Упражнения для укрепления и восстановления работы мышц глаза у детей с нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Никитенко Татьяна Николаевна

Консультация для родителей и воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsltatsiya_dlya_glaz.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 40»

Упражнения для укрепления и восстановления

работы мышц глаза у детей с нарушением зрения

 (для родителей, воспитателей).

Воспитатель:

Т.Н. Никитенко

первая квалификационная категория

г. Славгород

Упражнения для укрепления и восстановления

 работы мышц глаза.

        У детей с нарушением зрения наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. У них чаще, чем у нормально видящих можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это не может не сказаться на координации, согласованности действия рук и глаз. Поэтому таким детям необходимо помочь преодолеть дефицит целенаправленных действий, что положительно сказывается на функциональных свойствах самого зрительного аппарата и координированных действиях его мышц с мышцами пальцев руки.

        Первым необходимым средством координации являются упражнения для укрепления и восстановления работы мышц глаза. Включение специальных зрительно-восстановительных комплексов упражнений  должно стать обязательным в работе по развитию зрительно-моторной координации.

        Каждый комплекс подобран и составлен совместно с офтальмологом и состоит из упражнений, рассчитанных на воздействие на глаза ребенка с коррекционных позиций, отвечающих разным зрительно-восстановительным задачам.

          Поэтому рекомендуется периодическое чередование этих комплексов в процессе работы через одну-две недели.

Упражнения для активизации работы мышц глаза.

        Комплекс 1 – способствует снятию статистического напряжения с мышц глаза, улучшению кровообращения.

  1. И.п. сидя: плотно закрыть глаза и широко открыть глаза

с интервалом в 30 с (5 - 6 раз подряд).

  1. И.п. сидя: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не

поворачивая головы (3-4 раза).

        3.  И.п. сидя: вращение глазами по кругу по 2 – 3 с (3 –4 раза).

  1. И.п. сидя: быстрое моргание в течение 1 - 2 мин.
  2. И.п. стоя перед окном: смотреть вдаль 3 - 4  мин.

Комплекс 2 – способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаза.

  1. И.п. стоя:

а) смотреть прямо перед собой 2 – 3 с;

б) поставить указательный палец на расстоянии 25 – 30 см

 от глаза, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть 3 –5 с, опустить руку, повторять 4 – 5 раз.

  1. И.п. стоя, ноги на ширине плеч:

          а) опустить голову, смотреть на носок левой ноги;

          б) поднять голову, посмотреть на правый угол комнаты;

          в) опустить голову, смотреть на носок правой ноги;

г) поднять голову, посмотреть на левый верхний угол комнаты (повторить 3 – 4 раза).

  1. И.п. стоя у окна:

а) посмотреть на вершины деревьев перед окном;

б) перевести взгляд и назвать любой предмет на земле;

в) отыскать и проследить за летящей птицей или самолетом;

г) назвать транспорт, стоящий или проезжающий по дороге (2 раза).

Комплекс  3 – улучшает циркуляцию внутриглазной

жидкости, восстанавливает кровообращение совершенствует координацию в горизонтальной плоскости.

  1. И.п. сидя:

а) тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее

 веко соответствующего глаза и подержать 1 – 2 с;

        б) снять пальцы (повторить  3 – 5 раз).

  1. И.п. сидя:

а) вытянуть руки вперед, смотреть на конец пальцев

 вытянутой руки, расположенной по средней линии лица;

        б) медленно приближать палец, не сводя с него взгляда (повторить 3 – 4 раза).

  1. И.п. стоя, голова неподвижна:

а) отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в

сторону;

б) медленно передвигать игрушку справа и следить за ней

 глазами;

в) повторить в обратную сторону (делать упражнение 4 – 5 раз).

Комплекс  4 – способствует улучшению координации

движения глаз и головы, развитию сложных движений, повышает устойчивость вестибулярных реакций.

  1. а) поднять глаза вверх;

б) опустить глаза;

в) повернуть глаза в правую сторону;

г) повернуть глаза в левую сторону (повторить 3 – 4 раза).

  1. а) поднять глаза вверх;

б) сделать ими круговое движение по часовой стрелке;

в) сделать ими круговое движение против часовой стрелки (повторить 2 – 3 раза).

     3. И.п. стоя, ноги на ширине плеч:

а) посмотреть на носок правой ноги;

б) поднять голову, посмотреть на лампочку на потолке

(повторить 2- 3 раза);

в) опустить голову, посмотреть на носок правой ноги;

г) поднять голову, посмотреть на лампочку на потолке

(повторить 2 – 3 раза).

        Комплекс 5 улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.

  1. И.п. сидя на полу:

а) ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади;

б) повернуть голову назад и увидеть предметы,

расположенные в середине (повторить 2 раза).

  1. И.п. стоя, руки на палке, поставленной вертикально

перед собой:

а)  отвести руки в стороны (опустить палку) и успеть ее

поддержать;

б)  попеременное перехватывание палки одной рукой,

 другая рука отведена в сторону (повторить 3 – 4 раза).

  1. И.п. стоя:

а)  «спрячь глазки» (зажмуриться);

б) «у кого глазки больше» (широко открыть, выпучить;

 можно выполнять перед зеркалом).

Комплекс 6 способствует тренировке мышц глаза

 формированию сложных движений мышц глаза, восстановлению кровообращения в области мышц глаза.

  1. И.п. стоя, руки с мячом внизу:

а)  поднять мяч перед глазами, широко открыть глаза,

 посмотреть на мяч;

        б)  опустить мяч;

        г)  опустить мяч;

  1. И.п. стоя, руки с мячом вытянуты вперед:

а) качание рук влево, вправо с отслеживанием глазами за

 мячом (повторить 5 – 6 раз).

  1. И.п. стоя, руки с мячом внизу:

а)  медленное круговое  вращение сверху вниз в правую

сторону;

б)  вращение в левую сторону, следить за направлением

 движения мяча (повторить 4 – 5 раз).

  1.  И.п. стоя, мяч в вытянутых руках. Сгибание рук:

а)   поднести мяч к носу;

б)  отвести в исходное положение, прослеживать глазами за

 движением мяча (повторить 4 – 5 раз).

Литература

        Жохов В.П., Кормакова И.К., Плаксина Л.И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. М., ВОС, 1989.

        Гибор С. Микродвижение глаз при нарушении зрения //Дефектология, №5, 1987.

        Иванова Н.Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения // Дефектология, №4,1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Примерные игры, упражнения, задания по формированию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) и речи".

Названия и описания игр, упражнений, заданий по формированию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) и речи....

Комплекс упражнений для активизации работы мышц глаза. у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией.

Комплекс упражнений для активизации работы мышц глаза. у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией....

Гимнастика для глаз для детей с нарушением зрения

В этом материале содержится комплекс гимнастики для глаз....

Картотека «Упражнения на укрепление основных групп мышц» для детей дошкольного возраста

В картотеке представлены комплексы упражнений, на укрепление основных групп мышц детей дошкольников...