Речевая карта для дошкольнака страдающего заиканием
методическая разработка по коррекционной педагогике ( группа) по теме

Речевая карта для обследования дошкольника страдающего заиканием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_karta_dlya_rebyonka_s_zaikaniem.doc292.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   

                                                                                                                           

                                                                                   

 

  РЕЧЕВАЯ КАРТА (заикание)

   Фамилия, имя ___________________________________________________________________

   Дата рождения ___________________________________________________________________

   Домашний адрес _________________________________________________________________

   Дата обследования _______________________________________________________________

        Жалобы  родителей:  _____________________________________________________________

         _______________________________________________________________________________

                                                              Анамнез 

 Возраст матери на момент рождения ребёнка _________________________________________

Ребёнок рожден: от 1 беременности, 2 беременности, 3 беременности , 4 и более беременности;   в срок, раньше срока_____________________________

     путем Кесарево сечения: плановое, экстренное.  

     была ли угроза прерывания беременности: да, нет.

     токсикоз у матери: да, нет.

     Травмы во время родов: нет, да (переломы, кровоизлияния, гематомы) ____________________

     Заболевания матери во время беременности:

     -  в первую половину: токсикоз, анемия, грипп, ОРЗ, ОРВИ, ангина, другое    _________________

      _________________________________________________________________________________

     - во вторую половину: токсикоз, анемия, грипп, ОРЗ, ОРВИ, ангина, другое _________________

     __________________________________________________________________________________

     Гипоксия у ребёнка: да, нет.

     Асфиксия:  нет , да: красная, синяя, белая.

     Вес при рождении ________________   рост _________________

     Врождённые патологии: нет, да ______________________________________________________

     Резус – фактор ребёнка: отрицательный, совместимость, _________________________________

     Перенесённые заболевания на 1 – м месяце жизни: ПЭП, анемия, желтуха, ОРЗ, ОРВИ, пневмония,   бронхит, отит, другое _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

     Перенесённые заболевания на 1 – м году жизни: ПЭП, анемия, желтуха, ОРЗ, ОРВИ, пневмония,  

     бронхит, отит, ветряная оспа,  другое __________________________________________________

      __________________________________________________________________________________

     Заболевания ребёнка от 1 года до 3 лет _______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                 

 Раннее психомоторное развитие

    Голову держит с (в норме с 1, 5 мес)___________________________________

    Сидит с (в норме с 6 мес)_____________________________________________

    Ползает с (в норме с 6 – 7 мес)_________________________________________

    Стоит с (в норме с 10 – 11 мес)________________________________________

    Ходит с (в норме11 – 12 мес)__________________________________________

    Появление первых зубов ( в норме 6 – 8 мес)_____________________________

    Количество зубов к году ( в норме 8 зубов)______________________________                     

                                               

                                    Раннее речевое развитие и речевая среда

   Гуление (в норме с 2 х мес) _______________________________    

   Лепет ( в норме с 4- 6  мес.) _______________________________

   Первые слова ( в норме около года) ________________________

   Фразовая речь( в норме с 1, 5 г до 2 лет)_____________________

   Прерывалось ли речевое развитие:  нет, да, по какой причине _________________________

   _______________________________________________________________________________

   Речевая среда:  удовлетворительная, хорошая, наличие двуязычия (билингвизм), какой язык        преобладает в общении ________________________________________________________________

 Нарушения в речи родителей: мама_____________________  папа __________________________

 Состояние слуха: норма, снижен, другое ____________________________________________

 Состояние зрения: норма, миопия, астигматизм, косоглазие, другое______________________

 

Время  возникновения первых симптомов заикания

Когда впервые возникло заикание __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как начиналось заикание (со слов родителей) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________   

                                                     Симптоматика заикания

Внешняя симптоматика заикания

1. Проявление заикания в различных формах речи:

Шопотная речь _______________________________________________________________________

Сопряжённая речь ____________________________________________________________________

Отражённая речь _____________________________________________________________________

Вопросно – ответная речь _____________________________________________________________

Пересказ прослушанного текста (с опорой и без опоры на сюжетную картинку) _______________

____________________________________________________________________________________

Самостоятельный рассказ _____________________________________________________________

2. Форма судорог: тонические, клонические, смешанные.

3. Течение заикания : постоянное, волнообразное, рецидивирующее.

Внутренняя симптоматика заикания

1. Отношение ребёнка к своему заиканию (нужное подчеркнуть):

- обращает внимание на свои запинки, но не переживает по этому поводу; 

- обращает внимание на свои запинки и переживает по этому поводу;

- вообще не замечает своих запинок.

2. Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                               Состояние моторной сферы

 Состояние общей моторики

Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку.

5 лет. Оценка: норма, состояние близко к возрастной норме, испытывает значительные трудности, испытывает незначительные трудности

6 лет. Оценка: норма, состояние близко к возрастной норме, испытывает значительные трудности, испытывает незначительные трудности

Состояние мелкой моторики

Упражнения:

 «Колечки» ____________________________________________________________________________     «Солдатики» (показывать по одному пальцу)_____________________________________________, «Заяц» ______________________________________________________________________________          «Ладонь – кулак – ребро»_______________________________________________________________ умение застёгивать и расстегивать пуговицы ______________________________________________ «Игра на пианино» ___________ _______________________________________________________                           «Штриховка» ________________________________________________________________________          «Пальчики здороваются» ______________________________________________________________        

5 лет. Оценка: норма, состояние близко к возрастной норме, испытывает значительные трудности, испытывает незначительные трудности.

6 лет. Оценка: норма, состояние близко к возрастной норме, испытывает значительные трудности, испытывает незначительные трудности.

Ведущая рука: правая, левая, наличие амбидекстрии.

                                      Строение  артикуляционного аппарата

а) губы: норма, толстые, тонкие, малоподвижные, подвижные, послеоперационные рубцы;

б) зубы: норма, крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения зубного ряда, протезы;      

в) прикус: норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест; прямой.

г) язык: норма, массивный, маленький;

д) подъязычная связка: норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная;

е) твердое нёбо: норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель;

ж) мягкое нёбо: норма, укороченное, раздвоенное, отсутствие, провисание: справа, слева;  

расщелины; увуля: норма; девиация  влево/ вправо; раздвоение маленького язычка.

                                  Состояние артикуляционной моторики

Мимические движения:

5 лет

6 лет

Поднимание бровей вместе

Поднимание бровей поочерёдно

Нахмуривание бровей

Зажмуривание глаз вместе

Зажмуривание глаз поочерёдно

Губы:

Улыбка

Оскал

Трубочка

Вибрация губ (тпру)

Щёки:

Надувание щёк

Втягивание щёк

       Наличие неврологической симптоматики в оральной области

Показатели

5 лет

6 лет

Повышенная саливация (да +; нет -)

Наличие синкинезий (да +; нет -)

Тонус: гипотонус, гипертонус,  дистония

Язык: девиация кончика влево,

 девиация кончика языка вправо,

 тремор языка, географический.

                              Состояние просодических компонентов речи

Показатели

5 лет

6 лет

Тип дыхания: диафрагмальный, грудной, ключичный

Темп речи: нормальный, ускоренный, замедленный

Ритм речи: нормальный, аритмия

Паузация: норма, деление слов, слоговой паузой, судорогой.

Сила голос: громкий, слабый, тихий, затухающий

Высота голоса: высокий, низкий, нормальный

Тембр голоса: нормальный, назалированный, сиплый, хриплый

Внятность речи: внятная речь, смазанная, неясная.

Состояние звукопроизношения

5 лет

произношение и различение звуков:

произносит (П),

замена (З),

искажение: межзубное произношение – М/З, увулярное – УВ, велярное - В

пропуск (Пр),

смешение (С).

С

с'

3

з'

ц

ш

ж

Ч

щ

л

л'

р

р'

н

н'

м

м'

j

Изолирован

в словах

в речи

т

т'

д

д'

к

к'

г

г'

X

х'

в

в'

ф

ф'

а

о

у

ы

э

и

Изолирован

в словах

в речи

6 лет

произношение и различение звуков:

произносит (П),

замена (З),

искажение: межзубное произношение – М/З, увулярное – УВ.

Пропуск (Пр),

смешение (С).

С

с'

3

з'

ц

ш

ж

Ч

щ

л

л'

р

р'

н

н'

м

м'

j

Изолирован

в словах

в речи

т

т'

д

д'

к

к'

г

г'

X

х'

в

в'

ф

ф'

а

о

у

ы

э

и

Изолирован

в словах

в речи

                                              Состояние лексики

Назвать части

5 лет

Назвать части

6 лет

Тела человека: нос, рот, шея, живот, рука, нога

Тела человека: туловище,  плечо, локоть, колено, затылок.

Стул: спинка, сиденье, ножки

Рубашка: воротник, манжеты, рукава

Части речи

5 лет

6 лет

Конкретные имена существительные / обобщение слова

Мебель

Посуда

Одежда

Обувь

Овощи

Фрукты

Дикие животные

Домашние животные

Птицы

Игрушки

Транспорт

Деревья  

Цветы

Профессии

Глаголы

Кто как подаёт голос / кто как передвигается?

Кошка

Собака

Корова

Свинья

Коза

Петух

Гусь

Утка

Змея

Лягушка

Что делает?

Повар

Врач

Почтальон

Прилагательные

Качественные прилагательные (форма, цвет, вкус)

Лимон какой? (кислый)

Рябина какая ( горькая)

Конфета какая? (сладкая)

Машина какого цвета? (красного)

Ручка какого цвета?    (синего)

Тетрадь какого цвета ( зелёного)

Кубик какой формы? (квадратной)

Руль какой формы? (круглый)

Книга какой формы? (прямоугол.)

Притяжательные прилагательные

Нос лисы. Чей нос?

Ухо собаки. Чьё ухо?

Лапа медведя. Чья?

Пальто мамы. Чьё пальто?

Относительные прилагательные

Стул из дерева. Какой стул?

Стакан из стекла. Какой стакан?

Сумка из кожи. Какая сумка?

Пакет из бумаги. Какой пакет?

Антонимы

Большой

Длинный

Широкий

Высокий

Далёкий

Толстый

Мягкий

Объём словаря соответствует  возрастной норме

Да / нет

Да / нет

                                           Грамматический строй речи

                                                 Словообразование

         Актив

5 лет

6 лет

Образование уменьшительно- ласкательных форм существительных

Стол- столик

Стул- стульчик

Утюг - утюжок

Дом - домик

Ёлка - ёлочка

Заяц- зайчик

Мяч - мячик

Образование  названий детёнышей животных

 У кошки

У собаки

У лошади

У коровы

У козы

У утки

У лисы

У медведя

У зайца

Образование прилагательных от существительных (из чего сделано?)

Стакан из стекла, какой?

Стул и дерева, какой?

Сумка из кожа, какая?

Пакет из бумаги, какой?

Варенье из яблок, какое?

Образование глаголов с помощью приставок (Что делает человек?)

Пришёл

Ушёл

Обошел

Вошел

Словообразование соответствует возрастной норме

Да / нет

Да / нет

                                                            Словоизменение

                                                         Актив

5 лет

6 лет

Употребление имён существительных в единственном и множественном числе

Дом - дома

Стол - столы

Окно - окна

Пчела - пчёлы

Ухо - уши

Утёнок - утята

Ведро - вёдра

Согласование прилагательных и существительных (назвать цвет предмета)

Зонт (красный)

Машина (жёлтая)

Яблоко (зелёное)

Кубик (синий)

Согласование существительных с числительными (считаем предметы от 1 до 5)

Один кубик

Два кубика

Три кубика

Четыре кубика

Пять кубиков

Употребление предлогов

В

НА

ПОД

К

МЕЖДУ

ИЗ - ЗА

ЗА

У

НАД

ОТ

ОКОЛО

ИЗ -ПОД

Словоизменение соответствует норме

Да / нет

Да / нет

 Состояние фонематическое слуха

 Различение оппозиционных звуков (N или нет)

5 лет

Различение оппозиционных звуков (N или нет)

6 лет

ДА- ТА - ТА

СА – ША - СА

ТО – ТО - ДО

СА – ЗА - СА

БА – ПА - БА

ТЯ – ЧА - ТЯ

ГА – КА - КА

ЧА – ЩА - ЧА

ЗА – СА - ЗА

ЧА – ТЯ - ЧА

Различение слов со сходным звуковым составом

5 лет

Различение слов со сходным звуковым составом

6 лет

Кот - ток

Мишка - миска

Том - дом

Крыша - крыса

Уточка - удочка

Пашня - башня

Бочка - почка

Каска - кашка

                                Состояние звукового анализа и синтеза

6 лет

Определение наличия звука в слове

Есть ли звук [М] в словах: МАК, КОТ, ДОМ.

Есть ли звук [С] в словах: САД, ШАР, САНИ

Определение первого звука в слове

Какой первый звук в слове: УТКА, АНЯ, ОЛЯ.

Определение последнего звука в слове

Какой последний звук в слове: ЛУПА, ВЕСЫ, ЛЕТО

Определение звука в середине слова

Какой звук слышится в середине слова: ДОМ, МАК, ЛУК.

Определение количества звуков в слове

Сколько звуков в слове: САД, СОМ, МАМА, НИНА,

 Оценка

5 лет

Фонематические процессы: в норме, испытывает затруднения при дифференциации фонологически оппозиционных звуков; не сформированы – не может повторить цепочку из 2-3 сохранных звуков, выделить звук в слове, определить место звука в слове, определить количество звуков в слоге..

6 лет

Фонематические процессы: в норме; испытывает затруднения при фонематическом анализе и синтезе; при дифференциации фонологически оппозиционных звуков; не сформированы – не может повторить цепочку из 2-3 сохранных звуков, выделить звук в слове, определить место звука в слове, определить количество звуков в слоге.

Состояние  звуко - слоговой структуры слова

Слова

5 лет

Слова

6 лет

Фантик

Сковорода

Самолёт

Телевизор

Телефон

Экскаватор

Микстура

Полицейский

Самокат

Регулировщик

Тропинка

Погремушка

Мотоцикл

Инопланетянин

Велосипед

Температура

Оценка

5 лет

Слоговая структура слова: в норме, испытывает затруднения при воспроизведении малознакомых слов сложной слоговой структуры ; Слоговая структура нарушена: в речи встречаются: персеверации, перестановка звуков и слогов, элизии, контаминации, интерации, антиципации.

 6 лет

Слоговая структура слова: в норме, испытывает затруднения при воспроизведении малознакомых слов сложной слоговой структуры ; Слоговая структура нарушена: в речи встречаются: персеверации, перестановка звуков и слогов, элизии, контаминации, интерации, антиципации.

                           

                                                Характеристика связной речи

5 лет

Беседа

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пересказ  текста «ЁЖ» ( по И. Соколову – Микитову)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составление рассказа по картине

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составление рассказа по серии картин «Как кошки охотились за птичкой» (Володина В. С. Альбом по развитию речи)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Связная речь (нужное подчеркнуть)

  • развита достаточно – владеет диалогической, монологической формами речи;
  • испытывает затруднения при построении связного высказывания при составлении рассказа, пересказе, выражающиеся в нарушении последовательности передачи сюжета, в его упрощении, в наличии смысловой неточности, в поиске подходящих слов
  • повествовательная речь возможна лишь при наличии наводящих вопросов;
  • затруднения при построении связного высказывания обусловлено заиканием;
  • связное высказывание недоступно.

6 лет

Беседа

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пересказ  текста «Для чего руки нужны» ( по Е. Пермяку)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составление рассказа по картине

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составление рассказа по серии картин «Хитрый ёжик» (Володина В. С. Альбом по развитию речи)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Связная речь (нужное подчеркнуть)

  • развита достаточно – владеет диалогической, монологической формами речи;
  • испытывает затруднения при построении связного высказывания при составлении рассказа, пересказе, выражающиеся в нарушении последовательности передачи сюжета, в его упрощении, в наличии смысловой неточности, в поиске подходящих слов
  • повествовательная речь возможна лишь при наличии наводящих вопросов;
  • затруднение при построении связного высказывания обусловлено заиканием;
  • связное высказывание недоступно.

  1. Заключение учителя-логопеда

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска из логопедического пункта) _________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

                                                                  Учитель-логопед:   ________________/                    /

    Дата ____________________________

Динамика состояния речевого развития ребенка (нужное подчеркнуть)

  • логопедические занятия посещает в полном объёме;
  • логопедические занятия посещает редко, по причине ________________________________________________________________________
  • наблюдается слабая динамика в речевом развитии;
  • наблюдается удовлетворительная положительная динамика в речевом развитии;
  • наблюдается устойчивая положительная динамика в речевом развитии ребенка.

Дата ____________________________

Динамика состояния речевого развития ребенка (нужное подчеркнуть)

  • логопедические занятия посещает в полном объёме;
  • логопедические занятия посещает редко, по причине ________________________________________________________________________
  • наблюдается слабая динамика в речевом развитии;
  • наблюдается удовлетворительная положительная динамика в речевом развитии;
  • наблюдается устойчивая положительная динамика в речевом развитии ребенка.

Дата ____________________________

Динамика состояния речевого развития ребенка (нужное подчеркнуть)

  • логопедические занятия посещает в полном объёме;
  • логопедические занятия посещает редко, по причине ________________________________________________________________________
  • наблюдается слабая динамика в речевом развитии;
  • наблюдается удовлетворительная положительная динамика в речевом развитии;
  • наблюдается устойчивая положительная динамика в речевом развитии ребенка.

Дата ____________________________

Динамика состояния речевого развития ребенка (нужное подчеркнуть)

  • логопедические занятия посещает в полном объёме;
  • логопедические занятия посещает редко, по причине ________________________________________________________________________
  • наблюдается слабая динамика в речевом развитии;
  • наблюдается удовлетворительная положительная динамика в речевом развитии;
  • наблюдается устойчивая положительная динамика в речевом развитии ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей детей, страдающих заиканием

Стендовая информация для родителей.Заикание...

Особенности работы педагога-психолога с детьми и подростками, страдающими заиканием

Заикание как нарушение коммуникативной функции накладывает отпечаток на поведение и характер ребенка, формируя чувство неполноценности и неуверенности в своей речи, поэтому наряду с логопедической кор...

Речевая карта для детей с заиканием

Речевая карта заикающегося дошкольника, входящая в документацию логопеда, составлена на основе разработок Волковой Г. А., Нищевой Н. В., Стребелевой Е. А., Смирновой И. А.. Одна карта заполняется в те...

Консультация для учителей-дефектологов: Формирование темпа-ритма средствами логоритмических занятий у детей, страдающими заиканием.

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. В соответствии с определением, заикание - это нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным с...

Программа корекционно-развивающей работы для детей страдающих заиканием.

Данная программа составлена для детей 5 лет страдающих заиканием и ФНР....

Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием при инициальном (начальном) заикании

Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием при инициальном (начальном) заикании 1. При инициальном (начальном) заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речевые способности, не п...