Организация коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения
учебно-методический материал по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Хахова Людмила Николаевна

Взаимодействие специалистов в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,
ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Хахова Л.Н.

МБДОУ детский сад «Дюймовочка»,  г. Тамбов, lkhakhova@yandex.ru

Коррекциооно - развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой целостную систему, которая включает в себя взаимодействие специалистов ДОУ. Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь детей музыкально – терапевтических произведений. На занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса. Музыкально – ритмические занятия имеют широкие возможности для развития слухо – двигательных связей, поскольку в их содержании используются не только словесная, но и значимая для возраста эмоциональная регуляция движений и действий, обеспечиваемая музыкальным сопровождением. Задаваемый музыкой ритм и темп, а также эмоциональная включенность ребенка позволяют на первых порах достичь общей корректности движений, автоматизировать их, а затем добиваться осознанности кинестического и кинестетического контроля.

Задачи в работе музыкального руководителя:

1. Приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства, формировать единство эстетических чувств, навыков исполнительской деятельности.

2. Формировать интерес к музыкальному искусству, обеспечивать музыкально-эмоциональное развитие, отзывчивость на музыку — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления до более выраженных и разнообразных эмоциональных реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и речевыми проявлениями.

3. Обеспечивать информационно-познавательные потребности детей в музыкальном искусстве, через участие в художественно-музыкальной деятельности. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности, тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух, содействовать первоначальному проявлению музыкального вкуса, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыке.

4.        Активизировать потенциальные возможности детей, обеспечить развитие эмоционально-художественных, нравственно-эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ личности средствами музыкального искусства и движений.

5.        Формировать предпосылки и элементарные музыкально-творческие проявления, способности выражения своего Я во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

6.        Осуществлять средствами музыки профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах, создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.

7.  Учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

8. Применять дифференцированный подход к каждому ребенку в связи с организацией коррекционно-педагогического процесса.

9. Использовать специальные методы и приемы музыкального обучения и воспитания, направленные на коррекцию и компенсацию нарушений в развитии ребенка.

Логоритмика – как одно из средств воздействия,   в комплексе методик, опирающаяся на связь слова,  музыки и движения.

Цель  логоритмического воздействия – преодоление речевого нарушения  путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация и социализация ребенка.  Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия между ребенком и окружающим миром.

 Специальные методы логоритмики:   подвижные игры, двигательные ритмы, выполнение движений по речевой инструкции, а так же необходимое развивающее начало,  так как речевое расстройство появляется и развивается у формирующейся личности.

   Логопедическая   ритмика состоит  из   системы   разнообразных упражнений и игр с движениями под музыку или в сочетании с речью детей. Такие упражнения и игры способствуют развитию общей   и   речевой   моторики,   развивают   координацию   движений, умение управлять собой,  включаться  в деятельность  по  сигналу, воспитывают чувство ритма. Они призваны также снимать общую скованность,  напряжение.  Большое внимание при этом уделяется развитию внимания у детей.

   Воздействие окружающих на личность  ребенка, на его взаимоотношения со средой и на его эмоционально-волевую сферу осуществляется на протяжении всего периода коррекционно-воспитательной работы. Педагоги, воспитатели, родители должны воспитывать у ребенка уверенность в себе, сознание своей полноценности, здоровый взгляд на дефект речи, желание избавиться от него; постоянно поддерживать сознание успеха на каждом этапе занятий и убеждение, что, в конце концов, успех будет полным.

  Основная форма логоритмики и ритмики – групповая. Телесные движения как язык коммуникации наиболее полно раскрывают представления о себе и о других. Положительный образ собственного тела способствует самопринятию ребенка. Танцевальные движения, все виды общеразвивающих упражнений в группе дают уникальную возможность безопасной и эффективной обратной связи, что способствует самопринятию, а также принятию другими детьми. Таким образом, использование логоритмики в процессе организации коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии (нарушения речи) является продуктивным средством позволяющим  преодолевать трудности в развитии дошкольников.

Литература:

  1. Ветлугина Н. А.  Музыкальное развитие ребенка. М., 1972 г.
  2. Воронкова А. Е.  Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет.    Методическое пособие. ТЦ «Сфера». М., 2006 г.
  3. Лапшина А.Е. Логоритмика: диагностика, коррекционно – развивающие аспекты. Методические рекомендации. Красноярск, 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

         Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

         Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...

Нетрадиционные методы и приёмы в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Нетрадиционные методы и приёмы в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения....

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»...

Организация коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

консультация для воспитателей логопедич. групп...