Игры и упражнения, позволяющие снять двигательное напряжение в процессе коррекционного занятия.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Титова Антонина Павловна

В материале предлагаются задания, которые позволяют снизить нарастание гиперактивности и способствует двигательной разрядке в процессе коррекционной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения, позволяющие снять двигательное напряжение в процессе занятия

Ребенок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу специалиста. Предъявление дисциплинарных требований по отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребенок меньше находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную «разрядку». Однако движения не должны стать дезорганизующим фактором. Их осмысленный характер служит целям коррекционно-развивающего обучения - совершенствованию мелкой моторики, обучению выделять слова в предложении, развитию слуховой и двигательной памяти и т.д. Возможность расходования избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными.

Повсеместно в логопедической и психологической практике используются физкультминутки, но для ребенка с СДВГ их явно недостаточно. На своих занятиях я даю задания, где нужно не только говорить, но и действовать. Например, работая над звукопроизношением, можно использовать упражнения на автоматизацию с двигательными заданиями.

Варианты заданий при работе над звукопроизношением на этапе отработки изолированных звуков:

- расправив руки  - «крылья», «летать на самолете»  по комнате - р-р-р;

- «ездить» на маленькой игрушечной машине по ломаным, спиралевидным или извилистым дорожкам разной длины, нарисованным на листе бумаги, имитируя звук мотора: р-р-р. Варианты заданий при автоматизации звуков на уровне слога:

- запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук, туловища: ша (руки вперед) - шо (руки вверх) - шу (руки опустить);

- «игра на пианино» (используется картонный муляж клавиатуры). «Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь:  су-сы-са-со. Можно предложить сделать «песенку» грустной или веселой, громкой или тихой. Варианты заданий при автоматизации звуков в словах:

- игры с перебрасыванием (перекатыванием) друг другу мяча («Скажи наоборот», «Сложи слово», «Вставь пропущенный звук», «Назови детеныша» и др.);

- «Шаги»: сделать шаг вперед только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово и т.д.). При ошибочном ответе - шаг назад. Игра заканчивается, когда ребенок сможет дойти до заранее оговоренного предмета. Варианты заданий при работе на уровне предложения:

«Живые слова»: каждый ребенок выполняет роль определенного слова, его задача - занять свое место в предложении;

.- «Скажи и покажи»: составить предложение по сюжетной картинке, а затем продемонстрировать его с помощью пантомимы («Сова летает по лесу. Соня пьет ананасовый сок»). Возможен вариант, когда сначала составляются все предложения, затем один из детей демонстрирует пантомиму, а другой угадывает ее содержание;

- «Прошагай предложение»: ребенок идет и произносит предложение. Каждому шагу должно соответствовать одно слово.

Эти и аналогичные им задания могут быть применены и в других разделах логопедической работы. Таким образом, логопед не только повышает эффективность и качество своей работы, но и активно участвует в комплексной коррекции СДВГ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения» ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребёнок вдруг становит...

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста

Статья содержит примеры и описание игровых упражнений для снятия психоэмоционального напряжения у детей младшего  дошкольного возраста...

Игры и упражнения для снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников.

Негативные эмоции и чувства: страх, тревога, беспокойство, обида, раздражение, паника, агрессия – всегда вызывает мышечное напряжение. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использоват...

Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения у детей второй младшей группы

Цель. Снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение....

Игры и упражнения для снятие психоэмоционального напряжения с детьми

Картотека игр для педагогов по работе с детьми ОВЗ...

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устра...

Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения у детей второй младшей группы

Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения у детей...