"Роль сказки в психическом развитии ребенка-дошкольника"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Касторская Ольга Васильевна

Сказкотерапия, как средство психического благополучия ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki_v_psihicheskom_razvitii_rebenka.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сказки в психическом развитии

ребенка-дошкольника

Подготовила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Касторская О.В.

Этот загадочный мир детской души, как он многолик и разнообразен! И познать его взрослому человеку порой бывает очень нелегко. Но не все так безнадежно, как может показаться на первый взгляд, ведь каждый из нас когда-то тоже был ребенком, и нас тревожили те же проблемы и интересовали те же вопросы, которые интересуют сегодняшних малышей. Нам стоит лишь вспомнить, и мы окажемся в волшебном мире детства.

А в детстве самое главное – это сказка. Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в колдунов и фей, в птиц и животных. Дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем будучи просто Мишей, Катей.

Дети очень любят сказки, потому что в них – «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь» (А.Менегетти) Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказку ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости, готовится к взрослой жизни.

В каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Состояние мышц тела человека и его дыхание очень взаимосвязаны. Дети учатся дышать ритмично, глубоко, спокойно. «Освобождая дыхание», они легче погружаются в состояние покоя и расслабленности.

Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить пластику, мимику и речь.

Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть.

В последнее время все чаще можно услышать, что педагоги используют в своей работе приемы сказкотерапии. И это не может не радовать, ведь таким образом взрослому и ребенку намного легче понять друг друга, а порой – и наладить пошатнувшиеся было взаимоотношения.

В детском дошкольном учреждении сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой – основной деятельностью в этом возрасте. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т.п.), научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства.

Занятие

по мотивам русской народной сказки «Снегурочка»

Необходимые материалы: шарф или ткань красного цвета, бусины белого цвета, газовые платки, различные игрушки и предметы (волшебная палочка, фея, конь, ковер-самолет, ступа Бабы-Яги, цветик-семицветик).

Вступление

Игра «Четыре стихии». Дети стоят полукругом. На слово «вода» дети вытягивают руки вперед и выполняют волнообразные движения, на слово «воздух» - поднимают руки вверх, на слово «огонь» - вращают поднятыми вверх руками в кистевых и локтевых суставах, на слово «земля» - опускают руки вниз.

  • Какая стихия вам больше всего не нравится: воздух, огонь, вода или земля. Почему?
  • А что больше всего нравится? Почему?

Вхождение в сказку

  • Сегодня только тот попадет в сказку, кто сумеет перепрыгнуть через огненную реку (на полу ткань красного цвета).

Эта огненная река очень горячая, пламя поднимается высоко-высоко. Если вы хотите сами перепрыгнуть через реку, это очень хорошо. Но можно попросить помощи у волшебных героев или волшебных предметов.

 (У ведущего на отдельном столе находятся игрушки и предметы: волшебная палочка, фея, конь, ковер-самолет, ступа Бабы-Яги, цветик-семицветик).

  • Вы все замечательно преодолели огненную реку и оказались в сказке «Снегурочка».

Сказка

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе – детей у них не было.

Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса.

  • А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.
  • Давай, - говорит старуха.

Вышли они на улицу и принялись дочку из снега лепить. Скатали снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили.

Упражнение 1. Снежные комочки

Дети «загребают снег и лепят комочки».

  • Посильнее нажимайте, чтобы комочки стали тугими, упругими.

Наблюдайте, в каком месте руки устают больше всего.

А теперь отложите «комочек», потрясите кистями, расслабьте руки…Хорошо…Вылепи следующий комочек…

Упражнение 2. Катание комочков

  • А теперь из маленьких комочков надо скатать большие. «Катим комочки по снегу», напрягается спина. Остановились, отдохнули стоя, расслабили все тело.
  • Ох, какие большие комочки получились!
  • Покачаем комки.

Дети разбиваются на пары. Один в паре – «снежный ком», другой – «дед» или «баба». «Ком» ложится на спину, подтягивает ноги к животу, а голову к груди. «Дед» качает «ком».

   Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба.

Упражнение 3. Снегурочка

Дети превращаются в Снегурочку, стоят, не двигаясь с закрытыми глазами, слушают ощущения в теле.

По сигналу ведущего сначала чуть-чуть моргают ресничками, затем открывают глаза, медленно поводят глазами вправо, влево (только глазами!) Делают глубокий вдох носом, ощущая, как входит в н6оздри воздух, наблюдают за своим дыханием, за тем, как воздух мягко входит и выходит…входит и выходит…

Потом «Снегурочки» улыбаются, медленно поворачивают голову в одну сторону, в другую; плавно и медленно разводят в стороны руки и делают шаг вперед.

   Обрадовались старики, привели Снегурочку в избу. Глядят на нее, не налюбуются.

   И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам: что ни день, то все краше становится.

   Кончилась зима. Начало пригревать весеннее солнышко. А Снегурочка вдруг запечалилась. От солнца яркого прячется. Все бы ей тень да холодок. А еще лучше – дождик.

Упражнение 4. Солнце и дождик

На слово «солнышко» дети приседают и сжимаются в комочек, накрыв голову руками. На слово «дождик» дети встают, улыбаются, прыгают по «лужам», танцуют, выражают радость.

Раз надвинулась черная тучка, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному.

Упражнение 5. Град

Дети барабанят пальцами по жесткой поверхности до усталости в пальцах рук. Затем потряхивают кистями, расслабляют руки и слушают ощущения в кончиках пальцев. Ведущий спрашивает, на что похожи эти ощущения. Какие они?

Ведущий рассыпает по полу «град» (бусины белого цвета). Дети собирают бусины в ладонь, рассматривают их, любуются пересыпают из одной ладони в другую…

   За весной и лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу и Снегурочку с собой позвали. Стали в лесу цветы собирать. Венки плести, песни петь да хороводы водить.

Упражнение 6. Хоровод

Дети вместе в ведущим водят хоровод. Характер движений зависит от музыки.

   А теперь свечерело, набрали девушки хворосту, разложили костер и давай друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилось в бело облачко. Поднялось облачко высоко-высоко и поплыло по небу.

Упражнение 7. Костер

Ведущий кладет на пол кусок желтой или красной ткани, и дети прыгают через «костер».

Упражнение 8. Облачко

  • А теперь через костер будет прыгать Снегурочка. Как вы думаете, страшно ей было? Почувствуйте ее состояние, ее страх, печаль…Покажите ее печаль, ее страх. Справилась Снегурочка со страхом?

Включается музыка.

Дети по одному прыгают через «костер». Сразу после прыжка ведущий набрасывает на ребенка газовый платок, и «Снегурочка» превращается в «облачко». «Облачко» мягко, плавно плывет по небу, двигаясь в соответствии с характером и ритмом мелодии.

Заключение

  • Закончилось наше путешествие по сказке «Снегурочка». Каким показался вам конец сказки: грустным, радостным или спокойным?
  • Вы порадовались за Снегурочку или пожалели ее? Почему порадовались? Почему пожалели?
  • Хорошо или плохо превратиться в облачко? Почему хорошо? Почему плохо?
  • Что интересного может увидеть облачко?
  • Что хорошего может сделать облачко?

Занятие

По сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка»

Необходимые материалы: мешочки по количеству детей, предметы моря (ракушки, камни, рыбки и т.д.), фигурки людей и животных, аппликаторы Кузнецова, газовые платки.

Вступление

  • Сегодня наше путешествие начнется на морском дне, потому что мы отправляемся в сказку «Русалочка».
  • Сегодня мы не входим в сказку, а вплываем. Под музыку будем медленно погружаться на морское дно.

Вхождение в сказку

   Включается музыка. Дети, подражая ведущему, выполняют волнообразные движения руками перед собой, затем продолжая работать руками, медленно приседают и садятся на пяточки. После этого медленно опускают руки и расслабляют тело.

  • Вот мы и опустились на морское дно. Оглянитесь вокруг. Что вы видите?

Дети медленно превращают знакомые предметы в объекты моря и называют их.

  • А вот и начало сказки.

Сказка

В открытом море вода синяя, как лепестки васильков, и прозрачная, как стекло. А на самом дне живут русалки. В самом глубоком месте стоит коралловый дворец морского царя. И было у него шесть дочерей, шесть прехорошеньких русалочек, но лучше всех была самая младшая, нежная и прозрачная, как лепесток розы, с синими, как море, глазами.

Упражнение 1. Чудесный мешочек

   Каждый ребенок получает мешочек с одним предметом (камень, ракушки, рыба, краб и т.д.).

Дети на ощупь определяют, что в мешочке, затем достают предмет, рассматривают его, любуются.

Можно попросить каждого ребенка коротко описать его предмет.

Упражнение 2. Танец русалок с рыбками

  • Чем отличаются русалки от рыбок?
  • В чем сходство русалок и рыб? (хвост)

   Дети ставят ступни крест-накрест («хвостиком») и не сходя с места «танцуют», используя только руки: сначала чуть-чуть пошевеливают самыми кончиками пальцев, потом постепенно подключают предплечья и руки целиком. Движения волнообразные – мягки, но сильные.

   Дети наблюдают за возникшей усталостью в мышцах рук.

   Затем они танцуют под музыку, после чего расслабляются, сидя на пяточках.

   Самая младшая из русалок страстно мечтала побывать на поверхности моря. И вот когда ей исполнилось 15 лет, она легко и плавно, точно пузырек воздуха поднялась на поверхность.

Упражнение 3. Пузырек воздуха

Дети ходят на носочках очень тихо, мягко и легко.

  • Почувствуйте себя пузырьком воздуха, невесомым, воздушным и легким.

   Неподалеку от того места, где вынырнула русалочка, покачивался на волнах большой корабль. На борту корабля русалочка увидела прекрасного принца с большими черными глазами. Русалочка не могла оторвать от него глаз. Тем временем наступила ночь, стал подниматься ветер, на море начинался шторм. Корабль скрипел и трещал, и вскоре разлетелся на щепки.

Упражнение 4. Качка

   Дети встают, соединяют перед собой концы пальцев рук, имитируют нос корабля, и легонько покачиваются из стороны в сторону.

   Дыхание мягкое ритмичное: при покачивании в одну сторону – вдох, в другую – выдох.

Упражнение 5. Буря

   Постепенно раскачивания становятся сильнее, а на выдохе подключается голос: «у-у-у-у-у». С каждым последующим покачиванием громкость голоса усиливается. Затем по хлопку ведущего (корабль разбивается) дети резко останавливаются, опускают руки, расслабляются и слушают ощущения в теле.

   Каждый спасался с тонущего корабля, как мог.

Упражнение 6. Спасение

   Ведущий берет фигурки людей и животных и объясняет, что все эти существа попали в шторм, но каждый из детей может спасти кого-то одного.

   Ребенок выбирает одну фигурку и объясняет, почему именно это существо ему захотелось спасти.

   Можно назвать также способ, при помощи которого произошло спасение.

   Принц уже совсем выбился из сил и потерял сознание, когда ему на помощь бросилась русалочка. Она доставила принца к берегу и оставила на песке. Наступило утро, и принц пришел в себя. А русалочка с тех пор часто подплывала к берегу и подолгу любовалась принцем.

  • Как я люблю его, - думала русалочка. – Ради него я пошла бы на все. Поплыву-ка к морской ведьме, может, она мне как-нибудь поможет.
  • Знаю, знаю, зачем ты пришла! – сказала морская ведьма. – Глупости затеваешь! Ты хочешь взамен рыбьего хвоста получить две подпорки и ходить, как люди. Хочешь, чтобы молодой принц полюбил тебя.

   И ведьма захохотала громко и безобразно.

Упражнение 7. Хохот ведьмы

   Ведущий объявляет конкурс на лучшую ведьму: на самую громкую, безобразную и грубую. Дети пытаются некрасиво и громко хохотать.

   Ведущий подбадривает детей, хвалит за старание.

  • Хорошо, я помогу тебе, - сказала ведьма. – Но за это ты должна отдать мне свой голос. Выпьешь вот это зелье, твой хвост раздвоится и превратиться в две очаровательные ножки, но тебе будет так больно, как будто тебя пронзят насквозь острым мечом. И запомни: если принц возьмет в жены не тебя, а другую, то на первой же заре после их свадьбы сердце твое разорвется на части, и ты превратишься в морскую пену.
  • Пусть будет так, - проговорила русалочка и побледнела как смерть.

   Солнце еще не встало, когда русалочка подплыла к дворцу принца. Здесь она выпила огненный острый напиток и ощутила жгучую боль: вместо хвоста у нее выросли две восхитительные белые ножки. Но когда она встала на них, ей показалось, что она наступает на иглы.

Упражнение 8. Иглы

   Дети наступают на аппликатор Кузнецова, слушают ощущения в ступнях, терпеливо сносят болезненные ощущения.

   После этого расслабляются, лежа на спине, слушают ощущения в теле.

  • Что сейчас чувствуют ваши ступни? (тепло, жжение, покалывание…)  

   Принц, увидев русалочку, спросил, кто она такая и как попала во дворец, но русалочка только грустно смотрела на него своими темно-голубыми глазами – говорить она не умела.

   Принц полюбил русалочку, но только так, как любят милых послушных детей, - сделать ее своей женой ему и в голову не приходило. Но русалочке необходимо было стать его женой: ведь если он женится на другой, то русалочка превратится в морскую пену.

   И вот однажды принц встретил прекрасную девушку. Ему показалось, что именно она спасла его во время шторма. И принц решил жениться на ней.

   «Увы! Он не знает, что это я спасла ему жизнь. Как объяснить ему?» - думала русалочка.

Упражнение 9. Объяснение

   Пантомима.

   Ведущий или один из детей – «принц», остальные – «русалочки».

   Каждая «русалочка» по очереди молча, при помощи мимики, жестов, движений тела пытается объяснить «принцу», что это именно она спасла ему жизнь во время шторма.

   Принц так и не понял, что хотела сказать ему русалочка.

   И вот наступил день свадьбы и последний день жизни русалочки.

   Рано утром русалочка наклонилась над спящим принцем, поцеловала его в прекрасный лоб и посмотрела на небо: там разгоралась утренняя заря.

   Русалочка бросилась в море и почувствовала, как тело ее расплывается пеной.

   Лучи солнца любовно согревали морскую пену, и русалочка не чувствовала, что умирает. Она видела ясное солнце, а перед ней плавали в воздухе какие-то прозрачные, волшебные создания.

  • Куда я иду? – спросила их русалочка.
  • К дочерям воздуха!

   И русалочка протянула свои прозрачные руки к солнцу.

Упражнение 10. Воздушные создания

   Дети «летают», танцуют с газовыми платками. В танце наблюдают за легкими нежными движениями платка и стараются двигаться так же мягко и плавно.

   После танца дети расслабляются, лежа на спине. Ведущий накрывает лицо каждого ребенка газовым платком. Дети слушают ощущения в момент прикосновения, запоминают их, а потом называют (легкое, мягкое, нежное, ласковое, как ветерок, как пушинка, тихое, приятное, воздушное…).

Заключение

  • Вот и закончилась наша сказка.
  • Чем бы вы хотели поделиться?
  • Вам жаль русалочку? Почему?
  • А разве плохо быть воздухом?
  • Что хорошего, замечательного в воздухе?
  • Вам хотелось бы летать?

   Ведущий благодарит детей и заканчивает занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в психическом развитии дошкольников

Выступление на общем родительском собрании....

Стендовая информация "Психическое развитие ребенка-дошкольника"

Информация о психическом развитии ребенка 2-3, 3-4, 4-5, 5-6 лет, представленная в виде памятки, которую можно вывешивать в уголок для родителей....

Роль пальчиковых игр в развитии ребенка-дошкольника

Пальчиковые игры – это инсценировка, каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и...

Роль сказки в психическом развитии дошкольника.

Дошкольное детство – большой отрезок в жизни ребёнка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи расширяются до пределов улицы, города.  Ребёнок открывает для себя мир челове...

Консультация на тему: «Роль дидактической игры в развитии ребенка-дошкольника»

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реали...

Конспект родительского собрания на тему: «Роль сказки в формировании личности ребенка-дошкольника»

Цель: расширение педагогического кругозора родителей; стимулирование их желания стать компетентными родителями.Задачи: показать роль сказки в формировании личности ребенка-дошкольника,Дать некоторые р...

Статья на тему: Роль движений в общем развитии ребенка-дошкольника.

Статья на тему: Роль движений в общем развитии ребенка-дошкольника. Перечень основных видов движений по возрастам....