Работа с детьми в период адаптации
консультация (младшая группа) на тему

Громыко Светлана Юрьевна

Консультация для воспитателей в период адаптации детей к детскому саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Работа с детьми в период адаптации к детскому саду.

   Большинство родителей считают, что детский сад – необходимая и очень полезная малышу вещь, что ребенок нуждается в общении со сверстниками, в различных развивающих занятиях. Это совершенно справедливо! Есть только одно но … малыш попадает в совсем иную реальность, оказывается в незнакомом месте, и – запускается процесс адаптации. Для того чтобы быть готовым прийти на помощь ребенку в этот непростой момент, воспитателю необходимы знания о том, что представляет собой адаптационный процесс, в чем его смысл и как он способен влиять на поведение малыша.

Как приспособиться?

    Под термином адаптация психологи и врачи понимают динамический процесс приспособления организма к изменившимся условиям существования. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение его жизнь меняется кардинально: его окружают новые незнакомые люди, к нему предъявляют новые требования, а поддержки и защиты близких людей он оказывается полностью лишен. И важнейшей задачей психики становится приспособление к новым условиям.

   Психическая адаптация – установление оптимального соответствия личности ребенка  окружающей среде, которое позволяет малышу удовлетворять актуальные потребности, при этом его поведение и психическая деятельность соответствует требованиям этой среды. В ходе приспособления к изменившейся жизненной ситуации ребенку предстоит научится новым способам получать любовь, внимание , заботу взрослых, но в тоже время принимать правила, которые устанавливают педагоги, подчинять свое поведение их требованиям.

   Цель адаптации – устранить разрушающее действие на организм окружающей среды. В процессе привыкания к детскому саду ребенок переживает дискомфорт, тревогу, страхи, панику. Это побуждает его изменять свое поведение, обучаться общению с педагогами, просить помощи, поддержки, защиты, искать способы, которые помогут пережить стрессовую ситуацию, снизить тревогу, унять страх.

 

 В своей книге «Тренинг развития личности дошкольника» Р.Калинина выделяет три фазы адаптационного процесса.

1. Остра  фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем 1 месяц.

2. Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенного психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится от 3 до 5 месяцев.

3. Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.

  При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

  • легкая адаптация – поведение нормализуется в течении 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течении первого месяца посещения дошкольного учреждения;
  • адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течении месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительность. 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
  • тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое так и психическое истощение организма.

На характер и длительность адаптации влияют:

  1. возраст ребенка;
  2. здоровье;
  3. уровень развития;
  4. индивидуальные особенности (тревожность, темперамент и т.д.)
  5. уровень сформированности адаптационных механизмов;
  6. опыт общения со сверстниками и взрослыми.

    При резком изменении условий среды, в результате которого адаптационные механизмы могут оказаться недостаточными, даже если ранее они обеспечивали эффективную адаптацию, возникает напряжение всех адаптационных механизмов. Чрезмерное напряжение приводит к истощению защитных возможностей, может стать причиной серьезных психогенных заболеваний. Организм маленького ребенка функционально незрелый, приспособляемость к изменяющимся условиям среды несовершенна. Поэтому в такой период ребенок нуждается в очень бережном отношении.

    Забота о здоровье детей, как физическом, так и психическом, является одной из главных задач педагога образовательного учреждения. Задачами воспитателей в адаптационный период становятся:

  • создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
  • формирование чувства уверенности в окружающем.

Справиться с поставленными задачами помогают разнообразные игры. Именно в игре можно завоевать доверие ребенка, установить теплые отношения, создать положительный образ детского сада. Многие игровые упражнения помогают ребенку расслабиться, вызвать улыбку смех, радость, интерес к общению с воспитателем.

По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три группы.

  • ПЕРВАЯ ГРУППА. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери с яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.
  • ВТОРАЯ ГРУППА. Немногочисленная, 2-3 ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. Эти дети не притрагиваются ни к еде, ни к игрушкам, забиваются в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом. Они молчат, не реагируют на предложения взрослого, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. Адаптация таких детей длится 2-3 месяца, протекает сложно.
  • ТРЕТЬЯ ГРУППА. Общительные малыши, улыбаются, здороваются со взрослым, берут инициативы общения в свои руки. Спешат рассказать воспитателю, какие у него дома необыкновенные игрушки, животные, друзья, с удовольствие демонстрируют свои умения: самостоятельно едят, раздеваются, ожидают похвалы. Но такая идиллия длится не более 2-3 дней, на большее у них не хватает объема информации. Теперь, уже увидев издали здание детского сада, резко протестуют   по стилю поведения не отличаются от детей первой группы.

Характер и длительность адаптационно периода зависят:

  1. От индивидуально-типологических особенностей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.
  2. От жизненного опыта малыша. Ребенок из большой семьи, умеющий беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, точно зная, чего от кого ожидать, и в группе с удовольствием идет на контакт с незнакомыми людьми, с интересом обследует незнакомую обстановку. Нет проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных квартирах.

        Проходит время и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. У малыша появляется аппетит, он принимает помощь взрослого во время обеда, хотя и не всегда съедает положенную норму. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может занять игрой. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша как в дневное, так и ночное время дома.

        

Педагогу, в поддержке ребенка в этот период, необходимо знать иерархию потребностной структуры ребенка раннего возраста в условиях социализации

 

 

             

1 СТУПЕНЬ – ребенок и его мама. Их тесная взаимосвязь – основа успешного развития будущей личности. В период привыкания малыша мы не имеем права отрывать ребенка от мамы, расшатывать основу иерархической лестницы его потребностей.

2 СТУПЕНЬ – расширяющиеся связи ребенка с другими взрослыми. На этом этапе следует продумывать условия, при которых будет проходить знакомство ребенка с воспитателем, неизменно доброжелательное отношение к которому со стороны мамы, помогает ему легче наладить контакт, быстрее принять нового взрослого. Как показали исследования психологов, восприятие ребенком нового взрослого происходит через призму маминого восприятия незнакомца.

3 СТУПЕНЬ – проявление интереса к объектам и предметам ближайшего окружения. На эту ступень ребенок переходит сам с помощью мамы и воспитателя. Он переходит к детальному знакомству с объектами, предметами, с расположением и назначением каждого из подсобных помещений. Психологи отмечают: для детей раннего возраста предпочтительнее игрушка, чем общество сверстников. Отметив понравившуюся игрушку, малыш все свое внимание обращает на нее, не замечая никого и ничего вокруг, стремится завладеть ею и искренне удивляется, встретив сопротивление хозяина этого сокровища, и даже может вступить с ним в единоборство. Отсюда и постоянные конфликты из-за игрушек. Сверстники малышу пока не интересны, и это понятно. Игровой опыт каждого еще мал, жизненный тоже. Никакой новой информации от них малыш пока получить не может; к тому же каждый играет сам по себе, при попытке другого ребенка приблизиться тут же настораживается, прекращает игру, отворачивается. Более того, дети иногда воспринимают новенькую, ярко разодетую девчушку за интересную игрушку и могут потянуть за волосы, дернуть за руку.

4 СТУПЕНЬ – ребенок и сверстники. Формирование правильных взаимоотношений между сверстниками – одна из серьезных задач воспитательного процесса.

НЕ ВЛАДЕЯ ИНФОРМАЦИЕЙ ОБ ИЕРАРХИИ ПОТРЕБНОСТНОЙ СТРУКТУРЫ МАЛЫШЕЙ , МЫ НЕВОЛЬНО СОВЕРШАЕМ РЯД ГРУБЕЙШИХ ОШИБОК.

  1. Не принимаем присутствия мамы в адаптационный период в группе с ребенком.
  2. Зная ведущую роль взрослого в развитии ребенка, в период адаптации забываем о ней. Оказавшись в незнакомой обстановке без близких ребенок мобилизует свои силы и самостоятельно пытается наладить контакт  с незнакомым человеком (просится на руки, ходит, держась за платье и т.д.). Взрослый, успокоив отчаявшегося, предлагает: «Смотри, сколько у нас интересных игрушек!», перебрасывая малыша сразу на третью ступень. Еще сложнее, когда малыша перебрасывают сразу не четвертую ступень: «Смотри, сколько у нас детишек! И никто не плачет. Иди, поиграй с ними!». А ведь каждому практическому работнику хорошо известно: новенький даже не двинется в сторону сверстников. На самостоятельную ориентировку в  чужой для ребенка обстановке уходит от 1 до 6 месяцев.
  3. Если период адаптации начинается, когда группы еще полностью не открыты и адаптирующихся детей объединяют в одном помещении, а после адаптации отправляют в основную возрастную группу, то малыши повторно проходят испытания адаптацией, нарушается первейшая задача дошкольного учреждения – заботиться о здоровье ребенка.
  4. Если взрослые в группе работают напряженно, без улыбок, речь скупа на эмоции -дети чутко улавливают настроение взрослых, заражаются им, но не находят успокоения в таком примитивном общении.

          Проблема адаптации – это проблема родителей, но никак не персонала группы, как у нас принято считать. Задача родителей правильно подготовить ребенка к поступлению в ДОУ, всячески поддерживать его в период адаптации. Задача воспитателей – помощь родителям легко адаптировать малышей.

           Адаптация – длительный процесс, который необходимо вести в два этапа. Каждый этап имеет свои цели, задачи, которые не всегда совпадают для родителей и воспитателей. Первый этап – подготовительный (4-5 мес.). Второй – основной, длительность зависит от того, насколько глубоко родители прониклись серьезностью проблемы, чтобы не травмировать психику малыша, правильно ведут его до полного привыкания. На основном этапе успешность адаптации зависит и от мастерства воспитателя. Он должен работать так, чтобы детям было с ним интересно, руководить действиями родителей умно и тактично, чтобы они понимали, что воспитатель – союзник, что конечные цели у всех едины. В таких условиях выигрывает и ребенок, и сами взрослые.

  • Информационный альбом
  • Игры на сближение

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.

  1. Присутствие кого-либо из членов семьи (мамы или бабушки) необходимо вплоть до окончания адаптационного периода.
  2. Придерживаться гибкой системы постепенного введения детей в новые условия жизни:
  • Первое знакомство с ДОУ, как правило, проходит на прогулке

( предпочтительнее в вечернее время) и длится не более 30-40 минут. У каждого малыша свой ритм адаптации, с учетом этого время пребывания ребенка в детском саду увеличивается постепенно: сначала он приходит только на прогулку, затем к началу утренних занятий и уходит домой к концу прогулки.

  • Прогулка для детей своеобразная передышка. Во-первых, они несколько успокаиваются, когда с них не снимают одежду, а наоборот, надевают свою, знакомую. Во-вторых, на участке дети почти не плачут: в их жизненном опыте уже были и скамейка, и песочница. В-третьих, на прогулке у воспитателя появляется реальная возможность не спеша поговорить с новеньким, взяв за руку, походить с ним. Возвращение с прогулки – это опять поток слез. Поэтому лучше всего на таком эмоционально-положительном всплеске расстаться с малышом, передав его маме.
  • Завтрак, обед и дневной сон должны проходить в домашней обстановке. Со временем ребенок будет обедать в дошкольном учреждении, а потом завтракать, а к окончанию адаптационного периода и спать днем вместе со сверстниками.
  1.  На время адаптационного периода следует несколько скорректировать режим дня. Первые 15-20 дней выводить на прогулку сразу после завтрака, использовать игры на сближение, эмоциональное общение, подвижные игры, наблюдения.
  2. Воспитателю следует доброжелательно, без напряжения встречать нового ребенка и его маму. В трудные моменты проведения режимных процессов опираться на непосредственную помощь мам, находить возможность в присутствии детей делать подарки- самоделки.
  3. С целью снятия эмоционального дискомфорта и напряженного состояния ограничить число взрослых, посещающих группу (завхоз, муз.рук. и др.).

Поднять настроение можно играми с пальчиками.

«Котята»

   Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

   У кошечки нашей есть десять котят.

   (Покачиваем руками, не разъединяя их.)

   Сейчас все котята по парам стоят:

   два толстых, два ловких,

   два длинных, два хитрых,

   два маленьких самых и самых красивых.

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу.

   Игры, направленные на снижение эмоционального и мышечного напряжения, включающие в себя элементы йоги, дыхательных упражнений, очень помогают в период адаптации ослабить стресс, унять тревогу.

«Сдуй меня»

Это очень удачная игра, прекрасно сочетающая возможность дать детям расслабиться и пообщаться друг с другом. Дыхание у детей углубляется, настроение становится бодрым. Игра особенно нравится маленьким детям, они чувствуют себя сильными, когда видят, как взрослый падает и вновь поднимается от их дыхания. Они обязательно спросят: «Мы на самом деле тебя сдули?»

   Возраст участников: с 3 лет.

   Инструкция детям. Сядьте все вместе на пол. Я сяду напротив вас. Теперь сильно дуйте на меня, как настоящая буря. Представьте, что вы – ураган, который ломает сучья деревьев и срывает листья с ветвей. Дуйте вместе так сильно, как только вы можете, и попытайтесь сдуть меня.(Когда  дети на самом деле сильно подуют, упадите на бок) Теперь перестаньте, пожалуйста дуть, и поднимите меня. Для этого втягивайте в себя воздух, как пылесосы. При этом издавайте тихий звук, говорящий о том, что вы со всей силой тянете воздух. ( Когда дети будут на самом деле сильно втягивать воздух, медленно поднимитесь. Многие группы охотно повторяют этот необычайно захватывающий процесс несколько раз. Вы должны быть к этому готовы. Если хотите поменяйтесь ролью с детьми. Правда, в этом случае вас ждет «неудача»: покажите детям, что вы не обладаете магической силой, которая есть у них!)

«Воздушный поцелуй»

Это очень короткая игра, расслабляющая мышцы шеи и затылка и сосредотачивающая внимание.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Что вы можете делать губами? Можете ли ими целовать воздух? Попробуйте, поцелуйте воздух. А сейчас сделайте кое-что посложнее. Попробуйте один раз поцеловать кого-то, кто находится за углом с одной стороны от вас. А теперь с другой стороны. Пошлите поцелуй потолку над вами, полу под вами. Пошлите поцелуй другим детям. теперь посмотрите на меня и пошлите мне поцелуй. Это у вас хорошо получилось. Я вам всем тоже посылаю поцелуй.

Помогает установлению контакта с ребенком, рождает доверие игры с использованием тактильных ощущений.

«Поймай киску»

Взрослый касается мягкой игрушкой(киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

   При проведении игр важно помнить несколько правил:

1. Ни в коем случае не заставлять участвовать в играх тех детей, кто этого не хочет, даже если компанию педагогу составляет только два-три малыша. Многим детям приносит пользу даже наблюдение за игрой других.

2. В острой фазе адаптации игры приносят мало пользы. В момент переживания горя призыв к игре воспринимается ребенком враждебно, как нечто неуместное. «У меня горе, а вы…»

Список литературы

1. Березин Ф.Б. Представление об адаптации (Электронный ресурс). – режим доступа: http://berezin-fb.su

2. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника.-СПб.:Речь, 2002

3. Монина Г.Б., Ларечина Е.В. Игры для детей от года до трех лет.-СПб,: Речь, 2008

4. Перель А. Условия успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду и не только(Электронный ресурс).- http://www.chelpsy.ru/articles/usloviy-uspeahnoi-adaptatsii-detei-rannego-voarasta-detskomu-sadu-ne-tolko

5. Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет.- М.:Генезис, 2010

6. Хилтунен Е Уроки на корточках.- М.: Генезис, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми в период адаптации

Совместные мероприятия с родителями и детьми в период адаптации. Мероприятие на тему  "Кленовые листочки". Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, адапта...

Рекомендации воспитателям по работе с детьми в период адаптации

Краткие рекомендации для воспитателей по работе с детьми 3-4 лет в период адаптации к ДОУ. Данные рекомендации разработаны творческой группой педагогов-психологов образовательного комплекса ГБОУ школа...

Психокоррекционная работа с детьми в период адаптации

Методический материал из опыта работы с детьми в период адаптации....

Содержание и методы работы с детьми в период адаптации к детскому саду

Данный материал содержит катотеку игр для детей младшего дошкольного возраста, направленных на смягчение периода адаптации к детскому саду. Все игры поделены на три группы:1 группа – игры, напра...

Мастер-класс "Использование игровых технологий и авторских пособий в работе с детьми в период адаптации к условиям в ДОУ"

quot;Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить"А.М. Горький...

план работы с детьми в период адаптации

как взаимодействовать с малышами в период адаптации...

Методы и приемы работы с детьми в период адаптации

Методы и приемы работы с детьми в период адаптации...