Эмоциональное развитие у детей старшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Акпарова Елена Валерьевна

Актуальность проблемы обусловлена потребностью общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в рамках общепринятых норм и правил.

Согласно федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС отмечена важность эмоционального развития у детей дошкольного возраста, а также развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема эмоционального развития является весьма значимой и изучаемой в психологической науке. В настоящее время не существует целостной концепции развития эмоциональной сферы личности.

Ряд психологов (К. Изард, X. Остер, П. Экман) считают, что эмоциональное развитие является врожденной и самой зрелой по сравнению с другими субсистемами личности. Это связано с функциональным значением этой системы, которая обслуживает большое число жизненно важных функций. Процесс возникновения и развития эмоций подчиняется биологическим закономерностям и развертывается по мере того, как эмоции приобретают адаптивную функцию в жизни ребенка и необходимые интеллектуальные предпосылки.

Другая точка зрения заключается в том, что эмоциональное развитие, как и все психические процессы, развивается. Л. С. Рубинштейн выделяет три уровня эмоционального развития.

Первый уровень — элементарные физические чувствования, связанные с органическими потребностями: удовольствием, неудовольствием и так далее. Эти эмоциональные реакции носят беспредметный характер.

 Следующий, более высокий, уровень, составляют предметные чувства, которые соответствуют предметному восприятию и предметному действию. Этот уровень характеризуется более высокой степенью осознанности.

И, наконец, третий уровень — это мировоззренческие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические, религиозные. Очевидно, что второй и третий уровни эмоциональной сферы — продукты воспитания, а не врожденные. С. Л Рубинштейн утверждал, что эмоциональное развитие человека проходит путь, аналогичный пути его интеллектуального развития.

Анализируя исследования по изучению эмоционального развития, мы акцентировали внимание на теории эмоционального развития, У. Макдаугл, который утверждал, что эмоциональное развитие тесно связано с ситуацией, в которой находится личность. Главная идея Макдаугла состоит в ограничении класса производных эмоций теми переживаниями, которые обобщенно можно назвать эмоциями успеха или неуспеха.

Согласно исследованиям П. М. Якобсона, предпосылкой эмоционального развития является его общественная природа, которая определяет характер поступков человека. Эмоциональное развитие ребенка идет в нескольких направлениях: 1) преодоление импульсивности поведения; 2) возникновение вместе с чувствами, которые носят ситуативный характер, чувств, имеющих характер более стойкий; 3) Усиление регулирующих моментов в переживании и выражении чувств в эмоциональной сфере ребенка, которое занимает существенное место; 4) социализация чувств.

В российской психологии переживание рассматривается в качестве одной из центральных категорий, характеризующих эмоциональное развитие личности. От переживания во многом зависит направленность развития личности.

Огромное внимание вопросу эмоционального развития личности обращает внимание в своих работах Л. Н. Рожина. Автор утверждает, что развитие эмоциональной сферы личности в любом возрасте ведет к личностному росту, более глубокому пониманию человеком себя и других людей, расширению эмоциональной коммуникации.

А. Е. Ольшанникова, отмечая, что развитие эмоционального мира личности является частью единого процесса психического развития детей, и опираясь на работы П. П. Блонского и Д. Б. Эль-конина, утверждает, что эмоциональное развитие осуществляется по следующим направлениям: 1) дифференциация эмоций (обогащение качественной палитры переживаний); 2) формирование способности контролировать и регулировать эмоции; 3) уменьшение с возрастом абсолютной частоты эмоциональных реакций (в связи с развитием мотивационно-потребностной сферы).

Эмоциональное развитие является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Рассматривая данное определение в психологической науке, мы выделили наиболее содержательные, на наш взгляд, трактовки данного термина.

Эмоциональное развитие - способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности; предполагает также умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями, эмоционально-психологическими состояниями.

Эмоциональное развитие - педагогически обусловленный процесс, сущностно связанный с личностным развитием детей, процессом их социализации, творческой самореализации, введения в мир культуры (культуры взаимоотношений, мировосприятия, самовыражения и др.).

Эмоциональное развитие личности понимается, постепенная дифференциация эмоций и чувств; вербализация — осознание своих чувств и чувств другого человека; расширение круга объектов и субъектов, вызывающих эмоциональный отклик; обогащение переживаний, формирование способности регулировать и контролировать чувства.

Согласно утверждению Л. П. Стрелковой, выделяется фазы эмоционального развития.

  1. Умение адекватно эмоционально реагировать на различные явления окружающего мира;
  2. Умение дифференцировать и адекватно интерпретировать экспрессивные выражения и эмоциональные состояния других.
  3. Многообразие способов эмоционального реагирования.
  4. Широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций.
  5. Интенсивность и глубина переживания.
  6. Уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане.
  7. Терминологическая оснащенность языка. 

Согласно исследованиям психолога В. К. Солондаева, эмоциональное развитие дошкольника заключается в следующем.

1. Расширяется спектр переживаний. Например новорожденный ребенок умеет во всех ситуациях только "кричать" или "молчать". При молчании он чаще спит, а при крике чаще бодрствует. А уже через четыре года жизни ребенок может задумчиво грустить и не плакать в ожидании мамы; может подраться, почувствовать раскаяние и помириться после ссоры из-за любимой игрушки; а свою любимую игрушку ребенок любит совсем не той любовью, которой любит маму. Потом наступает дружба, которая бывает только в юности и приходит любовь со всем многообразием положительных и отрицательных, быстрых и медленных эмоций. А переживания родителей, которые наблюдают взросление детей одновременно с уходом своей молодости настолько сложны, что их почти невозможно описать. Фраза "вырастешь - узнаешь" говорится о том опыте, который нельзя передать, а нужно пережить чтобы понять. Обычно это эмоциональный опыт.

2) Расширяется осознание переживаний. Маленькому ребенку хватает двух слов: "весело" и "грустно". А в юности для выражения своих чувств иногда настолько не хватает слов, что начинается художественное творчество - проще нарисовать, сыграть, станцевать, спеть, чем сказать. Взрослый эмоционально благополучный человек способен выдерживать жизнь во всем ее эмоциональном многообразии - горе, радость, страх, любовь, гордость, отвращение и др.

3) Расширяются возможности контроля поведения. Голодный новорожденный ребенок не пытается сдержать крик. Дошкольник может потерпеть несколько минут, если эмоция не слишком сильная. Подросток, которого сильно и несправедливо (невыносимо - по его мнению) обидели, сделав замечание, способен отложить "выяснение отношений" на несколько часов или даже дней. Взрослый профессионал за годы работы принимает такое количество критики (в том числе несправедливой) и совершает столько ошибок, что выдержать этот эмоциональный негатив "в чистом виде" было бы невозможно. Однако мы успешно учимся на своих болезненных ошибках, мы продолжаем профессиональную деятельность и нередко достигаем значительных успехов именно вопреки своим эмоциям.

Таким образом, можно сделать вывод. Проблема эмоционального развития является весьма значимой и изучаемой в отечественной и зарубежной психологической науке. Существует множество подходов, теорий и взглядов по изучению и исследованию данного вопроса. Эмоциональное развитие является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания. Эмоциональное развитие - способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности; предполагает также умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями, эмоционально-психологическими состояниями. Существуют несколько фаз эмоционального развития. Содержание эмоционального развития имеет свою специфику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие эмоциональности и выразительности детей старшего дошкольного возраста в музыкально-театрализованной деятельности"

Творчество и его развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие ...

Дидактические игры по речевому и социально- эмоциональному развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по речевому и социально- эмоциональному развитию  для детей старшего дошкольного возраста....

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот.

Данная презентация была подготовлена для Второго форума практикующих психологов Магаданской области  и являлась частью проводимого мною мастер-класса на данном мероприятии, проходившем с 28 по 29...

Развивающее занятие психолога (эмоциональное развитие) для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия: - закрепить знания детей об эмоциях (радость, печаль, гнев, страх, удивление) научить детей различать эмоции по схематичными изображениями; - научить понимать свои чувства и чувства ...

Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...

Конспект занятия по эмоциональному развитию для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание: развивать умение правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, пантомимики; снятие напряжения, развитие коммуникативных навыков.Обогащение и активизация словаря:...

Конспект НОД по эмоциональному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на остров плакс»

Цели:создание непринужденной психологической атмосферы, положительного эмоционального фона, настраивание детей на положительного восприятия друг друга;знакомство детей с эмоциональным состоянием груст...