Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 5-6л с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Забабурина Юлия Владимировна

Психокоррекционная программа по формированию психических процессов

у детей 5-6л с ЗПР

Пояснительная записка

Дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно в этот период формируются те качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития, а также служат базисом для его дальнейшего развития и школьного обучения.

К сожалению, в настоящее время у многих детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в здоровье, психомоторном и психическом развитии. Наиболее частым проявлением этого является задержка психического развития (ЗПР). Подобные нарушения характеризуются отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением у ребенка знаний и представлений об окружающем мире. В ряде исследований (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, Е.А. Екжанова и др.), посвященных изучению особенностей развития детей с ЗПР (особенно церебрально-органического генеза), отмечаются специфические особенности развития, которые затрудняют формирование психических процессов. Среди таких особенностей можно выделить:

 - специфические особенности гностических процессов (замедление приема и переработки сенсорной информации) и нарушение зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве;

 - специфические особенности психомоторного развития (импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость и истощаемость);

 - нарушение сенсорного восприятия и координации в пространстве затрудняет узнавание предметов и соединение отдельных частей предмета в единое целое, отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ;

 - отставание в моторном развитии из-за нарушений мышечного тонуса, несформированности техники движений, нарушения регуляции произвольных движений;

 - снижение объема кратковременной и долговременной памяти, зрительного и слухового внимания, моторной памяти;

 - специфические особенности  произвольной сферы (трудности сосредоточения, переключения внимания, удержания задания, работы по образцу и инструкции);

 - снижение мотивации деятельности.

Именно поэтому работа по формированию психических процессов является одной из важнейших задач коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР, так как психические процессы являются важной составляющей при знакомстве ребенка с окружающим его миром. Именно поэтому и была разработана данная психокоррекционная программа по формированию высших психических функций. При формировании ВПФ по данной программе была поставлена следующая цель и решались следующие задачи.

Цель: Развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

Задачи:

1.     Развитие сенсорного, слухового, моторно-двигательного внимания.

2.     Развитие осязательного и зрительного восприятия.

3.     Развитие зрительной, слуховой и моторной памяти.

4.     Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

5.     Развитие воображения и повышение познавательного интереса.

6.     Развитие мелкой моторики;

7.     Развитие зрительно-двигательной координации;

8.     Формирование оптико-пространственного восприятия.

Форма работы: индивидуальная.

При составлении данной психокоррекционной программы учитывались следующие принципы:

1)Принцип единства диагностики и коррекции.

2)Принцип коррекции «снизу – вверх».

3)Принцип системности развития психической деятельности.

4)Деятельностный принцип коррекции.

Данная психокоррекционная программа проводится в три этапа:

-подготовительный,

-основной,

-заключительный.

На подготовительном этапе решаются следующие задачи:

-изучить теоретическую литературу по проблеме.

- подобрать методики для проведения изучения психических процессов у детей с ЗПР.

-изучить уровень развития психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

-разработать систему коррекционно-педагогической работы по формированию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

На основном этапе  апробируется система коррекционно-педагогической работы по формированию психических процессов у детей 5-6л с ЗПР. И решаются следующие задачи:

1.     Развитие сенсорного, слухового, моторно-двигательного внимания.

2.     Развитие осязательного и зрительного восприятия.

3.     Развитие зрительной, слуховой и моторной памяти.

4.     Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

5.     Развитие воображения и повышение познавательного интереса.

6.     Развитие мелкой моторики;

7.     Развитие зрительно-двигательной координации;

8.     Формирование оптико-пространственного восприятия.

На заключительном этапе  проводится повторное диагностическое обследование с целью выявить уровень сформированности психических процессов у детей 5-6л с ЗПР.

Психокоррекционная программа по формированию психических процессов состоит из трех блоков:

1)    Специально организованные коррекционные занятия по развитию психических процессов.

2)    Комплекс дидактических игр и упражнений по формированию психических процессов, используемых воспитателями на общеразвивающих занятиях и в свободной деятельности.

В первый блок вошел комплекс занятий (32 занятия), включающий в себя игры и упражнения на формирование психических процессов. Занятия проводились один раз в неделю. Продолжительность одного занятия от 20 до 25 минут. Форма работы: индивидуальная. Все игры и упражнения подобраны так, чтобы формировать у детей психические процессы. Занятия проводились в первой половине дня в 900. Каждое занятие состоит из вводной части, основной и заключительной части. При проведении занятий учитывались возрастные и индивидуальные возможности детей, рекомендации к организации рабочего места Л.А.Григорян и Б.К.Тупоногова: мебель была подобрана по росту и размерам детей; общая освещенность рабочего места составляла 1000 Лк.

В связи с тем, что у наших детей среди сопутствующих диагнозов наблюдаются нарушения зрения (гиперметропический астигматизм, ангиопатия сетчатки и др.), то при подборе графических заданий учитывались следующие требования к проведению занятий:

-допустимая продолжительность непрерывной зрительной нагрузки при проведении занятия должна составлять не более 10 минут.

-при организации занятия необходима частая смена видов деятельности.

-иллюстрационный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму.

-после проведения занятий необходимо провести зрительную гимнастику.

 

Месяц

№ занятия

№ Игры, упражнения

Структура занятия

Цель

Оборудование

Октябрь

1

1

Игр. уп. «Кто спрятался в сказочном лесу?»

Развитие зрительного восприятия, зрительно-двигательной координации.

Картинка, цветные карандаши.

2

Игр. уп. «Найди и сосчитай всех зайчиков»

Развитие зрительного восприятия

Картинка, простой карандаш.

3

Игр. уп. «Найди и перечисли все изображенные предметы. Как одним словом их можно назвать?»

Развитие зрительного восприятия

Картинка.

4

Игр. уп. «Найди тень»

Развитие зрительного восприятия, внимания.

Картинка, цветные карандаши.

5

Игр. уп. «Кто в каком домике живет?»

Развитие зрительного восприятия, зрит.-двиг. координации.

Картинка, цветные карандаши.

2

1

Игр. уп. «Дорисуй недостающие детали на этих предметах»

Развитие зрительного восприятия, внимания.

Картинки с изображением разных предметов, недоконца нарисованных.

2

Игр. уп. «Найди различия в картинках»

Развитие внимания, мышления, зрительного восприятия.

Две картинки, простой карандаш.

 

 

3

Лабиринт «Куда пошел ёжик?»

Развитие внимания, зрительного восприятия.

Картинка с изображением ежика и разных дорожек.

4

Игр. уп. «Нарисуй по клеточкам»

Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Лист бумаги, простой карандаш.

5

Игр. уп. «Найди на целой картинке фрагменты изображения»

Развитие внимания, зрительного восприятия.

Картинка вазы с цветами и нарисованные внизу листа фрагменты этой картинки.

3

1

Игра «Что там? Кто там?»

Развитие зрительного восприятия, восприятия пространства.

Предметы или игрушки, лист бумаги с изображенными на нем предметами или игрушками.

2

Игр. уп. «Найди похожие предметы и соедени их линиями»

Развитие зрительного восприятия, внимания.

Карточки с изображением различных предметов, простой карандаш.

3

Игр. уп. «Закрась воздушные шарики в направлении, указанном стрелкой»

Развитие зрительного восприятия, внимания, зрит.-двиг. координ.

Карточки с нарисованными воздушными шариками, цветные карандаши.

4

Игра «Длинное – короткое»

Формирование восприятия различных качеств величины, в данном случае длины, совершенствование навыков путем наложения.

Разные по длине капроновые и атласные ленты разных цветов, картонные полоски, игрушки.

5

Игра «Найди пару»

Развитие зрительного восприятия, внимания.

Парные картинки с изображением животных.

4

1

Игра «Высокий – низкий»

Формирование восприятия такого качества величины как высота, совершенствование навыков сравнения.

Картонные елочки.

2

Игр. уп. «Наложенные друг на друга предметы»

Развитие зрительного восприятия, внимания.

Карточки с наложенными друг на друга предметами.

3

Игр. уп. «Обведи по точкам предметы, которые спрятались на этих картинках»

Развитие зрительного восприятия, внимания, зрительной памяти.

Картинки с заштрихованными предметами, цветные карандаши.

4

Лото «Цвет и форма»

Развитие цветового восприятия, зрительного восприятия, восприятия формы.

Геометрические фигуры разных цветов.

 

 

5

Игра «Широкий – узкий»

Формирование представления о таком свойстве величины, как ширина, совершенствование приема сравнения предметов.

Широкие и узкие ленты, игрушки, картонные полоски (по ширине совпадающие с лентами)

Ноябрь

1

1

Игра «Слушай команду!»

Развитие слухового внимания, моторной памяти.

Магнитофонная запись Р. Газизова «Марш».

2

Игра «Что слышно?»

Развитие слухового внимания, памяти, мышления.

Предметы, издающие знакомые детям звуки, ширма.

3

Игра «Найди два одинаковых предмета»

Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.

Рисунок с изображением пяти предметов, два из которых одинаковые, простые карандаши.

4

Игра «Кто летает?»

Развитие внимания, памяти, мышления.

Список названий предметов.

5

Игр. уп. «Найди пять отличий»

Развитие зрительного восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления.

Картинки с отличиями, простой карандаш.

2

1

Игра «Слушай звуки»

Развитие слухового внимания, памяти.

Музыкальные инструменты.

2

Игр. уп «Раскрась мячики»

Развитие зрительного внимания, зрительно-двигательной координации.

Картинка с изображением черно-белых мячиков, цветные карандаши.

3

Игр. уп. «Кому звонит мальчик?»

Развитие внимания, памяти, мышления.

Картинка с изображением мальчика и трех его друзей с телефонами и перепутавшимися телефонными проводами, простой карандаш.

4

Игр. уп. «Найди пять отличий»

Развитие зрительного восприятия, памяти, мышления.

Картинки с отличиями, простой карандаш.

5

Игра «Четыре стихии»

Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

 

 

          ______

3

1

Игр. уп. «Что лежит в шкафу?»

Развитие зрительного восприятия, зрительного внимания, зрительной памяти и мышления.

Рисунок с изображением шкафа и теней в нем, по форме напоминающих игрушки, нарисованные внизу картинки игрушки, простой карандаш.

2

Игра «Бусы»

Развитие внимания, памяти и мышления.

Набор бус, шнурочки. 

3

Игра «Чей это дом?»

Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Картинка с изображением двух домов и двух хозяев, цветные карандаши.

 

 

4

Игр. уп. «Найди на верхней картинке всё, что нарисовано внизу в квадратиках»

Развитие зрительного внимания, наблюдательности, мышления.

Картинка с изображением вазы с цветами, простой карандаш.

5

Игра «Найди различия»

Развитие внимания, памяти и мышления.

Картинки с отличиями, простой карандаш.

4

1

Игр. уп. «Найди недостающую часть изображения»

Развитие зрительного внимания

Картинка с пустым квадратиком и несколько квадратов с рисунками внизу, простой карандаш.

2

Игр. уп. «Раскрась картинку»

Развитие внимания, памяти

Черно-белая картинка, цветные карандаши.

3

Игр. уп. «Зашумленные предметы»

Развитие зрительного внимания, зрительно двигательной координации

Картинка с зашумленными предметами, простой карандаш.

4

Игра «Дорисуй..»

Развитие внимания, зрительного восприятия, памяти.

Недорисованная картинка, простой карандаш, цветные карандаши.

5

Лабиринт

Развитие внимания, памяти, мышления.

Картинка с лабиринтом, простой карандаш.

Декабрь

1

1

Игра «Слушай звуки!»

Развитие слухового внимания, памяти.

Музыкальные инструменты.

2

Игра «Найди два одинаковых предмета»

Развитие зрительного внимания, восприятия.

Картинки с изображением различных предметов, простой карандаш.

3

Игр. уп. «Нанизывание бусинок»

Развитие зрительного внимания, восприятия, мелкой моторики рук.

Набор бус, шнурочки.

4

Игр. уп. «Срисовывание по клеточкам»

Развитие зрительного и моторно-двигательного внимания, восприятия.

Лист в клетку, нарисованная на нем неоконченная геометрическая фигура, простой карандаш.

5

Игра «Назови предмет»

Развитие зрительного, слухового внимания, памяти.

Картинки с изображениями различных предметов.

2

1

Лабиринт

Развитие зрительной памяти, внимания, мышления.

Картинка с лабиринтом.

2

Игра «Найди половинку»

Учить детей узнавать предмет по одному из его изображений, развивать зрительную память, зрительное внимание, мышление.

Наборы парных изображений предметов.

3

Игра «Узнай по контуру»

Развитие зрительного внимания, зрительной памяти, мышления.

Наборы картинок (предметное и контурное изображение).

 

4

Игра «Чудесный мешочек»

Развитие внимания, памяти, мышления, учить детей определять на ощупь и называть предметы, находящиеся внутри мешочка.

Мешочек, набор игрушек.

5

Игра «Запомни и найди»

Учить узнавать одинаковые изображения, запоминать их и соотносить мысленно; закреплять названия предметов, развивать внимание, зрительную память, мышление.

Лото или парные картинки.

3

1

Игра «Что изменилось?»

Учить запоминать предметы и их изображения, расположение предметов, картинок в пространстве, развивать внимание, восприятие.

Игрушки, предметы, картинки по темам, ширма, салфетка.

2

Игра «Запомни и найди»

Учить узнавать одинаковые изображения, запоминать их и соотносить мысленно; закреплять названия предметов, развивать внимание, восприятие, мышление.

Лото или парные картинки.

3

Ирг. уп. «Назови предметы на картинке, сосчитай, запомни их и снова назови».

Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления.

Картинка с изображением шести предметов.

 

4

Игра «Подбери слово»

Развитие зрительного внимания, зрительной и слуховой памяти, закрепление названий знакомых предметов.

Карточки с изображением различных предметов и их названиями, разделенные пополам ломаной линией.

5

Игра «Послушай и запомни»

Развивать умение запоминать ряд слов, воспроизводить заданную словесную последовательность, развивать внимание, восприятие, мышление.

Таблички с названиями предметов по одной теме или по разным.

 

4

1

Игра «Чего не хватает?»

Уточнить представления о предметах, об их частях, учить находить недостающие детали, развивать зрительное внимание, зрительную память и наглядно-действенное мышление.

Сборно-разборные игрушки, картинки с изображением предметов, у которых отсутствуют существенные или характерные детали.

2

Игр. уп. «Рассмотри рисунок и запомни»

Развитие зрительной памяти, внимания.

Рисунок с картинками.

3

Игр. уп. «Рассмотри рисунок, запомни и ответь на вопросы»

Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления.

Картинка, простой карандаш.

4

Игр. уп. «Рассмотри рисунок и запомни»

Развитие зрительной памяти, внимания и мышления.

Картинки, простой карандаш.

5

Игра «Послушай и запомни»

Развивать умение запоминать ряд слов, воспроизводить заданную словесную последовательность, развивать внимание, восприятие, мышление.

Таблички с названиями предметов по одной теме или разным.

Январь

1

1

Игр. уп. «Запомни рисунок и назови»

Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания.

Картинки.

2

Игр. уп. «Запомни и назови»

Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления.

Рисунок с изображением различных животных, простой карандаш.

3

Игр. уп. «Запомни и ответь на вопросы»

Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления, учить правильно отвечать на вопросы.

Рисунок с изображением различных предметов, простой карандаш.

 

 

4

Игр. уп. «Запомни и расставь точки»

Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия, внимания.

Образцы (таблицы с точками), таблицы, простой карандаш.

5

Игр. уп. «Запомни и ответь на вопросы»

Развитие зрительного восприятия, зрительной и слуховой памяти, внимания.

Рисунок с изображением лесных зверюшек, список вопросов.

2

1

Игр. уп. «Послушай, запомни и назови»

Развитие слуховой памяти, слухового внимания, мышления.

Список пар слов.

2

Игра «Подбери слово»

Закрепление названий знакомых предметов, развитие зрительного внимания, зрительной и словесной памяти, мышления.

Карточки с изображением различных предметов и их названиями, разделенные пополам ломаной линией.

3

Игра «Найди половинку»

Учить узнавать предмет по одному из его изображений, развивать зрительную память, внимание, мышление.

Наборы парных изображений предметов.

4

Игра «Что изменилось?»

Учить запоминать предметы и их изображения, расположение предметов, картинок в пространстве, развивать внимание, зрительную память, мышление.

Различные игрушки, предметы, картинки по темам, ширма, салфетка.

5

Игр. уп. «Послушай, запомни и повтори»

Учить соотносить название предмета, его признак и действие, развивать внимание, зрительную и слуховую память, мышление.

Список слов, обозначающих название предмета, его признак и действие с ним.

3

1

Игра «Послушай и запомни»

Учить умение запоминать ряд слов, воспроизводить словесную последовательность, развивать внимание, зрительное восприятие, зрительную и слуховую память, мышление.

Таблички с названиями предметов по одной теме или по разным.

2

Игра «Чего не хватает?»

Учить находить недостающие детали, развивать представления о предметах, об их частях, развивать зрительное внимание, память, мышление.

Сборно-разборные игрушки, картинки с изображением предметов, у которых отсутствуют существенные или характерные детали.

 

 

3

Игра «Узнай по контуру»

Учить узнавать предметы по контурному изображению, развивать зрительное восприятие, зрительную память и внимание.

Наборы парных картинок.

4

Игр. уп. «Послушай, запомни и назови»

Учить запоминать пары слов, развивать слуховое внимание и память.

Список пар слов.

5

Игр. уп. «Послушай, запомни и повтори»

Учить запоминать простые предложения, развивать слуховое внимание и память.

Список предложений.

Февраль

1

1

Игр. уп. «Запомни и назови»

Развивать зрительную память, зрительное восприятие, внимание.

Рисунок с изображением различных животных.

2

Игр. уп. «Запомни и перескажи»

Учить детей пересказывать короткие рассказы, развивать слуховую память, слуховое внимание, мышление.

Два небольших рассказа.

3

Игр. уп. «Найди на полках такие же горшочки, как и на столе»

Развитие зрительного внимания, зрительной памяти и мышления.

Рисунок, простой карандаш.

4

 Игр. уп. «Запомни и нарисуй»

Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, внимания.

Рисунок, простой карандаш.

5

Игр. уп. «Запомни и назови»

Развитие слухового внимания и памяти, мышления.

Список пар слов.

2

1

Игр. уп. «Дорисуй картинки»

Развитие зрительного восприятия, внимания.

Рисунок, цветные карандаши.

2

Игр. уп. «Какой из электроприборов включен в розетку?»

Развитие зрительной памяти, внимания, мышления.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Собери картинку»

Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.

Картинка, разрезанная на несколько частей.

 

 

4

Игра «Угадай по описанию»

Развитие зрительной и слуховой памяти, слухового внимания, мышления.

Картинки.

5

Игра «Чудесный мешочек»

Развитие осязательного восприятия, осязательной памяти, мышления.

Мешочек, различные предметы.

3

1

Игра «Посади огород»

Учить использовать заданные заместители предметов и располагать в соответствии с расположением заместителей, развивать НДМ, внимание, память.

Набор игрушечных овощей.

2

Игр. уп. «Найди контур корабля»

Учить устанавливать сходство предметов по существенным или несущественным признакам, развивать внимание, память.

Рисунок корабля и его теней, простой карандаш.

3

Игр. уп. «Найди отличия»

Учить находить различия предметов по существенным или несущественным признакам, развивать внимание, память.

Две картинки, цветные карандаши.

4

Игр. уп. «Разложи по группам»

Учить классифицировать предметы, развивать внимание, память.

Наборы предметов, картинок.

5

Игр. уп. «Найди закономерность»

Учить детей находить связи между предметами и явлениями, устанавливать последовательность действий или событий, развивать внимание, память.

Рисунок с изображением предметов, простой карандаш.

6

Игр. уп. «Подбери картинки»

Учить детей устанавливать связь между парами предметов по аналогии, развивать внимание, память.

Набор картинок.

7

Лабиринт

Учить устанавливать несложные связи и отношения между объектами, расположенными в пространстве, развивать внимание, память.

Лабиринт

 

4

1

Работа с сериями картин

Учить понимать и воспроизводить простую последовательность событий, изображенных на картине, развивать внимание, память, зрительное восприятие.

Серии картин, материал для конструирования, обыгрывания.

2

Игра «Найди отличия»

Учить детей устанавливать различия между предметами по существенным или несущественным признакам, развивать внимание, память.

Две картинки, простой карандаш.

3

Игра «Подбери пару»

Учить детей устанавливать сходство между предметами по существенным или несущественным признакам, развивать внимание, память.

Рисунок, цветные карандаши.

4

Игра «Проведи линию»

Учить детей классифицировать предметы по группам, называть группу предметов одним словом; развивать внимание, память.

Картинки, простой карандаш.

5

Игр. уп.«Найди закономерность и дорисуй»

Учить устанавливать связи между предметами и явлениями, развитие внимания, памяти, зрительного восприятия.

Картинки, цветные карандаши.

6

  Игра «Подбери картинки»

Учить детей устанавливать связь между парами предметов по аналогии, развивать внимание, память, восприятие.

Наборы картинок.

7

Лабиринт

Учить устанавливать несложные связи и отношения между объектами, расположенными в пространстве, развивать внимание, память.

Лабиринт.

Март

1

1

Работа с серией картин

Учить понимать и воспроизводить простую последовательность событий, изображенных на картине, развивать внимание, память.

Серии картин, материал для конструирования, обыгрывания.

2

Игра «Подбери пару»

Учить устанавливать сходство между предметами по существенным или несущественным признакам, развивать восприятие, внимание, память.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Сравни и дорисуй»

Учить детей устанавливать различия между предметами по существенным или несущественным признакам, развивать внимание, память.

Картинки с предметами, простой карандаш.

4

Игра «Проведи линию»

Учить классифицировать предметы по группам, называть группу предметов обобщающим словом, развивать внимание, память.

Рисунок с изображением различных предметов, простой карандаш.

5

Игра «Найди ошибку»

Учить устанавливать несложные закономерности между предметами и явлениями, развивать внимание, память.

Рисунок, простой карандаш.

6

Игра «Подбери картинки»

Учить устанавливать связь между парами предметов по аналогии, развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Наборы картинок.

7

Игра «Назови номера фигур»

Учить соотносить предметы по форме и размеру, развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память.

Рисунок, цветные карандаши.

2

1

Игра «Зверюшки на дорожках»

Учить детей пользоваться заместителями – уметь соотносить картинки с определенными знаками; формировать умение варьировать заместители при выполнении одного и того же задания; развивать внимание, память.

Набор картинок с изображениями животных: цыпленок, петух, собака, еж, гусь, кошка; 10 полосок бумаги с различными значками (круг, квадрат, флажок, овал, плюс).

 

 

2

Игра «Сравни и дорисуй»

Учить устанавливать сходство или различие предметов по существенным или несущественным признакам, развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Рисунок с изображением корабля, цветные карандаши.

3

Игра «Сравни и дорисуй»

Учить устанавливать сходство или различие предметов по существенным или несущественным признакам, развивать внимание, память.

Рисунок с изображением тигренка, цветные карандаши.

4

Игра «Четвертый лишний»

Учить детей выделять «лишний» по какому-то признаку предмет из группы предметов, называть признак, объединяющий предметы; развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Карточки с предметами.

5

Игра «Найди ошибку»

Учить устанавливать несложные закономерности между предметами и явлениями, развивать внимание, память, зрительное восприятие.

Рисунок с бусами, простой карандаш.

6

Игра «Закончи предложения»

Учить детей рассуждать, и из одного или нескольких суждений делать умозаключения; развивать внимание, память.

Список неоконченных предложений.

7

Игра «Назови номера фигур»

Учить соотносить предметы по форме и размеру, развивать внимание, память, зрительное восприятие.

Рисунок с геометрическими фигурами, простой карандаш.

 

3

1

Игра «Что сначала, что потом?»

Учить располагать картинки в порядке развития сюжета, устанавливать последовательность действий или событий, развивать внимание, память.

Набор картинок.

2

Игра «Сравни предметы по длине»

Учить устанавливать различия между предметами по длине, развивать внимание, зрительное восприятие, память.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Четвертый лишний»

Учить выделять «лишний» по какому-то признаку предмет из группы предметов, называть признак, объединяющий предметы; развивать внимание, память.

Набор картинок, простой карандаш.

4

Игра «Найди закономерность»

Учить устанавливать несложные закономерности; развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Рисунок с предметами, простой карандаш.

5

Игра «Построй умозаключение»

Учить рассуждать логически, строить простые суждения и из них умозаключения; развивать внимание, память.

Рисунок, цветные карандаши.

6

Игра «Найди фрагмент из фигуры»

Учить соотносить предметы по форме и размеру, подбирать детали или фрагменты, подходящие к предложенному образцу; развивать внимание, зрительное восприятие, память.

Рисунок, простой карандаш.

7

Игра «Нарисуй по клеточкам»

Учить рисовать по клеточкам половинки фигур в зеркальном отражении, развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Рисунок, простой карандаш, бумага в клетку.

 

4

1

Игра «Пирамидки»

Учить анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения, развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Пирамидка, пять карточек с контурным изображением пирамидок, собранных по-разному.

2

Игра «Сравни предметы по ширине и высоте»

Учить сравнивать предметы по ширине и высоте, развивать внимание, память, восприятие.

Рисунки, цветные карандаши.

3

Игра «Сравни и назови»

Учить устанавливать различия предметов по длине, ширине и высоте, развивать внимание, память, восприятие.

Рисунок, простой карандаш.

4

Игра «Определи признак»

Учить называть признак, объединяющий предметы или противопоставляющий их, развивать внимание, память.

Картинки с предметами.

5

Игра «Найди закономерность»

Учить устанавливать несложные закономерности, развивать внимание, зрительное восприятие, память.

Рисунки с картинками, простой карандаш.

6

Игра «Построй умозаключение»

Учить рассуждать логически, строить суждения и из них умозаключения, развивать внимание, зрительное восприятие, слуховую память.

Рисунок, простой карандаш.

7

Игра «Обведи и раскрась»

Учить устанавливать несложные связи и отношения между объектами, расположенными в пространстве, развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, учить понимать простые инструкции.

Рисунок, цветные карандаши.

5

1

Игра «Разложи картинки в свои конверты»

Учить группировать предметы по разным свойствам (форме, цвету, величине), самостоятельно выделять принцип группировки, опираясь на образец; осмысливать и закреплять в слове результат своих действий; развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Конверты с наклеенными или нарисованными геометрическими формами, разными по цвету и величине, картинки с изображением предметов разной формы и величины, цвета, подносики.

 

 

2

Игра «Сравни и раскрась»

Учить устанавливать сходства или различие предметов по существенным или несущественным признакам, развивать внимание, зрительную память.

Рисунок, цветные карандаши.

3

Игра «Сравни и соедини линией»

Учить сравнивать по форме предметы и геометрические фигуры, развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Рисунок, простой карандаш.

4

Игра «Проведи линию»

Учить классифицировать предметы по форме, развивать внимание, память, зрительное восприятие.

Рисунок, простой карандаш.

5

Игра «Установи закономерность»

Учить устанавливать простые закономерности, последовательность действий или событий, развивать внимание, память.

Рисунок, простой карандаш.

6

Игра «Закончи рассуждения»

Учить рассуждать логически, строить суждения и умозаключения, развивать внимание, память.

Рисунки с картинками, простой карандаш.

7

Игра «Отгадай и раскрась»

Учить устанавливать несложные связи и отношения между объектами, расположенными в пространстве.

Рисунок, простой карандаш.

Апрель

1

1

Игра «Сложи квадраты»

Учить составлять целое из разных геометрических фигур, развивать внимание, зрительное восприятие, зрительную память и мышление.

Наборы геометрических фигур.

 

 

2

Игра «Сравни предметы и объясни»

Учить устанавливать сходство и различия между предметами по существенным или несущественным признакам; развивать зрительное восприятие, внимание, зрительную память.

Рисунок с различными предметами.

3

Игра «Назови признак»

Учить называть признак, противопоставляющий предметы; развивать зрительную память, произвольное внимание, зрительное восприятие.

Картинки, цветные карандаши.

4

Игра «Найди лишний»

Учить выделять «лишний» по какому-то признаку предмет из группы предметов, называть признак, объединяющий предметы; развивать зрительное восприятие, внимание, зрительную память.

Рисунки с изображением различных предметов, простой карандаш.

5

Игра «Придумай рассказ»

Учить устанавливать последовательность действий или событий, составлять небольшой связный рассказ по картинке, развивать зрительное восприятие, память, произвольное внимание.

Серия картинок.

6

Игра «Закончи предложения», логические задачи

Учить логически рассуждать и решать логические задачи, развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память.

Картинки, простой карандаш.

7

Игра «Раскрась мячики»

Учить соотносить предметы по форме и размеру, развивать зрительное и цветовое восприятие, внимание, память.

Рисунок с мячиками, цветные карандаши.

 

2

1

Игра «Где ошибся художник?»

Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, память, мелкую моторику пальцев рук.

Карты с рисунками, картонные детали этих же картин, фломастеры или карандаши.

2

Игра «Сравни и назови»

Учить устанавливать сходство и различия между предметами, развивать внимание, память, зрительное восприятие.

Картинки, цветные карандаши.

3

Игра «Смысловые пары»

Учить образовывать смысловые пары между предметами, развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память.

Картинки, цветные карандаши.

4

Игра «Назови обобщающее понятие»

Учить называть группу предметов обобщающим словом, развивать внимание, память, зрительное восприятие.

Список групп слов.

5

Игра «Определи верность высказывания»

Учить устанавливать последовательность действий или событий, развивать зрительное внимание, память, зрительное восприятие.

Список высказываний.

6

Логические задачи

Учить решать логические задачи, развивать внимание, память, зрительное восприятие.

Задачки.

7

Лабиринт

Учить устанавливать несложные связи и отношения между объектами, расположенными в пространстве, развивать произвольное внимание, память, восприятие.

Лабиринт.

 

3

1

Игра «Сложи узор»

Учить пользоваться предметами-заместителями: располагать реальные предметы на плоскости в соответствии с расположением их заместителей; развивать внимание, память, восприятие.

Мозаика, карточки с полосками.

 

 

2

Игра «Отгадай-ка»

Учить описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет, развивать внимание, память.

Набор предметов.

3

Игра «Будем пить чай»

Учить классифицировать предметы по разным основаниям; учить рассуждать и находить решения; развивать внимание, память.

Стаканы, чай, сахар, матрица: нарисованные круги, выстроенные в ряд.

4

Игра «Кто оставил следы на снегу?»

Развитие воображения, зрительного внимания, памяти, мышления.

Рисунок, цветные карандаши.

5

Игра «У кого хвост длиннее?»

Развитие воображения, внимания, памяти и мышления.

Рисунок, цветные карандаши.

6

Игра «Найди каждой шапке и шляпке свое место»

Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти и мышления.

Рисунок, простой карандаш.

7

Игра «Кто к кому пойдет в гости?»

Развитие произвольного внимания, памяти, мышления и воображения.

Рисунок, простой карандаш.

4

1

Игра «Что это такое?»

Учить создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов, развивать внимание, память, мышление.

Бумажные круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.

2

Игра «Магазин»

Учить описывать предмет, находить его существенные признаки, находить предмет по описанию, развивать внимание память, мышление.

Игрушки.

3

Игра «Похож – не похож»

Учить сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, развивать внимание, память, мышление.

Игрушки.

 

 

4

Игра «Сколько горбов у верблюда?»

Развитие воображения, внимания, памяти и мышления.

Рисунок, цветные карандаши.

5

Игра «Сколько стоит букет?»

Развитие воображения, внимания, памяти и мышления.

Рисунок, цветные карандаши.

6

Игра «Найди пару»

Развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения.

Рисунок, простой карандаш.

7

Игра «Нарисуй картинку»

Развитие произвольного внимания, восприятия, памяти и мышления, воображения.

Рисунок, цветные карандаши.

Май

1

1

Игра «Дети на прогулке»

Учить создавать в воображении образы на основе схематических изображений предметов, развитие внимания, восприятия.

Картинки, на каждой из которых нарисован мальчик, в руке у которого схематически зарисованный предмет.

2

Игра «Отвечай поскорее»

Закрепить умение классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, развивать восприятие, внимание, память, мышление.

Мяч.

3

Игра «Где лежат фигуры?»

Закрепить умение классифицировать фигуры по цвету и форме, развивать внимание, память, мышление.

Набор геометрических фигур разных цветов, таблица.

4

Игра «Что изображено на картинке?»

Развивать зрительное внимание, память, воображение.

Картинка с заштрихованным изображением.

5

Игра «Кто едет в поезде?»

Развивать зрительное внимание, восприятие, память, воображение.

Картинка с изображением поезда и теней пассажиров.

6

Игра «Найди пару»

Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти.

Картинка с половинками различных предметов.

7

Игра «Раскрась картинку»

Развитие внимания, памяти, восприятия.

Картинка, цветные карандаши.

2

1

Игра «Волшебные картинки»

Учить создавать образы на основе схематического изображения, развивать внимание, память, мышление, воображение.

Набор из пяти карточек для каждого ребенка (карточка содержит незавершенное схематическое изображение предмета или геометрическую фигуру), простые карандаши.

 

 

2

Игра «Сравни картинки»

Учить сравнивать картинки, выделять общие признаки, развивать внимание, память, мышление.

Домик для трех картинок (из счетных палочек), картинки: собака, пчела, рыбка, курица, аквариум, улей, конура, пирамидка, замок, ключи.

3

Игра «Охотник»

Продолжать упражнять в классификации животных, птиц, рыб и т.д.; развивать внимание, память, мышление.

Мел, мяч.

4

Игра «Кто придет к финишу?»

Развивать внимание, память, мышление, воображение.

Картинка с бегущими спортсменами.

5

Игра «Чья тень?»

Развивать внимание, память, мышление, воображение.

Картинка с тенью и тремя гномами, простой карандаш.

6

Игра «Кто что любит?»

Развивать внимание, память, мышление, логику.

Картинка с изображением животных и продуктов питания, простой карандаш.

7

Игра «Чего не хватает?»

Развивать внимание, память, мышление, логику.

Картинка с изображением различных предметов, нарисованных не до конца, цветные карандаши.

3

1

Игра «Поможем художнику»

Учить создавать образы на основе схематического изображения, развивать внимание, память, мышление, воображение.

Большой лист бумаги с нарисованным на нем схематическим изображением человека, цветные карандаши или краски, фломастеры.

2

Игра «Сложи фигуры»

Учить составлять целое из частей, развивать внимание, память, мышление, логику.

Набор геометрических фигур, картинка-образец.

3

Игра «Дострой»

Развивать пространственные представления, внимание, память, мышление, логику.

Набор геометрических фигур, картинка-образец: елка без верхушки, флажок без древка и т.д.

 

 

4

Игра «Дорисуй фрукты»

Развивать умение видеть целостный образ предмета, развивать внимание, память, мышление, логику.

Картинки с изображением недорисованных фруктов, цветные карандаши.

5

Игра «Усади зверей за парты»

Развивать внимание, память, мышление и воображение.

Картинка, простой карандаш.

6

Игра «Найди подходящие очки»

Развивать внимание, память, мышление, логику.

Картинка с очками разнообразной формы, простой карандаш.

7

Игра «Какая свеча быстрее догорит?»

Развитие внимания, памяти, мышления, логики.

Картинка со свечами, простой карандаш.

4

1

Игра «На что это похоже?»

Учить создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов, развивать внимание, память, мышление и воображение.

Набор из 10 карточек с различными фигурками.

2

Игра «Нарисуй вывеску»

Учить классифицировать предметы по разным признакам, развивать внимание, память, мышление, логику.

Картинки магазинов, парикмахерской, аптеки и т.д., а также набор картинок-вывесок для них, чистые листы для детей, простой карандаш.

3

Игра «Наоборот»

Развивать внимание, восприятие, память, быстроту мышления, логику.

Мяч.

4

Игра «Кто больше знает?»

Учить устанавливать простые закономерности, развивать внимание, память, мышление, логику.

Мяч.

5

Игра «Веер»

Развивать внимание, память, восприятие, мышление и воображение.

Картинка с изображением нескольких вееров.

6

Игра «Дорисуй изображение»

Развивать внимание, память, мышление и воображение.

Картинка с недорисованным пароходом, цветные карандаши.

7

Игра «Какого цвета яблоко?»

Развивать внимание, восприятие, память, мышление, логику и воображение.

Картинка с нарисованными на ней лесом, белочкой и ежиком, несущим яблоко, цветные карандаши.

Перспективы развития:

На следующий год я планирую продолжать работу по данному направлению. И в связи с тем, что в наших группах появились дети с другими диагнозами, обучающиеся у нас инклюзивно, я планирую включить их в данную систему работы. Поэтому мною были разработаны методические рекомендации для воспитателей, родителей и специалистов по формированию психических процессов у детей 5-6л с ЗПР на следующий год:

-перед выполнением  задания у детей необходимо сформировать положительное эмоциональное отношение к деятельности.

-перед выполнением  задания необходимо провести пальчиковую гимнастику и дидактические игры для активизации внимания.

- при выполнении  заданий необходимо следить за тем, чтобы дети соблюдали правильную позу, сидя за столами, положение рук, правильный захват карандаша.

-при выполнении  задания необходимо следить за правильным движением руки, кисти и пальцев.

-длительность дидактического упражнения не должна превышать 4-5 минут.

-после выполнения дидактического упражнения необходимо провести физминутку, дыхательную гимнастику и релаксационное упражнение.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальная коррекционно-развивающая программа на развитие психических процессов детей дошкольного возраста

программа расчитана на детей 6-7 лет на развитие памяти, мышления, внимания, снятие гиперактивности...

Программа по развитию психических процессов «Развивай-ка» для детей младшего дошкольного возраста

На четвертом году жизни в число главных направлений психического развития, требующих внимания и психологического воздействия, входят: дальнейшее развитие продуктивного целеполагания; становления образ...

Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 3-5л с ЗПР

      Психокоррекционная программа по формированию психических процессову детей 3-5л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и...

Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 6-7л с ЗПР

           Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 6-7л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом...

«Особенности работы по формированию психических процессов с детьми с задержкой психического развития»

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в д...

Учебно-методическая разработка: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития...

«Формирование психических процессов у детей с нарушением речи»

  Анализ теоретических основ обучения детей с нормальным и отклоняющимся развитием позволяет сделать вывод о том, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи с псих...