ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по развитию речи

Смольянина Юлия Сергеевна

Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, форми- рующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе са- мого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ре- бенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Педагогический опыт: решения и находки

Сборник научно-методических статей

Выпуск 52

Часть 1

ВОРОНЕЖ

Воронежский государственный педагогический университет 2022

УДК 370.153(075.8) ББК 88.8я73

П 65

Редакционная коллегия:

И.А. Дендебер (отв. ред.), канд. пед. наук (ВИРО);

С.В. Дендебер, канд. с/х наук (ВИРО);

Н.П. Харьковский, канд. пед. наук (ВГПУ)

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор ВГПУ М.В. Дюжакова; кандидат педагогических наук, доцент ВГПУ А.В. Калагастова

П 65 Педагогический опыт: решения и находки: сборник научно-мето- дических статей. Выпуск 52. В 2-х частях / ред. кол.: И.А. Дендебер [и др.]; отв. ред.: И.А. Дендебер.– Воронеж: Воронежский государ- ственный педагогический университет, 2022. - Часть 1. – 232 с.

В методическом пособии представлен опыт организации образова- тельной среды и, прежде всего, среды развивающей, направленной на реа- лизацию ФГОС второго поколения в основной общеобразовательной школе.

Материалы статей изданы в авторской редакции.

УДК 370.153 (075.8)

ББК 88.8я

© Воронежский государственный педагогический университет, редакционно-издательское оформление, 2022

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.П. Рубцова, Ю.С. Смольянина, И.В. Перелыгина, МБДОУ Д/С КВ №167 городского округа г. Воронеж

Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, форми- рующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе са- мого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ре- бенком.

У старших дошкольников нередко существуют проблемы при по- строении связного высказывания, им сложно составлять распространен- ные предложения, уровень информативности высказываний находится на низком уровне. Кроме того, многие дети активно делятся своими впе- чатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не от того, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. Если эти наруше- ния не исправляются в детском возрасте, у дошкольников возникают трудности общения с окружающими, в дальнейшем может появиться за- комплексованность, мешающая успешному обучению, и, следовательно, раскрытию природных способностей и интеллектуальных возможностей. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной сто- роны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает

© Рубцова О.П., Смольянина Ю.С., Перелыгина И.В., 2022

свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских иг- рах, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит о них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет гово- рить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя ее действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети

«учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «дей- ствовать» в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их литератур- ными или воображаемыми признаками.

Термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого про- цесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой дея- тельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С. Выготского «мнимая ситуация».

Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры.

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключа- ется не в её результатах, а в самом процессе.

В играх на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В играх на производственные и общественные темы, в кото- рых отражается труд людей. Где сюжеты берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транс- порт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия). Игры на героико-патриотические темы, в играх на темы литературных произведе- ний, кино, телепередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, кро- кодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов). Нельзя обой- тись без слова, ведь в этих играх ребята отражают целые эпизоды из ли- тературных произведений, подражая не только своими действиями ге- роям , усваивая их поведение ,но и с удовольствием копируют их речь, тем самым обогащая свой словарный запас. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли, совершенствуются умение объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Фор мируется умение договариваться о том, во что они играть, и как распре- делять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.

Таким образом, все виды сюжетно-ролевой игры способствуют раз- витию связной речи, так как с помощью слова дети организуют сюжет и передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. Применение сюжетно-ролевых игр в работе с детьми позволяет попол- нять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о бли- жайшем окружении. Расширяются представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников. Акти- визируется речь ребёнка, совершенствуется интонационная выразитель- ность речи, улучшается дикция. Совершенствуется диалогическая речь, дети в процессе ролевых взаимоотношений учатся участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, развивается умение рассказывать.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра считается высшей формой развития детской игры. Она достигает своего расцвета в дошкольном воз- расте, выступая в этот период в качестве ведущей деятельности, а затем уступает свою ведущую роль учебе и больше не рассматривается в каче- стве самостоятельной движущей силы дальнейшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи дошкольников в процессе игровой деятельности.

Особенности развития речи дошкольников в процессе игровой деятельности.Сложилось так  что, моя педагогическая деятельность осуществлялась в логопедических  группах  детского сада ...

Cправка о наличии собственного инновационного педагогического опыта «Развитие речи дошкольников через театрально – игровую деятельность»

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность п...

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

Проект“Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”.Характеристика проекта.1.1 Цель:развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность.Задачи:созда...

План самообразования «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности»

Цель: Изучение и анализ эффективности использования дидактических и сюжетно – ролевых игр в развитии речи дошкольников.Задачи:ž  Развивать эмоциональную отзывчивость детей через дидак...

Методическая разработка. Перспективное планирование по теме: «Развитие речи дошкольников в процессе театрализованной деятельности».

Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования работающим с детьми дошкольного возраста по развитию речи в проц...

Особенности развития речи дошкольника в процессе игровой деятельности

В данном материале рассматривается связь между игрой и речью....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Мы, педагоги, находимся в постоянном поиске средств развития диалогической речи дошкольников, и многие из нас сходятся во мнении, что эффективным методическим средством для этого является театрализова...