ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья

Литикова Алеся Владимировна

Образовательная программа -  направлена на развитие ребенка дошкольного возраста в группе детского сада. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН»

Литикова Алеся Владимировна

Учитель-логопед

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Верхнеказымский»

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В.Запорожец и другие убедительно показали, что все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение – развиваются через речь. Хорошо развитая речь у ребенка – это гарантия не только его общего психического развития, но и нормального общения со сверстниками и взрослыми, которое является в свою очередь условием его личностного развития.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствуют о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями.  Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных программ дошкольного образования, повышение качества речевого развития детей.

Образовательная программа, получившая название «Югорский трамплин» -  направлена на развитие ребенка дошкольного возраста в группе детского сада. Она ориентирована на каждого воспитанника. Название программы  звучит красиво и многообещающе. Слово «трамплин» означает: приспособление, обычно в виде наклонной доски, служащее упором, от которого, разбежавшись, отталкиваются при далеком прыжке. Другое значение  - опора, исходный пункт, для каких-нибудь действий. «Югорский», потому что создана в нашем прекрасном округе.

В программе присутствует гуманистическая идея о праве ребенка на собственный путь развития, не выходящий при этом за пределы нормы и представление об образовании как о реальной жизни, а не о подготовке к ней. Представляет собой так называемую «рамочную программу». Она не содержит ни конспектов занятий,  ни определенной предметной последовательности или логики, по которой, с точки зрения авторов программы, имеет смысл двигаться педагогу в образовательном процессе. Тщательно продуманная среда сама побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Среда служит для реализации самостоятельных замыслов ребенка, саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий.

Для развития речи необходимо многообразное постоянное общение со «взрослым», а именно - рассказывание, беседы, чтение книг. Чтобы правильно научиться говорить, нужна огромная, разнообразная, инициативная практика речи. Взрослые должны развивать речевую активность ребенка, помогать, ему преодолевать скованность и застенчивость, выбирать игры и увлечения, связанные с ней. Речь детей формируется в процессе разнообразной творческой и самостоятельной деятельности. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребёнка, усвоение языка будет затруднено.

Одной из особенностей  программы «Югорский трамплин» - является организация работы в центрах активности. Каждый центр активности - это маленькая творческая лаборатория, в которой подготовленные материалы стимулируют самостоятельное познание сложных явлений, закономерностей и просто весёлых и полезных действий. Центр грамотности и письма в старших группах, пожалуй, самый  главный из центров активности. В центре дети не только рассматривают, слушают чтение книг, но и учатся рассказывать, рассуждать, работают над звуковой культурой речи, сами пытаются учиться читать, сами планируют свою деятельность. Центры позволяют ребенку самому делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем он будет заниматься) и принимать решения.  Принцип  программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия. При переходе на программу, ориентированную на ребенка, с более традиционной и привычной  могут возникнуть определенные сложности в понимании особенностей новой программы. Сравнивая новое с привычным, невольно возникает вопрос, не вносит ли сама среда, окружающая ребенка, свой вклад в то, что дети:

• бродят повсюду в поисках занятий, начинают и бросают игру;

• уныло повторяют одни и те же виды деятельности;

• бегают по комнате, перекрикиваясь из одного угла в другой, и  создают при этом сильный шум;

• разрушительно обращаются с материалами;

• не хотят делиться; сопротивляются просьбам о помощи в уборке;

В организации непосредственно образовательной деятельности большое внимание должно уделяться развитию словаря, а также проводиться систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий и работа над звуковой культурой речи. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики должно отражаться в календарных планах воспитателей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.). Решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, составление загадок, чистоговорок, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др. Помимо ознакомления с окружающим, на занятиях, решаются специальные речевые задачи:

- расширение словаря понимаемой и активной речи;

- воспитание звуковой культуры речи;

- совершенствование грамматического строя речи;

- развитие связной речи (монолог, диалог) в процессе общения с детьми и взрослыми по разным поводам, в частности, с целью познания окружающего мира. Немаловажным условием является и профессионализм педагогов.  Педагоги используют разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей.  В программе определяется, что педагог всего лишь  помощник ребенка,  облегчающий, содействующий, сопровождающий.

Когда речь заходит о подготовке ребенка к школе, обычно имеется в виду, умеет ли он читать и считать.  Между тем практика показывает: даже с теми детьми, которые неплохо подготовлены к чтению, письму и математике, учителю трудно работать, если ребенку не привиты элементарные правила поведения в образовательной деятельности.  Многие первоклассники не могут сосредоточиться на задании, не умеют слушать учителя, обладают неразвитой памятью, невнимательны, неусидчивы, конфликтны во взаимоотношениях со сверстниками. Эффективность обучения ребенка в начальной школе гораздо больше зависит от уровня самоорганизованности,  умения управлять своими действиями. Самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых и т.п.  Эти качества необходимо воспитывать  для того, чтобы ребенок научился жить в обществе (в том числе в будущем школьном коллективе.)

Образовательная программа «Югорский трамплин» не располагает к развитию выше перечисленных качеств, т.к в ней присутствует гуманистическая идея о праве ребенка на собственный путь развития.

При освоении новых подходов к организации развивающей среды и в

частности планировки группового пространства, а именно оно, прежде

всего, принципиально отличается от привычного для группы  традици-

оного детского сада. Педагогам нужно понять смысл перемен, зачем пространство разделяется на  центры активности и в чем их отличие от обычно имеющихся мест, уголков или зон.  Возникают  собственные убеждения относительно содержания и наполнения учебной среды. Нужно определенное время и для того, чтобы педагоги приобрели определенные навыки работы с детьми в создаваемом ими образовательном пространстве, и приложить усилия к тому, чтобы понять  смысл перемен, в которые вовлечены. При переходе на программу, ориентированную на ребенка, с более традиционной и привычной, могут возникнуть определенные сложности в понимании особенностей новой программы.

Стремительные изменения, происходящие в наше время в России и в  мире в целом, приобретают характер устойчивой тенденции. Эти изменения настолько быстры и глубоки, что вряд ли кто-нибудь сейчас возьмёт  на себя смелость предсказать, каким будет наш мир в третьем тысячелетии. Однако через образование и воспитание наших детей у нас есть реальный шанс повлиять на общество будущего, помочь каждому ребёнку  найти своё место и быть успешным в этом обществе. Уже сейчас мы с уверенностью можем сказать, что для того, чтобы быть успешным в будущем мире, ребёнок должен расти в обстановке эмоционального комфорта, уверенности в собственных силах и подлинного  уважения к его индивидуальным интересам и потребностям. Он должен  научиться быть инициативным, знающим и творческим деятелем, умеющим принимать самостоятельные и ответственные решения, строить свою деятельность, нести определённую долю ответственности за себя и своё окружение. Уметь отстаивать свои интересы, не ущемляя при этом интересы других людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методические рекомендации к программе «Югорский трамплин» авторов Е.Г.Юдиной,  Л.С. Виноградовой,  Л.А. Каруновой, Н. В. Мальцевой,   Е.В. Бодровой 2004г.

2. Программа «Югорский трамплин» автор Е.Г.Юдиной,  Л.С. Виноградовой,  Л.А. Каруновой, Н. В. Мальцевой,   Е.В. Бодровой 2010г.

3. Алексеева, М.М.  Речевое развитие дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 159 с.

4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи дошкольников в процессе игровой деятельности.

Особенности развития речи дошкольников в процессе игровой деятельности.Сложилось так  что, моя педагогическая деятельность осуществлялась в логопедических  группах  детского сада ...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В презентации раскрываются особенности развития грамматического строя речи у детей с ЗПР...

Особенности развития речи дошкольников

в статье описываются особенности овладения детьми дошкольного возраста различными разделами родного языка...

Статья на тему: "Возрастные особенности развития речи дошкольников»

Процесс развития речи ребенка осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста, и обладает своими особенностями. Необходимо учитывать, что наиболее важным для становления речи, является возраст...

Этапы и особенности развития речи дошкольников

В статье говорится об особенностях развития речи дошкольников в определённом возрасте...

Этапы и особенности развития речи дошкольников.

В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного воз...

Особенности развития речи дошкольников

Собственно написанная курсовая работа по развитию речи дошкольников...