из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения» ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ
методическая разработка (старшая группа) по теме

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребёнок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все эти признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой - то «детской» проблемы, в которой взрослые ещё не разобрались, Как помочь ребёнку в такие моменты? Самое правильное - научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребёнок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь родители или взрослые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emocii.odt24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 10

Муниципального образования Каневской район

из опыта работы

 «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ

 ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО

НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Составила воспитатель:

Сабаровская С.Г.

                                                                                     

                                                       

 Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребёнок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все эти признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой - то «детской» проблемы, в которой взрослые ещё не разобрались, Как помочь ребёнку в такие моменты? Самое правильное - научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребёнок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь родители или взрослые.

«ВОЗЬМИ СЕБЯ В РУКИ» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 5 ЛЕТ)

Ребёнку говорят: «Как только ты почувствуешь, забеспокоился, хочется кого - то стукнуть, что - то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти, сильно прижми руки к груди -это поза выдержанного человека»

«ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С 5 ЛЕТ)

Надо сказать ребёнку: «Попробуй сильно - сильно давить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты - могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».

«ТЫ- ЛЕВ!» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 5 ЛЕТ)

Ребёнку говорят: «Закрой глаза, представь льва царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут так же, как тебя, у него твоё имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев - это ты!»

«СПАСИ ПТЕНЦА» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 4 ЛЕТ)

беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями в

верх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони, ты увидишь, что птенец радостно взлетел; улыбнулся ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе!»

«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» ( ДЛЯ ДЕТЕЙ С 4 ЛЕТ)

Скажите ребёнку: «Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, - нежно погладь его ладонями: на лбу., на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот - погладь его и там. Он не озорник - он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».

«СЛОМАННАЯ КУКЛА» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 5 ЛЕТ)

Скажите ребёнку: «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались верёвочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть. Потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй верёвочки - медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их; теперь расправь плечи и закрепи руки; подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище; выпрями ноги. Всё- куклу починили ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»

«ГОРА С ПЛЕЧ» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 5 ЛЕТ)

« Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо ещё что – то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань широко, расставь ноги, подними

 «ПРОСЫПАЙСЯ     ТРЕТИЙ     ГЛАЗ»     (ДЛЯ     ДЕТЕЙ     С     5     ЛЕТ)

Ребёнку говорят: «Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоём третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз - мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз...» 6-10 раз.

«СБРОСЬ УСТАЛОСТЬ» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 5 ЛЕТ)

Надо сказать ребёнку: «встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны., вперёд, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть - чуть осталось, повтори ещё.

«ЗАРЯД БОДРОСТИ» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 5 ЛЕТ)

Надо сказать ребёнку: «Сядь свободно. Вытяни вперёд руки и приготовь два пальчика: большой и указательным. Возьми ими за самые кончики ушей - один сверху, другой снизу ушка, Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат всё!» -10 раз в одну сторону и 10 раз - в другую. А теперь опусти руки, тряхни ладошками. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Тряхни ладошками. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами; «Я дышу, дышу!» -

плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это   упражнение 5-6 раз, и тебе сразу станет легче».

«ТОРТ» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С 4 ЛЕТ)

Положите ребёнка на коврик. Вокруг - его сверстники или знакомые. Взрослый говорит: «Сейчас мы из тебя будем делать торт». Один участник - «мука», другой - «сахар», третий - «молоко», четвёртый -«масло» и т.д. Взрослый - повар и сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука: «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко - «молоко разливается» руками по телу, поглаживая его. Необходимо сахар - он «посыпает» тело; и немного соли - чуть -чуть, нежно прикасается к голове, рукам, ногам. «Повар» замешивает «тесто» хорошенько разминая его. А теперь тесто кладется в печь и тогда поднимается - ровно и спокойно лежит и дышит. Все составляющие его: и мука, и соль и др. - тоже дышат, как тесто. Наконец надо украсить торт кремовыми цветами. Все участники прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описывая его. «Торт» необыкновенно хорош! Сейчас «повар» угостит каждого участника упражнения вкусным кусочком, если самому «торту» не жалко, что большая часть «торта» достанется родителям и друзьям. Замечание

1. Следить за выражением лица «торта», оно должно быть довольным, смех только поможет упражнению.

2. Вместо «торта» можно готовить всё, что угодно ребёнку, - курицу, блины, компот и т.д.

Фотография (для детей с 4 лет)

Рассмотрите с ребёнком свой семейный альбом. Показывая фотографии его самого и близких, расспрашивайте ребёнка, какое настроение было у них при этом, что они чувствовали: удивление, испуг, радость, грусть и т.д. Там, где ребёнок затрудняется, помогите ему, расскажите о ситуации, когда была сделана фотография. Упражнение позволяет ребёнку развивать понимание чувств и эмоций, укрепляет семейные связи и привязанности.

«ТРЕНИРУЕМ ЭМОЦИИ» ( для детей с 4 лет)

Попросите ребёнка: Нахмуриться, как;

-   осенняя туча;

-  рассерженный человек;

-   злая волшебница.

Улыбнуться, как:

-        кот на солнце;

-        солнце;

-        как Буратино;

-        как хитрая лиса;

-        как радостный ребёнок;

-        как будто ты увидел чудо,

Позлись, как:

- ребёнок, у которого отняли мороженное

-  два барана на мосту;

-   как человек, которого ударили.

Испугайся, как:

-   ребёнок, потерявшийся в лесу;

-   заяц, увидевший волка;

-   котенок, на которого лает собака.

Устань, как;

-  папа после работы;

-  человек, поднявший тяжелый груз;

-  муравей; притащивший большую муху.

Отдохни, как:

- турист, снявший тяжелый рюкзак:

- ребёнок, который много потрудился, но помог маме;

-  как уставший воин после победы.

«КОЛЕЧКО» (для детей с 4 лет)

Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко, Ребёнку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получит в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим,

«ГЛАЗА В  ГЛАЗА» (для детей с 5 лет)

Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Взрослый предлагает: «Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй молча передать разные эмоции. Например: «Я груст-ный, помоги мне!» «Мне весело, давай поиграем!»? «Я не хочу с тобой дружить!» Потом дети обеуждают, какая эмоция передавалась и воспринималась,

«КАК ТЫ СЕБЯ СЕГОДНЯ ЧУВСТВУЕШЬ?» (для детей с 5 лет)

Ребёнку предлагаются карточки с изображением различных оттенков настроений. Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.п.

«ПОВАРЯТА»   (для  детей с 4 лет)

Все встают в круг - это «кастрюля». Сейчас будут готовить «суп» («компот», «винегрет», «салат»). Каждый придумывает, чем он будет: «мясом», «картошкой», «морковкой», «луком», «капустой», «петрушкой», т.д. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в «кастрюлю». Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, пригнув, берет за руку предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо - просто объедение.

«ДРУЖБА  НАЧИНАЕТСЯ  СУЛЫБКИ...»

(для детей  с 4 лет)

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).

«ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ» (для детей с 4 лет)

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы - одно большое} доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох - все делают шаг вперед. Выдох - все делают шаг назад. Вдох - все делают 2 шага вперед, выдох - все делают 2 шага назад, Вдох - 2 шага вперед, выдох - 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

«НАЙДИ ДРУГА»   (для детей с 5лет)

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми, Одной половине участников завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывают волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

«РУКАВИЧКИ»  (для детей с 5лет)

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаково рукавички.

Замечание: ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

«ДРАКОН»  (для детей с 5лет)

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник - «голова», последний - «хвост дракона». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело дракона» неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

«НА ЧТО  ПОХОЖЕ  НАСТРОЕНИЕ?»

(для детей с 5 лет)

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод? дождь, хму-рое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

«СТРОИМ ЦИФРЫ»   (для детей с  б лет)

Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2  3, 5 и т.д.)», - дети выполняют задание.

Замечание: если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕПКА»

(авторская, для детей 5лет)

 В этой игре многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей «слепить» из своих тел одну общую фигуру, например морскую звезду (можно лежа на ковре), и показать, как она движется. Можно предложить ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.

«КЛАССИФИКАЦИЯ  ЧУВСТВ» (для детей с 5 лет)

Ребёнок рассматривает те же карточки и раскладывает их по следующим признакам:

-   какие нравятся;

-   какие не нравятся,

Затем ему необходимо назвать эмоции, изображенные на карточках, объяснить, почему он так их разложил.

«ВСТРЕЧА  ЭМОЦИЙ» (для детей с 7 лет)

Можно использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить ребёнка представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и та, которая неприятна. Ведущий (родитель) изображает «хорошую», ребёнок - «плохую». Затем они берут карточку из противоположной кучки и меняются, Интересно понаблюдать изменение выражений лица при «встрече эмоций» - это может быть удивление, смех, отвращение и т.д. - и обсудить, как можно «помирить» эмоции.

«ПО  ГРИБЫ»   (для детей с 6 лет)

Детям предлагается изобразить с помощью позы, мимики, жестов какой-либо из грибов: съедобный или несъедобный, Водящий - «грибник». Он бродит между «гри-бами» и по внешним признакам пытается рассортировать их. Если он почувствовал, что гриб съедобный, он говорит; «Хороший грибок, полезай в кузовок!» - и уводит игрока в одну сторону. Если ему кажется, что это не так, то он со словами: «Несъедобный грибок, марш в игры, грибник проверяет правильность своего выбора и приносит «грибам» извинения, если что-то перепутал.

«НЕОБЫЧНОЕ  СРАЖЕНИЕ» (для детей с 6 лет)

Количество участников - не менее 2-х человек. В просторном помещении или на улице накидывается много маленький мячей или собранных заранее высохших еловых шишек.

Представив, что в предстоящем «сражении» обязательно надо победить, участники игры пытаются нападать и защищаться, кидая шишки или мячи. Каждый должен собрать больше трофеев, а свои запасы беречь.

Замечание: объясните? что попадание мячом или шишкой - это немного больно, но таким образом можно стать отважным сильным, смелым победителем.

Упражнения по развитию мимической выразительности

Устное общение является основополагающей деятельностью человека в

Часто слова собеседника не соответствуют тому, что он на самом деле думает и чувствует. Но как это понять? Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая, понимая мимику и жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в целостном процессе общения, а совокупность мимики и жестов – важная составляющая такой связи.

Задания, в которых дети должны уметь выразить мимикой и жестами различные оттенки эмоциональных состояний, вводятся педагогом по мере овладения детьми умениями и навыками мимической выразительности - от простого к сложному. В процессе реализации всех типов заданий педагог активизирует инициативу детей на создание или тех или иных ситуаций.

Упр. №1.      Определите, какое у клоуна (меня) лицо?

Педагог показывает лицом различные эмоциональные состояния (веселое, грустное, злое, строгое, радостное и т.д.)

Упр. №2. Мимическая гимнастика, навыки активного пользования мимическими мышцами. Предварительный показ педагога. Надуть щёки, втянуть щёки. Закрыть глаза  поочередно.( левый, правый).

Наиболее лёгкими заданиями, помимо вводных, являются такие, где ребёнку предлагается выразить мимикой и жестом одно эмоциональное состояние (радость, удивление и т.д.)

Упр. №3. Представьте себе, что сейчас (6 сентября) к вам вошёл Дед Мороз. Мы все очень удивились (брови подняты, глаза широко открыты).

Упр. №4. Представьте себе, что у вас на коленях пушистый котёнок, он

Упр. №5. Дед и баба слепили Снегурочку, а она постепенно оживает.

Упр. №6. Покажите, как Алёнушка сидит на берегу и завёт братца Иванушку.

Упр. №7. Покажите, как сестры Золушки собираются на бал.

Упр. №8. Ребёнок «показывает лицом», какое у него настроение, а педагог должен отгадать (или отгадывают дети). Если не отгадают, то ребёнок сам должен рассказать о том, что он задумал.

Следующими являются задания, в которых ребёнку предлагается отра

Упр. №9. Откусили яблоко, оно очень кислое, а теперь у вас во рту вкусная конфета.

Упр. №10. Представьте себе, что вы потеряли любимую игрушку, ищите её и нашли.

Упр. №11. Тебе больно, но боль постепенно проходит.

Упр. №12. Вдруг выскочила большая собака, ты испугался, а собака завиляла хвостом, пробежала мимо - ты успокоился.

Упр. №13. Поссорился с товарищем, помирился. (Показать покой).

Упр. №14. Царевна - Несмеяна плачет, а потом её рассмешил Емеля. Покажите Несмеяну.

Упр. №15. Комар кружиться над сватьей бабой Бабарихой, а потом

Более сложные задания:

Упр. №16. Напомнить рассказ «Живая шляпа», дети показывают его героев: мальчики сначала испугались, затем удивились, обрадовались.

Упр. №17. Педагог показывает сказку «Заячья избушка», просит детей показать, как лиса просилась в домик, как выгнала зайчика, пугала всех зве

Упр. №18. Та же сказка: показать эмоциональные переживания зайчика.

Упр. №19. Педагог показывает сказку Маршака «Кошкин дом»; Кошка весёлая, любезная с гостями, надменна с племянниками, жалкая после пожара, виноватая а затем счастливая, заботливая по отношению к котятам.

Упр. №20. Покажите Машу из сказки «Три медведя». Сначала она весёлая - пошла в лес с подружками, заблудилась- расстроилась. Попала в из бушку - любопытно. Пришли медведи - испугалась, прибежала домой - счастливая.

Упр. №21. Один ребёнок - «насос» другой ребёнок «резиновая иг

Индивидуальные задания или коллективные этюды это творческие выражения каждым ребёнком по своему заданного эмоционального состояния. Это задание типа: «Представь, что ты...»

Упр. №22. - Представь что ты в цирке (театре, музее, храме)

Упр. №23.- Ты спортсмен, чемпион.

Упр. №24. - Ты учитель.

Упр. №25. - Ты поднялся высоко на воздушном шаре.

Упр. №26. - Ты на берегу и ловишь рыбу.

Цель: формирование умений и навыков передавать эмоциональное состояние средствами мимики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа формирования неречевых средств общения у детей с нарушением зрения.

усовершенствованная учебная программаформирования неречевых средств общения у детей с нарушением зрения...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

обобщение опыта работы "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников (детей старшего дошкольного возраста)"

Уважаемые коллеги! представляю вам опыт работы по теме "Формирование дружеских взаимоотношений среди сверстников" с презентацией....

Доклад на тему: Формирование неречевых средств общения у детей с общим недоразвитием речи

         Развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состоян...

Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.

Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увелич...

Культурная практика для детей с нарушениями зрения "Игра"Резиночка""

quot;Резиночка" - популярная детская игра, в которую ребята забавлялись раньше на школьных переменах и вечерами во дворе. Простая, как и все гениальное, она позволяет деткам улучшить физическую ...