«Развитие внимания дошкольников в процессе игровой деятельности»
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Актуальность темы развития внимания у детей дошкольного возраста в современной образовательной парадигме не подлежит сомнению и обусловлена комплексом социальных, психолого-педагогических и дидактических факторов. Современное общество характеризуется стремительным увеличением объема информации, высокой скоростью жизненных процессов и постоянным присутствием фоновых шумов, в том числе цифровых. Эта среда, часто называемая «клиповой», предъявляет особые требования к психическим процессам человека, и в первую очередь – к вниманию. Способность к концентрации, устойчивости, распределению и переключению внимания становится не просто одним из познавательных процессов, а ключевой компетенцией, определяющей успешность любой целенаправленной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие внимания дошкольников в процессе игровой деятельности»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы развития внимания у детей дошкольного возраста в современной образовательной парадигме не подлежит сомнению и обусловлена комплексом социальных, психолого-педагогических и дидактических факторов. Современное общество характеризуется стремительным увеличением объема информации, высокой скоростью жизненных процессов и постоянным присутствием фоновых шумов, в том числе цифровых. Эта среда, часто называемая «клиповой», предъявляет особые требования к психическим процессам человека, и в первую очередь – к вниманию. Способность к концентрации, устойчивости, распределению и переключению внимания становится не просто одним из познавательных процессов, а ключевой компетенцией, определяющей успешность любой целенаправленной деятельности.
В контексте подготовки к школьному обучению проблема развития внимания приобретает первостепенное значение. Учебная деятельность, в которую вступает ребенок, требует сформированной произвольности психических процессов. Недостаточный уровень развития внимания неизбежно приводит к трудностям в усвоении программного материала, следования инструкциям учителя, организации собственной деятельности, что влечет за собой снижение академической успеваемости и, как следствие, может негативно отразиться на личностном развитии ребенка, его самооценке и учебной мотивации. Таким образом, целенаправленная работа по развитию внимания в дошкольный период является не просто желательным элементом, а необходимым фундаментом для построения успешной образовательной траектории ребенка.
Психолого-педагогическая наука и практика располагают многообразием подходов и методик, направленных на развитие когнитивных функций. Однако особое место среди них занимает игровая деятельность. Это положение основано на фундаментальных трудах классиков отечественной психологии – Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, которые научно обосновали ведущую роль игры в психическом развитии ребенка-дошкольника. Игра является не только преобладающим видом деятельности в данном возрасте, но и той специфической формой, в которой наиболее естественно и эффективно происходят процессы становления личности, интеллекта и, что особенно важно для нашего исследования, произвольных психических процессов, включая внимание.
Именно в игре, подчиняясь ее правилам и стремясь достичь игровой цели, ребенок впервые совершает волевое усилие, чтобы направить и удержать свое сознание на определенных объектах и действиях. Непроизвольное внимание, характерное для младших дошкольников и управляемое яркими, новыми стимулами, постепенно уступает место вниманию произвольному, опосредованному внутренними правилами и социальным контекстом. Игровая ситуация создает «зону ближайшего развития» для внимания: то, что сегодня ребенок делает в игре по правилу, предложенному взрослым, завтра он сможет сделать произвольно в учебной ситуации.
Практическая значимость проблемы заключается в поиске наиболее адекватных и эффективных форм педагогического сопровождения процесса развития внимания. Несмотря на признание важности игры, в реальной практике дошкольных образовательных организаций ее потенциал зачастую используется фрагментарно и недостаточно системно. Иногда наблюдается подмена истинной, свободной и творческой игры дидактизированными, формальными упражнениями. Воспитатели и специалисты (педагоги-психологи, учителя-логопеды) нуждаются в четком понимании механизмов влияния разных видов игр на свойства внимания, а также в конкретном методическом инструментарии, позволяющем интегрировать эту работу в ежедневный образовательный процесс, а не выносить ее в виде отдельных, изолированных занятий.
- Целью данной творческой работы является теоретическое обоснование и практическое раскрытие потенциала игровой деятельности как основного средства развития внимания у детей дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд взаимосвязанных задач.
- Первая задача заключается в том, чтобы раскрыть психологическую сущность внимания как познавательного процесса, охарактеризовать его основные свойства (устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключение) и проследить особенности их развития в онтогенезе на этапе дошкольного детства.
- Вторая задача предполагает анализ игровой деятельности как ведущего вида деятельности дошкольника. Здесь необходимо рассмотреть структуру игры, ее виды (сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная, игры с правилами и др.) и выявить те специфические возможности, которые каждый из этих видов предоставляет для целенаправленного развития различных свойств внимания.
- Третья задача носит практико-ориентированный характер и направлена на анализ и обобщение конкретного опыта деятельности педагогических кадров по психолого-педагогическому сопровождению развития внимания посредством игры. Это включает в себя изучение и описание эффективных методик, систем игр и приемов работы, используемых воспитателями и специалистами в условиях дошкольной образовательной организации, а также оценку их результативности.
Методологической основой работы послужили теоретические положения о закономерностях психического развития ребенка (Л.С. Выготский), о роли игры в развитии произвольности (Д.Б. Эльконин), о структуре и динамике внимания (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин). Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; систематизация и классификация научных данных; обобщение и анализ передового педагогического опыта.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические выводы и практические рекомендации могут быть непосредственно использованы в деятельности воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений. Материалы работы могут служить основой для проектирования образовательной деятельности, направленной на развитие когнитивной сферы дошкольников, для планирования индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в развитии внимания, а также для организации психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам развития внимания у детей в условиях семейного воспитания через доступные и естественные для ребенка игровые формы.
Таким образом, представленная работа направлена на углубление понимания взаимосвязи игровой деятельности и развития внимания и на повышение эффективности педагогической практики в этом актуальном направлении работы с детьми дошкольного возраста.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Теоретические аспекты развития внимания у дошкольников
Проблема развития внимания у детей дошкольного возраста занимает центральное место в системе психолого-педагогического знания, поскольку этот психический процесс является фундаментальным условием успешности любой целенаправленной деятельности. Для глубокого понимания специфики развития внимания в дошкольном возрасте необходимо рассмотреть его психологическую сущность, эволюцию от непроизвольных к произвольным формам, ключевые свойства и их возрастную динамику, а также проанализировать психофизиологические основы, определяющие особенности данного процесса в этот сензитивный период.
С психологической точки зрения внимание не является самостоятельным психическим процессом, а представляет собой особую организацию и направленность сознания, его сосредоточенность на объектах, имеющих для личности устойчивую или ситуативную значимость. Отечественный психолог П.Я. Гальперин определял внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, подчеркивая его произвольную природу и связь с формированием внутреннего плана действий. В контексте дошкольного детства это положение приобретает особый смысл, так как именно в этот период закладываются основы для становления данного внутреннего контроля.
Центральным для понимания генезиса внимания в дошкольном возрасте является противоречие между преобладанием непроизвольного внимания и активным становлением внимания произвольного. Непроизвольное внимание, как известно, возникает без сознательных усилий ребенка, привлекаясь новизной, интенсивностью, контрастностью или эмоциональной привлекательностью внешних стимулов. Для младшего дошкольника этот тип внимания является доминирующим. Ребенок не может длительно сосредотачиваться на одном объекте, его взгляд и сознание легко перемещаются с одного предмета на другой, следуя за внешними изменениями в окружающей среде.
Однако по мере взросления и под влиянием целенаправленного педагогического воздействия начинает формироваться внимание произвольное. Его становление, как убедительно показал Л.С. Выготский, происходит в русле общего закона развития высших психических функций: изначально внимание разделено между взрослым и ребенком, где взрослый с помощью словесных инструкций, указаний и средств организует внимание ребенка. Постепенно ребенок перенимает эти средства и начинает использовать их для самостоятельной организации своего собственного внимания. Таким образом, произвольное внимание является опосредствованным, прежде всего речью, и социальным по своему происхождению. Именно в дошкольном возрасте происходит этот ключевой переход от внешнего управления вниманием к саморегуляции.
Качественные характеристики внимания описываются через его основные свойства: объем, устойчивость, концентрация, распределение и переключение. Объем внимания, то есть количество объектов, которые могут быть одновременно отчетливо восприняты, у дошкольника ограничен и увеличивается с возрастом. Если младший дошкольник может удерживать в поле внимания один-два объекта, то к старшему дошкольному возрасту этот показатель возрастает до трех-четырех, что связано с развитием способности к группировке и структурированию информации.
Устойчивость внимания представляет собой способность сохранять сосредоточенность на деятельности в течение продолжительного времени. Для дошкольников характерна относительно невысокая устойчивость, однако она существенно возрастает в процессе целенаправленной деятельности, особенно игровой. Исследования показывают, что длительность сосредоточения на одной игре у старшего дошкольника может достигать 40-50 минут, в то время как при выполнении малопривлекательных дидактических заданий она может не превышать 10-15 минут. Это подчеркивает важность мотивационного фактора в поддержании устойчивости внимания.
Концентрация внимания, или интенсивность сосредоточения на объекте, у дошкольников часто высока, но легко нарушается при воздействии посторонних раздражителей. Это связано с недостаточным развитием тормозных процессов в коре головного мозга. Ребенок может настолько глубоко погрузиться в игру, что не слышит обращенную к нему речь, однако любой новый, сильный стимул легко разрушает это сосредоточение.
Распределение внимания – это способность удерживать в центре сознания несколько разнородных объектов или выполнять несколько действий одновременно. Это свойство у дошкольников только начинает формироваться. Ребенку сложно, например, слушать рассказ воспитателя и одновременно рисовать иллюстрацию к нему. Однако в процессе сюжетно-ролевой игры, где необходимо следить за соблюдением правил, действовать в соответствии с ролью и взаимодействовать с партнерами, это свойство развивается особенно интенсивно.
Переключение внимания, понимаемое как сознательный переход от одного объекта к другому, также претерпевает значительное развитие. Младшие дошкольники с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, особенно если предыдущая деятельность была эмоционально насыщенной. К старшему дошкольному возрасту, при условии правильной организации режимных моментов и использования специальных приемов (например, игровых «ритуалов» перехода), гибкость внимания значительно повышается.
С нейрофизиологической точки зрения развитие внимания в дошкольном возрасте обусловлено сложными процессами созревания центральной нервной системы. Прежде всего, это развитие лобных долей коры головного мозга, которые отвечают за программирование, регуляцию и контроль деятельности. Происходит миелинизация нервных волокон, что увеличивает скорость проведения нервных импульсов и способствует более эффективной интеграции работы различных отделов мозга. Совершенствуется работа ретикулярной формации, играющей ключевую роль в активации коры и поддержании общего уровня бодрствования и внимания. Однако функциональная незрелость этих систем объясняет характерные для дошкольников отвлекаемость, истощаемость и трудности с произвольной регуляцией.
Таким образом, дошкольный возраст представляет собой сензитивный период для развития внимания, характеризующийся качественным переходом от непроизвольных, непосредственных форм к произвольным, опосредствованным речью и социальным взаимодействием. Этот процесс неразрывно связан с общей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и нейрофизиологическим созреванием ребенка. Понимание этих теоретических основ является необходимым условием для построения эффективной педагогической системы, направленной на целенаправленное развитие свойств внимания через адекватные возрасту средства, среди которых игровая деятельность занимает первостепенное место.
Практические аспекты деятельности педагогических кадров по развитию внимания в игровой деятельности
Реализация теоретических положений о развитии внимания у дошкольников находит свое практическое воплощение в целенаправленной деятельности педагогических кадров дошкольных образовательных организаций. Эффективная работа в данном направлении требует от воспитателей, педагогов-психологов и учителей-логопедов системного подхода, глубокого понимания возрастных особенностей детей и владения широким арсеналом методических приемов, интегрированных в ведущую деятельность ребенка – игру.
Одним из наиболее значимых аспектов практической работы является создание развивающей предметно-пространственной среды, целенаправленно стимулирующей различные свойства внимания. Речь идет не просто о наличии дидактических игр в группе, а о продуманной организации пространства, которая бы сама по себе направляла и организовывала внимание ребенка. Это включает в себя зонирование помещений с четкими визуальными границами, что помогает детям удерживать фокус на выбранном виде деятельности и снижает уровень отвлекаемости. Важным элементом являются открытые стеллажи с материалом, где каждая коробка или полка имеет четкую символическую маркировку – цветную, графическую или словесную. Процесс поиска нужной игры по значку, выбор и возвращение материала на строго определенное место сами по себе становятся упражнением на концентрацию, произвольное внимание и следование правилу. Среда должна быть динамичной, но не перегруженной: избыток ярких, мигающих, не связанных между собой объектов рассеивает внимание, в то время как умеренная, эстетичная и логично организованная обстановка способствует его устойчивости.
Центральное место в практической работе занимает системное использование различных видов игр, каждая из которых вносит свой уникальный вклад в развитие определенных свойств внимания. Дидактические игры, особенно с четкими правилами и последовательностью действий, являются классическим инструментом формирования произвольного внимания. Такие игры как «Лото», «Домино», «Найди пару», «Что перепутал художник?» требуют от ребенка удержания инструкции, постоянного сопоставления своих действий с образцом или правилом, что невозможно без устойчивой концентрации. Усложнение этих игр – увеличение количества элементов, введение ограничения по времени, необходимость отслеживать несколько признаков одновременно (например, цвет и форму) – эффективно тренирует объем, распределение и переключение внимания.
Сюжетно-ролевые игры представляют собой мощный ресурс для развития распределения внимания и его устойчивости. Вживаясь в роль врача, продавца или строителя, ребенок вынужден одновременно удерживать в уме сложную схему действий: последовательность этапов (прием пациента, осмотр, назначение лечения), использовать предметы-заместители в соответствии с их игровым значением и вести непрерывный диалог с партнерами. Эта многоплановая деятельность требует высокого уровня координации внимания, его гибкого перераспределения между различными компонентами игры. Задача педагога здесь – не директивное руководство, а тонкое обогащение и усложнение игрового сюжета, введение новых персонажей или проблемных ситуаций, которые стимулируют ребенка к еще большей психической активности.
Подвижные игры с правилами, такие как «Совушка», «Краски», «Море волнуется раз», являются незаменимым средством для тренировки переключения и концентрации внимания на фоне физической активности. Эти игры основаны на быстром переходе от одного действия к другому по сигналу или в соответствии с изменяющимися условиями. Ребенок должен быть постоянно настороже, слушать ведущего и мгновенно реагировать, тормозя предыдущее действие и запуская новое. Это великолепно развивает не только произвольное внимание, но и процессы торможения в коре головного мозга.
Особого внимания заслуживает работа учителя-логопеда, для которого развитие внимания является базовой составляющей коррекции речевых нарушений. В рамках индивидуальных и подгрупповых занятий логопед использует специализированные игровые приемы. Например, игры на развитие слухового внимания, без которого невозможна правильная фонематика: «Услышь звук» (хлопнуть в ладоши, когда в слове слышится заданный звук), «Где позвонили?» (определить направление звучащего колокольчика). Широко применяются игры с опорой на зрительное внимание: «Найди отличия на двух картинках с сюжетом по изучаемой лексической теме», «Лабиринты», «Что исчезло?» с набором картинок. Эти упражнения напрямую способствуют подготовке к овладению грамотой, так как формируют навык сосредоточения на знаке (букве).
Опыт передовых дошкольных учреждений, таких как ГБОУ «Школа № 2100» г. Москвы, демонстрирует эффективность проектного подхода. В рамках тематической недели «Внимательные глаза и чуткие уши» воспитатели и специалисты совместно реализуют комплекс игр, охватывающих все виды внимания. Утро начинается с пятиминутки «Зарядка для внимания» – коротких игр-головоломок. В течение дня в групповой работе используются игры-головоломки типа «Танграм», «Колумбово яйцо», требующие высокой концентрации и пространственного мышления. На прогулке организуются подвижные игры с усложненными правилами. Такой системный, «погружающий» подход позволяет достичь значительных результатов за короткий срок.
Неотъемлемой частью практической деятельности является психолого-педагогическая диагностика. Педагог-психолог с помощью стандартизированных методик (например, «Корректурная проба» для старших дошкольников, метод Пьерона-Рузера, «Найди и вычеркни») определяет исходный уровень развития свойств внимания у каждого ребенка. Это позволяет не только выявить детей с низкими показателями для индивидуальной работы, но и дифференцировать игровой материал в группе, предлагая одним детям более простые, а другим – более сложные варианты игр.
Крайне важным, хотя часто недооцениваемым, аспектом является работа с родителями. Педагоги проводят консультации, мастер-классы и открытые показы, где демонстрируют, как самые простые бытовые ситуации и игры могут стать развивающими. Родителей обучают, как, используя путь в детский сад, можно играть в «Что изменилось на нашей улице?» (тренировка наблюдательности), а во время готовки – в «Чего не стало на столе?» (кратковременная память и внимание). Такое партнерство обеспечивает перенос навыков из детского сада в домашнюю среду и закрепление достигнутых результатов.
Таким образом, практическая деятельность по развитию внимания через игровую деятельность представляет собой многоуровневую, системную работу, интегрированную во все образовательные области и режимные моменты. Она требует от педагога не только методической грамотности, но и творческого подхода, гибкости и способности видеть развивающий потенциал в каждой, даже самой простой, игровой ситуации. Комплексное использование всех описанных аспектов – от организации среды до работы с семьей – позволяет максимально эффективно использовать сензитивный период дошкольного детства для формирования устойчивых, произвольных и управляемых процессов внимания, что является надежным фундаментом для будущего школьного обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование, посвященное проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, позволяет сделать ряд фундаментальных выводов, имеющих как теоретическое, так и сугубо практическое значение. Анализ психолого-педагогической литературы и обобщение передового опыта работы дошкольных образовательных учреждений однозначно подтверждают центральную гипотезу о том, что целенаправленно организованная игровая деятельность выступает не просто одним из методов, а наиболее адекватной, естественной и высокоэффективной средой для становления и совершенствования всех базовых свойств внимания в данный сензитивный период развития личности.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации современных научных представлений о генезисе внимания в дошкольном возрасте. Было установлено, что этот процесс представляет собой сложное, многокомпонентное явление, характеризующееся переходом от непроизвольных, обусловленных внешними яркими стимулами форм, к вниманию произвольному, опосредствованному речью и социальными правилами. Ключевым механизмом этого перехода является интериоризация – преобразование внешних средств организации внимания (инструкций взрослого, игровых правил) во внутренний план, в способность ребенка к саморегуляции. Именно игровая ситуация, с ее мотивационной насыщенностью и необходимостью следования добровольно принятым нормам, создает идеальные условия для запуска и успешного протекания этого процесса. Игра не просто тренирует внимание как отдельную функцию; она формирует саму способность ребенка быть субъектом своей познавательной деятельности, произвольно направлять и удерживать сознание на решении задачи.
Практическая часть исследования демонстрирует, что эффективность педагогического сопровождения развития внимания напрямую зависит от системности и комплексности подхода. Речь идет не о эпизодическом использовании отдельных дидактических игр, а о продуманном проектировании всей образовательной среды, где игра становится стержнем, вокруг которого выстраивается взаимодействие взрослого и ребенка. Как показал анализ практики, максимальный результат достигается при гармоничном сочетании нескольких условий. Во-первых, это создание развивающей предметно-пространственной среды, которая не перегружает нервную систему ребенка избытком хаотичных стимулов, а, напротив, своей логичной структурой, визуальной ясностью и доступностью материалов направляет и организует его внимание, побуждает к сосредоточенной деятельности.
Во-вторых, это владение педагогом широким репертуаром игровых технологий и понимание их специфического развивающего потенциала. Дидактические игры с четкими правилами незаменимы для формирования устойчивости и концентрации внимания. Сюжетно-ролевые игры, требующие удержания сложной схемы действий и непрерывного взаимодействия с партнерами, являются мощным инструментом развития распределения внимания. Подвижные игры с неожиданными сигналами и сменой действий великолепно тренируют скорость переключения и когнитивную гибкость. Специализированные игры, используемые учителем-логопедом, целенаправленно развивают слуховое внимание, что является краеугольным камнем для коррекции фонетико-фонематических нарушений и подготовки к грамоте.
В-третьих, неотъемлемым элементом успеха является дифференцированный и индивидуальный подход, основанный на данных первичной и текущей диагностики. Понимание исходного уровня развития свойств внимания у каждого конкретного ребенка позволяет педагогу выстраивать его личную «образовательную траекторию» в игре, предлагая задания адекватной сложности – от простых к более комплексным, что обеспечивает ситуацию непрерывного развития и поддерживает мотивацию ребенка.
Наконец, установление прочного партнерства с семьей является залогом закрепления и переноса сформированных навыков в повседневную жизнь ребенка. Просвещение родителей о природе внимания и простых, но эффективных игровых приемах, которые можно использовать в домашних условиях, превращает стихийный процесс общения в целенаправленный развивающий диалог.
Перспективы дальнейшей работы в данном направлении видятся в нескольких аспектах. Во-первых, это углубленное изучение возможностей интеграции современных цифровых технологий (образовательных приложений, интерактивных панелей) в систему игр для развития внимания. Важной задачей при этом является не подмена традиционной игры, а ее обогащение, создание гибридных форм, где цифровые и реальные объекты взаимодействуют, решая единую развивающую задачу.
Во-вторых, актуальной представляется разработка и апробация конкретных методических комплексов (игровых «маршрутов» или «чемоданчиков») для детей с особыми образовательными потребностями, в частности, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), где развитие произвольной регуляции является ключевой коррекционной задачей.
В-третьих, необходима дальнейшая работа по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров, направленная на формирование у них не только знаний о теории игры и внимания, но и практических компетенций по наблюдению за детской игрой, анализу ее развивающего потенциала и гибкому вмешательству для обогащения игрового сюжета и усложнения игровых задач.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает, что игра – это не времяпрепровождение, а время становления личности ребенка. Развитие внимания в процессе игровой деятельности – это не узко-дидактическая задача, а фундаментальный процесс выращивания способности к самоорганизации, целеполаганию и осмысленному взаимодействию с миром. Инвестируя ресурсы в качественную, профессионально организованную игру, педагогическое сообщество и родители вкладываются в самый важный капитал – интеллектуальный и личностный потенциал будущего поколения, формируя надежную основу для его успешной учебной, профессиональной и социальной реализации в дальнейшей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе игровой деятельности.
Консультация для родителей старших дошкольников с задержкой психического развития. Представлены дидактические игры на развитие мышления, не требующие специальных условий организации....

Особенности развития речи дошкольников в процессе игровой деятельности.
Особенности развития речи дошкольников в процессе игровой деятельности.Сложилось так что, моя педагогическая деятельность осуществлялась в логопедических группах детского сада ...

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности"
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого...

Развитие психических процессов у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.
В данной статье раскрыта актуальность темы и даны методические рекомендации....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, форми- рующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. ...
Особенности развития речи дошкольника в процессе игровой деятельности
В данном материале рассматривается связь между игрой и речью....
Развитие внимания у дошкольников в процессе игровой деятельности.
Актуальность: В дошкольном детстве закладываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать внимание, а конкретнее — произвольное,...