"ЛОГОРИТМИКА"
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме

Мальцева Лилия Юрьевна

рабочая программа по кружку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "ЛОГОРИТМИКА" программа кружка40.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края

«Курганинскийсоциально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

УТВЕРЖДЕНО

Решением педагогического

совета ГКУ СО КК

«Курганинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

протокол №_____ от ________________

____________________О.Г. Габдулхакова

Дополнительная общеразвивающая программа

по кружку

                                               «Логоритмика»

                   Разработчик: воспитатель младшей группы Мальцева Л.Ю..

                                            п.Лучезарный

                        Пояснительная записка

 Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. 
    Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности. Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные.
Таким образом, логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. 

Цель дополнительной общеразвивающей образовательной программы по кружку «Логоритмика» направлена на профилактику и преодоление речевых расстройств у детей с 3 до 7 лет. 

Задачи программы:

 формировать точность артикуляции;

 развивать фонематическое восприятие;

 пополнять лексический запас;

  развивать слуховое внимание , двигательную память;

 совершенствовать общую  и мелкую моторику;

 вырабатывать  четкость координированных движений во взаимосвязи с речью; творческую фантазию и воображение.

Методика и технология реализации:

Программа состоит из 3разделов, разделенных на темы. Общий объем занятий – 42часа.

Каждый из разделов представляет собой цикл занятий. Общий объем теоретических занятий по 3разделам – 3, практических –39часов, продолжительность каждого занятия составляет 1 академический час длительностью 20 минут.

Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 3 до 7 лет, находящиеся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Формы занятий:теоретические и практические занятия.

Занятие включает в себя 4 этапа: организация детей, повторение пройденного материала.основная часть занятия, и окончание занятия.

Организация детей:

  • создание «ситуации успеха» через практическое задание, с которым может справиться ребенок и которое основано на ранее полученных знаниях и связано с новым материалом;
  • создание интереса к занятию (приемы, содержащие занимательность, сюрприз, загадку).

Основная часть:

  • организация детского внимания;
  • объяснение материала и показ способа действия или постановка задачи и совместное решение;
  • закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа на практических занятиях);
  • акцентирование внимания на затруднениях через столкновение знания с незнанием, умения с неумением.

Физминутка , пальчиковая и артикуляционная гимнастика:

  • обеспечение на занятии условий для снятия усталости, оказание помощи детям в переключении их деятельности.

 Упражнения

Окончание занятия:

  • подведение итогов (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с поставленными задачами, оценивание участия детей в занятии);
  • фиксация в речи детей нового знания или способа действия;
  • организация рефлексии и самооценки собственной и коллективной деятельности;
  • осмысление достижения и переключение детей на другой вид деятельности.

Методы работы: Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, речевые игры, общие физические упражнения, музыкальная ритмика.

Режим занятий:1 раз в неделю,по одному занятию в день, занятия проводятся согласно календарно-тематического плана.

 Исполнители: воспитатели младшей группы

Ожидаемые результаты реализации программы:  По окончанию занятий у воспитанников будет развита точность артикуляции, фонематическое восприятие, пополнится лексический запас , разовьется слух, внимание, память, мелкая  моторика и творческие способности.

Формы контроля результатов:  заучивание стихов  и упражнений, инсценировка, сюжетно-ролевые игры, открытые мероприятия.

Материальное обеспечение программы, технические средства обучения и контроля: Методические пособия, аудио пособия, игровая комната, актовый зал, компьютер-ноутбук, экран, мультимедиа проектор.

Содержание программы

1.Овощи и фрукты, здоровые продукты

1.1« Сад. Фрукты».

Виды фруктов. Понятие полезные, неполезные фрукты. Витамины .Виды элементов движения(мелкая моторика рук, ног).Отработка звуков ( Ф,ок,от,ать).

1.2«Огород. Овощи»

Виды овощей. Огород. Времена года.Счет. Игра « Громка-тихо», « Овощи». Виды элементов движения (мелкая моторика рук, ног). Отработка звуков (Ах,ох). Мелодия «Как прекрасен мир поющий» Т. Гомез (аудио сборник «Волшебство природы»).

1.3«История про ослика Иа».Вкусовые качества. Загадки. Понятие овощи, фрукты. Игры: « Ослик», «Огород». Труд на огороде. Покупки. Магазин.

1.4« Мужик и медведь».

Трудовое воспитание. Понятие здоровый образ жизни. Инсценировка « Мужик и медведь». Уважение к труду.

1.5« Здоровый продукт».

Продукты питания для здоровья. Полезные, неполезные продукты. Музыкальное сопровождение. Пальчиковая гимнастика.

2. Домашние и дикие животные

2.1«Домашние животные».

Домашние животные и их детеныши. Любовь к домашним животным Игра « Кто, какую приносит пользу», « Кто, чем питается». Отработка звуков ( Му, ме,хрю).

2.2«Дикие животные».

Понятие дикие животные. Где живут. Хищники. Времена года. Виды деревьев, растений.

2.3« Как козленок маму искал».

Игра « Как козленок маму искал». Домашние животные и их детеныши. Артикуляционная гимнастика.

2.4« В гостях у портного».

Виды профессии. Профессия портной. Уважение к труду. Ролевая игра ( инсценировка ситуации )

3. Путешествие, прогулки, природа, по мотивам сказок

3.1« На лесной полянке» (посезонно).

Виды деревьев. Дикие и домашние животные. Загадки. Игра « Белые гуси». Отработка звуков (ой, жу, зу, са, га, уф). Виды элементов движения (ходьба с высоким поднятием колен, пластика движений).

3.2«В гостях у матушки природы».

Времена года. Скороговорки. Лес. Виды деревьев. Птицы. Игра: « Громко - тихо». Отработка звуков( ока-ока,оки-оки,ук,ок). Виды элементов движения( мелка моторика рук и ног).

3.3«Прогулка в осенний лес» (посезонно).

Времена года. Виды деревьев. Цвета. Настроение. Отработка звуков(та,ля,ту,ау). Виды элементов движений(упражнение: дыхательные, пальчиковые, мимические).

3.4« Путешествие в зимний лес» (посезонно).

Природа. Времена года. Животные. Загадки. Отработка звуков(з,м,ш,с,у,ти,та).Имитация движений.

3.5« В гости к пальчику».

Эмоции. Внимание. Чувства. Ритм. Животные. Игра: « В гости к пальчику». Имитация движений. Артикуляционная гимнастика.

3.6« Семья».

Семья. Трудовое воспитание. Здоровый образ жизни. Счет. Игра-подражание « Младший брат». Артикуляционная и мимическая гимнастика.

3.7 «Весна»

Путешествие в «Весну». Признаки весны. Имитация

движений. Артикуляционная гимнастика. Релаксация.

3.8 «Сбор грибов»

Игра-путешествие.Имитация

движений. Артикуляционная гимнастика. Релаксация

               Список  использованной  литературы:

1.Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб.,1999.

2.Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыка в детском саду. Подготовительная к школе группа. М.,1985.

3.Гальцова Е.А., Власенко О.П. Спортивный серпантин. Волгоград, 2007.

4.Голицина Н.С., Е.Е.Бухарова. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. М., 2006.

5.Громова О.Н., Прокопенко Т. А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., 2001.

6.Джеки Силберг . Здоровый и умный ребенок. 500 пятиминутных развивающих игр для детей от 3 до 6 лет. Минск, 2004.

7.Дик Н.Ф., Жердева Е.В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. Ростов – на – Дону, 2005.

8.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 – 7 лет. М., 2007.

9.Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. СПб.,2004.

10.Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и  игры с мячами. М., 2006.

11.Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б., Воробьева О.И. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. М.,1999.

12.Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. М., 1999.

13.Овчинникова Т. Рабочая тетрадь №1 к учебно –    методическому пособию «Пение и логопедия». СПб., 2005.

14.Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. М., 2001.

15.Руденко В.И. Веселый детский сад. Ростов на Дону, 2000.

16.Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей. СПб., 2003.

17.Тютюнникрва Т.Э. Учусь творить. Элементарное    музицирование: музыка, речь, движение. М.,2001.

18.Утробина К.К. . Занимательная физкультура в детском саду для  детей 5-7 лет. М., 2006.

19.Шапкова Л.В.Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. СПб., 2005.

20.Шергин Б.В., Писахов С.Г., Честняков Е.В., Ерошенко В.Я.   Северные сказки. Саратов, 1993.

21.Научно – практический журнал  Инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения. №1/ 2009.

Дополнительная

  1. Степанова, О. А. Игровая школа мышления: методическое пособие  О.А. Степанова. - М. : Сфера, 2003.

     2.Ткаченко Т.А.Формирование и развитие связной речи у дошкольника. Москва « Ювента» 2014

3.    Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000

4. Карпова С. И., Мамаева В. В.Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. Сфера, 2008.

Интернет-источники

1.        http://ped-kopilka.ru/ - Учебно-методический кабинет– сайт для педагогов, учителей, воспитателей, студентов, родителей и всех тех, кто занимается воспитанием и обучением детей.

2.        http://www.uroki.net/ - поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, сценарии школьных праздников.

3.        http://www.maam.ru/ - международный образовательный портал.

4.      нс портал- международная сеть работников образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для дошкольников по логоритмике. Логоритмика- один из методов преодоления речевых нарушений.

Логоритмика -это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.Работая с детьми, имеющими...

Методическое пособие по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи"

Методическое пособие для родителей по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи".Пособие предназначено для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи....

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.

Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...

Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...

Школа педагогического опыта. Логоритмика. Чем полезна логоритмика и как ею заниматься?

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувстви...

Конспект занятия по логоритмике "Весёлая логоритмика"

Конспект занятия по логоритмике для детей среднего и старшего дошкольного возраста....