В поисках секретов здоровья
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Авдеева Светлана Михайловна

Конспект занятия с использование здоровьесберегающих технологий - сказкотерапии, музыкотерапии, хромотерапии, арттерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avdeeva_sm_v_poiskah_sekretov_zdorovya.docx40.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 78 Красносельского района Санкт-Петербурга «Жемчужинка»

Конспект совместной деятельности педагога-психолога

с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

с использованием здоровьесберегающих технологий

«В поисках секретов здоровья»

(методическая разработка)

Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Области интеграции: познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие,

 

Подготовила и провела:                                      

педагог-психолог С.М. Авдеева

Санкт-Петербург

2016

Цель: 

Знакомство детей с понятием «психологическое здоровье» и его составляющими.

Задачи:

- обучающие

  • обобщить у воспитанников представления о значимости сохранения, укрепления здоровья;
  • познакомить детей с понятием «психологическое здоровье» и его составляющими;
  • обучить адекватным способам выражения психологического состояния;

- коррекционно-развивающие

  • способствовать развитию умения выражать свое отношение к окружающим при помощи слов, жестом, мимики, эмоций;
  • способствовать развитию навыков продуктивного взаимодействия, сотрудничества;
  • создать условия для концентрации внимания и активизации мыслительных процессов  через медитацию;
  • создать условия для положительного эмоционального настроя;

- воспитательные

  • способствовать формированию у воспитанников потребность здорового образа жизни;
  • способствовать формированию у воспитанников умения согласовывать свои действия, договариваться и объединять для решения общих задач.

Продолжительность занятия: 25 минут. 

Оптимальное число участников занятия: 6-10 человек.

Виды деятельности детей: беседа, игра, упражнение, изобразительная деятельность.

Методические приемы и технологии: элементы сказко-, хромо-, имидж-, музыко-  и арттерапии, ТРИЗ, имитационная игра, психогимнастика, приемы саморегуляции.

Материал:

  • магнитофон, диск с музыкой,
  • телевизор,
  • презентация Power Point,
  • заготовки для граттажа,
  • аксессуары для имидж-терапии (ларец, «волшебные палочки», колпаки волшебников),
  • емкость, молоко, пищевые красители,
  • пазлы,
  • столы, стулья по количеству детей,
  • ковер.

Ход совместной деятельности.

  1. Вводная часть.

– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Меня зовут Светлана Михайловна. Сегодня я хочу рассказать вам одну прекрасную историю (использование технологии «сказкотерапия»).

«Сказка о волшебниках» (в сопровождении слайдов презентации)

«Давным-давно на земле жили только одни волшебники. Не было у них ни проблем, ни забот. Но однажды стало им скучно, и решили они создать человека. Стали решать, каким должен быть человек, один из волшебников сказал: «Давайте дадим ему речь, чтобы мы могли с ним разговаривать». Другой сказал: «Давайте дадим ему чувства, чтобы он смог радоваться, грустить, злиться, а нам нескучно было за ним наблюдать». Третий сказал: «Давайте подарим ему здоровье, чтобы он смог справиться с любыми проблемами и достичь все, что он захочет». Но тогда другой волшебник возразил: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили волшебники спрятать главное, что есть у человека – здоровье. Стали думать, решать – куда бы спрятать здоровье, чтобы человек его не нашел? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – на высокие горы. А один из волшебников предложил: «Здоровье надо спрятать в самого человека».

Так и живет человек с давних времен, пытаясь найти свое здоровье, да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар!»

        – Ребята, а как вы думаете, почему волшебники испугались, что человек будет здоровым и решили спрятать от него здоровье? Как выглядит здоровый человек?

Ответы детей

– Совершенно верно. Здоровье дает человеку силы, с его помощью человек может справиться с чем угодно. Именно этого и испугались волшебники – что человеку станет под силу любая задача.

Как вы считаете, что важно для сохранения вашего здоровья? (обобщение правильных ответов с помощью слайдов презентации)

Ответы детей

– Правильно. Но здоровый человек – это человек не только со здоровым телом, но и человек, у которого замечательное настроение и хорошие отношения с окружающими людьми.

Я хочу вам рассказать о том, что кроме физического здоровья есть здоровье психологическое, то есть душевное.

Ребята из моего детского сада уже знают, как сохранить и укрепить свое психологическое здоровье, а вы бы хотели разгадать его секреты?

Ответы детей

II.     Основная часть.

– Я предлагаю и вам отправиться на поиски секретов здоровья. И чтобы нам было проще их разгадать, ребята из моего детского сада подготовили вам подсказки. Готовы? Итак, подсказка первая.

Просмотр видеофрагмента «Северное сияние» (использование технологии «хромотерапия», «музыкотерапия»)

– Ребята, вам понравился этот фильм? Какие эмоции вызвал? Что в нем привлекло ваше внимание, вызвало интерес?

Ответы детей.

Первый компонент психологического здоровья – это желание двигаться, постоянно узнавать что-то новое, учиться, улучшать себя и развиваться. Изменяясь, вы приобретаете новые силы, становитесь сильнее и интереснее.

Я предлагаю вам поиграть.

Упражнение «Моя новая победа»

Цель: развитие навыков невербального общения, способности осознания детьми своих достижений.

Вспомните чему вы недавно научились и попробуйте показать это, а мы отгадаем. (Дети изображают свои достижения)

Давайте подумаем, а какие эмоции вы испытывали, когда у вас получалось сделать то, что до этого вы не умели?

Ответы детей.

Вы правы, наши достижения, победы – это и есть наше движение и развитие. Помните об этом и покоряйте новые вершины!

        

А раскрыть следующий секрет нам поможет вторая подсказка. Она вот в этом ларце. Давайте посмотрим, что здесь…

        Психолог открывает ларец, достает оттуда пазлы с буквы «Ж», «У», «Б», «Р», «Д», «А» и передает их детям.

        

        Игра «Составь слово»

Цель: организация совместной деятельности, сотрудничества в процессе решения задачи и отработка коммуникативных навыков, активизация умственной деятельности.

        Детям предлагается собрать слово из пазлов. Получается слово «ДРУЖБА».

– Ребята, что же у нас получилось? Вы правы, это слово «дружба». Это – второй секрет психологического здоровья человека. Как вы думаете, может ли человек прожить один? Почему? Ребята, а как вы думаете, что такое дружба и кто такие друзья? Что значит «дружить»?

Ответы детей.

 

– Человеку очень трудно прожить на свете одному. Когда человек один, ему не с кем поговорить, ему грустно, не с кем играть, он даже может заболеть. Чтобы быть здоровым, человек нужно жить среди людей. Люди похожи на отдельные буквы. Если поставить вместе несколько букв, то получится слово. Но из разных букв получаются разные слова. Так, например, из сочетания одних – получится слово ДРУЖБА, а из других – ВРАЖДА. То же самое и с людьми. Когда вместе собираются несколько людей, между ними возникают отношения. Поэтому очень важно – какие люди находятся рядом с вами. Я желаю вам, чтобы рядом с вами всегда были люди, отношения с которым сложатся в слова РАДОСТЬ, ЛЮБОВЬ, СЧАСТЬЕ.

Динамическая пауза «Только вместе»

Цель: организация двигательной активности, формирование навыков взаимодействия. Развитие наблюдательности, умения понимать друг друга без слов, с помощью движений, умения общаться, сопереживать и помогать друг другу, выполнять задания слаженно, четко и ритмично.

Формировать умение чувствовать себя членом команды

Пока звучит музыка дети могут свободно передвигать по ковру, как только она стихает дети должны замереть в виде той фигуры, которую попросит изобразить ведущий. Задание считается выполненным, если в построении фигуры будут участвовать все дети.

– Вы прекрасно справились с этим упражнением. Вам понравилось? Посмотрите на лица друг друга. Какое сейчас на них выражение?

Ответы детей.

– Правильно на ваших лицах сейчас улыбки. Вот так незаметно мы с вами разгадали еще один секрет здоровья – улыбка, хорошее настроение.

А как вы думаете, от кого или от чего зависит хорошее настроение людей?

Ответы детей.

– А вот ребята из моего детского сада точно знают, как он и могут улучшить свое настроение. Мы часто играем в одну игру, которую придумала одна маленькая девочка, почти ваша ровесница. И звали ее Поллианна. Эта девочка предлагала искать плюсы во всем. И это умение помогало ей даже самый хмурый день наполнить разноцветными красками радости.

Игра «Ищем плюсы» (использование технологии ТРИЗ)

Цель: отработка навыков позитивного мышления, развитие дивергентного мышления. Развитие способности осознания детьми своих эмоциональных переживаний и их трансформация.

Психолог предлагает «проблемную ситуацию» и вместе с ребятами находит из нее выход, сравнивая переживаемые эмоции «до» и «после». После чего дети по аналогии решают следующую задачу, параллельно моделируя ситуацию с помощью опыта «Разноцветное молоко».

– Вы отлично справились с задачей! Ну, теперь вы можете ответить на вопрос «Кто хозяин вашего настроения»? Нашему здоровью очень часто угрожает неумение контролировать свои эмоции. Мы часто злимся, кричим, суетимся… Это еще два секрета – умение управлять своими эмоциями, то есть не предаваться унынию и искать варианты решения проблем.

III. Завершающая часть. Рефлексия.

– Ну вот, ребята, мы узнали, что такое психическое здоровье и разгадали все его секреты, найдя его в себе. Хочется ли вам быть здоровыми людьми?

Ответы детей.

Что нужно для того, чтобы сохранить свое психическое здоровье? Давайте же вспомним, из каких компонентов оно состоит.

Игра «Собери цветок здоровья»         (на слайде презентации представлены компоненты психологического здоровья с помощью технологии «мнемотехника»).

Цель: обобщение и закрепление полученной информации.

Дети перечисляют компоненты психологического здоровья.

– Ребята, а кто отвечает за то, чтобы вы были здоровы? Да, компоненты нашего здоровья – как семена прекрасных цветков. Если они упадут в правильную почву, если вы будете заботиться о них и ухаживать за ними, то вскоре вы увидите, как они превратятся в удивительной красоты цветы.

И сегодня на занятии мы с вами вырастили свой собственный цветок психологического здоровья и стали настоящими волшебниками.  

А чтобы вы никогда не забывали о своих силах, я хочу подарить вам еще немножко волшебства.

Игра-перевоплощение «Мы – волшебники».

Цель: повышение самооценки, веры в собственные силы.

Психолог достает коробку и вручает детям волшебные атрибуты (использование технологии «имидж-терапия»).

– Взяв в руки волшебную палочку и надев колпак волшебника, мы с вами попробуем сотворить маленькое чудо. Приглашаю вас за столы.

На столах лежат заготовки для граттажа, и психолог предлагает ребятам попробовать свои силы в удивительном эксперименте – создание личного цветка как метафоры своего здоровья.

  Творческая деятельность «Волшебные цветы здоровья» (использование технологии «граттаж», «музыкотерапия»).

Цель: концентрация внимания и активизация мыслительных процессов воспитанников через медитацию; создание условий для самостоятельной творческой активности детей.

Дети под музыку рисуют цветы.

– Ну что ж, ребята, вот теперь вы и сами можете увидеть, какие чудеса можете творить своими руками. Помните, что ваше здоровье, в том числе и психологическое, зависит от вас самих. И чтобы вы не забывали об этом, я предлагаю вам забрать эти волшебные цветы с собой на память. Желаю вам здоровья. До свидания.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.
  2. Педагогика и психология здоровья //Под ред. Н.К. Смирнова. – М.: АПКиПРО, 2009.
  3.  Сивцова А.М. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми старшего дошкольного - младшего школьного возраста. – СПб, 2008.
  4. Современные здоровьесберегающие технологии. Интернет–портал «Сообщество взаимопомощи учителей pedsovet.su» http://pedsovet.su/publ/28–1–0–975
  5. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. – Мн.: НИО, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательной деятельности "В поисках секретов здоровья"

сценарий образователной деятельности направлен на формирование у детей здорового образа жизни...

«В поисках секрета Здоровья». Число 9.Цифра 9.

Интегрированное занятия по формированию элементарных математических представлений, с использованием палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша,  в подготовительной к школе группе...

Квест - игра «Поиски секрета здоровья» (старший дошкольный возраст)

Данный квест позволит Вам за короткое время ненавязчиво вовлечь детей и их родителей в разнообразные виды детской деятельности...

Квест-игра «В поисках секретов здоровья» В старшей группе «Сказка»

Квест-игра «В поисках секретов здоровья» Обобщать знания об элементарных нормах и правилах здорового образа жизни; формировать осознанную потребность в двигательной активности; в...

В поисках секретов здоровья

Досуг для детей старшей группы со здоровьесберегающим сопровождением....

Конспект занятия по физической культуре на воздухе в старшей группе "В поисках секретов здоровья"

Занятие по физической культуре на свежем воздухе "В поисках секретов здоровья" поможет уточнить и расширить знания детей о том, что такое здоровье, здоровый образ жизни. При помощи карты они...

Сценарий квест- игры "В поисках секретов Здоровья" для детей подготовительной к школе группы

Данное мероприятие будет дополнением  в вашей совместной деятельности. Во время квест-игры все участники получают положительный эмоциональный настрой, весёлое, бодрое настроение.Дети с удовольств...