Коррекционная работа с тревожными детьми старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии.
материал
Коррекционная работа с тревожными детьми старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trevozhnye_deti.docx | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Губайдуллина Миляуша Илҗдусовна,
Педагог- психолог,
МБДОУ №7 ,
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Коррекционная работа с тревожными детьми старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии.
Сказкотерапия это лечение сказками, то есть совместное открытие с ребенком тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими. Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию различных психологических проблем. Кроме того работа с «лечащими» историями сближает родителей и детей.
Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир.
В коррекционных сказках можно найти множество человеческих проблем и разнообразные способы их решения.
Сказкотерапия, как любая другая психотерапия, - форма познания и лечения души.
Задачи сказкотерапии:
- снизить уровень тревожности и агрессивности,
- развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
- развить умение преодолевать трудности и страхи.
Данное занятие направлено на коррекцию тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Тревожность это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают. Тревожность, не связана с какой- либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует ребенку в любом виде деятельности. В коррекционной работе с тревожными детьми дошкольного возраста, метод сказкотерапии наиболее подходящий.
Оборудование: магнитофон, диск с расслабляющей музыкой (например «Звуки природы», «Шум океана»), подушки для сидения по количеству участников, листы бумаги формата А-4, цветные карандаши, стол для песочной анимации.
Методические приемы: словесный (вопросы), игровой, беседа, внушение, релакспауза.
Структура занятия:
- Организационный момент.
- Вступительная беседа.
- 1 этап занятия.
- 2 этап занятия.
- 3 этап занятия.
- 4 этап занятия.
- Подведение итогов. Прощание.
Ход занятия.
- этап. Цель: снять напряжение, расслабить мышцы лица, успокоить детей.
Упражнение «Воздушный шарик»
-Ребята, встаньте в круг. Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются и растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу. Упражнение можно повторить 3 раза.
Вопрос: «Легко ли вам было надувать воображаемые шарики?», «Что вы испытывали при этом?»
Упражнение «Дудочка»
Ребята, давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начните медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!
Вопрос: «Вам понравилось играть в оркестре?» «Какие ощущения вы испытываете?»
2 этап. Цель: устранение демонстративной агрессивности.
Мы с вами весело поиграли, немного устали, а теперь устраивайтесь на ковре по - удобнее и послушайте волшебную сказку, которая называется «Смелый гномик».
Сказка «Смелый гномик»
Направленность: повышенная тревожность, общая боязливость.
В одном лесу на опушке жил маленький гномик. Жил он весело и беззаботно, одно только мешало его радостной жизни. Боялся наш гномик Баба-Яги, живущей в соседнем лесу. И вот однажды мама попросила гномика сходить в лес за орехами. Гномик сначала хотел попросить своего друга Тролля сходить с ним, потому что Тролль не боялся Баба – Яги. Но потом решил доказать Троллю и маме, что он тоже смелый и пошел в лес один. Гуляя по лесу целый день, гномик нигде так и не нашел орешник. Смеркалось. Задул холодный ветерок, и весь лес наполнился неясными шорохами и скрипами. Гномик подумал, что это наверное злая Баба- Яга пугает его. На дрожащих ногах он продолжил поиски. В конце концов стало совсем темно, и он выбился из сил. Гномик от отчаяния прислонился к какому- то дереву и заплакал. Вдруг это дерево заскрипело и оказалось, что это не дерево, а избушка Баба- Яги. От испуга Гномик упал на землю и онемел от страха, в это время дверь избушки отворилась, как бы приглашая войти. Ноги не слушались его, пошатываясь, он поднялся и вошел в избушку. К его удивлению, Баба – Яги он не увидел. Вдруг с печи раздались тихие звуки и гномик увидел ее: скрюченная, несчастная, обмотанная шарфом, она тихо всхлипывала. «Не бойся меня,- промолвила Баба- Яга, - я не сделаю тебе ничего плохого. Я заболела, потому что много суетилась по лесным делам: кому советом, кому лекарством помогала». Гномик сначала хотел убежать, но ноги его не слушались, и он остался. Постепенно он оправился от испуга, ему вдруг стало жалко бедную, разболевшуюся Бабу- Ягу и он ее спросил: «Чем я могу помочь тебе?»
- Принеси мне пожалуйста из леса еловых веток, сосновых шишек и коры березы, я сварю отвар и поправлюсь. Наутро гномик исполнил просьбу старушки. Она была так благодарна Гномику, что вручила ему корзину с лесными орехами и волшебный клубок, который помог ему найти дорогу домой. Выходя из леса, Гномик оглянулся и увидел за собой много зверей, которые хором закричали: «Слава смелому Гному! Ты очень помог нам, потому что лесу не хватало добрых дел Баба- Яги. Спасибо тебе».
Дома мама и Тролль встретили гномика с радостью. Все вместе сели пить чай с тортом и с восхищением слушали приключения маленького путешественника. Мама нежно обняла сына и сказала: «Ты у меня самый любимый и самый смелый».
Вопросы: «Почему Гномик отправился в лес один?», «что бы вы сделали на месте Гномика, увидев Бабу- Ягу?», «Помогли бы вы ей?», «Почему Гномик перестал бояться Баба- Яги?»
3 этап. Цель: закрепление и осознание прослушанной истории.
Ребята, вы прослушали сказку о гномике. Сейчас, я попрошу хорошо подумать и нарисовать рисунок, иллюстрирующий эту сказку. Сначала я предлагаю вам поработать с волшебным песком на светящемся столе. Попробуйте изобразить сказку с помощью этого песка. (дети рисуют). А теперь предлагаю сесть за стол и нарисовать сказку на бумаге.
Обсуждение нарисованного.
4 этап. Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение, дать почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
Ребята, я хочу предложить вам игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками – трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся (дети показывают). Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека? (дети разбегаются по группе, прячутся). А, что делают зайки, если видят волка? (психолог играет с детьми в течение нескольких минут). А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными и смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А, что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним, и когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра (дети в течение нескольких минут изображают слона).
Вопросы: кем вам понравилось быть слоном или зайчиком? Почему?
5 этап. Релакспауза «Тихое озеро»
Цель: снятие мышечного напряжения, развитие воображения.
Психолог: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня. Представьте чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Приятная истома охватывает вас, вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…
А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».
Психолог: «Молодцы, ребята вы очень постарались и многому сегодня научились (проговорить). Психолог хвалит каждого за проделанную работу и раздает детям сладкие призы.
Вывод: Организация описанной выше поэтапной коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста, позволяет снять излишнее мышечное напряжение, способствует повышению самооценки и улучшению взаимоотношений между детьми.
Список использованной литературы
- Васькова О.Ф., Политыкина А.А., - Сказкатерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста.- СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2012. – 112с.
- Козлова С.А., - Мой мир- М.,2000.-224c.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. – Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- СПб.: Издательство «Речь», 2007.-136с.
- Мосина Е.С. – Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. – 2-е изд.- М.: Генезис, 2013.-160с.
- Под ред. Свистуновой Е.В. – Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия- М.: Форум, 2014.-192с.
- Сертакова Н.М. – Методика сказкотерапии в социально – педагогической работе с детьми дошкольного возраста: Метод. Пособие дляпедагогов и психологов ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2012. – 224с.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. – терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми- М.: ФОРУМ, 2013.-132с.
- Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. – Лабиринт души: Терапевтические сказки- 11-е изд.- М.: Академический проект, 2014.-175с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Сказкотерапия в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с речевой патологией"
А что же такое сказкотерапия? Это метод, испульзуемый сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребенка, развитие творческих способностей....
Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста
Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста...
Коррекционная работа с тревожными детьми старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии.
в занятии содержатся упражнения по снижению и коррекции тревожности методом сказкотерапии...
Дипломная работа "Коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии"
Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии». Объектом исследования в данной дипломной работе является пр...
Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по сказкотерапии «Страна настроения».
Цель:- развивать эмоциональную сферу дошкольников, умение распознавать настроение других (на иллюстрациях, картинках, фотографиях), эмпатию;- закрепить эмоциональный словарь (настроение...
Конспект коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию коммуникативной компетентности посредством использования методов Арт-терапии
Конспект коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию коммуникативной компетентности посредством использования методов Арт-терапии...
Коррекционно-развивающее занятие с тревожными детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Я владею собой»
Занятие с тревожными детьми старшего дошкольного возраста...