совместная интгрированная деятельность тифлопедагога и инструктора по ФВ по формированию пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

деятельность направлена на ознакомление родителей детей с нарушениями зрения со способами формирования у них пространственных представлений. ход деятельности основывается на игровом материале и имеет тематику: - ознакомления детей с правилами дорожного движения, что вызывает живой интерес у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostranstvennaya_orientirovka.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной совместной коррекционной деятельности тифлопедагога и инструктора по физическому воспитанию с детьми и их родителями по формированию пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Подготовительная к школе группа. Деятельность построена на материале расширения представлений детей о правилах дорожного движения.

Составители:          Ушакова О.В. тифлопедагог

                                       Колосова О.Н. инструктор по физическому воспитанию  

Санкт – Петербург

2016 год

Цель: показать родителям детей с нарушениями зрения способы формирования навыков пространственной ориентировки у их детей

Задачи:

Коррекционные

  • Закреплять умение детей выделять парнопротивоположные направления окружающего пространства (направо – налево; вперед – назад)
  • Стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами
  • Обогащать пространственное воображение: формировать умение мысленно представлять себя на месте, которое занимает в пространстве другой человек
  • Формировать умение определять направления движения  в процессе передвижения других объектов
  • Развивать умение составлять схемы пути передвижения другого объекта
  • Развивать зрительное внимание и память
  • Развивать быстроту реакции

Социально – личностного развития

  • Формировать представления детей о правилах дорожного движения и поведения в общественном транспорте, стимулировать желания их выполнять
  • Развивать творческие способности детей

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дети заходят в зал с родителями парами под музыку – выполняя перестроения – дети изображают водителей, а родители пассажиров

(А. Петров «Утро» музыка из кинофильма «Служебный роман»)

Авторская разработка Колосовой О.Н. – инструктора по физическому воспитанию.

Рассаживаются

- Педагог: сегодня мы собрались в зале, чтобы вспомнить правила дорожного движения…

ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ (читает ребенок)

Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда.
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
водитель,  пешеход.

По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
водитель,  пешеход.

Под музыку вбегают Шапокляк и Чебурашка

-  Ч:  Попав в большой и шумный город

Я растерялся, я пропал.

Не знаю сигналов светофора,

Под автомобиль чуть не попал!

Кругом машины и трамваи,

То вдруг автобус по пути.

Признаться честно, я не знаю,

Как проезжую часть мне перейти.

- Ш: Ты меня слушай, Дорогой Чебурашка

На дороге не опасно

И пугают нас напрасно

Можно прыгать и скакать

И с мячом в футбол играть

И запомни ты отчасти

При переходе проезжей части

Влево – вправо не смотри

Лучше побыстрей беги

Эй, водитель не зевай

Объезжай ведь не трамвай.

- Педагог: ребята как вы думаете, правильно учит Шапокляк Чебурашку.

Расскажите правила поведения на тротуаре

(дети рассказывают)

А правильно ли Ш. учит  Ч переходить проезжую часть

(дети рассказывают)

- Ч.  Ребята, вы мне помогите,

И, если можно, расскажите,

Дорогу как переходить,

Чтоб под автомобиль не угодить!

- Педагог:  давайте поможем Ч и расскажем ему, как стать настоящим и правильным пешеходом и пассажиром.

ПЕШЕХОД (читает ребенок)

Отгадайте, кто идет?
Ну конечно, пешеход!
Пешеходом станет каждый,
Кто пешком пойдет в поход.
Пешеходная дорожка
От машин его спасет,
Ведь ходить по той дорожке
Может только пешеход!
Я иду по тротуару,
Здесь машинам нет пути!
Ну а знаки мне расскажут,
Где дорогу перейти

1 блок

(читает ребенок)

Светофор нас в гости ждет.
Освещает переход.
Загорелся красный глаз:
Задержать он хочет нас.
Если красный — нет пути.
Красный сигнал — нельзя идти.
Желтый сигнал — такой же строгий:
Жди, нам нет пока дороги.
Ярко-желтый глаз горит:
Все движение стоит!
Наконец, зеленый глаз
Открывает путь для нас.
Полосатый переход
Пешеходов юных ждет!

Песня про светофор

Игра «Светофор» (с фитболами)

Авторская разработка Колосовой О.Н. – инструктора по физическому воспитанию.

Дети под музыку скачут на фитболах, с окончанием музыки выстраивают светофор с учетом размещения сигналов (зеленый, желтый, красный), затем меняются фитболами и игра повторяется.

Два  раза играют дети, один взрослые

2 блок

Пешеход должен хорошо ориентироваться на улицах города и уметь вовремя повернуть в нужную сторону. Для этого мы научим Ч определять направление пути.

Игра «Пройди путь»

Авторская разработка Ушаковой О.В. учителя – дефектолога (тифлопедагог)

На полу выкладываются дорожки с поворотами под прямым углом.

Ребенок стоит лицом к родителю, который с завязанными глазами стоит в начале дорожки. Ребенок должен с помощью команд «Вперед – стой- направо или налево- вперед – стой…) довести родителя до конца пути.

Игра «Зарисуй маршрут»

Авторская разработка Ушаковой О.В. учителя – дефектолога (тифлопедагог)

По залу расставлены стойки со знаками, ребенок схематически зарисовывает  на листе, закрепленном на постаменте, расположение стоек с помощью геометрических фигур, соответствующих форме знака. Затем Чебурашка выполняет движения, постепенно переходя от одного знака к другому, ребенок должен запомнить последовательность переходов и зарисовать путь Чебурашки на своем листе

Играем два – три раза  

3 блок

Дорожные знаки

Ритмопластика «Дорожный знак» (под песню «Дорожный знак» шоу группа Саманта)

Авторская разработка Колосовой О.Н. – инструктора по физическому воспитанию.

Игра вспомни и выложи из деталей знак

Авторская разработка Ушаковой О.В. учителя – дефектолога (тифлопедагог)

Дети из частей выкладывают форму, заданного знака, затем из деталей выкладывают на этой форме сам знак (три вида пешеходных переходов «подземный пешеходный переход», «наземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход»,  «пешеходная дорожка» и «движение пешеходов запрещено»)

Чтение детьми стихов про дорожные знаки

"Пешеходная дорожка"

Если вышел на прогулку,

И пройдя по переулку,

Знак увидел ты такой –

Пешеход! Знак это твой!

«ПЕШЕХОДНАЯ ДОРОЖКА» -

Для Наташки и Сережки,

Для Марины и для Светы –

Шагай смело, ешь конфеты!

Но бумажки не бросай,

Не шали – всех уважай!

Прохожим встречным дай проход!

Будь культурным, пешеход!

"Пешеходам движение запрещено".

Пешеход! Остановись!

И вперед не торопись!

Для тебя закрыт проход!

Будь грамотным - ты – пешеход!

Дорожный знак путь закрывает!

Движение пешеходам запрещает!

Подумай сам, что там случиться может?

Пусть этот знак тебе поможет.

«Пешеходный переход»:

Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!

Вот надземный переход:
Он похож на мостик.
По нему пройдут без страха
И малыш, и взрослый.

С тротуара вниз ведет
Под дорогу длинный вход.
Нет ни двери, ни ворот –
То Подземный переход

«Автобусная остановка»

В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.

4 блок

Сценка про автобус дети изображают случай в автобусе неправильного поведения ученика первого класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительно-пространственной ориентировка у детей с нарушениями зрения.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе...

Формирование навыков пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения

Данная работа представляет интерес в плане обселдования уровня развития активности и самостоятельности дошкольников в овладении пространством, что обеспечивает всокий уровень мобильности, контактности...

Развитие навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения через подвижные игры

Материал будет полезен педагогам групп коррекционной направленности для систематизации работы по данному направлению, как основа выступления на метод.объединениях, для защиты на категорию...

Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения с использованием занимательного математического материала».

Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения»Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зре...

Взаимодействие специалистов в процессе формирования навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена актуальной проблеме взаимосвязи специалистов дошкольного образовательного учреждения в обучении пространственному ориентированию детей с нарушением зрения.  Даная тема актуальна,...

Дидактическая игра как средство развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в старшей группе.

В статье кратко раскрыта необходимость и особенности использования дидактических игр в формировании пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения , перечислен...

Методическая разработка «Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»...