Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 3-5л с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Забабурина Юлия Владимировна

        Психокоррекционная программа по формированию психических процессов

у детей 3-5л с ЗПР

Пояснительная записка

Дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно в этот период формируются те качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития, а также служат базисом для его дальнейшего развития и школьного обучения.

К сожалению, в настоящее время у многих детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в здоровье, психомоторном и психическом развитии. Наиболее частым проявлением этого является задержка психического развития (ЗПР). Подобные нарушения характеризуются отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением у ребенка знаний и представлений об окружающем мире. В ряде исследований (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, Е.А. Екжанова и др.), посвященных изучению особенностей развития детей с ЗПР (особенно церебрально-органического генеза), отмечаются специфические особенности развития, которые затрудняют формирование психических процессов. Среди таких особенностей можно выделить:

 - специфические особенности гностических процессов (замедление приема и переработки сенсорной информации) и нарушение зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве;

 - специфические особенности психомоторного развития (импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость и истощаемость);

 - нарушение сенсорного восприятия и координации в пространстве затрудняет узнавание предметов и соединение отдельных частей предмета в единое целое, отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ;

 - отставание в моторном развитии из-за нарушений мышечного тонуса, несформированности техники движений, нарушения регуляции произвольных движений;

 - снижение объема кратковременной и долговременной памяти, зрительного и слухового внимания, моторной памяти;

 - специфические особенности  произвольной сферы (трудности сосредоточения, переключения внимания, удержания задания, работы по образцу и инструкции);

 - снижение мотивации деятельности.

Именно поэтому работа по формированию психических процессов является одной из важнейших задач коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР, так как психические процессы являются важной составляющей при знакомстве ребенка с окружающим его миром. Именно поэтому и была разработана данная психокоррекционная программа по формированию высших психических функций. При формировании ВПФ по данной программе была поставлена следующая цель и решались следующие задачи.

Цель: Развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

Задачи:

1.     Развитие сенсорного, слухового, моторно-двигательного внимания.

2.     Развитие осязательного и зрительного восприятия.

3.     Развитие зрительной, слуховой и моторной памяти.

4.     Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

5.     Развитие воображения и повышение познавательного интереса.

6.     Развитие мелкой моторики;

7.     Развитие зрительно-двигательной координации;

8.     Формирование оптико-пространственного восприятия.

Форма работы: индивидуальная.

При составлении данной психокоррекционной программы учитывались следующие принципы:

1)Принцип единства диагностики и коррекции.

2)Принцип коррекции «снизу – вверх».

3)Принцип системности развития психической деятельности.

4)Деятельностный принцип коррекции.

Данная психокоррекционнаяч программа проводится в три этапа:

-подготовительный,

-основной,

-заключительный.

На подготовительном этапе решаются следующие задачи:

-изучить теоретическую литературу по проблеме.

- подобрать методики для проведения изучения психических процессов у детей с ЗПР.

-изучить уровень развития психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

-разработать систему коррекционно-педагогической работы по формированию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

На основном этапе  апробируется система коррекционно-педагогической работы по формированию психических процессов у детей 3-5л с ЗПР. И решаются следующие задачи:

1.     Развитие сенсорного, слухового, моторно-двигательного внимания.

2.     Развитие осязательного и зрительного восприятия.

3.     Развитие зрительной, слуховой и моторной памяти.

4.     Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

5.     Развитие воображения и повышение познавательного интереса.

6.     Развитие мелкой моторики;

7.     Развитие зрительно-двигательной координации;

8.     Формирование оптико-пространственного восприятия.

На заключительном этапе  проводится повторное диагностическое обследование с целью выявить уровень сформированности психических процессов у детей 3-5л с ЗПР.

Психокоррекционная программа по формированию психических процессов состоит из трех блоков:

1)     Специально организованные коррекционные занятия по развитию психических процессов.

2)     Комплекс дидактических игр и упражнений по формированию психических процессов, используемых воспитателями на общеразвивающих занятиях и в свободной деятельности.

В первый блок вошел комплекс занятий (32 занятия), включающий в себя игры и упражнения на формирование психических процессов. Занятия проводились один раз в неделю. Продолжительность одного занятия от 15 до 20 минут. Форма работы: индивидуальная. Все игры и упражнения подобраны так, чтобы формировать у детей психические процессы. Занятия проводились в первой половине дня в 900. Каждое занятие состоит из вводной части, основной и заключительной части. При проведении занятий учитывались возрастные и индивидуальные возможности детей, рекомендации к организации рабочего места Л.А.Григорян и Б.К.Тупоногова: мебель была подобрана по росту и размерам детей; общая освещенность рабочего места составляла 1000 Лк.

В связи с тем, что у наших детей среди сопутствующих диагнозов наблюдаются нарушения зрения (гиперметропический астигматизм, ангиопатия сетчатки и др.), то при подборе графических заданий учитывались следующие требования к проведению занятий:

-допустимая продолжительность непрерывной зрительной нагрузки при проведении занятия должна составлять не более 10 минут.

-при организации занятия необходима частая смена видов деятельности.

-иллюстрационный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму.

-после проведения занятий необходимо провести зрительную гимнастику.

 

Месяц

№ занятия

№ игры, упражнения

Структура занятия

Цель

Оборудование

Октябрь

1

1

Игра «Шарики»

Учить дифференцировать основные цвета спектра, учить осуществлять выбор этих цветов непосредственно по образцу и по памяти, учить осуществлять выбор по цвету, отвлекаясь от других свойств предмета, развивать внимание, память, мышление, восприятие.

Демонстрационный набор шаров разного цвета и наборы шаров для каждого ребенка.

2

Игра «Почтовый ящик»

Учить различать форму на ощупь, соотносить плоскостную и объемную формы; учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб, развивать восприятие, внимание, память.

Почтовый ящик – коробка с различным количеством прорезей различной конфигурации (круг, квадрат и т.п.), объемные фигурки, которые проталкиваются в отверстие.

3

Игра «Домик для зайки»

Учить классифицировать предметы по форме и цвету, развивать внимание, восприятие, память.

Домики для зверей, двери к домикам разной формы и цвета.

 

2

1

Игра «Шарики» (услож. вариант)

Продолжать учить дифференцировать основные цвета спектра, учить осуществлять выбор этих цветов непосредственно по образцу и по памяти, учить осуществлять выбор по цвету, отвлекаясь от других свойств предмета, развивать восприятие, внимание, память.

Демонстрационный набор шаров разного цвета и набор шаров для каждого ребенка.

2

Игра «Дай такой»

Учить выбирать форму по образцу, отвлекаясь от других признаков, развивать восприятие, внимание, память.

Набор конструктора.

3

Игра «Флажки»

Продолжать учить классифицировать основные цвета спектра, выделять цвет (по образцу и по памяти), отвлекаясь от других свойств предмета и с учетом этих свойств, развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Набор флажков для каждого ребенка.

3

1

Игра «Пирамиды»

Учить осуществлять выбор цвета, совершенствовать внимание, развивать зрительное восприятие, память.

Пирамидки с колечками одинакового цвета, карточки с накладными колечками, коробка или корзинка.

2

Игра «Волшебные фломастеры»

Развивать восприятие, внимание, правильное дыхание.

Набор воздушных фломастеров, чистый лист.

3

Игра «Длинное-короткое»

Формировать восприятие различных качеств величины, в данном случае длины, совершенствование навыков сравнения путем наложения.

Разные по длине капроновые и атласные ленты разных цветов, картонные полоски, игрушки.

4

1

Игра «Гномики»

Развитие зрительного и цветового восприятия, внимания, памяти, мелкой моторики пальцев рук.

Карточки с рисунком, фломастеры или цветные карандаши.

2

Лото «Цвет и форма»

Закрепить знания о геометрических формах, формах предметов и основных цветах спектра, развивать внимание, восприятие, память, мышление и воображение.

Карточки с геометрическими фигурами, картинки.

 

 

3

Игра «Широкое-узкое»

Формирование представления о таком свойстве величины, как ширина, совершенствование приема сравнения предметов, развитие внимания, памяти.

Широкие и узкие ленты, игрушки, картонные полоски.

Ноябрь

1

1

Игра «Что желтое, зеленое, синее, красное?»

Учить различать основные цвета спектра, распределять картинки по соответствующим группам, опираясь на признаки цвета, развивать внимание, память, мышление.

Картинки с изображением различных предметов, имеющих ярко выраженный цвет размером 10x10, карточки цветов 10x4.

2

Игра «Поиграй-ка»

Учить выделять различную форму, соотносить цвета, развивать внимание, восприятие, память.

Картонные карты, полностью окрашенные в различные цвета, имеющие посередине изображения животных, которых нужно закрыть квадратиком соответствующего цвета; карты, имеющие изображения животных на фоне различных геометрических фигур, которые необходимо накрыть соответствующей геометрической формой.

3

Игра «Высокое-низкое»

Формировать восприятие такого качества величины, как высота, совершенствовать навыки сравнения, развивать внимание, память.

Картонные домики.

2

1

Игра «Цветные картинки»

Учить подбирать к предметам заместители по цвету, развивать восприятие, внимание, память.

Десять карточек, разделенных пополам и окрашенных в два цвета, десять цветных картинок.

 

 

2

Игра «Собери бусы»

Закрепить названия цветов, геометрических фигур, развивать зрительное восприятие формы, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Набор бус, карты с рисунком, фломастеры или цветные карандаши.

3

Игра «Шарик и кубик»

Учить воспринимать пространственные отношения по горизонтали (справа-слева), развивать внимание, восприятие, память.

Шарик и кубик, демонстрационные карточки с изображением геометрических фигур.

3

1

Игра «Комната»

Учить понимать план-схему, закреплять ориентировку в пространстве помещений, развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Мебель (игрушки), план-схема, комната (коробка с обозначенными окнами и дверью).

2

Игра «Кукла Маша купила мебель»

Продолжать учить ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана, развивать зрительное восприятие, внимание, память и мышление.

Макет кукольной комнаты (большая коробка с вырезанными окнами и дверью), кукольная мебель, вырезанные из картона геометрические фигуры, соответствующие по форме и величине предметам кукольной мебели, лист бумаги, обозначающий кукольную комнату, где в соответствующих местах отмечены окна и двери.

3

Игра «Волшебные фломастеры»

Развивать зрительное восприятие, правильное дыхание, внимание.

Набор воздушных фломастеров, лист бумаги.

4

1

Игра «Что там? Кто там?»

Учить воспринимать пространственные отношения по вертикали (вверху-внизу), по горизонтали (справа-слева), развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Предметы или игрушки, лист бумаги с изображенными на нием предметами или игрушками.

 

 

2

Лабиринт «Как пройти к зайке?»

Учить ориентироваться в пространстве по схеме, развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

Лист бумаги с изображением леса и разветвленных дорожек с ориентирами, простой карандаш.

3

Игра «Что внизу? Что наверху?»

Продолжать учить ориентироваться в пространстве листа бумаги, развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Листы бумаги с картинками, маленькие карточки с картинками.

Декабрь

1

1

Игра «Аквариум»

Закрепить количественный счет, знание основных цветов, развивать зрительное восприятие, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.

Карточки с аквариумом, фломастеры или цветные карандаши.

2

Лабиринт

Развивать зрительное восприятие, логическое мышление и внимание.

Карточка с лабиринтом, карандаш.

3

Игра «Узнай по контуру»

Учить узнавать предметы по контурному изображению, развивать внимание, память.

Наборы парных картинок (предметное и контурное изображение).

2

1

Игра «Треугольная мозаика»

Продолжать развивать зрительное восприятие цвета, умение ориентироваться на листе бумаги, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.

Карточки с треугольной мозаикой, картонные аналоги разных цветов.

2

Игра «Найди половинку»

Учить узнавать предметы по одному из его изображений, развивать внимание, память, мышление.

Наборы парных изображений предметов.

3

Игра «Запомни и найди»

Учить узнавать одинаковые изображения, запоминать их и соотносить мысленно; закреплять названия предметов, развивать внимание, память.

Лото или парные картинки.

3

1

Игра «Что изменилось?»

Учить запоминать предметы и их изображения, расположение предметов, картинок в пространстве, развивать внимание, память, мышление.

Различные игрушки, предметы, картинки по темам, ширма, салфетка.

 

 

2

Игра «Подбери слово»

Закрепить названия знакомых предметов, развивать зрительное внимание, зрительную и словесную память.

Карточки с изображением различных предметов и их названиями, разделенные пополам ломаной линией.

3

Игра «Обведи фигуры, не отрывая карандаш от бумаги»

Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.

Рисунки, простой карандаш.

4

Игра «Найди закономерность»

Развивать внимание, зрительную память, мышление, мелкую моторику.

Рисунки, цветные карандаши.

4

1

Игра «Чудесный мешочек»

Развивать слуховое внимание, память, осязательное восприятие.

Мешочек, игрушки.

2

Игра «Найди и перечисли все предметы»

Развивать зрительное внимание, память, мышление.

Рисунок с наложенными друг на друга предметами.

3

Игра «Найди такой же самолет»

Развивать внимание, память, мышление.

Рисунок, цветные карандаши.

4

Игра «Найди на верхней картинке все, что нарисовано внизу в квадратиках»

Развивать зрительное внимание, память, мышление, логику.

Рисунок с предметами.

Январь

2

1

Игра «Чего не хватает?»

Уточнять представления о предметах, об их частях, учить находить недостающие детали, развивать зрительное внимание, память.

Сборно-разборные игрушки, картинки с изображением предметов, у которых отсутствуют существенные или характерные детали.

2

Игра «Сколько нарисовано автомобилей?»

Развивать зрительное внимание, память, мышление.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Найди и сосчитай всех зайчиков в лесу?»

Развивать внимание, память, мышление, логику.

Рисунок, простой карандаш.

4

Игра «Кто спрятался на рисунке?»

Развивать зрительное внимание, память, мышление.

Рисунок, простой карандаш.

3

1

Игра «Прятки с игрушками»

Развивать способность удерживать в памяти определенную цель – искать конкретную игрушку, развивать внимание, память.

3-4 (5-7) новых, незнакомых игрушек.

2

Лабиринт «Помоги черепахе добраться до пальмы»

Развивать внимание, память, мышление, логику.

Лабиринт, простой карандаш.

3

Игра «Сколько машин спряталось на рисунке?»

Развивать зрительное внимание, восприятие, память.

Рисунок, простой карандаш.

 

 

4

Лабиринт «Солнечная дорога»

Развивать зрительное внимание, память, мышление.

Лабиринт, простой карандаш.

5

Игра «Дорисуй»

Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.

Рисунок, цветные карандаши.

4

1

Игра «Найди на рисунке всех ежиков»

Развивать зри тельную и слуховую память, внимание, мелкую моторику.

Рисунок, цветные карандаши.

2

Игра «Мой сад»

Развивать зрительную и слуховую память, внимание, восприятие.

Рисунок сада.

3

Игра «Найди и сосчитай»

Развивать зрительную память, внимание, зрительное восприятие, закрепить количественный счет.

Рисунки белочек и ежиков, простой карандаш.

4

Игра «Найди отличия»

Развивать зрительную память, внимание, зрительное восприятие, мышление, логику.

Рисунок, цветные карандаши.

Февраль

1

1

Игра «Найди отличия»

Развивать зрительную память, внимание, мышление.

Картинки.

2

Игра «Запомни и назови»

Развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление.

Рисунок, лист бумаги.

3

Игра «Скажи, кто спрятался?»

Развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление.

Рисунок, лист бумаги.

4

Игра «Рассмотри и назови»

Развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление.

Рисунок, лист бумаги.

2

1

Игра «Запомни фигуры и обведи»

Развивать зрительную память, внимание, восприятие.

Рисунок, простой карандаш.

2

Игра «Найди лишний предмет»

Развивать зрительную память, внимание, восприятие.

Рисунок с предметами.

3

Игра «Найди отличия»

Развивать зрительную память, зрительное внимание, мышление.

Рисунок зимних забав.

4

Игра «Что изменилось?»

Развивать зрительную память, зрительное восприятие, внимание, мышление.

Рисунок, простой карандаш.

3

1

Игра «Что добавил художник?»

Развивать зрительную память, внимание, мышление.

Рисунок.

2

Игра «Волшебные картинки»

Развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление, логику.

Рисунок, список вопросов.

3

Игра «Запомни рисунки»

Развивать зрительную память, внимание, мышление.

Рисунок.

4

Игра «Необычное стихотворение»

Развивать зрительную и слуховую память, учить анализировать стихотворение, развивать внимание, мышление.

Рисунок, стихотворение.

 

4

1

Игра «Волшебные слова»

Развивать слуховую память, слуховое внимание, мышление.

Список пар слов.

2

Игра «Повтори не ошибись»

Развивать слуховую память, слуховое внимание, мышление.

Список слов, обозначающих название предмета, признак предмета и действие с предметом.

3

Игра «Волшебное предложение»

Развивать слуховую память, слуховое внимание, мышление.

Список предложений.

4

Игра «Найди различия»

Развивать зрительную память, зрительное восприятие, внимание, мышление.

Набор картинок.

Март

1

1

Игра «Найди всех бабочек и сосчитай»

Развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Рисунок, цветные карандаши.

2

Игра «Найди на целой картинке фрагменты изображения»

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Найди различия»

Развивать восприятие, внимание, память, мышление.

Пара картинок с отличиями.

4

Игра «Дорисуй»

Развивать зрительное внимание, восприятие, память, мышление, воображение.

Рисунок, цветные карандаши.

2

1

Игра «Раскрась геометрические фигуры»

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

Рисунок, цветные карандаши.

2

Игра «Дорисуй»

Развивать зрительное внимание, восприятие, память, мышление, воображение.

Рисунок, цветные карандаши.

3

 Игра «Раскрась картинки»

Развивать зрительное внимание, память, мышление.

Рисунок, цветные карандаши.

4

Игра «Кто спрятался на рисунке?»

Развивать зрительное внимание, память, мышление, воображение.

Рисунок, цветные карандаши.

5

Игра «Найди, кто спрятался здесь?»

Развивать зрительное внимание, память, мышление, воображение.

Рисунок, простой карандаш.

3

1

Лабиринт «Помоги бабочке добраться до цветка»

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

Лабиринт, простой карандаш.

2

Игра «Раскрась домики»

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику пальцев рук.

Рисунок, цветные карандаши.

 

 

3

Игра «Дорисуй»

Развивать зрительное внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

Рисунок, цветные карандаши.

4

Игра «Кто придет на день рожденья?»

Развивать внимание, память, мышление, логику.

Рисунок, простой карандаш.

5

Игра «Найди отличия»

Развивать внимание, память, мышление, логику.

Набор картинок с отличиями.

4

1

Игра «Найди половинку», «Раскрась картинки»

Развивать внимание, память, мышление, логику.

Рисунок, простой карандаш, цветные карандаши.

2

Игра «Кто что любит?»

Развивать зрительное внимание, память, мышление, логику.

Рисунок, простой карандаш.

3

Игра «Какая свеча быстрее догорит?», «Очки»

Развивать внимание, память, мышление, логику.

Рисунок, цветные карандаши.

4

Игра «В чем отличия?»

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, логику.

Рисунок, цветные карандаши.

5

Игра «Соедини линией предметы, одинаковые по цвету и по форме»

Развивать внимание, память, мышление, логику.

Рисунок, цветные карандаши.

Апрель

1

1

Игра «Сравни предметы»

Учить устанавливать сходство или различие между предметами по существенным или несущественным признакам, развивать внимание, память.

Картинки, цветные карандаши.

2

Игра «У кого что?»

Учить устанавливать различия между предметами по существенным или несущественным признакам.

Картинки, цветные карандаши.

3

Лабиринт «Свитер»

Развивать внимание, память, мышление.

Картинка, простой карандаш.

4

Игра «Раскрась вазы»

Развивать зрительное и цветовое восприятие, внимание, память, мышление.

Картинка, цветные карандаши.

5

Игра «Проведи линию»

Учить классифицировать предметы по какому-либо признаку, называть группу предметов обобщающим словом, развивать внимание, память.

Рисунок, простой карандаш.

2

1

Игра «Найди лишний предмет»

Учить выделять лишний по какому-либо признаку предмет из группы предметов, называть группу предметов обобщающим словом, развивать внимание, память, логику.

Рисунки, простой карандаш.

 

 

2

Игра «Противоположности»

Учить называть признак, противопоставляющий предметы друг другу, развивать внимание, память, логику.

Картинки.

3

Игра «Найди закономерность»

Учить устанавливать связи между предметами и явлениями, развивать внимание, память, логику.

Рисунки, цветные карандаши.

4

Игра «Прогулка в лесу»

Учить устанавливать последовательность действий или событий, развивать внимание, память, логику.

Рисунок, цветные карандаши.

5

Игра «Рыбалка»

Учить составлять связный рассказ по картине, развивать внимание, память, мышление, логику.

Картинки, простой карандаш.

3

1

Игра «Подбери картинки»

Учить из одного или нескольких суждений делать заключения, развивать внимание, память, мышление, логику.

Картинки, цветные карандаши.

2

Игра «Закончи предложения»

Учить из одного или нескольких суждений делать заключения, развивать внимание, память, мышление, логику.

Картинки, список предложений.

3

Игра «Что сначала, что потом?»

Учить располагать картинки в порядке развития сюжета, развивать внимание, восприятие, память, мышление, логику.

Набор картинок.

4

Игра «Где ошибся художник?»

Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, память, мелкую моторику пальцев рук.

Карты с рисунками, фломастеры или цветные карандаши.

5

Лабиринт «Найди дорогу к подарку»

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, логику.

Лабиринт, простой карандаш.

4

1

Игра «Дорисуй изображение»

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, воображение.

Рисунок, цветные карандаши.

2

Игра «Найди фрагмент рисунка»

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление и воображение.

Рисунок, цветные карандаши.

 

 

3

Игра «Кто оставил следы на снегу?»

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление и воображение.

Картинка, цветные карандаши.

4

Игра «У кого хвост длинней?»

Развивать внимание, память, мышление и воображение.

Картинка, цветные карандаши

5

Игра «Кто едет в поезде?»

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление и воображение.

Картинка, цветные карандаши.

Май

1

1

Игра «Поможем художнику»

Учить создавать образы на основе схематического изображения предмета, развивать внимание, память, мышление и воображение.

Лист бумаги с нарисованным на нем  схематическим изображением человека, цветные карандаши, краски, фломастеры.

2

Игра «Сколько горбов у верблюда?»

Развивать внимание, память, мышление и воображение.

Картинка, цветные карандаши.

3

Игра «Что изображено на картинке?»

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление и воображение.

Картинка, цветные карандаши.

4

Игра «Кто первым придет к финишу?»

Развивать внимание, память, мышление и воображение.

Картинка, цветные карандаши.

5

Игра «Усади зверей за парты»

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление и воображение.

Картинка, цветные карандаши.

2

1

Игра «Что это такое?»

Учить создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов, развивать зрительное внимание, память, мышление и воображение.

Бумажные круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.

2

Игра «Дом или пароход?»

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление и воображение.

Картинка, цветные карандаши.

3

Игра «Слоненок»

Развивать внимание, память, мышление, логику, воображение.

Картинка, цветные карандаши.

4

Лабиринт «Лягушонок»

Развивать внимание, восприятие, память, мышление и логику, воображение.

Картинка, цветные карандаши.

5

Игра «Дорисуй изображение»

Развивать внимание, память, мышление и воображение.

Картинка, цветные карандаши.

3

1

Игра «На что это похоже?»

Учить создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов, развивать внимание, память, мышление и воображение.

Набор из 10 карточек с различными фигурками.

 

 

2

Игра «Нарисуй не отрываясь»

Развивать зрительное внимание, зрительно-двигательную координацию, память, воображение.

Картинка, цветные карандаши.

3

Лабиринт «Помоги гусенице добраться до яблока»

Развивать внимание, память, мышление, логику и воображение.

Лабиринт, простой карандаш.

4

Игра «Сколько котов сидят на заборе?»

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Картинка, цветные карандаши.

5

Игра «Рассели человечков по домикам»

Развивать зрительное восприятие, восприятие формы, внимание, память, мышление и воображение.

Картинка, цветные карандаши.

4

1

Игра «Чья тень?»

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Картинка, цветные карандаши.

2

Игра «Какое у кошек настроение?»

Развивать внимание, память, воображение.

Картинка, цветные карандаши.

3

Игра «Что перепутал художник?»

Развивать зрительное внимание, память, мышление и воображение.

Картинка, цветные карандаши.

4

Игра «Кто где живет?»

Закрепить знания о животных, птицах, рыбах, развивать зрительное внимание, память, мышление.

Карточки с картинками жилищ и животных, птиц, рыб.

5

Лабиринт «Поиграй с медвежонком», «Куда спешит ежик?»

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, логику и воображение.

Лабиринт, простой карандаш.

Перспективы развития:

На следующий год я планирую продолжать работу по данному направлению. И в связи с тем, что в наших группах появились дети с другими диагнозами, обучающиеся у нас инклюзивно, я планирую включить их в данную систему работы. Поэтому мною были разработаны методические рекомендации для воспитателей, родителей и специалистов по формированию психических процессов у детей 3-5л с ЗПР на следующий год:

-перед выполнением  задания у детей необходимо сформировать положительное эмоциональное отношение к деятельности.

-перед выполнением  задания необходимо провести пальчиковую гимнастику и дидактические игры для активизации внимания.

- при выполнении  заданий необходимо следить за тем, чтобы дети соблюдали правильную позу, сидя за столами, положение рук, правильный захват карандаша.

-при выполнении  задания необходимо следить за правильным движением руки, кисти и пальцев.

-длительность дидактического упражнения не должна превышать 4-5 минут.

-после выполнения дидактического упражнения необходимо провести физминутку, дыхательную гимнастику и релаксационное упражнение.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальная коррекционно-развивающая программа на развитие психических процессов детей дошкольного возраста

программа расчитана на детей 6-7 лет на развитие памяти, мышления, внимания, снятие гиперактивности...

Программа по развитию психических процессов «Развивай-ка» для детей младшего дошкольного возраста

На четвертом году жизни в число главных направлений психического развития, требующих внимания и психологического воздействия, входят: дальнейшее развитие продуктивного целеполагания; становления образ...

Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 5-6л с ЗПР

Психокоррекционная программа по формированию психических процессову детей 5-6л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей...

Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 6-7л с ЗПР

           Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 6-7л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом...

«Особенности работы по формированию психических процессов с детьми с задержкой психического развития»

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в д...

Учебно-методическая разработка: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития...

«Формирование психических процессов у детей с нарушением речи»

  Анализ теоретических основ обучения детей с нормальным и отклоняющимся развитием позволяет сделать вывод о том, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи с псих...