появлением хороших слов наше внимание акцентируется на тех приятных качествах и явлениях, которые они обозначают.

    Упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности: комкать и рвать бумагу; бить подушку или боксерскую грушу, топать ногами; написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу; втирать пластилин в картонку или бумагу; посчитать до десяти; спортивные игры, бег; вода хорошо снимает агрессию.

    Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.

    У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.

    Игры и упражнения, рекомендуемые для агрессивных детей

    «Сороконожка», «Волшебные шарики», «Цветик-семицветик», «Серебряное копытце». Цель которых: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива; снять у детей эмоциональное, мышечное напряжение; помочь детям оценить свое состояние, проанализировать поведение.

    Для того чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка, чтобы коррекционная работа носила системный, комплексный характер. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексная система коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Жужжа» с использованием арт-терапевтических техник

    Система строиться с учетом прин­ципа единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Все психокоррекционные воздействия должны быть направ­лены на позитивные изменения в познавательной, ...

    Коррекционная работа с тревожными детьми старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии.

    в занятии содержатся упражнения по снижению  и коррекции тревожности методом сказкотерапии...

    Система коррекционной работы по устранению у детей дошкольного возраста различных фонематических недостатков

    Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – родитель – у...

    «Система работы с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста»

    «Система работы с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста»Количество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. С каждым годом увеличивается число детей со с...

    ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

    Данная статья будет полезна воспитателям и психологам дошкольных учреждений....

    Картотека игр по коррекционной работе с агрессивными детьми

                                                        ...

    Система коррекционной работы с агрессивными детьми в дошкольном учреждении.

    Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), прин...