Круглый стол (практикум) для родителей на тему: «Формирование связной речи на основе лексической темы «Дикие животные наших лесов»».
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Спиридонова Анна Александровна

Практикум для родителей для ознакомления с содержанием работы по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол (практикум) для родителей на тему:
«Формирование связной речи на основе лексической темы «Дикие животные наших лесов»».

Спиридонова Анна Александровна

 

Цель: 

  • Создание условий для речевого развития детей.
  • Формирование педагогической культуры родителей.
  • Повышение роли родителей в речевом развитии ребенка.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию, обучить правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики; продемонстрировать использование наглядного материала по развитию речи в детском саду.

Форма проведения: встреча с элементами практикума. 

Ход мероприятия:

I. Предварительный этап.

1. Приглашение родителей на собрание.

2. Экспресс – интервью «Для чего нам нужна речь?».

 

II. Организационный этап

1. Подготовка материалов:

раздаточный материал на каждого участника (ксерокопии игровых упражнений, упражнений артикуляционной гимнастики для использования дома), ватные шарики, демонстрационный материал.

2. Оформление цитаты:

«Для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверное, приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!»

 

III. Вступительный этап

Родители рассаживаются на стульчики, столы в группе расставлены в виде «круглого стола»

Здравствуйте, уважаемые родители!

Тема нашей встречи…

1.Артикуляционная гимнастика

Упражнения: «Любопытный язычок», «Часики», «Орешек»,

«Толстячки», «Худышки», «Вкусное варение» (родители выполняют упражнения)

2.«Сосчитай до пяти». (картинки с изображением животных, представленные веером на выбор)

Один заяц …пять зайцев.

Один волк…

Один медведь…

Одна лиса…

Одна белка…

Один серый волк…

Одна рыжая лиса…

Один полосатый барсук…

3.  «Чей хвост?»    

Слова воспитателя:

У ОЛЕНЯ ОЛЕНИЙ хвост,

ОЛЕНЬИ рога ветвистые,

ОЛЕНИЙ высокий рост,

ОЛЕНЬИ глаза лучистые.

Чей хвост у лисы? - лисий

У зайца – …

У волка - …

У барсука - …

У соболя - …

У медведя -…

У кабана -…

У белки -…

4. Назови свое животное ласково (карточки на выбор)

Слова воспитателя:

Ну-ка подумайте, мальчики, девочки:

Чем отличается БЕЛКА от БЕЛОЧКИ,

ЗАЯЦ – от ЗАЙЧИКА,

ПАЛЕЦ – от ПАЛЬЧИКА?

5. Назови семейку (карточки на выбор).

Зайчиха, заяц, зайчата.

Медведица, медведь, медвежата.

Волчица, волк, волчата.

Лосиха, лось, лосята.

Лисица, лис, лисята.

Ежиха, еж, ежата.

Кабаниха, кабан, кабанчики

Белка, бельчата.

6. Слова-родственники (однокоренные)

Слова воспитателя:

МОРОЗНО МОРОЗНОЙ зимой,

По МОРОЗЦУ спешу я домой,

ЗАМЕРЗЛИ и уши и нос –

Ведь не шумит зимою МОРОЗ.

Берег, бережок, береговой, прибрежный, побережье…

Двор, дворик, дворник, придворный, задворки…

(Наглядный материал: Елочка со снежинками, которая позволяет посчитать кто сколько придумал слов.)

7. Объясни словечко. (комментарий: дети все  выражения понимают дословно, чтение фразеологического словаря обогащает словарный запас. Каждый родитель получает листочек с одним- двумя устойчивыми выражениями.)

А Васька слушает, да ест.

Золотые руки.

Светлая голова.

Длинный язык.

Теплая встреча.

Без сучка, без задоринки.

Вертеться, как белка в колесе.

Волк в овечьей шкуре.

Голодный как волк.

Ежовые рукавицы.

Как пчелы на мед.

8. Мнемотехника (знакомим родителей с техникой запоминания)

Стихотворение. Учим наизусть

(Наглядный материал: стихотворение с мнемотехническими картинками)

9.«Про каких животных так говорят»

Хитрая - …, колючий - …, злой - …, неуклюжий - …, косой - …

Краснеют, желтеют, опадают - …

10.Образование сложных прилагательных:

Слова воспитателя:

Есть на свете ВОДОМЕТ, ВОДОСБРОС

И конечно же – ВОДОНАСОС,

ВОДОКАЧКА у нас на пути…

А что сам ты сумеешь найти?

У лисы тонкие лапы. Какая лиса? (Тонколапая.)

У лисы длинный нос.

У лисы острые уши.

У лисы короткие усы.

У лисы рыжий хвост.

11. Образование приставочных глаголов.

(Наглядный материал:  стихотворение с пропущенными словами, угадай словечко)

Птицы могут летать высоко,

Пролетать над озерами синими,

Улетать от гнезда далеко,

Ввысь взлетать над горами красивыми.

Облетать они могут лес,

Залетать за башни высокие,

Подлетать под низкий навес,

Перелетать через рвы глубокие.

Прилетают они весной,

Отлетают с осенней стужей,

Вылетают из гнезд порой

И подолгу, прощаясь, кружат.

12. Раздели на слоги.

13. «Составь предложение по картине» (картина с изображением животных в природе)

14. Развитие словаря 

Существуют такие понятия, как активный и пассивный словарь.

Активный словарь – слова, которые ребёнок произносит в активной речи.

Пассивный словарь – слова, которые ребёнок не произносит, но соотносит с   предметами.

В активном словаре детей.

существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (дядин, мамин);

обобщающие понятия (дикие животные, домашние животные, детёныши животных, фрукты, овощи, игрушки, посуда).

Грамматический строй.

Усвоение морфологических элементов слова (приставки, суффиксы, окончания).

Усвоение правил построения предложений.

Использование разных частей речи.

Используют в речи предлоги «в», «на», «под», «над».

15. Чтение художественных произведений

 Требования к литературному материалу:

- он должен затрагивать эмоциональную сферу ребенка;

- стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объему, несложные по содержанию, доступные для понимания;

- «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело» ( К.Ушинский);

- одно и то же произведение дети любят слушать по несколько раз;

- спрашивайте, о чем говорится, что происходит с главными героями;

- учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребенок учится четко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;

- учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.

Рефлексия.        

Ознакомление с результатами экспресс - интервью «Для чего нам нужна речь?»

Варианты ответов:

  • общаться друг с другом;
  • писать письма;
  • благодарить любимых (маму, папу, дедушку, бабушку);
  • оригинально выражать свои мысли;
  • быть успешным на работе;
  • рассказывать прекрасные стихи;
  • петь задушевные песни.

СЛОВАРЬ:

Существительные:

Волк, заяц, еж, медведь, лось, лиса, кабан, хвост, рога, лапы, копыта. Рысь, енот, белка, бобр, олень, ласка, куница, ондатра, выдра, барсук, клыки, увалень, плутовка, сохатый.

Глаголы:

Ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить. Загонять, нагонять, подстерегать.

Прилагательные:

Колючий, рыжая, серый, злой, пушистый. Хитрая, бурый, трусливый, полосатый, косолапый, длинноухий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"

В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....

Логопедическое занятие по развитию связной речи с детьми с ОНР " Дикие животные наших лесов"

Занятие по развитию связной речи "Дикие животные наших лесов"...

Занятие по развитию речи в старшей речевой группе Дикие животные наших лесов

В настоящее время большинство детей рождаются с родовыми травмами, поэтому дети начинают поздно говорить, у них плохо развита связная речь. Цель занятия - формировать умение грамматически правил...

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Дикие животные наших лесов»

Цель: формировать представление детей о диких животных, их детёнышах, о месте проживания.Задачи:- образовательные: дать понятие детям о диких животных; формировать умение различать живо...