Мастер-класс "Использование игровых технологий и авторских пособий в работе с детьми в период адаптации к условиям в ДОУ"
методическая разработка

Сукина Евгения Олеговна

"Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить"

А.М. Горький

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx452.85 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Использование игровых технологий и авторских пособий в работе с детьми в период адаптации к условиям в ДОУ»

«Игра – путь детей к познанию мира,

 в котором они живут и который

призваны изменить» 

        А.М. Горький.        

     Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра.

    Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения

   Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

 Преимущества игры перед другими средствами расслабления:

-позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;

-помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;

-помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;

-развивает искусство общения;

-помогает управлять своими чувствами;

-дает возможность пережить массу эмоций.

  В период адаптации в игровой деятельности желательно придерживаться определенной системности. 

В период адаптации первоначальные игры должны быть  направлены на сплочение детей друг с другом и воспитателем.

 Игры приводятся в такой последовательности:

-знакомство;

-игры с использованием игрушек и предметов;

-контакт руками;

-телесный контакт.

Мы разработали  картотеку игр и разделили игры на группы:

1. Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем. Формирование доверительных отношений.

2. Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком

3.Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (релаксационные игры)

4. Игры и упражнения на снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций.

5. Игры на развитие эмоциональной сферы, снятие физического напряжения, тревожности, развитие  коммуникации.  ( показываешь  нашу папку)

Правила организации игр в период адаптации:

Правило 1:

Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.

Правило 2:

Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и организатора.

Правило 3:

Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта.  Игры не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу); Дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

Правило 4:

Использование наглядного материала (определенные игрушки, различные предметы и т.д.)   материал должен быть для детей необычным. Чтобы заинтересовать детей привлечь их внимание.

Правило 5:

Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!

Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют

соблюдения нескольких условий:

1. взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;

2. взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры.  Во многих играх используются стихотворения и потешки.

3. взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу.

4. взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец.

5. эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый — один ребенок). 

Полезно в период адаптации  использовать пальчиковые игры – через них в том числе происходит знакомство со взрослым.  

Также мы разработали папку «Пальчиковые игры в период адаптации»

После того как сближение детей в группе было установлено, дети могут начинать играть в совместные игры, организованные ведущим, в ходе которых происходило взаимодействие детей по той или иной роли, или по правилам. Это в основном подвижные игры с правилами. Каждая игра учит детей согласованности движений, являющихся средством достижения игровой цели.

Представление дидактического пособия изготовленного своими руками  «Сенсорное панно»

C:\Users\Администратор\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC05476.jpg

        Сенсорное  панно – это комплексное дидактическое пособие, предназначенное для совместной игры взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности воспитанников. Оно выполнено в виде прямоугольного одеяла, простеганного с наполнителем (синтепон), размером  1,5х2м. На нем присутствуют разнообразные сочетания развивающих  элементов, направленных на обогащение сенсорного опыта детей, развитие мелкой моторики, сенсомоторной координации, логики, тактильных ощущений ребенка и формированию элементарных знаний об окружающем мире.

        На основу одеяла прикрепляются развивающие элементы: В нашем панно присутствуют

·         клумба с цветами,

·         домик,

·         паровозик,

·         озеро,

·         солнце,

·         облака,

·         дерево с плодами,

·         насекомые,

·         животные и др.

            Элементы фиксируются при помощи липучек, пуговиц, кнопок. Их можно трогать, гладить, пристегивать – отстегивать, открывать – закрывать и т.д. Детали сшиты из тканей разной фактуры. Для мелких фигурок, в основном использовала фетр. Этот материал приятный на ощупь, имеет яркие цвета, хорошо сохраняет форму, с ним легко работать. Пристегивающиеся игровые элементы могут быть использованы и отдельно от одеяла для работы с детьми.

            Одним из достоинств сенсорного панно является его размер. Дети могут расположиться по кругу и, не мешая друг другу, выбрать себе занятие по интересам.

            Кроме того на сенсорном панно, оно как одеяло  можно полежать и поиграть в игрушки, рассматривать и ощупывать различные красивые пуговицы, ленточки, замочки, кармашки и т. д. Оно учит классифицировать и обобщать предметы (овощи, фрукты, деревья, животные и т. д.), помогает знакомить детей со свойствами предметов. Можно тренировать внимание, задавая вопрос: «А где же спряталась  белочка?» и т.д.

            Как известно, все детишки фантазеры и мечтатели, они и сами придумают множество вариантов игр на «волшебном одеяле».

Фотоотчет  

  C:\Users\Администратор\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC05457.jpg          G:\фото\DSC05458.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми в период адаптации

Совместные мероприятия с родителями и детьми в период адаптации. Мероприятие на тему  "Кленовые листочки". Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, адапта...

Рекомендации воспитателям по работе с детьми в период адаптации

Краткие рекомендации для воспитателей по работе с детьми 3-4 лет в период адаптации к ДОУ. Данные рекомендации разработаны творческой группой педагогов-психологов образовательного комплекса ГБОУ школа...

Психокоррекционная работа с детьми в период адаптации

Методический материал из опыта работы с детьми в период адаптации....

Работа с детьми в период адаптации

Консультация для воспитателей в период адаптации детей к детскому саду...

"Играем вместе с детьми в период адаптации к условиям детского сада"

  Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У ...

Программа психопрофилактических занятий с детьми в период адаптации к условиям ДОУ

Психопрофилактические занятия с детьми младшей группы в период адаптации....

Технология профилактики психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации в условиях ДОУ (автор Роньжина А.С.)

Технология профилактики психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации в условиях ДОУ (автор Роньжина А.С.)...