Сказкотерапия. Работа над страхами. Конспект занятия.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

Чернова Марина Александровна

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста. В занятии используются игровые сказкотерапевтические методы преодоления страхов детей.  Дети учатся распознавать свой страх, и справляться со своими эмоциями в стрессовой ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_chernovoy_m-01.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Методическая разработка сценария занятия с использованием психотерапевтических методов и приемов».

Цель занятия: Познакомить детей с эмоцией страха, научить детей распознавать эту эмоцию, выражать различными коммуникативными средствами, помочь детям осознавать и преодолевать страх.

Возрастная группа: 6-10 лет. (Старшие группы детского сада, начальная школа).

Количество участников: 6-8 человек.

Оборудование: Текст сказки в стихах «Груффало», платок для завязывания глаз, звуки леса, ночного леса, простыня, листы А4, цветные карандаши на всех детей.

Ход занятия:

Этап 1 . Лиса.

Ведущий.

Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по волшебному лесу, а что бы туда попасть - надо немного поколдовать.  Сядем в круг, возьмёмся за руки и закроем глаза. (Включаются звуки леса).

В нашем лесу тепло, светит солнышко сквозь листву. Растут могучие деревья, и много запутанных дорожек. Представьте, что по этим дорожкам бродят удивительные звери, а на ветках сидят волшебные птицы. Открываем глазки, теперь мы готовы отправиться по этим дорожкам на встречу  с приключениями.

Гулял мышонок по лесу, и вдруг лиса бежит,

 А у лисы, как водится, хороший аппетит.

 - Пойдём со мною, маленький, в нору ко мне пойдём,

 Мы сможем там отлично позавтракать вдвоём.

 - Простите, тётушка Лиса, - мышонок пропищал, -

 Я завтракаю с Груффало: я твёрдо обещал.

 - Что там ещё за Груффало? Мышонок, ты о ком?

 - О, это очень крупный зверь, я с ним давно знаком:

 Есть у него клыки, и когти тоже есть,

 И преогромнейшая пасть, а в ней зубов не счесть.

 - И где же вы встречаетесь?

 - Да вон у той горушки.

 Он, кстати, очень любит лис. С приправой из петрушки.

 - С приправой, говоришь? Ну, мне пора домой.

 Прощай, мышонок! – и лиса нырнула в лес густой.

 - Ха, глупая лиса! Не знает ничего!

 Нет никакого Груффало, я выдумал его.

Дети, подумайте пожалуйста, что испытал мышонок, когда в первый момент увидел перед собой лису?

Ответы детей: 

«испугался», «задрожал», «страх», «удивился», «растерянность», «беззащитность», «подумал, как убежать и спрятаться»  и т. д.

Ведущий:

Молодцы! Действительно, мышонок сразу испугался, то есть он испытал эмоцию - страх, ведь знал, какая опасная лиса, и что убежать от нее он вряд ли сможет, и что же он придумал, что бы спастись?

Ответы детей.

Ведущий:

Давайте и мы поможем мышонку увернуться от лисы.

Игра «Лиса и мышь».

Дети встают в круг, выбирается «мышь», «мышь» выбирает из всех детей «лису» и встает в центр круга. «Мышке» объясняют, что что-бы спрятаться от «лисы», ей нужно в темном дремучем лесу определить, кто из детей «лиса». Потом «мыши» завязывают глаза не прозрачным платком, и раскручивают вокруг своей оси.

 Дети не должны разговаривать, что бы «мышь» не могла по голосу определить, кто перед ней. После того, как «мышь» остановилась, она начинает на ощупь определять, кто перед ней, если это не «лиса», переходит к следующему ребенку. Когда «Мышь» правильно определяет «лису», ее хвалит ведущий, и лиса становится мышью. Если мышь ошибается, ее раскручивают еще раз. Второй раз ведущий незаметно задает наводящие вопросы, что бы облегчить задачу «мышке».

 В ролях мыши и лисы должны перебывать все дети без исключения. Желательно первого ребенка выбрать наименее популярного, что бы он не остался в самом конце игры.

Этап 2. Сова.

Ведущий: 

Продолжим наше путешествие вместе с маленьким и отважным мышонком.

«Гулял мышонок по лесу, и вдруг сова летит,

 А у совы, как водится, отменный аппетит.

 - Летим со мною, лёгонький, летим ко мне в дупло,

 Там стол обеденный накрыт, там сухо и тепло.

 - Простите, бабушка Сова, - мышонок пропищал, -

 Я пообедать с Груффало сегодня обещал.

 - Какое ещё Груффало? Мышонок, ты о ком?

 - О, это очень крупный зверь, я с ним давно знаком:

 Ножищи, как столбы! На них когтищи в ряд!

 И бородавка на носу, а в бородавке – яд!

 - А где вы с ним встречаетесь?

 - Вон там, за ручейком.

 Он, кстати, очень любит сов. Тушёных, с чесноком.

 Тушёных, говоришь? Ну, я спешу… дела…

 Прощай, мышонок! – и сова умчалась как стрела.

 - Ха, глупая сова, не знает ничего!

 Нет никакого Груффало, я выдумал его.»

Давайте подумаем все вместе, как мышонок справился со вторым своим врагом? Он так же испугался, или был уже чуть храбрее и увереннее, чем в первую встречу с лисой? Как вы сделали такой вывод?

Ответы детей: 

«Перехитрил», «рассказал про чудовище», «испугался наверное», «был храбрее», «он знал, что надо рассказать», любые рассуждения на эту тему.

Ведущий:

 Вот видите, мы теперь знаем, что бы страх стал меньше, нужно знать, как можно справится со своим страшным врагом, это и помогает нам его преодолеть – знание источника нашего страха.

Все мы знаем, что совы ночные жители леса, они просыпаются по ночам, что бы охотиться за мышами и мелкими птичками. А что бы особенно их напугать и заставить замереть от страха, используют совиное уханье. Давайте поиграем в сову и мышей.

Игра «Ночной лес».

Один или два ребенка садятся на стульчики в середине круга, остальные рассаживаются вокруг. Включается запись ночного леса.

Ведущий:

 Вы мышки, сидите в темной, но уютной норке в нашем волшебном лесу. А все вокруг вас – совы. Они сидят на ветках, и ждут, что вы испугаетесь и выскочите наружу, для этого они будут страшно ухать. Ваше же задача просидеть ночь, если я увижу, что совы не справляются, я скажу, что солнце взошло, и совам придётся замолчать, а вы будете на свободе.

Задача сов – ухать, но запомните – наш лес волшебный, поэтому самое страшное уханье – это не самое громкое, а самое загадочное.

(Дети «мыши» накрываются легкой, но не прозрачной простыней. Ведущий сообщает, что ночь опустилась на лес, и просыпаются «совы». Ведущий следит, что бы «совы» были не громкими, но старались ухать по-особому, что бы голоса были разнообразными. Мышки сидят тихо. И ждут утра. Если кто-то из детей выскочил,  то после игры обсуждается, что он испытал, хотелось ли ему побыстрее утра, или ему сталось интересно, кто как ухает и т.д. все дети должны побывать в роли мышек. Если ребенок категорически отказывается, то его не уговаривают, но это является показателем для индивидуальной диагностики и проработки страхов).

 Примечание: до выполнения этого задания, детей со страхами, особенно темноты, замкнутого пространства ведущий сажает по 2 или даже трое, а более смелых и бесстрашных по одному.

Ведущий:

Молодцы, храбрые мышки и старательные совы. Вы все очень постарались, а теперь расскажите, в какой роли вам было уютнее, почему? Было ли страшно мышкам, было ли интересно совам? Что помогало справиться со страхом? Знали ли вы, что скоро будет утро? Удалось ли превратиться в своих героев?

Ответы детей – все возможные варианты. (По кругу, не перебивая друг друга, высказываются все дети).

Этап 3. Змея.

Ведущий:

Наконец мы справились и с совами, и теперь мышонок может отправиться дальше.

Гулял мышонок по лесу, и вдруг змея шуршит,

 А у змеи, как водится, прекрасный аппетит.

 - Пош-ш-шли со мною, мягонький, пошли ко мне домой,

 Там сможем мы отлично поужинать с тобой.

 - Простите, госпожа Змея, - мышонок пропищал, -

 Я с Груффало поужинать сегодня обещал.

 - Ш-што-што? Какое груффало? Мышонок, ты о ком?

 - О, это очень крупный зверь, я с ним давно знаком:

 Глаза огнём горят, язык черней черники,

 В шипах лиловых вся спина, и вид ужасно дикий!

 - А где вы с ним встречаетесь?

 - Тут рядом, на пруду.

 Он, кстати, очень любит змей. В сметане и в меду.

 - В сметане, говориш-шь? Ну, мне пора в постель.

 Прощай, мышонок! – и змея в свою скользнула щель.

 - Ха, глупая змея, не знает ничего!

 Спасибо, выдумка моя, спасибо, груффа…

 …Ой!

Вот так закончилась эта третья встреча со страшным врагом мышонка, змеей. Как вы думаете, стал ли наш мышонок еще храбрее? Ведь он обхитрил уже троих. Что менялось в его разговорах, а что оставалось неизменным?

Ответы детей:

«Да, осмелел», «по-разному описывал страшного зверя», «одинаково пугал всех небылицами» и т.д.

Игра «Мышонок и удав».

Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это «удав». Мышь – в кругу. Удав должен шевелиться, как настоящий, именно во временные щели и должен протиснутся ребенок - «мышь». Ее задача всеми возможными способами вылезти из кольца «удава»: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуться, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.

Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не толкались, не делали больно «мышке». Если взрослый замечает, что «мышонок» загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте представим, что удав устал и заснул, а мышонок в этот момент выскользнет». В роли «мышки» должны побывать все дети.

Ведущий:

Все наши мышки молодцы, справились с таким трудным заданием. Вам было тяжело? В какой из трех ситуаций именно для вас было труднее всего быть мышкой? А интереснее? Роль кого: Лисы, Совы или Удава вам больше всего понравилось исполнять?

Ответы детей (Всевозможные). Дети отвечают друг за другом по кругу.

Этап 4. Груффало.

Давайте вспомним, что последнее, что сказал наш мышонок было: «Ой!».

- Ха, глупая змея, не знает ничего!

 Спасибо, выдумка моя, спасибо, Груффа…

 …Ой!

 Как этот страшный зверь сумел сюда попасть?

 Какие острые клыки, чудовищная пасть!

 Ножищи, как столбы… на них когтищи в ряд…

 И бородавка на носу, а в бородавке – яд!

 Глаза горят огнём, язык черней черники,

 В шипах лиловых вся спина, и вид ужасно дикий.

 Ой мама, это Груффало!

 Оно меня понюфало!

Ведущий:

Дети, что же случилось в нашем волшебном лесу? Неужели на самом деле существует этот страшный зверь? Как он выглядит? Что теперь случилось с мышонком? Сильно ли он напуган? Почему вы так думаете?

Ответы детей: «Да, испугался», «сильнее всего», «потому что не ожидал увидеть, он же его выдумал» и т.д.

Ведущий:

Молодцы, а теперь посмотрим, что было дальше.

 - Еда, - воскликнул Груффало, - сама шагает в рот!

 Я положу тебя на хлеб, и выйдет бутерброд.

 - Меня на хлеб? Да я такой… - мышонок пропищал, -

 Я самый страшный зверь лесной, я всех тут застращал!

 А ну, пошли со мною, сейчас увидишь ты,

 Как от меня все звери бросаются в кусты!

 - Ну что ж… ха-ха… веди! Взгляну, потехи ради.

 Ты топай впереди, а я тихонько сзади.

 Вот по лесу они вдвоём шагают не спеша,

 И вдруг шипенье слышится и шорох камыша.

 - Да это же Змея! – мышонок закричал. –

 Привет, не виделись сто лет, я даже заскучал!

 Змея сказала: «Мамочки! На помощь! Караул!»,

 Под кучу брёвен заползла – и только хвост мелькнул.

 - Ну как? – спросил мышонок, - что скажешь ты теперь?

 - Да, это удивительно, - промолвил страшный зверь.

 Вот через лес они опять шагают друг за дружкой,

 И вдруг заухало в ветвях над самою опушкой.

 - Да это же Сова! – мышонок закричал. –

 Здорово, бабушка, давно тебя я не встречал!

 Сова сказала: «Батюшки! Спасите… Не могу…»,

 Забилась в тёмное дупло и больше ни гу-гу.

 - Ну как? – спросил мышонок, - что скажешь ты теперь?

 - Да, это поразительно! - воскликнул страшный зверь.

 И вот опять они вдвоём идут лесной тропинкой.

 Что там за рыжее пятно мелькнуло за осинкой?

 - Эй, тётушка Лиса! – мышонок закричал. –

 Ты что же в гости не идёшь, я даже осерчал.

 Лиса сказала: «Это он! Спасите… Нету сил…»,

 И мигом юркнула в нору, и след её простыл.

 - Ну вот, – сказал мышонок, - не правда ли, теперь

 Ты убедился, что в лесу я самый страшный зверь?

 Но я проголодался… Эх, что ни говори,

 Всего вкуснее Груффало с орешками внутри!

 - С орешками внутри? Да это страшный сон!

 И зверь пустился наутёк, и в чаще скрылся он.

 Сидит мышонок на пеньке, орешками хрустит:

 Ведь он сегодня нагулял отличный аппетит.

Ведущий:

 Вот видите, какой молодец мышонок! Как ловко он справился и с самым страшным зверем, самим Груффало. Расскажите, как ему это удалось? Какой хитростью он воспользовался в этот раз?

Ответы детей. Каждый высказывает свое мнение. Строится общая догадка.

Ведущий:

Все правильно, вы и тут догадались, что все звери боялись не мышонка, а Груффало, но мышонок напугал их своими рассказами, и даже Груффало решил, что мышонок самый страшный зверь в лесу.

Теперь и мы будем справляться со своими страхами. Сейчас мы с вами нарисуем самое страшное чудовище, какое только мы сможем изобразить, оно может быть похожим на Груффало из сказки, а может быть совсем – совсем другим – решать вам, когда вы закончите свои рисунки, мы выберем самого страшного из всех рисунков.

Дети садятся за столы, желательно на расстоянии, что бы не видеть рисунки соседей,  берут бумагу А4, цветные карандаши и рисуют.

После того, как все дорисуют, они садятся в круг, и рассказывают про свое чудовище, называют его имя, где оно живет, чем питается, с кем дружит.

Ведущий:

 Вы молодцы, и правда очень страшные чудовища. Но вы так интересно рассказали про них, дали им имена и рассказали про их друзей, что нам стало всем совсем не страшно, а наоборот. Давайте дорисуем наши рисунки, что бы показать их добрую сторону – дорисуем им цветы и шарики, разукрасим в сердечки  и звездочки их одежду, а можем и дорисовать их друзей, про кого вы нам рассказывали.

(После выполнения задания).

Спасибо большое, что помогли мышонку преодолеть все трудности! Вы сегодня отлично поработали! До свидания!

 Сказка «Груффало». Автор Дональдсон Джулия

 Гулял мышонок по лесу, и вдруг лиса бежит,

 А у лисы, как водится, хороший аппетит.

 - Пойдём со мною, маленький, в нору ко мне пойдём,

 Мы сможем там отлично позавтракать вдвоём.

 - Простите, тётушка Лиса, - мышонок пропищал, -

 Я завтракаю с Груффало: я твёрдо обещал.

 - Что там ещё за Груффало? Мышонок, ты о ком?

 - О, это очень крупный зверь, я с ним давно знаком:

 Есть у него клыки, и когти тоже есть,

 И преогромнейшая пасть, а в ней зубов не счесть.

 - И где же вы встречаетесь?

 - Да вон у той горушки.

 Он, кстати, очень любит лис. С приправой из петрушки.

 - С приправой, говоришь? Ну, мне пора домой.

 Прощай, мышонок! – и лиса нырнула в лес густой.

 - Ха, глупая лиса! Не знает ничего!

 Нет никакого Груффало, я выдумал его.

 Гулял мышонок по лесу, и вдруг сова летит,

 А у совы, как водится, отменный аппетит.

 - Летим со мною, лёгонький, летим ко мне в дупло,

 Там стол обеденный накрыт, там сухо и тепло.

 - Простите, бабушка Сова, - мышонок пропищал, -

 Я пообедать с Груффало сегодня обещал.

 - Какое ещё груффало? Мышонок, ты о ком?

 - О, это очень крупный зверь, я с ним давно знаком:

 Ножищи, как столбы! На них когтищи в ряд!

 И бородавка на носу, а в бородавке – яд!

 - А где вы с ним встречаетесь?

 - Вон там, за ручейком.

 Он, кстати, очень любит сов. Тушёных, с чесноком.

 Тушёных, говоришь? Ну, я спешу… дела…

 Прощай, мышонок! – и сова умчалась как стрела.

 - Ха, глупая сова, не знает ничего!

 Нет никакого груффало, я выдумал его.

 Гулял мышонок по лесу, и вдруг змея шуршит,

 А у змеи, как водится, прекрасный аппетит.

 - Пош-ш-шли со мною, мягонький, пошли ко мне домой,

 Там сможем мы отлично поужинать с тобой.

 - Простите, госпожа Змея, - мышонок пропищал, -

 Я с Груффало поужинать сегодня обещал.

 - Ш-што-што? Какое груффало? Мышонок, ты о ком?

 - О, это очень крупный зверь, я с ним давно знаком:

 Глаза огнём горят, язык черней черники,

 В шипах лиловых вся спина, и вид ужасно дикий!

 - А где вы с ним встречаетесь?

 - Тут рядом, на пруду.

 Он, кстати, очень любит змей. В сметане и в меду.

 - В сметане, говориш-шь? Ну, мне пора в постель.

 Прощай, мышонок! – и змея в свою скользнула щель.

 - Ха, глупая змея, не знает ничего!

 Спасибо, выдумка моя, спасибо, груффа…

 …Ой!

 Как этот страшный зверь сумел сюда попасть?

 Какие острые клыки, чудовищная пасть!

 Ножищи, как столбы… на них когтищи в ряд…

 И бородавка на носу, а в бородавке – яд!

 Глаза горят огнём, язык черней черники,

 В шипах лиловых вся спина, и вид ужасно дикий.

 Ой мама, это груффало!

 Оно меня понюфало!

 - Еда, - воскликнул Груффало, - сама шагает в рот!

 Я положу тебя на хлеб, и выйдет бутерброд.

 - Меня на хлеб? Да я такой… - мышонок пропищал, -

 Я самый страшный зверь лесной, я всех тут застращал!

 А ну, пошли со мною, сейчас увидишь ты,

 Как от меня все звери бросаются в кусты!

 - Ну что ж… ха-ха… веди! Взгляну, потехи ради.

 Ты топай впереди, а я тихонько сзади.

 Вот по лесу они вдвоём шагают не спеша,

 И вдруг шипенье слышится и шорох камыша.

 - Да это же Змея! – мышонок закричал. –

 Привет, не виделись сто лет, я даже заскучал!

 Змея сказала: «Мамочки! На помощь! Караул!»,

 Под кучу брёвен заползла – и только хвост мелькнул.

 - Ну как? – спросил мышонок, - что скажешь ты теперь?

 - Да, это удивительно, - промолвил страшный зверь.

 Вот через лес они опять шагают друг за дружкой,

 И вдруг заухало в ветвях над самою опушкой.

 - Да это же Сова! – мышонок закричал. –

 Здорово, бабушка, давно тебя я не встречал!

 Сова сказала: «Батюшки! Спасите… Не могу…»,

 Забилась в тёмное дупло и больше ни гу-гу.

 - Ну как? – спросил мышонок, - что скажешь ты теперь?

 - Да, это поразительно! - воскликнул страшный зверь.

 И вот опять они вдвоём идут лесной тропинкой.

 Что там за рыжее пятно мелькнуло за осинкой?

 - Эй, тётушка Лиса! – мышонок закричал. –

 Ты что же в гости не идёшь, я даже осерчал.

 Лиса сказала: «Это он! Спасите… Нету сил…»,

 И мигом юркнула в нору, и след её простыл.

 - Ну вот, – сказал мышонок, - не правда ли, теперь

 Ты убедился, что в лесу я самый страшный зверь?

 Но я проголодался… Эх, что ни говори,

 Всего вкуснее груффало с орешками внутри!

 - С орешками внутри? Да это страшный сон!

 И зверь пустился наутёк, и в чаще скрылся он.

 Сидит мышонок на пеньке, орешками хрустит:

 Ведь он сегодня нагулял отличный аппетит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы по изодеятельности. Конспекты занятий.

Пердставлен перспективный план, конспекты занятий  по апликации и рисованиюпо всем возрастным группам детского  сада...

Конспект занятия педагога-психолога Михалкиной О.Г. в средней группе по сказкотерапии: «Победи свой страх»

формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями: мимикой, жестами, пантомимикой....

Конспект занятия по преодолению страха темноты и страха к различным шумам с использованием сказкотерапии «Мышонок и темнота»

Конспект занятия по преодолению страха темноты и страха к различным шумам с использованием сказкотерапии «Мышонок и темнота» Цель занятия: преодоление страхов перед темнотой и различными шум...

«Как преодолеть страхи» Конспект занятия для дошкольников

Цель: развитие навыка преодоления страхов.Задачи:Обучающая: научить  детей использовать различные приемы для преодоления страхаРазвивающая: развить у детей навыки рефлексии, умение использовать в...

Кружковая работа "Умелые ручки".Конспект занятия "Волшебная снежинка"(использование техники рисования солью)для детей старшего дошкольного возраста.

       Необычное, интересное и оригинальное нетрадиционное  рисование солью.  Соль – это материал доступный, простой в использовании, экологически безоп...

Кружковая работа "Умелые ручки".Конспект занятия к 23 февраля "Корабли и самолеты" (в технике оригами) старшая группа.

       Цель: учить складывать «кораблик» и «самолетик» в технике оригами     Задачи:...

Кружковая работа "Умелые ручки". Конспект занятия «Новогодние шары» в нетрадиционной технике рисования (пластилином) старшая группа.

Цель: формировать умение изображать предметы нетрадиционным способом лепки – пластилином.Задачи:Образовательные:• расширить знания детей о новогоднем празднике;• продолжать знакомить д...