Особенности развития речи дошкольников в процессе игровой деятельности.
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме

Ходыкина Светлана Анатольевна

 

Особенности развития речи дошкольников в процессе игровой деятельности.

Сложилось так  что, моя педагогическая деятельность осуществлялась в логопедических  группах  детского сада и поэтому, конечно я придавала большое внимание развитию речи детей. В процессе работы с детьми я убедилась, что игра – является лучшей деятельностью по развитию речи ребёнка.                                                                                                                                    К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Проанализировав работу в этом направлении,  я определила для себя   главную методическую задачу – «Развитие речевой деятельности дошкольников  через  различные виды игр».

 

Игра дошкольников:

• побуждает детей к общению друг с другом;

• способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

• способствует совершенствованию разговорной речи;

• способствует обогащению словаря;

• оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

: Для речевого развития использую   все виды игровой деятельности

- русские народные подвижные игры – для  обогащения словаря детей, для воспитания звуковой культуры речи.

- игры драматизации – для развития речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи.

- дидактические игры – для закрепления и уточнения словаря, навыка быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов.

- Игры-викторины.

-Сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевые игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:

·         Словаря;

·         Грамматического строя речи

·         Диалогической и монологической речи;

·         Совершенствованию звуковой стороны речи.

Интенсивному речевому развитию способствует и самостоятельная деятельность  детей, которая включает в себя не только само действие с куклами и персонажами ,собственными действиями по ролям, но также художественно - речевая деятельность.

 

 

1.2 Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у дошкольников.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра - это не просто развлечения, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждает, что именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ни что не сковывает ребенка.  Мы знаем, какую большую роль в развитии речи детей играют взрослые.  Поэтому  моё участие  в выборе  свободной игровой деятельности детей, не может ограничиться созданием  психологической обстановки, подбором игрового материала, места,  я  проявляю интерес к самому процессу игры, даю детям новые ситуации, ключевые  слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игры, влияю  на развитие сюжета тем самым обогащаю их  речь.

. Не поучать, и обучать, а играть с ними, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребенку. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения и речи. Играя ребенок заменяет отсутствующие объекты предметами - заместителями, иногда даже воображаемыми. И это не просто игра, это становление функции замещения, с которой ребенок в последующем будет встречаться постоянно. В игре он учится планировать и регулировать свои действия, а также действия партнеров по игре. Но чтобы игра стала действительно развивающей для малыша,  надо учить играть - Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей. Одной из самых важных составляющих  познавательно – речевого развития является грамотная речь педагога. И это неслучайно, поскольку именно педагог закладывает основы культуры детской речи, приобщает их к культуре устного высказывания, т.е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Основной сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданный им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре). Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский в игре же дети - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин), общественные (игры празднование Дня рождения города, в библиотеку, полет на Луну). В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечение больных и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержание, как отличаются и в самой жизни. Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес и определенным сюжетам, в которые они играли и раньше.( в семью, больницу, строителей, транспорт и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействовать детей в игре, когда каждый вносит, что-то свое, индивидуальное. На протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

- усиление, целенаправленности, а значит, и последовательности связанности изображаемого;

- постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических, словесных замещений). Сюжет ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Подчинения ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Для дошкольников роль- это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное. Смысл игры для дошкольников заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница хорошо заботится о детях, капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов.

Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

В конце своего выступления я могу сказать, что углубленная работая над данной темой выявила, что речь детей  в игровой деятельности  развивается наиболее  активно. Игровая и творческая деятельность  раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основанные на нравственных правилах  и идеалах, понимание добра и зла, на нормы общения и человеческих отношений, тем самым обогащая эмоциональную сферу дошкольника.

В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения.

Следовательно, игра является неотъемлемой частью жизни дошкольника,  и  главное  участие в этой работе принадлежит - взрослым.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezetnatsiya_.pptx3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

’’Особенности развития речи дошкольников в процессе игровой деятельности”

Слайд 3

Игра дошкольников: • побуждает детей к общению друг с другом; • способствует закреплению навыков пользования инициативной речью; • способствует совершенствованию разговорной речи; • способствует обогащению словаря; • оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Слайд 4

Виды игровой деятельности -Русские народные подвижные игры -Игры драматизации -Дидактические игры -Театрализованные игры -Сюжетно-ролевые игры -Викторины

Слайд 6

Игра - это не просто развлечения, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь.

Слайд 8

Основной сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданный им самим игровой обстановке.

Слайд 10

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Слайд 12

В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр.

Слайд 14

Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры.

Слайд 16

Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) Способствовала росту и развитию речи более слабых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cправка о наличии собственного инновационного педагогического опыта «Развитие речи дошкольников через театрально – игровую деятельность»

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность п...

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

Проект“Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”.Характеристика проекта.1.1 Цель:развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность.Задачи:созда...

План самообразования «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности»

Цель: Изучение и анализ эффективности использования дидактических и сюжетно – ролевых игр в развитии речи дошкольников.Задачи:ž  Развивать эмоциональную отзывчивость детей через дидак...

Методическая разработка. Перспективное планирование по теме: «Развитие речи дошкольников в процессе театрализованной деятельности».

Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования работающим с детьми дошкольного возраста по развитию речи в проц...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, форми- рующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. ...

Особенности развития речи дошкольника в процессе игровой деятельности

В данном материале рассматривается связь между игрой и речью....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Мы, педагоги, находимся в постоянном поиске средств развития диалогической речи дошкольников, и многие из нас сходятся во мнении, что эффективным методическим средством для этого является театрализова...