Учебно-методическая разработка: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Крылова Мария Васильевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка30.49 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов

у детей с задержкой психического развития

Тема занятия: «Доброостров – остров сокровищ»

Группа: старшая №2 коррекционно-развивающая группа (дети 7 лет с задержкой психического развития), сильная подгруппа.

Должность и ФИО педагога:  учитель - дефектолог Крылова Мария Васильевна

Задачи:

Обучающие:

 -Учить  пространственному ориентированию на плоскости и в пространстве с использованием условных обозначений, карт, словесной инструкции.  

 - Познакомить с использованием системы координат (по 2 осям) для определения местоположения предмета.

- Формировать умение использовать условные обозначения для записи звуков (длинных и коротких).

- Упражнять в количественном, порядковом счете в пределах 10 (прямом и обратном).

 - Закрепить представления о геометрических формах (прямоугольник, треугольник, ромб), совершенствовать навыки конструирования по схеме из заданных форм.

- Активизировать словарный запас по теме «Неделя добра».

Развивающие:

- Развивать познавательную активность, умение принимать инструкцию, действовать в соответствии с ней.

- Способствовать развитию мыслительных операций: анализ, сравнение и обобщение, психических процессов: памяти, мышления, внимания, речи, восприятия.

- Развивать  мелкую и  общую моторику, умение переключать внимание.

- Способствовать развитию зрительного восприятия, умения действовать по схеме.

Воспитательные:

-Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе достижения цели.

 -Воспитывать желание оказывать помощь персонажам.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» - формирование: сенсорных эталонов; элементарных математических представлений.

«Речевое развитие» - активизация словаря по теме «Неделя добра», развитие активного словаря с использованием математических терминов.

«Социально-коммуникативное развитие» - воспитание сочувствия к персонажу, желание помогать; побуждение к оказанию помощи друг другу.

«Художественно-эстетическая» - закрепление знаний о длительности звуков.

«Физическое развитие» - развитие мелкой и общей моторики.

Предварительная работа: совместная деятельность с воспитателем группы по теме «Неделя добра», развитие навыков ориентирования по словесной инструкции.

Оборудование. 

Демонстрационный материал: игрушечная труба, коврограф с картой и ориентирами «лабиринт» (предметные изображения, ленты – дорожки, кармашки), волшебная коробочка «дешифратор» (для лент сообщений и карт), геометрические формы для магнитно – маркерной доски, маркер «White boad», салфетки, опрыскиватель с водой, коробка сокровищ с 16 отделениями и ориентирами по 2 осям координат, карта – схема с ориентирами по 2 осям, магниты – смайлы, «волшебная палочка» для игры в бирюльки.

Раздаточный материал: бумажные ленты, простые карандаши, индивидуальные карты для коврографа, индивидуальные кармашки с геометрическими формами, «клады» Доброострова (игрушки – бирюльки с петельками).

Методы и приемы:

Наглядный метод

Рассматривание предметов, карт, схем, условных обозначений

Зрительное соотнесение уменьшенных схем и карт

Соотнесение схематичного изображения предметов и их реального изображения по представлению.

Словесный метод

Беседа с детьми

Введение слов «шифровка, карта, схема, пересечение, обозначение».

Инструкция

Поощрение

Практический метод

Определение местоположения  предметов с помощью условных обозначений.

Конструирование из заданных форм по представлению, образцу, показу.

Соотнесение схематичного обозначения системы координат и практического поиска предметов.

Физкультминутка.

Выполнение детьми  действий по показу педагога.

Этапы НОД, продолжительность

Вид деятельности

Содержание деятельности на каждом этапе

Прогнозируемый результат.

Примечание.

Педагог

Дети

Введение в игровую ситуацию

(1 мин)

Коммуникативная

Педагог встречает детей, здоровается.

- Внимание, я слышу какой – то звук (звучит игрушка 2 коротких звука, 1 длинный).

- Как вы думаете, что это?

- Это зашифрованное сообщение.

Дети здороваются, прислушиваются.

Дети дают варианты ответов.

Будет установлен контакт с детьми,  повысится их заинтересованность

Основной этап

(15 мин)

Актуализация имеющихся знаний, введение новых понятий.

Дидактическое упражнение «Послушай, запиши»

-Все звуки были одинаковые? Или разные?

 - А чем они отличались?

- Сколько было коротких звуков?

 - Сколько было длинных звуков?

Педагог повторяет звуки, помогает детям сформулировать ответы.

 - Что на сделать, чтобы не забыть это важное сообщение?

 - Давайте запишем сообщение на доске. У нас был короткий звук, как мы его можем обозначить?

 - А длинный звук как обозначим?

Педагог записывает на магнитно-маркерной доске последовательность звуков с использованием условных обозначений (** - ** - **)

 - Смотрите, сообщение исчезает.

Педагог медленно стирает сообщение (справа – налево)

 - Вы запомнили сообщение? Запишите его на ваших лентах (полосках бумаги)

 

Дети дают ответы.

- Звуки были разные, короткие и длинные.

-Коротких звуков было два.

-Длинный звук был один.

 -Записать.

Дети отвечают с помощью педагога:

- Короткий – точка, длинный тире (палочка).

Дети по памяти записывают сообщение

Дети вспомнят, что звуки бывают разной длительности.

Дети сосчитают количество звуков.

Дети догадаются, что звуки разной длительности

можно записать с помощью условных обозначений.

Дети запомнят последовательность символов, воспроизведут их при записи.

Актуализация имеющихся знаний

Дидактическое упражнение «Продолжи ряд»

Педагог предлагает детям взять по полоске бумаги и записать сообщение.

 - Мне кажется, что сообщение оборвалось. Продолжите его точно также до конца ваших лент (полосок).

Дети записывают ряд по памяти.

Дети самостоятельно продолжат написание ряда символов.

Дети запомнят образец и воспроизведут его.

Дети самостоятельно установят закономерность и продолжат написание ряда символов.

Постановка проблемы, мотивация детей к дальнейшей деятельности.

Но что же у нас получилось? Пока не понятно. Положим эти сообщения в волшебную коробочку.

 - Внимание, обращение доброостровитян: «Дорогие ребята, на нашем острове живут добрые, отзывчивые островитяне. Мы спрятали наши самые лучшие сокровища, но забыли где они находятся. Вы поможете  их найти? Найти их сможет только самая дружная команда. Вы готовы?

Дети складывают полоски в коробочку «дешифратор»

Дети слушают обращение, выражают готовность отправиться в путешествие, помочь Доброостровитянам

Дети заинтересуются путешествием и выразят готовность помочь островитянам.

Дидактическое упражнение «Найди дорожку»

 - Для начала вашего путешествия вам нужно пройти по дорожкам в лесу. Посмотрите на наш лес (коврограф), что вы там увидели?

Педагог показывает на предметы (изображения – ориентиры).

Из коробочки достаются карты.

 - На нашем коврографе есть большая карта и на ней много разных дорожек. У каждого из вас есть карта с вашей дорожкой. Только пройдя по карте можно найти нужный пакет для нашего путешествия. Давайте найдем дорожку для каждого.

Педагог поочередно вызывает каждого ребенка к коврографу и совместно они находят дорожку, проговаривая маршрут движения.

 Педагог помогает детям соотнести карту и их индивидуальный маршрут

Дети рассматривают карту на коврографе, называют предметы.

Дети рассматривают свои индивидуальные карты.

 С помощью педагога определяют дорожку в лабиринте с использованием условных обозначений, забирают кармашки с формами.

Дети заинтересуются новым видом задания

Дети соотнесут большую карту и уменьшенное изображение.Каждый ребенок найдет свою дорожку и найдет  кармашек с геометрическими формами.

Дидактическое упражнение «Придумай, составь»

-Посмотрите, что у вас в кармашках?

-Интересно, зачем доброостровитяне хотели, чтобы мы их нашли?

 Педагог помогает детям сформулировать мысль, что из этих форм нужно составить транспортное средство для путешествия на остров (корабль)

 - Доброостровитяне прислали нам схему корабля. Я нарисую, вы делаете на столах.

Педагог рисует маркером на доске схему корабля, проговаривая название деталей, место их расположения.

 - Вы молодцы, вы готовы отправиться в путешествие по морю?

 - Вот набежала морская волна и обрызгала все вокруг (педагог опрыскивает из пульверизатора доску), теперь ваши корабли оправляются в самое настоящее плавание.

 - Возьмите ваши детали и составьте точно такие же корабли на доске.

Дети достают геометрические формы, называют их, высказывают предположения.

Дети самостоятельно выкладывают корабли на столах из геометрических форм.

Дети выполняют задание, сносят необходимые изменения.

Дети выражают готовность отправиться в путешествие

Дети выходят к доске и составляют корабли из геометрических форм.

Дети назовут геометрические формы, составят из них на столах корабль по представлению.

Дети выполнят задание самостоятельно или с небольшой помощью

Дети заинтересуются предложением

Дети самостоятельно перенесут знания в новые условия.

Дидактическое упражнение «Вещи собираем, на остров отплываем»

 - У нас теперь целая флотилия кораблей, и мы все вместе отправляемся на Доброостров.

 - Собираем вещи на остров( порядковый счет до 10 с поочередным разгибанием пальчиков).

 - Вещи собрали. Начинаем обратный отсчет (обратный счет от 10 с поочередным загибанием пальчиков)

Дети вместе с педагогом считают до 10 и обратно, загибая и разгибая пальчики.

Дети считают до 10 самостоятельно. Обратный счет от 10 до 5– с помощью педагога; от 5 до 1 самостоятельно

Физкульт-минутка

(1 мин)

Упражнение на переключения внимания, пространственной ориентировки, развития общей моторики.

«Мы с тобой друзья»

- Наша дружная команда отправляется.

Педагог включает музыку на музыкальной колонке, приглашает детей встать в круг.

Звучит музыка «В этом зале все друзья…» выполнение движений по показу в соответствии со словами.

После динамической паузы педагог предлагает детям перейти за столы.

Дети становятся в круг, смотрят на педагога и согласовывают свои движения с ним.

Дети активно включатся в процесс выполнения упражнения. Смена вида деятельности даст детям возможность отдохнуть.

Продолжение игровой  ситуации.

Дидактическое упражнение «Найди сокровища»

- Вот мы прибыли на остров.

Смотрите, доброостровитяне оставили нам карту.

На карте есть обозначения наверху (треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник) и сбоку цифры  (1, 2, 3, 4).

- Доброостровитяне на ней поставили магнитики – смайлики.

 - А вот волшебная полянка, на ней те же обозначения.  

 - На карте обозначено место, где искать сокровища.

Педагог поочередно вызывает детей к доске, помогает определить местоположение смайлика по 2 координатам и перенести эти знания в условиях поиска на «волшебной полянке».

Дети назовут геометрические формы и цифры.

Дети выразят желание найти клад (сокровища)

рассмотрят карту и «волшебную полянку»

Дети находят с помощью педагога игрушки.

Дети проявят  желание помочь островитянам, найдут сокровища.

Дети с помощью педагога соотнесут карту и реальный объект, ориентируясь по 2 осям.

Итоговая деятельность

« Игрушки – бирюльки»

 - Посмотрите на ваши игрушки, они необычные. В них могут играть только самые дружные, самые добрые ребята. Чтобы в нее играть доброостровитяне дарят вам волшебную палочку. А как в нее играть, я расскажу вам в группе.

Дети рассматривают игрушки, выражают желание играть дальше.

Играют совместно с педагогом и в последствии самостоятельно.

Педагог переносить продолжение деятельности в группу, показывает приемы действий, правила игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы 3-4 года на тему «Цифра 6»

Цель занятия: сформировать представления о числе и цифре 6Цель занятия для ребенка: отработать умение считать до 6Задачи занятия:Обучающая:  формировать представления детей о цифре шесть, о том к...

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе. «В гости к белке и медведю»

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе. «В гости к белке и медведю»...

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений детей 5 лет. «Счет в пределах 3. Поможем Ежику»

Конспект по формированию элементарных математических представлений для совершенствования умения различать и сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению, считать в пределах 3. ...

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений...

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в сказку Гуси-лебеди»

Цель занятия: Закрепление знаний о приёмах сравнения величин и измерения разных величин с помощью заданий.Задачи занятия:Обучающие:· Упражнять детей в оперировании блоками Дьенеша &nd...

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «Буратино-именинник»

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «Буратино-именинник»...