"Осеннее путешествие".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Чайка Татьяна Викторовна

Цель: Закреплять у детей обобщающие понятия «Осень», «Деревья», «Овощи», «Перелетные птицы», «Дикие животные». Создание игровой ситуации в развитии связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Уточнение и расширение предметного и глагольного словаря по теме;

- Развитие фонематического слуха;

- Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи уменьш. -ласкательных суффиксов, образование однокоренных слов, совершенствование слоговой структуры слова, закрепление простых и сложных предлогов, употребление сложноподчиненных предложений, развитие связной речи) .

Коррекционно-развивающие задачи:

-Развитие длительного плавного выдоха;

- Развитие зрительного внимания;

- Развитие координации речи с движениями;

- Развитие артикуляционной моторики, тонкой и общей моторики;

- Развитие восприятия и творческого воображения;

- Развитие эмпатии, рефлексия своей деятельности.

Воспитательные задачи: воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, взаимопомощи.

Оборудование: В. Косма музыка из кинофильма «Игрушка», танцевальная мелодия Летка-Енка, музыка «Дождик», металафоны, крышки, ниткопись, картинки времен года, разукраски с осенними пейзажами.

1. Дети читают стихи об осени. На экране картины разных периодов осени.

Ирина Аржанникова

ПРЕКРАСНАЯ ОСЕНЬ

И вправду осень так прекрасна!

И хризантемы в рост пошли.

Сияют солнышком небесным

Позолотевшие кусты.

Поют и радуются птицы,

Ловя последний теплый луч.

И вот к ногам твоим ложится

Кусочек радуги из туч.

З. Федоровская

ОСЕНЬ

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

-Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

2. Д/у «Лесное эхо»

Давайте расскажем об осени лесным эхом.

Эхо лесное спросить хочу.

Ау, ау, ау.

Куда это листья пропали?

Опали, опали, опали.

Птички - певички давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели.

Белки и зайцы про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем.

Так что же твориться в лесу, спросим?

Осень, осень, осень.

Работа с планшетом. Из разнообразия картинок всех времен года дети выбирают только осенние пейзажи. И расказывают об осени. Какая она бывает?

Если осенью идет дождь, то она – дождливая.

Если дует ветер – ветренная.

Если осенью тепло – теплая. Если сентябрь – ранняя .

Если сыро – сырая. Если ноябрь – поздняя .

Если пасмурно – пасмурная.

Логопед: Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки – снежинки, звенят по ветру обледенелые ветки деревьев. Серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.

3. Развитие плавного длительного выдоха.

Логопед: — Сегодня я к вам пришла с осенними листочками. (К верёвочкам прикреплены из цветной бумаги листочки)

- Наденьте их на пальчик и поймайте на ладошку листочек. Поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте её от лица. Подуйте на листочек, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох носом, выдох ртом, вытянув губы вперёд трубочкой. Подуйте на листок.

-Подул лёгкий ветерок (поддувание длинной, лёгкой воздушной струёй) ;

- Подул сильный ветерок (поддувание длинной, более сильной воздушной струёй) ;

–Молодцы.

4. Упражнение «Разноцветные листочки»

Логопед: — Какого цвета становятся листья на деревьях осенью?

-Как можно, одним словом сказать про цвет листьев? Какие они?

Дети: красивые, разные. Разноцветные.

Логопед: Давайте хором повторим РАЗНОЦВЕТНЫЕ.

- Почему меняется цвет листьев осенью?

- Посмотрите на полотно. Что вы здесь видите? (осенний лес)

(На наборном полотне изображение деревьев. Кружки для нужного листочка, а на столе листочки с данных деревьев. Картинки снабжены «липучками», так же и кружки, нарисованные около деревьев)

Логопед: — Осенний ветер принёс нам листья с деревьев. Отгадайте, с какого дерева упал каждый листочек. Закрепите его рядом с этим деревом в кружке и назовите, какой это листок.

Ребёнок: — этот листочек упал с клёна. Это кленовый лист.

Ребёнок: — этот листочек упал с рябины. Это рябиновый лист. и тд.

Логопед: — С какого же дерева упал последний листок? (с каштана)

-Мы назовём его лист каштана. Каштановый лист не принято говорить.

Игра «Запомни и повтори цепочки слогов» (Цепочки произносятся с ударением на разный слог) Запомните и произнесите песенку листьев:

ша-шо-шу; ши-шу-ша; ши-ша-шу .

Я вам прочитаю стихотворение, вы запомните и назовите слова со звуком «Ш». В тишине лесной глуши

Шепот к Шороху спешит.

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит. (А. Суслов)

Игра «Где звук? » Работа на определение места звука «Ш» в этих словах. (Детям с низким уровнем развития - по звуковым полоскам, с высоким уровнем – без зрительной опоры)

Игра «Узнай по контуру» Мы будем смотреть на тучки и угадывать, на что они похожи. (о с е н ь) Что такое буква, а что такое звук? Нарисуйте в воздухе эти буквы пальцем.

Назовите звуки, которые они обозначают.

5. Физкультминутка «Осенние листья»

Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на цыпочках, руки стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо, влево.)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

6. Логопед: Ребята, осень богата не только яркими красками листьев, осенью собирают урожай овощей и фруктов.

Сценка «ОГОРОД»

Осень:

Прогуляюсь в огород,

Посмотрю, что там растет.

Все ли овощи дозрели.

Все ли овощи поспели?

Под веселую музыку выбегают, дети в костюмах овощей, и садятся спиной к зрителям.

Сценка «Огород».

Осень

В огороде у меня урожай не плох.

Посадила я морковку, и капусту, и горох.

Помидоры поспевают, огурцы растут,

И картошка подрастает, зеленеет лук.

Солнышко греет, дождик поливает,

Овощи на грядках быстро поспевают!

Осень берет лейку, поливает овощи. Овощи вырастают (дети поворачиваются лицом к зрителям) .

Морковь:

Я морковка всем на диво:

И румяна и красива.

Я – морковка гладкая,

Рыженькая, сладкая.

Капуста:

А я, сочная капуста,

Витаминами горжусь.

В голубцы, борщи, салаты

Я, конечно, пригожусь.

Ах, какие вкусные

Щи мои капустные!

Горошек :

Я зелененький мальчишка!

Я веселый хвастунишка!

Если только захочу,

Всех горошком угощу.

Помидор:

Очень важный я синьор,

Спелый, сладкий помидор.

Красный, сочный я и гладкий.

Угощаю всех, ребятки,

Кто мой сок томатный пьет,

Не болеет целый год.

Огурец:

Свеженький я и хрустящий.

Я – огурчик настоящий.

Был на грядке я зеленым,

Стану в банке я соленым.

Картошка:

Я, картошка, так скромна,

Слова не сказала.

Но картошка всем нужна:

И большим, и малым.

Овощи.

Все мы с огородной грядки,

Нас запомните, ребятки.

Витаминами богаты.

И нужны мы вам ребята.

Педагог: Вот какой огород. Все, что хочешь, в нем растет!

Игра «Волшебные шнурочки»

Педагог открывает мешочек и раздает детям разноцветные шнурки.

Педагог: Ребята, это волшебные шнурки, а вы – маленькие волшебники. Превратите шнурочки в свои любимые фрукты.

7. Игра «Узор дождя»

Педагог: Кто всю ночь по крыше

Бьет да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает?

Крупно, дробно зачастило,

И всю землю намочило.

(Ответы детей: дождь)

Педагог: Правильно ребята. Это дождик. Дождик нарисовал на окне узор. Давайте его оживим и озвучим.

Дети изображают ритмический рисунок.

Педагог: У вас получился настоящий осенний дождь.

Шляпка большая

На ноге сидит,

В дождик вырастает,

Хоть совсем не гриб.

Я его беру с собой,

Не нужна мне шляпа,

Разверну над головой,

Если дождь закапал. (Зонтик)

Слышен шум дождя. Дети разбирают зонтики.

9. Танец с зонтиками.

11. Логопед: Скоро белые метели

Снег поднимут от земли

Улетают, улетели

Улетели журавли.

Дети, а теперь представьте, что каждый из вас превратился в перелетную птицу. Пусть каждый из вас скажет свое название. Ответы детей.

12. Пальчиковая гимнастика «Птички»

Эта птичка – соловей, (Дети загибают по одному

Эта птичка – воробей, пальчику на обеих руках.)

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.) Птички, птички, по домам! (Машут обеими руками как крыльями.)

13. Логопед. Ударят скоро морозы и теплые дома покинуть не захочется. Ребята, а как же братья наши меньшие – дикие животные подготовились к зиме? Есть ли у них теплый, уютный дом?

Дети

1-ый ребенок

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

2-ой ребенок

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

3-ий ребенок

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

4-ый ребенок

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

5-ый ребенок

Спит в берлоге косолапый

До весны сосет там лапу.

6-ой ребенок

Есть у каждого свой дом

Всем тепло, уютно в нем.

15. Релаксация.

В благодарность за работу осень дарит вам раскраски, которые дома вы можете оживить с помощью цветных карандашей вместе с родителями.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Осеннее путешествие19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы ОНР «Осеннее путешествие»

Цель: Закреплять у детей обобщающие понятия «Осень», «Деревья», «Овощи», «Перелетные птицы», «Дикие животные». Создание игровой ситуации в развитии связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Уточнение и расширение предметного и глагольного словаря по теме;

- Развитие фонематического слуха;

- Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи уменьш. -ласкательных суффиксов, образование однокоренных слов, совершенствование слоговой структуры слова, закрепление простых и сложных предлогов, употребление сложноподчиненных предложений, развитие связной речи) .

Коррекционно-развивающие задачи:

-Развитие длительного плавного выдоха;

- Развитие зрительного внимания;

- Развитие координации речи с движениями;

- Развитие артикуляционной моторики, тонкой и общей моторики;

- Развитие восприятия и творческого воображения;

- Развитие эмпатии, рефлексия своей деятельности.

Воспитательные задачи: воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, взаимопомощи.

Оборудование: В. Косма музыка из кинофильма «Игрушка», танцевальная мелодия Летка-Енка, музыка «Дождик», металафоны, крышки, ниткопись, картинки времен года, разукраски с осенними пейзажами.

1. Дети читают стихи об осени. На экране картины разных периодов осени.

Ирина Аржанникова

ПРЕКРАСНАЯ ОСЕНЬ

И вправду осень так прекрасна!

И хризантемы в рост пошли.

Сияют солнышком небесным

Позолотевшие кусты.

Поют и радуются птицы,

Ловя последний теплый луч.

И вот к ногам твоим ложится

Кусочек радуги из туч.

З. Федоровская

ОСЕНЬ

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

-Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

2. Д/у «Лесное эхо»

Давайте расскажем об осени лесным эхом.

Эхо лесное спросить хочу.

Ау, ау, ау.

Куда это листья пропали?

Опали, опали, опали.

Птички - певички давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели.

Белки и зайцы про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем.

Так что же твориться в лесу, спросим?

Осень, осень, осень.

Работа с планшетом. Из разнообразия картинок всех времен года дети выбирают только осенние пейзажи. И расказывают об осени. Какая она бывает?

Если осенью идет дождь, то она – дождливая.

Если дует ветер – ветренная.

Если осенью тепло – теплая. Если сентябрь – ранняя .

Если сыро – сырая. Если ноябрь – поздняя .

Если пасмурно – пасмурная.

Логопед: Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки – снежинки, звенят по ветру обледенелые ветки деревьев. Серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.

3. Развитие плавного длительного выдоха.

Логопед: — Сегодня я к вам пришла с осенними листочками. (К верёвочкам прикреплены из цветной бумаги листочки)

- Наденьте их на пальчик и поймайте на ладошку листочек. Поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте её от лица. Подуйте на листочек, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох носом, выдох ртом, вытянув губы вперёд трубочкой. Подуйте на листок.

-Подул лёгкий ветерок (поддувание длинной, лёгкой воздушной струёй) ;

- Подул сильный ветерок (поддувание длинной, более сильной воздушной струёй) ;

–Молодцы.

4. Упражнение «Разноцветные листочки»

Логопед: — Какого цвета становятся листья на деревьях осенью?

-Как можно, одним словом сказать про цвет листьев? Какие они?

Дети: красивые, разные. Разноцветные.

Логопед: Давайте хором повторим РАЗНОЦВЕТНЫЕ.

- Почему меняется цвет листьев осенью?

- Посмотрите на полотно. Что вы здесь видите? (осенний лес)

(На наборном полотне изображение деревьев. Кружки для нужного листочка, а на столе листочки с данных деревьев. Картинки снабжены «липучками», так же и кружки, нарисованные около деревьев)

Логопед: — Осенний ветер принёс нам листья с деревьев. Отгадайте, с какого дерева упал каждый листочек. Закрепите его рядом с этим деревом в кружке и назовите, какой это листок.

Ребёнок: — этот листочек упал с клёна. Это кленовый лист.

Ребёнок: — этот листочек упал с рябины. Это рябиновый лист. и тд.

Логопед: — С какого же дерева упал последний листок? (с каштана)

-Мы назовём его лист каштана. Каштановый лист не принято говорить.

Игра «Запомни и повтори цепочки слогов» (Цепочки произносятся с ударением на разный слог) Запомните и произнесите песенку листьев:

ша-шо-шу; ши-шу-ша; ши-ша-шу .

Я вам прочитаю стихотворение, вы запомните и назовите слова со звуком «Ш». В тишине лесной глуши

Шепот к Шороху спешит.

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит. (А. Суслов)

Игра «Где звук? » Работа на определение места звука «Ш» в этих словах. (Детям с низким уровнем развития - по звуковым полоскам, с высоким уровнем – без зрительной опоры)

Игра «Узнай по контуру» Мы будем смотреть на тучки и угадывать, на что они похожи. (о с е н ь) Что такое буква, а что такое звук? Нарисуйте в воздухе эти буквы пальцем.

Назовите звуки, которые они обозначают.

5. Физкультминутка «Осенние листья»

Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на цыпочках, руки стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо, влево.)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

6. Логопед: Ребята, осень богата не только яркими красками листьев, осенью собирают урожай овощей и фруктов.

Сценка «ОГОРОД»

Осень:

Прогуляюсь в огород,

Посмотрю, что там растет.

Все ли овощи дозрели.

Все ли овощи поспели?

Под веселую музыку выбегают, дети в костюмах овощей, и садятся спиной к зрителям.

Сценка «Огород».

Осень

В огороде у меня урожай не плох.

Посадила я морковку, и капусту, и горох.

Помидоры поспевают, огурцы растут,

И картошка подрастает, зеленеет лук.

Солнышко греет, дождик поливает,

Овощи на грядках быстро поспевают!

Осень берет лейку, поливает овощи. Овощи вырастают (дети поворачиваются лицом к зрителям) .

Морковь:

Я морковка всем на диво:

И румяна и красива.

Я – морковка гладкая,

Рыженькая, сладкая.

Капуста:

А я, сочная капуста,

Витаминами горжусь.

В голубцы, борщи, салаты

Я, конечно, пригожусь.

Ах, какие вкусные

Щи мои капустные!

Горошек :

Я зелененький мальчишка!

Я веселый хвастунишка!

Если только захочу,

Всех горошком угощу.

Помидор:

Очень важный я синьор,

Спелый, сладкий помидор.

Красный, сочный я и гладкий.

Угощаю всех, ребятки,

Кто мой сок томатный пьет,

Не болеет целый год.

Огурец:

Свеженький я и хрустящий.

Я – огурчик настоящий.

Был на грядке я зеленым,

Стану в банке я соленым.

Картошка:

Я, картошка, так скромна,

Слова не сказала.

Но картошка всем нужна:

И большим, и малым.

Овощи.

Все мы с огородной грядки,

Нас запомните, ребятки.

Витаминами богаты.

И нужны мы вам ребята.

Педагог: Вот какой огород. Все, что хочешь, в нем растет!

Игра «Волшебные шнурочки»

Педагог открывает мешочек и раздает детям разноцветные шнурки.

Педагог: Ребята, это волшебные шнурки, а вы – маленькие волшебники. Превратите шнурочки в свои любимые фрукты.

7. Игра «Узор дождя»

Педагог: Кто всю ночь по крыше

Бьет да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает?

Крупно, дробно зачастило,

И всю землю намочило.

(Ответы детей: дождь)

Педагог: Правильно ребята. Это дождик. Дождик нарисовал на окне узор. Давайте его оживим и озвучим.

Дети изображают ритмический рисунок.

Педагог: У вас получился настоящий осенний дождь.

Шляпка большая

На ноге сидит,

В дождик вырастает,

Хоть совсем не гриб.

Я его беру с собой,

Не нужна мне шляпа,

Разверну над головой,

Если дождь закапал. (Зонтик)

Слышен шум дождя. Дети разбирают зонтики.

9. Танец с зонтиками.

11. Логопед: Скоро белые метели

Снег поднимут от земли

Улетают, улетели

Улетели журавли.

Дети, а теперь представьте, что каждый из вас превратился в перелетную птицу. Пусть каждый из вас скажет свое название. Ответы детей.

12. Пальчиковая гимнастика «Птички»

Эта птичка – соловей, (Дети загибают по одному

Эта птичка – воробей, пальчику на обеих руках.)

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.) Птички, птички, по домам! (Машут обеими руками как крыльями.)

13. Логопед. Ударят скоро морозы и теплые дома покинуть не захочется. Ребята, а как же братья наши меньшие – дикие животные подготовились к зиме? Есть ли у них теплый, уютный дом?

Дети

1-ый ребенок

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

2-ой ребенок

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

3-ий ребенок

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

4-ый ребенок

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

5-ый ребенок

Спит в берлоге косолапый

До весны сосет там лапу.

6-ой ребенок

Есть у каждого свой дом

Всем тепло, уютно в нем.

15. Релаксация.

В благодарность за работу осень дарит вам раскраски, которые дома вы можете оживить с помощью цветных карандашей вместе с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения открытого итогового педагогического мероприятия «Осеннее путешествие» 2 младшая группа с презентацией "Осень"

Образовательная область.    Задачи.Коммуникация.    Формировать правильное звукопроизношение, стимулировать речевую активность.Социализация.    Продолжать учить детей про...

Сценарий осеннего праздника для детей средне группы "Осеннее путешествие"

Предлагаемый материал предназначен для детей среднго возраста. Построен в форме путешествия к разным героям. Ведущая и Осень - взрослые  Роли Ёжика, Мышки, Белочки выступают дети. Дети средней гр...

Сценарий осеннего праздника "Осеннее путешествие"

осенний утренник для детей старшего дошкольного возраста...

Осенний праздник для детей 2 младшей группы "Осеннее путешествие в осенний лес"

Сценарий раскрывает встречу детей с Осенью. В доступной форме дети знакомятся с осенним временем  года. В прцессе праздника дети просматривают кукольный спектакль. Цель праздника: воспитывать ком...

Сценарий «Осеннее Путешествие»- с участием Лесовичка и Осени для детей с ОВЗ

На                На сцене лес, под деревьями 6 зверей-игрушек :собака, ёж, заяц, белка, птичка, медведь. Дети  под музыку с осенними ветками ...