ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Капур Светлана Ивановна

В презентации раскрываются особенности развития грамматического строя речи у детей с ЗПР

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Формирование грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Учитель – дефектолог Капур Светлана Ивановна февраль 2016

Слайд 2

ЗПР?! ЧТО ЭТО? Задержка психического развития - это состояние ребенка на момент его обследования. Проявляется задержка, прежде всего в замедлении темпа развития основных психических процессов: внимания, мышления и памяти. Грамматические формы языка формируются не равномерно.

Слайд 3

А ГРАММАТИКА – ЭТО ВАЖНО? Овладение грамматическим строем языка – «обязательное условие формирования полноценного речевого общения. Именно в процессе использования речи (в процессе понимания и говорения) формируется «чувство языка».

Слайд 4

При обследовании грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР наблюдается значительное недоразвитие словоизменения, словообразования и синтаксической структуры предложения. Оказывается, что последовательность усвоения словоизменения существительных при нормальном онтогенезе одинакова, как для детей с нормальным развитием, так и для детей с ЗПР. Однако, овладение формами существительных у детей с ЗПР происходит в более длительные сроки, и часто задерживается вплоть до школьного возраста. Наряду с этим, в процессе словоизменения существительных у детей с ЗПР наблюдаются и качественные особенности.

Слайд 5

Развитие грамматического строя речи понимается как длительный процесс формирования умений оформлять высказывания с точки зрения законов и правил русского языка. Бедность словаря, аграмматизмы мешают полноценному общению, и общему развитию речи ребенка.

Слайд 6

Речь детей с ЗПР существенно отличается от нормы. Словарь значительно сужен, затруднено формирование грамматических обобщений, ряд грамматических категорий в их речи просто отсутствует.

Слайд 7

Формируя грамматические формы языка опираемся на наглядность, Если каждое действие правильно воспринимается ребёнком, хорошо отличается от другого, то будут правильно усваиваться и обозначающие их глаголы.

Слайд 8

Наблюдается смешение падежных форм, часто смешивают окончания падежей. Наблюдаются неправильные падежные окончания имён существительных в косвенных падежах множественного числа (ДЕРЕВА- ДЕРЕВОВ, МНОГО ПТИЦЕВ).

Слайд 9

Детское «словотворчество»является признаком уровня сформированности словообразования, у наших детей этот процесс задерживается, в связи с поздним развитием познавательной деятельности. В речи детей с ЗПР наблюдается несколько словообразовательных вариантов (сад-садашный-садимый-садовый). В большинстве случаев они не дифференцируют в импрессивной речи правильный и не правильный словообразовательный вариант, т е неправильные формы определяют, как правильные.

Слайд 10

У детей с задержкой психического развития необходимо специально формировать знания для изучения грамматических категорий.

Слайд 11

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ Образование формы родительного падежа единственного числа существительных. «Какой игрушки нет?» Посмотрите и запомните, какие игрушки стоят на столе. Теперь закройте глазки. Откройте…. Какой игрушки нет? Нет куклы; нет мишки; нет матрёшки.

Слайд 12

Образование формы винительного падежа от названий игрушек. Игра «Магазин» Давайте, поиграем в магазин. Вы будете покупать игрушки., не забывайте при этом проговаривать вежливые слова Дай, пожалуйста, куклу. Возьми, пожалуйста, куклу. Продаем мишку, пирамидку, зайку, скакалку, матрёшку, ведро, мячик.

Слайд 13

Употребление пространственных предлогов. Дидактическая игра «В комнате порядок» Машину поставим под стол. Куклу посадим на диван. Мяч закатим под диван. Пирамидку положим в ящик. Посуду поставим на полку.

Слайд 14

Употребление конструкций с винительным падежом, совпадающим и не совпадающим с именительным. Дидактическая игра «Огород» Сегодня будем сажать семена разных овощей. Вот наш огород, сажаем в грядки по очереди Я посажу морковь; Я посажу капусту, свёклу, лук, огурцы, помидоры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи дошкольников в процессе игровой деятельности.

Особенности развития речи дошкольников в процессе игровой деятельности.Сложилось так  что, моя педагогическая деятельность осуществлялась в логопедических  группах  детского сада ...

Особенности развития речи дошкольников

в статье описываются особенности овладения детьми дошкольного возраста различными разделами родного языка...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Образовательная программа -  направлена на развитие ребенка дошкольного возраста в группе детского сада....

Статья на тему: "Возрастные особенности развития речи дошкольников»

Процесс развития речи ребенка осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста, и обладает своими особенностями. Необходимо учитывать, что наиболее важным для становления речи, является возраст...

Этапы и особенности развития речи дошкольников

В статье говорится об особенностях развития речи дошкольников в определённом возрасте...

Этапы и особенности развития речи дошкольников.

В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного воз...

Особенности развития речи дошкольников

Собственно написанная курсовая работа по развитию речи дошкольников...