«Взаимодействие педагогов в рамках реализации комплексного подхода в вопросах коррекционно-развивающего сопровождения детей с ОВЗ»
статья по коррекционной педагогике

Ирина Филичкина

Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Одним из основных способов оптимизации обучения (1982) Ю.К.Бабанский  [1] назвал комплексное планирование и конкретизацию задач образования, воспитания и развития личности ребенка. Смысл комплексного подхода он видел, прежде всего в том, что воспитательно-образовательные действия педагога направляются во-первых на формирование личности ребенка в целом, а во-вторых на интеграцию в целостную систему всех идущих на нее целенаправленных влияний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_-_seminar.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие педагогов в рамках реализации                 комплексного подхода в вопросах коррекционно-развивающего сопровождения детей с ОВЗ»

Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка.

Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое осмысление это понятие получило в работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др.

Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено:

1) учебно-воспитательной деятельностью;

2) целью обучения;        

3) воспитанием.

Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой деятельности:

1) познавательной;

2) трудовой;

3) творческой.

В его основе лежит, главным образом, сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия.

Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах:

1) индивидуальный (между воспитателем и воспитанником);

2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе);

3) интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).

Важное значение педагогического взаимодействия состоит в том, что, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, оно способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога.

       Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте  и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе, являются причиной появления вторичных психических отклонений. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся отклонения и предупредить возникновение следующих.

Одним из основных способов оптимизации обучения (1982) Ю.К.Бабанский  [1] назвал комплексное планирование и конкретизацию задач образования, воспитания и развития личности ребенка. Смысл комплексного подхода он видел, прежде всего в том, что воспитательно-образовательные действия педагога направляются во-первых на формирование личности ребенка в целом, а во-вторых на интеграцию в целостную систему всех идущих на нее целенаправленных влияний.

Таким образом, «в основе комплексного подхода лежат идеи единства, целостности, неразрывности воспитательно-образовательного процесса. Проявляется комплексный подход прежде всего в соблюдение целостного, системного характера целей, подцелей, задач и отдельных операций воспитания и обучения.. это требование значительно возрастает в том случае, когда речь идет о воспитательно-образовательном процессе, осложненном теми или иными специфическими особенностями его непосредственных участников» [9,5].

     Именно комплексный подход к организации всего воспитательно-образовательном процесса может обеспечить максимальное  устранение нарушений моторного, психического и речевого развития ребенка. Реализация принципа комплексного подхода в воспитании и развитии детей               с ОВЗ, построение системы развивающих задач требуют определенной опоры на структурные компоненты педагогического процесса. Необходимость такой опоры отмечают Н.А.Короткова и Н.Я.Михайленко [5,160]. Они считают, «что эти структурные компоненты, с одной стороны будут «вбирать» в себя развивающие цели, заданные программой, а с другой – организовывать реальную жизнь детей в детском саду».

     В качестве основания для выделения структурных компонентов педагогического процесса Н.А.Короткова и Н.Я.Михайленко правомерно называют типы взаимодействия взрослого с детьми, которые могут быть различными в зависимости от занимаемой взрослым позиции по отношению к детям: позиция учителя, позиция равного партнера, позиция создателя окружающей развивающей среды и предметного мира ребенка.

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, а также  реализации  таких принципов образовательной деятельности, как «адаптивность», «интегративность», «комплексность», принципов «содействия и сотрудничества детей и взрослых», «сотрудничества организации с семьей», которые выступают в качестве ведущих принципов современной государственной политики Российской Федерации на сегодняшней день.

       Одним из важнейших условий успешного обучения и воспитания ребенка с ОВЗ является обеспечение его комплексного сопровождения в образовательном процессе. Под сопровождением понимается участие в образовательном процессе специалистов в сфере коррекционной педагогики, педагогов-психологов, медицинских работников, обеспечивающее максимальную эффективность обучения и воспитания с учетом специфических потребностей ребенка.

     В работе с детьми с ОВЗ очень важен комплексный, системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОО, направленную на коррекцию имеющихся нарушений. Комплексный  подход  предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса — педагогов, детей, родителей и социума,  что способствует повышению  качества коррекционной работы.

Взаимодействие педагогов нашего учреждения в процессе коррекционно – развивающего сопровождения детей с ОВЗ выстраивается в рамках реализации комплексного подхода.

В 1999 году издано учебно-методическое пособие «Комплексный подход к формированию лексико-грамматического строя речи  дошкольников с общим недоразвитием речи. В разработке данного пособия принимали участие педагоги нашего учреждения.

В 2000 году было издано учебно-методическое пособие по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников С.Н.Сазоновой «Слово за словом», в котором представлены материалы комплексного планирования коррекционно-педагогической работы, основу которого составляет программа работы учителя-логопеда и обусловленная ею коррекционно-воспитательная деятельность по всем направлениям развития ребенка дошкольного возраста.

В 2010 – 2012 учебном году  наше учреждение являлось территориальной опорной площадкой по теме «Взаимодействие педагогов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ».

В 2012 – 2013 учебном году территориальной инновационной (апробационной)  площадкой  по теме «Организация коррекционно-развивающего сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с ФГТ».  

В рамках деятельности площадок педагогами нашего учреждения были разработаны учебно-методические рекомендации, представляющие собой тематическое планирование педагогического процесса в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР, ЗПР среднего, старшего возраста.  

 С введением ФГОС ДО  рекомендации были переработаны с учетом новых требований.

Данное пособие включает все виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Учебно-методические рекомендации предназначены для учителей-дефектологов, учителей-логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре и могут быть использованы в целях обеспечения непрерывной системы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.  

           

Литература:

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.,1982.
  2. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в ДОУ компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.:ВЛАДОС, 2004.
  3. Забрамная С.Д. Программа изучения ребенка различными специалистами//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004 - №3.
  4. Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005 - №3.
  5. Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. – М.:Педагогика, 1990.-160с.
  6. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб: Речь, 2003.
  7. Марус О.В. Роль диагностики в воспитательно-образовательной работе ДОУ. – Статья из Интернета.
  8. Сазонова С.Н. Слово за словом. II часть. Учебно-методическое пособие по преодолению общего недоразвития речи у  дошкольников. – Новокуйбыщевск, 2000.
  9. Холмогорова Л.В. Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. – Статья из Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ «ИГРУШКИ» С ДЕТЬМИ С ОНР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

Система коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в структуре комплексного психолого-педагогического воздействия способствует не только совершенствованию коррекционно-логопедическ...

Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу по вопросу «Формирование интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству у детей дошкольного возраста МКДОУ д/с № 27»

Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу по вопросу «Формирование интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству ...

Разработка и реализация комплексных занятий, как одна из форм сопровождения детей с ОВЗ.

Сборник материалов XVIII Всероссийской научно-практической конференции «Психология детства. Социальные и психолого-педагогические условия развития и воспитания ребенка», Красноярск 2016г....

Презентация "Реализация комплексного подхода к формированию фонетической стороны речи детей раннего возраста"

Организация комплексного подхода формирования фонетической стороны речи....

Коррекционно-развивающая программа сопровождения детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта

Коррекционно-развивающая программа сопровождения детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта...

«Комплексный подход к разработке индивидуальных программ сопровождение детей с ОВЗ на различных этапах инклюзивного образования», (очная)

Повышение квалификации за межаттестационный период «Комплексный подход к разработке индивидуальных программ сопровождение детей с ОВЗ на различных этапах инклюзивного образования», (о...

«Взаимодействие педагогов с психолого-педагогическим консилиумом детского сада в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

В статье раскрывается актуальность инклюзивного образования в  дошкольной организации в соответствии с ФГОС и основной механизм реализации коррекционно-развивающей работы- взаимодействие педагого...