Круглый стол – практикум тема "Речевая агрессия педагога, её последствия и способы преодоления".
консультация по коррекционной педагогике по теме

Цель: Показать, что использование педагогом в речи грубых агрессивных форм воздействия на ребенка, недопустимо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_agressiya_uchitelya.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол – практикум

тема: Речевая (вербальная) агрессия педагога.

Цель: Показать, что использование педагогом в речи грубых агрессивных форм воздействия на ребенка, недопустимо.

Очевидно, именно речевая агрессия педагога (учителя, воспитателя) может иметь фундаментальные и весьма опасные последствия. С одной стороны, типичным последствием такой агрессии для ребенка становится т.н. "дидактогенный невроз", вызванный непедагогичным поведением педагога, который, по неофициальным данным, составляет 30% всех детских неврозов. ("Крестьянка", №2, 1998. - С. 56). У детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляются сначала страх перед конкретным педагогом, а потом и перед детсадом вообще, ухудшается психосоматическое состояние. Все это неизбежно негативным образом отражается на посещаемости конкретного ребенка и на воспитательном процессе в целом.

С другой стороны, добиваясь сиюминутных целей послушания, поддержания дисциплины в группе в грубой, оскорбительной для воспитанников форме, воспитатель  невольно вырабатывает у них ответную агрессивную реакцию. Объясняется это склонностью детей, перенимать и копировать речевые действия. Особенно опасным здесь является то, что "создается сначала негативное отношение к самому агрессору, а затем это негативное отношение переносится на все общество, которое воспитатель представляет, "от лица которого" он выступает со своими требованиями". (51, С.170)

Очевидно также, что вербальная агрессия воспитателя создает множество барьеров психологического и коммуникативного характера, препятствующих осуществлению эффективного учебно-воспитательного процесса, а именно:

1. Прескриптивный - создается авторитарным речевым поведением педагога; "любой диалог при этом сводится к монологу лидера, доминирующая позиция которого подчеркивается каждой фразой" (53, С.8) - то есть, прежде всего, на вербальном уровне, что напрямую провоцирует ответную речевую агрессию со стороны воспитанника.

2. Контрсуггестивный - барьер коммуникации в результате нарушения этноса педагогического общения; "необъяснимое, на первый взгляд, отсутствие личностных мотиваций диалога, доброжелательности" . (53, С.8)

3. Аксиологический (оценочный) барьер - боязнь отрицательной оценки.

Между тем, по данным наших исследований, речь педагогов наглядно демонстрирует наличие в ней проявлений вербальной агрессии. Так, по данным анализа диктофонных записей, подобные проявления фиксировались весьма часто. Например, были отмечены случаи пренебрежительного, грубого или повелительно-покровительственного отношения к воспитанникам. В речи педагогов это проявлялось в следующем:

а) повышение тона голоса - "крик", резкие восклицания (“ну все!!!”; “вы меня достали!!!”; “закрыли все рты!” - примеры из диктофонных записей);

б) изменении тембра и темпа речи - намеренное растягивание слов, оттенок презрения, иронии, сарказма .

в) частое употребление повелительного наклонения глаголов, отсутствие этикетных формул (“Ищи игрушку свою!”; “Ну, давай побыстрее!”; “Так, тихо!” - из записей). воспринимается  воспитанником  как оскорбление и провоцирует у него вспышку ответной речевой агрессии.

Примечательно также, что агрессивное высказывание другого воспитанника ("Да не знаешь ты ничего!..") также реализует заданную педагогом  коммуникативную установку на вербальную агрессию, поскольку оно провоцируется замечанием педагога.

Рассмотренный пример - одна из многочисленных и достаточно типичных ситуаций проявления вербальной агрессии педагога. Однако до сих пор не предпринималось попыток описать и как-то классифицировать наиболее распространенные проявления агрессии в речи педагога. Вероятно, одной из немногих (если не единственной!) работой в этом направлении можно считать типологию эмоционально-негативных суждений педагога, предложенную М.Н. Костиковой:

1. Саркастическая насмешка над действиями или высказываниями воспитанника;

2. Неодобрительный либо обидный отзыв, унижающий достоинство ребёнка в глазах окружающих;

3. Пренебрежительная оценка возможностей ребёнка;

4. Недоброжелательная оценка поступка ребёнка, как якобы следствия негативной черты его характера;

5. Перенесение оценки поступка ребёнка на его личность в целом;

6. Категоричное отвержение доводов и мнений ребёнка, не совпадающих с установками педагога;

7. Несправедливое либо предвзятое оценивание поступка ребёнка, в частности, скоропалительное обвинение в поступке невиновного воспитаннка. (26, С.121)

При анализе видов и форм вербальной агрессии педагога, так же как и воспитанников, необходимо, прежде всего, учитывать степень осознанности того или иного высказывания. В этой связи следует различать поведенческие, непроизвольные, оборонительные словесные реакции педагога на возникшую в ходе занятия раздражающую ситуацию (например, нарушение дисциплины воспитанником, неподчинение детей обоснованному требованию, общий фоновый шум в группе и т.п.) и осознанную, целенаправленную и даже преднамеренную речевую агрессию (например, желание нового педагога продемонстрировать властную, доминирующую позицию над воспитанниками; словесная месть за нанесенное ранее оскорбление; демонстрация личной неприязни к какому-то ребенку и т.п.).

В первом случае вербальная агрессия педагога чаще всего выступает своеобразной защитной реакцией на предшествующее ее проявление со стороны воспитанников или естественной реакцией на возникший эмоциональный дискомфорт (фрустрацию) и демонстрирует примитивный уровень общения. Такого рода речевая агрессия в ряде конкретных случаев представляется в определенной степени оправданной и допустимой, а иногда - единственно возможной реакцией, поскольку, несмотря на требования профессиональной этики, не допускающей подобных высказываний в речи педагога, эта агрессия выступает единственно реальным способом воздействия на детей.

Во втором же случае перед нами однозначно недопустимое в педагогической речи явление, демонстрирующее чаще манипулятивный уровень общения и безоговорочно противоречащее всем требованиям профессиональной этики педагога.

А) Непреднамеренная оборонительно-защитная вербальная агрессия педагога проявляется чаще всего как переходная, открытая, явная, сильно выраженная по "шкале интенсивности", и воплощается преимущественно в следующих речевых жанрах:

1. Грубое требование (“Так / орать мне не надо здесь!!! Если хотите что-то сказать / подняли руку!..” - из записи VIII; “А теперь / Гурнов / забирай их [карточки] обратно и иди отсюда!” - VII);

2. Прямое защитное оскорбление - чаще всего, по нашим наблюдениям, обозначает низкие, по мнению педагога, умственные способности учащихся ("дураки", "идиоты", "дебилы", "кретины", "недоумки" и т.п.);

3. Враждебное замечание (“Как ты мне надоел!” - запись XII; “Ты меня достаешь сейчас больше, чем Сытин!.. Уже все устали от тебя!..” - из записи II; “Меня за дуру считать не надо!” - из записи VII);

4. Порицание (“Шестой “А”!!! Вы распустились до крайности!” - из записи XIII; “Так / ты находишься на уроке!..” - запись IX);

В) Преднамеренная инициативная речевая агрессия учителя часто приобретает более скрытый и менее ярко выраженный характер, возможно непереходный. В последнем случае вербальная агрессия педагога может быть:

- адресованной всему детскому коллективу, тогда как реальный адресат - один конкретный ученик (“Жулин... ты меня отвлекаешь! Придется задержать вас на перемене в полном составе // с Жулиным //” - запись XVI);

- направленной на "козла отпущения" ("Первый будет отвечать / кто лучше сидит // А не Сытин // Пенсионер ты наш!” - запись V);

- направленной на принадлежащие школьнику предметы, его родителей, увлечения и т.п. (“-...Я вам замечание делаю // - За что? Я ничего не делал // - За что-о-о еще / я буду говори-и-ть! У своей мамы отчета требуй / Мирошкин!” - запись XX; “...А Бутыркина МАМА придет! А то [передразнивает тоном] сын готовил, а сына не оценили...” - запись V).

Преднамеренная агрессия педагога воплощается чаще всего в следующих речевых жанрах:

1. Угроза, в том числе скрытая (“Еще раз спросишь / за что [делается замечание, Ю.Щ.] / пойдешь вон отсюда!” - XX; “Я “2” тебе пока карандашиком // До первого замечания // я ему поставлю // вот так До первого напоминания //” - XII; “Так / Гудков / тебе еще замечание сделать?..”; “Значит / так / Демкин / с вещами на последнюю парту / БЫСТРО // Я сказала / быстро // Считаю до трех // Раз // Два //” - VI; “Чего / хочешь / чтобы я совсем разозлилась?..” - VII);

2. Преднамеренное прямое оскорбление (“пенсионер союзного значения” - из записи V; “спящий-вечно-Иванов” - из записи XII);

3. Насмешка - наиболее распространенный жанр, по нашим данным ("Это что за загадки такие вокруг Метова?!” [с притворным и утрированным удивлением. Ю.Щ.] - III; “Свои отдельные ошибки я не буду сейчас просить вас исправлять / а господ двоечников // особенно //” - IV; “Ребята / сейчас будет спектакль // Тихон будет сказку пересказывать//” - V; “Сядь нормально! Ногу вечно поджимает! Подушечку / ей-богу / надо было тебе принести // ты повыше любишь сидеть //” - X; “...-Я не слышал // - А это твои проблемы // Значит ты обратись в другую школу // для слабо слышащих детей //” - XIX и др.).

Среди имеющихся у нас диктофонных записей можно найти достаточное количество примеров, наглядно иллюстрирующих, как речь педагога сознательно или бессознательно копируется детьми, как им передается его вербальная агрессия. Так, например, диктофонная запись III (текст - см. Приложение 1) наглядно демонстрирует, как угрозы и иронические замечания педагога, его насмешливый тон тут же передаются классу в виде таких же и даже более грубых, язвительных насмешек. Примеры из записей V и XI вообще не требует пояснения и комментария.

Итак, все рассмотренные здесь примеры показывают, что, во-первых, агрессивный компонент речи педагога выступает для детей образцом для подражания в их собственной речевой среде, а также порождает ответную вербальную агрессию в адрес педагога, поскольку вызывают протест, негативизм, желание обесценить слова взрослого.

Во-вторых, речевая агрессия учителя воспринимаются учащимися неадекватно, не так, как "было задумано". У детей складывается впечатление, что агрессия педагога направлена не на их поведение в данной речевой ситуации, а на них самих, их личность. Особенно типично это для старших долшкольников, понимающих смысл подобной реакции как "я плохой", а не как "сейчас я поступаю плохо".

Таким образом, педагоги часто не осознают собственной склонности к вербальной агрессии, что отрицательно сказывается как на психологическом климате в детском коллективе, так и в целом на ходе учебного процесса. По справедливому замечанию К. Бютнера, агрессия педагога "значительно затрудняет как рефлексию педагогического процесса, так и те изменения, ответственность за которые должен был бы нести сам педагог". (7, С.25) То же самое отмечает М.Н. Костикова, справедливо полагая, что "использование в практике воспитания эмоционально-негативных суждений не способствует формированию социально-ответственной позиции". (26, С.121)

Педагог-психолог                                                   А.Ю. Фролова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Круглом столе (НМЦ ЮВОУО) в 2011году: "Коррекционно - логопедическая работа по преодолению дизартрии в ДОУ" (актуальные проблемы).

Постоянно растёт число детей, страдающих дизартрией. Медицина часто бессильно разводит руками, не хочет и не может помочь такому ребёнку. Поднимая эту проблему, размышляю о путях и способах выхода из ...

Родительское собрание в форме круглого стола - практикума на тему "Безопасность детей в наших руках"

Родительское собрание в форме круглого стола - практикума на тему "Безопасность детей в наших руках"...

Круглый стол с родителями «Капризы и упрямство детей – дошкольников, их преодоление»

Круглый стол с родителями«Капризы и упрямство детей – дошкольников, их преодоление»...

Родительское собрание в форме круглого стола-практикума на тему «Безопасность детей в наших руках»

Родительское собрание в форме круглого стола-практикума на тему «Безопасность детей в наших руках»...

Родительское собрание в форме круглого стола-практикума на тему «Безопасность детей в наших руках»

Родительское собрание в форме круглого стола-практикума на тему «Безопасность детей в наших руках»...

Консультация для родителей «Агрессия у ребенка: проявление, причины, способы преодоления»

Агрессивный ребёнок. Какой он? Рекомендации родителям агрессивного ребёнка...