Психокоррекционная работа с детьми в период адаптации
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Лаптева Татьяна Валерьевна

Методический материал из опыта работы с детьми в период адаптации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл психокоррекционная работа24.22 КБ

Предварительный просмотр:

        Поступление ребенка в круглосуточное лечебно-оздоровительное учреждение – непростой этап в жизни ребенка, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми, постоянным контактом со сверстниками и новыми взрослыми. Все это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая стрессовую ситуацию.

         У детей часто возникают различные трудности привыкания к новой обстановке. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит к психическому напряжению, в результате происходят нарушения в их поведении, эмоциональном состоянии, физиологических процессах (у детей могут возникнуть нарушения сна, поведения, аппетита, появиться различные страхи, ребёнок может отказываться играть с другими детьми, болеть).

        Характер адаптации ребёнка напрямую влияет на его общее оздоровление в санатории, на эффективность проведенных лечебно-профилактических процедур, а также играет огромную роль в социальном и психическом развитии ребенка.

         Для обеспечения оптимальной адаптации необходим индивидуальный подход к каждому дошкольнику со стороны педагогов, профилактическая работа педагогов с детьми и просветительская работа с родителями в период адаптации детей к санаторию. При эмоциональной поддержке взрослого ребёнок, проявляя познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой обстановке. Родители, получая необходимые ответы на свои вопросы от педагогов при индивидуальной беседе, лучше представляют и понимают, что происходит с их детьми в период адаптации к новым условиям.

Организация работы педагогов с детьми и родителями

в адаптационный период.

        Для родителей целесообразно проводить общие консультации об особенностях протекания адаптационного периода детей в санатории, трудностях адаптации детей к новым условиям; индивидуальные беседы с родителями; оформить консультативный, наглядный материал в «уголках для родителей» в каждой возрастной группе.

Основными задачами работы педагога в период адаптации детей к санаторию являются:

        - создание атмосферы доброжелательности и принятия, на основе которой выстраивается и реализуется конструктивное сотрудничество ребенка с педагогом и сверстниками в процессе привыкания к санаторию;

       - обеспечение вхождения в коллектив детей с разными индивидуальными и личностными особенностями;

      -  создание условий для формирования навыков общения, повышение коммуникативной и социальной компетентности детей;

     - отслеживание динамики, особенностей протекания периода адаптации каждого ребёнка в группе;

    -  коррекционно-развивающая работа с детьми (проведение различных игр для снятия эмоционального и мышечного напряжения, игр для развития коммуникативных качеств у детей и др.).

      Ведение педагогами «Карты наблюдения за деятельностью, поведением и общением ребенка в процессе адаптации к санаторию», листа адаптации ребёнка к санаторию  позволяет выявить трудности адаптации ребёнка к новой обстановке, помогает педагогу (совместно с лечащим врачом-педиатром) планировать индивидуальную работу с ребёнком.

     Взаимодействие педагогов, лечащего врача-педиатра и родителей способствует сохранению психологического благополучия ребенка, создает условия для предупреждения возникновений нарушений адаптации и отклонений в развитии личности ребёнка, положительно влияет на общее оздоровление детей в санатории.

Коррекционно-развивающая работа с детьми в период адаптации.

Методика мышечной релаксации.

 

         Умение расслабиться в ситуации отрицательных эмоций, стресса имеет большое значение. Вследствие стресса происходит мышечный зажим, устранить который возможно с помощью методики мышечной релаксации, используемой как для взрослых, так и для детей.

        Умение расслабиться дает возможность снизить уровень переживания ребенком негативных эмоций путем воздействия на состояние его тела.

        В начале ХХ в. Э.Джекобсон, опираясь на результаты экспериментов, доказал, что отрицательные стрессовые эмоции (страх, тревога, раздражение, злость и др.) всегда вызывают мышечное напряжение. Это связано с наличием так называемых кортико-мышечных связей.

        Избыточное напряжение коры головного мозга способствует немедленной реакции возбуждения мышц.

        Например, в различных стрессовых ситуациях мы можем непроизвольно поджимать губы, хмурить брови, сжимать кулаки, напрягать плечи, спину и т.д. Причем, чем сильнее переживаемая негативная эмоция, тем выше мышечное напряжение. Когда она идет на убыль, мышечное напряжение также уменьшается. Но если мышцы были в напряжении достаточно долго, то они могут не расслабиться полностью, и возникают так называемые мышечные зажимы. Такое напряжение само по себе становится источником поддержания фона негативных эмоций и психосоматических заболеваний.

        Существует и обратная реакция: расслабление мышц приводит к торможению коры головного мозга и соответственно снижению уровня протекания или полному исчезновению негативных эмоций. Поэтому расслабление полезно. Однако, обычные действия, которые мы привыкли считать расслабляющими (спокойно посидеть, полежать и т.п.) как правило, не обеспечивают 100%-го эффекта.

         Например, спокойно сидя, большинство педагогов чувствуют некоторое напряжение мышц плечевого пояса («мышечный зажим»). Последствиями этого могут стать непонятно как возникающее недовольство и остеохондроз как одно из психосоматических заболеваний.

         Группа специальных методик (приемов) обеспечивает практически полное расслабление мышц. Рассмотрим некоторые из них применительно к дошкольнику.

 

        Признанная во всем мире методика расслабления мышц Э.Джекобсона «прогрессивная мышечная релаксация»  (от лат.relaxatio – расслабление) была разработана для взрослого человека и составляет основу модификаций техник для дошкольников.

        Релаксационные упражнения для дошкольника условно можно разделить на две группы:

        - упражнения для расслабления отдельных групп мышц (н-р, шеи, рук, ног, туловища);

       - направленные на расслабление всего тела, в которых задействуются в правильной последовательности основные группы мышц.

       

       Полному расслаблению способствует спокойное, ровное дыхание и визуализация (представление, воображение) места, в котором человек чувствует себя спокойно, умиротворенно. Это может быть берег реки, озера, море или лес, конкретное место парка и т.п.). Если педагог работает с одним ребёнком, стоит попросить его описать это место. При работе с группой нужно ориентироваться на представления детей, либо придумать это место (н-р, сказку).

         Модификация методики прогрессивной мышечной релаксации может применяться в ситуациях: для снятия напряжения и профилактики мышечных зажимов; для расслабления после стрессовых событий.

        ВАЖНА ИНСТРУКЦИЯ ПЕДАГОГА!

        Педагог проводит беседу, в ходе которой ребёнку помогает в любом негативном событии найти позитивные стороны (происходит когнитивная переоценка событий, и стресс окажется минимальным).

        В начале беседы (выполняя когнитивную перестройку) следует согласиться с тем, что негативные эмоции, которые ребенок испытывает, вы вполне понимаете и разделяете, и уже потом «обнаружить» позитивные стороны. Важно вначале беседы присоединиться к эмоциям ребёнка, и затем оценить положительные стороны события и в заключение наметить действия, которые ребенок самостоятельно или вместе с взрослым может выполнить для улучшения ситуации.

         Не обращать внимания на проблему или ругать ребенка – значит нарушать положительную эмоциональную связь, создавать условия для того, чтобы он замкнулся, не делился своими переживаниями, понижать его самооценку.

         После проведенной беседы с ребенком проводится мышечная релаксация (модификация методики Э.Джекобсона). Педагог говорит спокойно, медленно, расслабленно, а когда поступает команда к напряжению – энергично, активно.

  1. Общее расслабление ребенка через визуализацию «спокойного места» с подключением аудиальных (слуховых), кинестетических (двигательных), тактильных представлений. Важно дать время детям представить то, о чем говорит педагог.

  1. Обеспечение спокойного дыхания, что само по себе предусматривает расслабление.

  1. Подготовительный к освоению техники релаксации.

4-7. последовательное «сверху вниз» напряжение и расслабление соответствующих групп мышц, а также запоминание расслабленного состояния конкретных групп мышц.

8. Запоминание расслабленного состояния всего тела.

9. Инструкция к запоминанию и применению.

10. Переход в группу.

Литература для педагогов (практический материал для работы с детьми 4-7 лет)

 представлена в методическом кабинете:

Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

      Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. –                                                                                               М.: ТЦ  Сфера, 2008. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

     

Модификация методики

 прогрессивной мышечной релаксации Э.Джекобсона

Инструкция взрослого

Действия детей

Как-то раз решили дети совершить путешествие по сказочному лесу. Добрая фея взмахнула своей волшебной палочкой и перенесла их туда. Идут дети по лесной тропинке не торопясь, спокойно, чтобы все увидеть, услышать и почувствовать ароматы сказочного леса. Вокруг красивые ели, сосны и березы (можно ими полюбоваться), слышен шелест листьев (кукует кукушка, стучит дятел). Под деревьями – мягкая трава(можно ее потрогать), где-то кустик с ягодкой малинкой (можно ее сорвать и съесть), где-то ягодка черничка (можно ее сорвать и съесть)... Легкий теплый ветерок обдувает лицо, руки, тело и ноги (приятно его ощутить).

Переход в сказку. Дети идут, любуются, слышат, трогают, срывают и едят, чувствуют.

Чувствуются ароматы леса: деревьев, цветов и кустов. Можно вдохнуть полной грудью этот воздух…И выдохнуть…Вдохнуть…И выдохнуть… Вдохнуть… И выдохнуть.

Спокойно и глубоко дышат.

Подошли дети к сказочному, лесному озеру. Перед ними – спокойная голубая вода, а под ногами – желтый песок. Решили они отдохнуть, полежать на песочке. Легли, закрыли глаза. Вдыхают полной грудью приятный лесной воздух…Выдыхают… Вдыхают…выдыхают…Вдыхают… Выдыхают…

Идут, ложатся, закрывают глаза. Спокойно и глубоко дышат.

Тут из-за дерева вышел луч солнца и попал каждому на лицо. Сильно-сильно зажмуриваем глаза и напрягаем лицо. Еще сильнее…Держим напряжение…Держим… Спрятался лучик-расслабили лицо и глаза. Как приятно…(Повторяем еще 1-2 раза).

Напрягают и расслабляют лицо и глаза. Запоминают ощущение расслабленного лица.

А под ладонями рук – теплый песок. Взяли немножко песка и сильно-сильно сжали кулачки. Еще сильнее напрягли…Еще сильнее… Держим…Держим…держим…Расслабили.Почувствовали, как приятно расслабление… Как приятно..(Повторяем 1-2 раза).

Аналогично для рук.

И тут на животик каждому упала шишка. Чтобы она не свалилась, сильно-сильно напрягите животики… Еще сильнее… Еще сильнее… Держим напряжение… держим… Расслабили.. Расслабили и почувствовали, как приятно расслабление… (Повторяем 1-2 раза).

Аналогично для живота.

А сейчас на ноги каждому упала шишка. Чтобы она не свалилась. Сильно-сильно напрягите ноги.. Еще сильнее…Еще сильнее.. Держим напряжение.. Держим…Расслабили.. Расслабили и почувствовали. как приятно расслабление…(Повторяем еще 1-2 раза).

Аналогично для ног.

Лежим, как приятно. Когда тело расслаблено, оно отдыхает… Запомните это ощущение…

Запоминают ощущение расслабленного тела.

Когда вы захотите отдохнуть или расслабиться, можете вспомнить путешествие по сказочному лесу, его деревья, травы и ягоды, лесное озеро и то, как можно хорошо расслабиться. Вначале сильно-сильно напрягите мышцы, а затем расслабьте. Сверху вниз. Лицо, потом руки, потом живот, затем ноги.

Получают инструкцию на запоминание.

Вдохнули лесной воздух…Выдохнули. Повернулись на бок...Сели..Добрая фея взмахнула волшебной палочкой, и мы в группе…

Возвращение в группу.

Приемы расслабления мышц

            Помимо модификации методики Э.Джекобсона, обеспечивающей фактически полное расслабление мышц, в работе с дошкольниками можно использовать и другие способы. Они способствуют расслаблению в меньшей степени, но применение их целесообразно. Так как разнообразная деятельность сама по себе интересна и привлекательна для детей дошкольного возраста.

            Детский массаж «Солнышко» представляет собой поглаживание и вызывает расслабление мышц и эмоциональное спокойствие.

            Взрослые знают, что если успокаивать плачущего ребенка не только словами, но и прикосновениями, он быстрее перестает плакать.

            «Массаж» - комплекс приятных для ребенка касаний – он будет воспринимать как игру, результатом которой станет мышечное и эмоциональное расслабление.

            Все прикосновения и поглаживания выполняются руками взрослого по спине дошкольника, который может быть в рубашке или платье. Толстые свитера или кофты лучше снять, чтобы не мешали ощущениям. Ребенок может лежать на животе. Стоять или сидеть. Возможно также выполнение «массажа» детьми друг другу по инструкции и показу педагога. Слова произносятся спокойным голосом.

Инструкция по проведению детского массажа «Солнышко».

Инструкции

Движения по спине ребенка

Вышло солнышко

(повторяем 2-3 раза).

Палец правой руки рисует (несколько раз обводит) круг на спине ребенка. Движения достаточно медленные, нажим не сильный, но и не слабый.

От него расходятся лучики

(повторяем 2-3 раза).

Указательные пальцы правой и левой рук одновременно рисуют линии от круга. Проводятся несколько линий в стороны.

Вышли тучки

(повторяем 3-5 раз).

Ладонями правой и левой рук одновременно выполняются поглаживающие круговые движения по всей спине ребенка.

Пошел дождик, его маленькие капельки падают на землю (повторяем 2-3 раза).

Пальцы правой и левой рук одновременно ласково (несильно) постукивают по всей спине ребенка.

Пошел сильный дождь. Его капли падают на землю (повторяем 2-3 раза, голос более активный).

Пальцы правой и левой рук одновременно сильно (но не больно) постукивают по всей спине ребенка.

Вышли тучки (повторяем 3-5 раз).

Ладони правой и левой рук одновременно делают поглаживающие круговые движения по всей спине ребенка.

Вышло солнышко (повторяем 2-3 раза).

Палец правой руки рисует (несколько раз обводит) круг на спине. Движения достаточно медленные. Нажим несильный.

От него расходятся лучики

(повторяем 2-3 раза).

Указательные пальцы правой и левой рук одновременно рисуют линии от круга. Проводятся несколько линий в стороны.

Литература:

Агафонова И.Н., Листраткина В.Г., Руссова Т.А. Умение расслабляться как составляющая стрессоустойчивости дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2010г. - №12 – с.40.

Приемы мышечного и эмоционального расслабления.

        Физкультура и спортивные игры, подвижные игры не только заряжают ребенка позитивными эмоциями, но и снимают мышечные зажимы благодаря естественному напряжению мышц в процессе выполнения упражнений и последующему их расслаблению.

        Теплая вода также способствует расслаблению. Полезны купание, плавание. Также полезны и игры с водой с переливанием, сортировкой предметов (монет, пуговиц, мелких игрушек, камушков и т.п.). В воду могут добавляться отвары трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного (если нет противопоказаний врача!).

         Массажные мячи (для самомассажа кисти рук); небольшие сухие бассейны разной формы, наполненные шариками, дают детям разнообразные тактильные ощущения не только стоп, что очень полезно, но и всех групп мышц. Сочетание мягких приятных надавливаний с наблюдением за разноцветными шариками и возможностью игры – хорошее средство, способствующее снятию эмоционального и мышечного напряжения.

Режим дня не только облегчает физиологическую деятельность организма, но и является способом психологической организации деятельности человека. Привычка к его соблюдению позволяет дошкольнику легко и естественно включаться в выполнение любой деятельности, оставив в прошлом стрессовое событие. Правильная организация  дневного сна детей играет положительную роль при профилактике возникновения мышечного и эмоционального утомления у детей дошкольного возраста.

       Для стабилизации психоэмоционального состояния детей используются также игры с сыпучими материалами, природным материалом. Это игры с  горохом, манкой, фасолью, гречкой (различной крупой); шишками, каштанами, грецкими орехами, мхом, камушками, песком (другим природным материалом). Такие игры не только успокаивают детей, но и развивают мелкую моторику рук, стимулируют сенсорное развитие детей.

       Для сохранения и укрепления психического здоровья детей, повышения функциональных и адаптивных возможностей детского организма используются специальные коррекционные игры.

       Они направлены на обучение детей способам приемлемого выражения своего эмоционального состояния, переживаний и развитие навыков речевого общения.

       Это игры с бумагой (дети комкают, рвут, бросают ее – в буквальном смысле выплескивая свои эмоции).

       Это игры на развитие диафрагмального типа дыхания. Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего нерва (основного звена парасимпатической нервной системы), приводит к общему расслаблению.

       Игры с куклами «би-ба-бо», перчаточными куклами (используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что его тревожит, поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки).

       Игры, развивающие коммуникативные навыки детей - навыки общения детей со сверстниками и взрослыми, способствующие вхождению в новый коллектив (в период адаптации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми в период адаптации

Совместные мероприятия с родителями и детьми в период адаптации. Мероприятие на тему  "Кленовые листочки". Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, адапта...

Рекомендации воспитателям по работе с детьми в период адаптации

Краткие рекомендации для воспитателей по работе с детьми 3-4 лет в период адаптации к ДОУ. Данные рекомендации разработаны творческой группой педагогов-психологов образовательного комплекса ГБОУ школа...

Работа с детьми в период адаптации

Консультация для воспитателей в период адаптации детей к детскому саду...

Содержание и методы работы с детьми в период адаптации к детскому саду

Данный материал содержит катотеку игр для детей младшего дошкольного возраста, направленных на смягчение периода адаптации к детскому саду. Все игры поделены на три группы:1 группа – игры, напра...

Мастер-класс "Использование игровых технологий и авторских пособий в работе с детьми в период адаптации к условиям в ДОУ"

quot;Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить"А.М. Горький...

план работы с детьми в период адаптации

как взаимодействовать с малышами в период адаптации...

Методы и приемы работы с детьми в период адаптации

Методы и приемы работы с детьми в период адаптации...