Разработка и реализация комплексных занятий, как одна из форм сопровождения детей с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Иванова Татьяна Николаевна

 Сборник материалов XVIII Всероссийской научно-практической конференции «Психология детства. Социальные и психолого-педагогические условия развития и воспитания ребенка», Красноярск 2016г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanova_t.n._martynova_e.i._statya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка и реализация комплексных занятий,

 как одна из форм сопровождения детей с ОВЗ.

Иванова Т.Н.

Педагог-психолог МБДОУ №322 г. Красноярска

 Мартынова Е.И.

Учитель-логопед МБДОУ №322 г. Красноярска

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико - коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.

Ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Н.В. Нищева). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. [2]

Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы.

Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях Ю. Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной (2001) отмечается, что [2]:

- у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы;

- имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;

Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной [1].

Поэтому основным специалистом, который осуществляет коррекцию речевых нарушений, является логопед, именно он намечает план коррекции речи, дает необходимые рекомендации специалистам, работающим в ДОУ и родителям. Но для большей эффективности коррекционной работы, к процессу подключается педагог – психолог, т.к. при задержке и недоразвитие речи, наблюдается значительное снижение познавательной деятельности, логических и мыслительных операций. Наблюдается ряд особых эмоциональных особенностей: плаксивость, раздражительность, быстрая утомляемость и отвлекаемость и т.д., что ведет к снижению эффективности коррекционных мероприятий [3]. Следует так же отметить, что вместе с детьми с ТНР, в стенах ДОУ находятся дети, у которых наряду с речевыми нарушениями, имеются сопутствующие нарушения, осложняющие коррекционно-развивающий процесс, например расстройства аутистического спектра, нарушения интеллекта, грубые нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения.

Поэтому необходимым условием реализации ФГОС [4] в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом и родителями.

В связи с этим, а нашем дошкольном учреждении активно совершенствуется система комплексного сопровождения ребенка, которая позволяет осуществлять обмен опытом среди специалистов ДОУ (воспитателей, логопедов, психологов), а также вовлекать родителей в коррекционно-образовательный процесс. Таким опытом стала организация комплексных занятий нескольких специалистов. В процессе разработки данных занятий, мы пришли к выводу, что основным критерием для организации коррекционно-развивающего занятия будет являться речевой дефект и дефект звукопроизношения.

В ходе занятия, на материале лексической темы, предусмотренной программой ДОУ, логопед отрабатывает речевой материал и контролирует звукопроизношение детей, а психолог работает в это время над развитием познавательной и эмоционально-волевой сферы. Таким образом, два специалиста одновременно работают с детьми, плавно сменяя друг друга. В некоторых занятиях, воспитателю или другим педагогам отводится место для проработки своего блока заданий, что позволяет расширить границы взаимодействия, решить воспитательные задачи или задачи поставленные дефектологом, работником по физической подготовке и т.д.

Так же непременным плюсом в проведение данных групповых и подгрупповых занятий, становится интеграция в образовательный процесс детей, которым не доступна групповая и подгрупповая форма работы, из-за повышенных требований к устойчивости внимания и концентрации при выполнении тех или иных задании. Ребенок в непринужденной игровой форме становится участником процесса и наряду со всеми включен в занятие, непременно сопровождаемый другим педагогом.

Конечная цель данных образовательных мероприятий – это коррекция речевых процессов, автоматизация навыка звукопроизношения и развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, что позволит, по-нашему мнению, более эффективно осуществить коррекционно-развивающую работу.

Библиографический список

  1. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.
  3. Нищева Н.В.  Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.-352 с.
  4. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программно – методического сопровождения образовательного процесса по программе « От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой "Сценарий комплексного занятия по сюжетно – ролевым играм для детей 3 – 4лет «К нам пришли гости»

Игра - это самая естественная и любимая деятельность детей, поэтому данный конспект будет полезен не только для воспитателей, т.к. сюжетно – ролевая игра самый доступный способ воспитания, но и для ро...

Методическая разработка плана конспекта комплексного занятия на тему: «Наша планета - Земля» для детей средней группы.

Комплексное занятие для детей средней группы.Основная цель занятия:  Расширение знаний детей о планете Земля с использованием  нетрадиционной формы рисования - пластилинография....

«Взаимодействие педагогов в рамках реализации комплексного подхода в вопросах коррекционно-развивающего сопровождения детей с ОВЗ»

Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Одним ...

Логоритмические занятия как одна из форм коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

С начала изучения детей с речевыми нарушениями возникла идея использования музыкальной ритмики в системе коррекционно-педагогического процесса. В результате возникла проблема включения музыкальной рит...

Методическая разработка консультации «Организация мини-музея, как одна из форм освоения основных направлений ФГОС в ДОУ»

Предлагаю разработку консультации, проведенную для педагогов  по теме " Организация мини-музея, как одна из форм освоения основных напрвлений ФГОС в ДОУ"...