Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Ядовина Мария Петровна

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмечается запаздывание появления игровой деятельности, отставание в сроках ее развития. У детей с нарушением интеллекта в возрасте 3-4 лет, когда у их нормально развивающихся сверстников уже начинается сюжетно-ролевая игра, наблюдаются лишь отдельные предметно-игровые действия. Интерес к игре у этих детей очень слабый, поверхностный и нестойкий. Уровня сюжетно-ролевой игры эти дети без специального обучения не достигают (Н. Д. Соколова, 1974).

Таким образом, уровень развития игровой деятельности у не прошедших специальное обучение умственно отсталых дошкольников не позволяет ей в полной мере выполнять функцию ведущей.

Данная программа разработана на основе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» и предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 3 до 4 лет, имеющими умственную отсталость легкой формы.

Цель программы: подготовить детей 3-4 лет с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре.

Задачи программы:

·        Воспитывать внимание и интерес детей к игрушкам, формировать потребность в игре.

·        Учить детей использовать игрушки в соответствии с их назначением, то есть формировать у них элементарные игровые действия.

·        Учить детей производить цепочку взаимосвязанных игровых действий (в форме сюжетно-отобразительной игры).

·        Воспитывать навыки игры рядом друг с другом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка»

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре»

(возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Составитель: Ядовина М.П.,

учитель-дефектолог

Онега, 2015

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность разработки программы.

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» обеспечивает психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, в том числе, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также оказывает помощь родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции отклонений в развитии детей.

В МБДОУ «Детский сад «Улыбка» создана и функционирует условная инклюзивная группа, в которую включены дети с различными видами нарушений развития, в том числе дети с нарушениями интеллектуального развития.

У детей с нарушением интеллекта особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций,  родовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. Органическое поражение ЦНС носит не прогрессирующий характер. Дети способны к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений ЦНС и их отдаленными последствиями.

Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, у дошкольников со сниженным интеллектом отмечается запаздывание появления игровой деятельности, отставание в сроках ее развития. Как известно, игровые действия возникают на основе предметно-практических и развиваются в следующей последовательности: предметно-игровое действие – процессуальная игра – цепочка действий – сюжетно-ролевая игра. Однако недостаточное развитие предметного действия приводит и к несвоевременному появлению игрового. У детей с нарушением интеллекта в возрасте 3-4 лет, когда у их нормально развивающихся сверстников уже начинается сюжетно-ролевая игра, наблюдаются лишь отдельные предметно-игровые действия. Интерес к игре у этих детей очень слабый, поверхностный и нестойкий. Их интересует, как правило, лишь внешний вид игрушки, а не действия с ней. Отмечается также неизбирательное отношение к игрушкам.

Характер самих игровых действий дошкольников-олигофренов своеобразен. В возрасте 3-4 лет; как уже отмечалось, у них имеются отдельные предметно-игровые действия с небольшим количеством игрушек, но при этом, как выявлено специальными исследованиями, они перемежаются неадекватными действиями. Процессуальная же игра появляется у необученных дошкольников только к пяти годам. В возрасте после пяти лет у некоторых умственно отсталых детей возникает игра с элементами сюжета. Уровня сюжетно-ролевой игры эти дети без специального обучения не достигают (Н. Д. Соколова, 1974).

Однако даже при условии специального обучения для игры умственно отсталых дошкольников характерны крайняя бедность и стереотипность сюжета, быстрая истощаемость интереса и недолгая продолжительность игры. Длительность игры в целом очень короткая, однако в то же время на одном действии ребенок может застревать слишком долго. Продолжительность контакта с партнером по игре длится, как правило, не более нескольких минут. Дошкольники-олигофрены предпочитают игры индивидуального характера, для них характерно отсутствие коллективной игры в самостоятельной, неорганизованной взрослым деятельности.

Также умственно отсталые дети практически не используют в своей деятельности игровое замещение предметов.

Снижен и эмоциональный компонент игровой деятельности: дети не видят в кукле образ живого ребенка, не проявляют к ней нежных чувств, редко проявляют эмоции сопереживания и в отношениях друг с другом.

Значительную роль в игровой деятельности играет и речь. Для игры умственно отсталых дошкольников характерно слабое участие речи. У младших детей сопровождающая игровые действия речь часто не соотносится с выполняемым в данный момент действием. Также дети мало общаются в процессе коллективной игры. В самостоятельной деятельности у них преобладает агрессивное выяснение отношений, споры за игрушку, жалобы, но не общение по поводу организации игры или от лица персонажей.

Таким образом, уровень развития игровой деятельности у не прошедших специальное обучение умственно отсталых дошкольников не позволяет ей в полной мере выполнять функцию ведущей.

Данная программа разработана на основе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» и предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 3 до 4 лет, имеющими умственную отсталость легкой формы (IQ в пределах 50—69).

1.2. Программа ставит перед собой следующие цели и задачи.

Цель программы: подготовить детей 3-4 лет с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре.

Задачи программы:

  • Воспитывать внимание и интерес детей к игрушкам, формировать потребность в игре.
  • Учить детей использовать игрушки в соответствии с их назначением, то есть формировать у них элементарные игровые действия.
  • Учить детей производить цепочку взаимосвязанных игровых действий (в форме сюжетно-отобразительной игры).
  • Воспитывать навыки игры рядом друг с другом.

Возраст детей: 3-4 года.

Состав группы: до 5-7 детей. Группа формируется из нормативно

развивающихся детей и детей с нарушениями интеллекта.

1.3. Сроки реализации программы. 

Программа рассчитана для реализации в течение одного учебного года (октябрь - май). По содержанию всю работу можно разделить на 3 квартала:

1 квартал

Цель работы – привлечь внимание детей к игрушкам.

В этот период происходит формирование у детей интереса к игрушкам, пробуждение желания действовать с ними. Детей знакомят с необходимым набором игрушек. По мере постепенного заполнения игрового уголка новыми игрушками происходит ознакомление с названием очередной игрушки, ее внешним видом, действием с нею и названиями действий, а также формирование положительного эмоционального отношения к ней.

Основные методические приёмы – обыгрывание игрушек педагогом, "эмоциональное заражение", показ игровых действий с различными игрушками, выполнение совместных игровых действий педагогом и детьми.

2 квартал

Цель работы - направленное обучение игровым действиям.

Детей учат выполнять элементарные действия с основными игрушками, особенно с куклой (кормление, укладывание спать, одевание/раздевание, катание, купание и др.). Игровые действия, хотя и складываются на основе предметных, но являются особыми действиями, в которых предметное содержание передается в обобщенной и сокращенной схеме.

Преобразование предметных действий в игровые осуществляется после того, как проявляется игровая ситуация – специальные отношения между ребёнком и объектом действия, Умственно отсталые дошкольники соскальзывают с выполнения игровых действий на предметные. Однако и они далеки от совершенства. Поэтому вначале отрабатываются предметные действия с игрушками, затем – игровые. Методика формирования игровых действий:

1.        Демонстрация игровых действий педагогом.

2.        Вовлечение детей в игровую ситуацию

3.        Выполнение детьми игровых действий по подражанию.

4.        Самостоятельное выполнение детьми игровых действий.

Но начинаться занятие обязательно должно с создания игровой ситуации (разными способами), и иметь логическое завершение. Занятия проходят таким образом, чтобы у каждого из детей была своя игрушка (почти одинаковые у всех), а у педагога – своя.

Основные приёмы обучения на данном этапе – показ игровых действий с игрушками, сопровождающийся словесными объяснениями, выполнение действий по подражанию и образцу (сопряжённые или отражённые действия за педагогом – сильными детьми, совместные – слабыми). В результате обучения дети приобретают новые игровые умения. Каждое игровое действие, сформированное на занятиях, многократно повторяется на других занятиях и с другими игрушками.

3 квартал

Цель работы – учить детей соединять отдельные игровые действия в логическую цепочку и овладевать последовательностью перехода от одного действия к другому.

Основные приёмы – наблюдение и анализ аналогичных действий в повседневной жизни; специальная организация на занятиях ряда действий путём подбора игрушек и атрибутики, заведомо предполагающих ряд подготовительных или дополнительных к основному действий (например, купание куклы: подготовить ведро, ванну, стул с чистой одеждой).

Таким образом, осуществляется подготовка к обучению сюжетно-ролевой игре (формирование ряда игровых действий, воспитание особого отношения к кукле как к заместителю живого человека и равноценного партнера по играм, развитие способности к перевоплощению как элемента ролевого поведения в последующем).

1.4. Режим занятий.

Игровые занятия проводятся учителем-дефектологом раз в неделю в первую половину дня.

Общее количество в год - 38.

1.5. Ожидаемые результаты выполнения программы.

Дети должны научиться:

  • проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними;
  • выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим;
  • совершать адекватные действия с куклой и машиной;
  • выражать положительное эмоциональное отношение к кукле;
  • по просьбе взрослого производить с игрушками цепочку знакомых игровых действий (кормить куклу, катать в коляске; нагружать в машинку игрушки, перевозить их).

Оценка сформированности готовности к обучению сюжетно-ролевой игре осуществляется посредством психолого-педагогической диагностики по методике Е.А.Стребелевой «Поиграй» для детей 3-4 лет [3].

2. Учебно-тематический план.

№ п/п

Название темы

Кол-во

часов

1 Квартал

1

Знакомство с игрушками и действиями с ними. Наблюдение за обыгрыванием взрослым сюжетных игрушек — мяч, кукла, машина, зайка, мишка, матрешка

5

2

Учимся подбирать наряды, наблюдать за изменениями во внешнем виде при использовании аксессуаров и дополнительных предметов одежды (косыночка, бусы, шапочка)

1

3

Обыгрывание кормления куклы

4

4

Укладывание куклы спать

3

2 квартал

5

Закрепление интереса к подбору наряда, к рассматриванию себя в зеркале; рассматриванию себя с разных сторон. Наблюдение за своими действиями в зеркале («Помаши ручками», «Похлопай в ладошки», «Надень косыночку», «Повесь бусы»)

1

6

Одевание (раздевание) куклы, складывание ее одежды на стульчик, приготовление ей постели

2

7

Мытье кукле рук

1

8

Катание куклы в коляске, укачивание ее

1

9

Знакомство детей с игрой «Дочки-матери»: выполнение совместных действий с куклой («Дочка проснулась», «Прогулка малыша», «Завтрак у дочки», «Оденем дочку на прогулку», «Купание малыша-голыша»)

4

10

Игра с машиной: возить по комнате, катать в машине кукол, возить кубики, загружать и выгружать кубики из машины

1

11

Инсценировки знакомых сказок с использованием различных театральных средств (настольный театр, цветные варежки, куклы бибабо)

3

3 Квартал

12

Закрепление умения одевать (раздевать) куклу, складывать ее одежду на стульчик, готовить ей постель

1

13

Знакомство со строительными играми

1

14

Обучение девочек и мальчиков совместно «гулять» с куклами («Куклы вышли на прогулку»)

1

15

Строительство ворот, прокатывание под ними машин

4

16

Строительство из строительного материала гаража, постановка машины в гараж

3

17

Игровые действия в игре «Дочки-матери» («В гостях у куклы Маши», «Стирка», «Обед Маши и Кати»)

3

18

Инсценировки знакомых сказок

1

19

Психолого-педагогическая диагностика сформированности готовности к обучению сюжетно-ролевой игре

1

3. Календарное  планирование.

№ занятия

Тема занятия

Программное содержание

I квартал

1.

«Хоровод с куклой»

Знакомство с куклой и действиями с ней. Наблюдение за обыгрыванием взрослым куклы.

2.

"Накормим куклу Катю"

Учить детей обыгрывать кормление куклы. Учить детей давать имя кукле, называть ее по имени в процессе игры.

3.

«Зайка серенький скакал…»

Знакомство с игрушечным зайкой и действиями с ним. Наблюдение за обыгрыванием взрослым сюжетной игрушки — зайки.

4.

"Уложи куклу спать"

Учить детей укладывать куклу спать. Воспитывать у детей отношение к кукле как к партнеру по игре — дочке, девочке.

5.

"Идите ко мне, бегите ко мне".

Учить детей наблюдать за изменениями во внешнем виде при использовании аксессуаров и дополнительных предметов одежды, обозначающих сюжетного персонажа (косыночка, бусы, шапочка, портфель, фартук, медицинский халат)

6.

«Зайка и кукла катаются на машине»

Знакомить детей с игрушкой- машиной и действиями с ней. Учить детей наблюдать за обыгрыванием машины

7.

"Кукла идет на прогулку".

Закреплять умение укладывать куклу спать, давать имя кукле, называть ее по имени в процессе игры. Учить детей одевать кукле сезонную одежду. Воспитывать у детей отношение к кукле как к партнеру по игре — дочке, девочке.

8.

"Кукла Катя поет и плачет".

Закреплять у детей умение обыгрывать кормление куклы.

9.

«У нас в гостях кукла Ваня, кукла Катя»

Закреплять у детей умение обыгрывать кормление куклы, давать имя кукле, называть ее по имени в процессе игры.

10.

"Мишка и матрешка играют".

Знакомить детей с игрушками – мишкой, матрешкой и действиями с ними. Учить детей наблюдать за обыгрыванием взрослым данных игрушек

11.

"У мишки гости"

Учить детей обыгрывать кормление сюжетной игрушки – мишки, зайки, куклы, матрешки.

12.

«Мой веселый, звонкий мяч…»

Знакомить детей с игрушкой- мячом и действиями с ним. Учить детей наблюдать за обыгрыванием мяча.

13.

«Звери в детском саду собираются спать»

Закреплять умение детей укладывать сюжетную игрушку спать.

II квартал

14.

"Оденем куклу на прогулку".

Учить детей одевать куклу.

15.

«Научим куклу Катю раздеваться».

Учить детей раздевать куклу, складывать ее одежду на стульчик, готовить ей постель

16.

«Зеркало»

Закреплять у детей интерес к подбору наряда, к рассматриванию себя в зеркале; учить рассматривать себя с разных сторон. Учить детей наблюдать за своими действиями в зеркале («Помаши ручками», «Похлопай в ладошки», «Надень косыночку», «Повесь бусы»)

17.

«Помоем кукле ручки». Потешка «Водичка-водичка»

Учить детей мыть кукле руки

18.

Игра «Дочки – матери»

Учить детей возить куклу в коляске, укачивать ее, сажать, высаживать из коляски

19.

«Завтрак у дочки»

Знакомство детей с игрой «Дочки-матери»: выполнение совместных действий с куклой («Завтрак у дочки»)

20.

Сказка «Курочка Ряба»

Формировать у детей интерес к участию в инсценировках знакомых сказок с использованием различных театральных средств (настольный театр)

21.

«Кукла, мишка, матрешка, зайка едут на стройку»

Учить детей играть с машиной: возить по комнате, катать в машине кукол, возить кубики, загружать и выгружать кубики из машины

22.

«Купание малыша – голыша»

Знакомить детей с игрой «Дочки-матери»: выполнять совместные действия с куклой («Купание малыша-голыша»)

23.

Сказка «Три медведя»

Формировать у детей интерес к участию в инсценировках знакомых сказок с использованием различных театральных средств (настольный театр)

24.

«Дочка проснулась»

Знакомить детей с игрой «Дочки-матери»: выполнять совместные действия с куклой («Дочка проснулась»)

25.

Сказка «Колобок»

Формировать у детей интерес к участию в инсценировках знакомых сказок с использованием различных театральных средств (куклы бибабо )

III квартал

26.

«Оденем куклу на прогулку»

Закреплять умение детей одевать (раздевать) куклу, складывать ее одежду на стульчик, готовить ей постель

27.

«Кукла Катя вышла на прогулку»

Учить девочек и мальчиков совместно «гулять» с куклами («Куклы вышли на прогулку»)

28.

«Катание зверей»

Знакомить детей со строительными играми

29.

«Построим ворота»

Учить детей строить из строительного материала ворота, прокатывать под ними машину

30.

«В гостях у куклы Маши»

Закреплять умение выполнять игровые действия в игре «Дочки-матери» («Чаепитие»)

31.

«Катание зверей»

Закреплять у детей умение строить из строительного материала ворота, прокатывать под ними машину

32.

«Построим гараж»

Учить строить из строительного материала гараж, ставить машину в гараж

33.

«Покатаем кукол на автобусе»

Закреплять у детей умение строить из строительного материала ворота, прокатывать под ними машину

строить гараж, ставить машину в гараж

34.

«Постираем Кате одежду»

Закреплять умение выполнять игровые действия в игре «Дочки-матери» («Стирка»)

35.

«Инсценировка по сказке «Курочка Ряба»

Продолжать воспитывать у детей интерес к участию в инсценировках знакомых сказок

36.

«Накормим кукол обедом»

Закреплять умение выполнять игровые действия в игре «Дочки-матери» ( «Обед Маши и Кати»)

37.

«Покатаем игрушки на машине»

Закреплять у детей умение строить из строительного материала ворота, прокатывать под ними машину

строить гараж, ставить машину в гараж

38

Игра «Дочки-матери»

Педагогическая диагностика сформированности готовности к обучению сюжетно-ролевой игре

4. Методическое обеспечение программы

4.1. Мониторинг освоения программы.

Оценка сформированности готовности к обучению сюжетно-ролевой игре осуществляется посредством психолого-педагогической диагностики по методике Е.А.Стребелевой «Поиграй» для детей 3-4 лет [3].

«Поиграй».

Цель обследования: выявление уровня развития игры: отношение к игрушкам и развитие предметно-игровых действий, умения произвести по подражанию несколько последовательных игровых действий.

Оборудование:   кукла,   детская   коляска,   мебель   для куклы (стол, стул, кроватка с постельными принадлежностями, буфет с набором посуды), строительный набор, машинка, мячик.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с куклой: «Посади ее в коляску и покатай». Если ребенок катает куклу, взрослый предлагает ее покормить: «Посади ее за стол и покорми». В случаях отказа от игры с куклой ребенку предлагают нагрузить кубики в машинку и отвезти их на другой столик.

Обучение: если ребенок не начинает играть, взрослый дает ему мячик и предлагает покатать друг другу, затем сажает куклу в коляску, предлагая ее прокатить. В дальнейшем сажает куклу за стол, просит ее покормить, т. е. взрослый включает ребенка в совместную игру.

Оценка действий ребенка: проявление интереса к игрушкам; наличие интереса к одной игрушке; характер действий с ними — адекватные или неадекватные.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах:

1 балл -  ребенок не начинает играть даже после того, как взрослый предложил выполнить совместные действия; интерес к игрушкам не проявляет.

2 балла – ребенок начинает выполнять совместные со взрослым игровые действия, при этом повторяет действия взрослого и  не привносит в игру от себя новых действий; отмечаются процессуальные действия, манипуляции.

3 балла – ребенок играет самостоятельно; выполняет несколько предметно-игровых действий (катает куклу, сажает за стол, кормит); проявляет интерес к игрушкам и действиям с ними, но играет молча; подражает действиям взрослого.

4  балла – ребенок выполняет ряд логически последовательных событий, объединяя их сюжетом; сопровождает свои действия речью.

Результаты психолого-педагогической диагностики оформляются в виде таблицы (Приложение 1).

4.2. Перечень оборудования и дидактического материала, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся).

1. Игрушки: куклы пластмассовые с нарисованными или закрывающимися глазами, подвижным креплением головы, рук, ног (высота 20—35 см); куклы-младенцы в конвертах (высота 20—40 см); наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. п.); куклы бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. п.). Сюжетные игрушки: заяц, медведь, матрешка; машинки разных размеров и модификаций (самосвал, грузовик, автобус, легковая и т.д.).

2. Одежда и обувь для кукол: летняя одежда и обувь; верхняя зимняя одежда и обувь для кукол.

3. Постельные принадлежности для кукол: матрац, одеяло, подушка; простыня, наволочка, пододеяльник.

4. Мебель для кукол: «Жилая комната»; «Спальня»; «Кухня»;  кроватки разных размеров из металла или пластмассы; плита газовая; умывальник.

5. Посуда и другие хозяйственные предметы для кукол: столовая — пластмассовая, алюминиевая; чайная — пластмассовая; кухонная — алюминиевая; наборы для стирки (тазик, стиральная доска, ведро, шнур, зажимы для белья); стиральная машина; утюги разных размеров из пластмассы; предметы домашнего обихода (разноцветные пластмассовые, деревянные, металлические кувшины, миски, ложки, кастрюли 3—4 размеров); разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы различных размеров (большие, средние, маленькие); прозрачные пластмассовые пузырьки, банки и т. п.

6. Оборудование для сюжетных игр и драматизации: наборы тканей, различных по фактуре и цвету; наборы «Детский парикмахер», «Доктор», «Маленькая хозяйка», «Регулировщик».

4.3. Практический материал.

Конспект занятия № 27.

Тема: «Кукла Даша вышла на прогулку»

Задачи:

  • учить девочек и мальчиков совместно «гулять» с куклами («Куклы вышли на прогулку»);
  • учить детей пользоваться кукольной коляской, формировать игровые действия укладывания, доставания и катания куклы в игрушечной коляске;
  • продолжать закреплять навыки одевания и раздевания кукол;
  • вызывать заинтересованное отношение к игрушкам и игровым действиям, желание действовать активно и самостоятельно;
  • учить детей осуществлять выбор одной игрушки из многих и объяснять словами свой выбор.
  • воспитывать ласковое и заботливое отношение к кукле как к живому ребенку.

Материал:  куклы и соответствующие им по величине коляски, кукольная одежда по сезону

Ход занятия:

I. Создание игровой ситуации

- Знаете, дети, мне сегодня наши куклы сказали по секрету, что им очень хочется пойти с вами на прогулку. Ведь на улице такая хорошая, солнечная погода! Но так как куклы сами ходить долго не умеют, то попросили покатать их в колясках. Можно покатать их в колясках на нашей веранде - там много места, и солнышко хорошо светит через большие окна.

II. Показ образца игровых действий.

- Для того, чтобы выйти гулять, надо сначала одеться, правда? Ведь на улице сейчас холоднее, чем в комнате. Вот я возьму себе куклу Дашу и надену на нее курточку, штанишки и шапочку. Потом положу Дашу в коляску и буду вот так катать (педагог показывает, что коляску надо держать двумя руками за ручку впереди себя и идти сначала прямо, потом поворачивая в конце комнаты).

III. Введение детей в игровую ситуацию

Ну что, покатаем наших кукол в колясках? Сначала пусть каждый выберет себе куклу и скажет всем, как ее зовут. Ну-ка, разбирайте кукол, кто какую будет катать? Потом оденет ее - вон там, на столиках, есть кукольная одежда.

Дети разбирают кукол, педагог спрашивает у каждого, как зовут его куклу, предлагает одеть их. При этом стимулирует и поощряет речевые высказывания детей:

•        Какую куклу ты возьмешь,Саша? Почему? Как ты ее назовешь? Что наденешь на неё?

•        Я возьму куклу Таню, потому что у нее закрываются глазки. Надену на нее вот эту кофточку!

•        А я возьму вот эту куклу, потому что у нее волосы длинные, я ей берет красный надену - и т. д.

IV. Выполнение игровых действий детьми по подражанию действиям педагога и самостоятельная игра.

Педагог одевает свою куклу, укладывает ее в коляску. Дети повторяют за ним каждый у своего столика. Потом укладывают кукол в коляски и катят ее на веранду. Прогулочным шагом, не мешая друг другу, дети вместе с педагогом . катают коляски с куклами, разворачиваются в обратном направлении, и так несколько раз. Педагог при этом читает стихи:

"Я куколку Дашу катаю в коляске,

Спать уложу - и закроются глазки.

Как быстро ее ветерок убаюкал!

Кататься в коляске полезно для кукол!"

V. Окончание занятия

- Вот мы покатали наших кукол, они поспали на свежем воздухе. Пора возвращаться. Достаем кукол из колясок, раздеваем их и усаживаем на место. Вот какие куклы теперь веселые, довольные и румяные. Хорошо покатались. А коляски надо поставить в уголок, завтра снова будем с ними играть.

4.4. Список литературы.

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005
  2. Ковальчук В. А. Специальная методика дошкольного воспитания детей с нарушением интеллекта. Учебно-методическое пособие. – Славянск, 2009
  3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод.пособие / Под ред. Е.А.Стребелевой- М: Просвещение, 2004

Приложение 1

Результаты психолого-педагогического обследования сформированности готовности к обучению сюжетно-ролевой игре

  детей дошкольного возраста 3-4 лет с нарушением интеллекта

№ п/п

ФИО ребенка

На начало учебного года

На конец учебного года

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

В период дошкольного детства ведущим видом деятельности является игра. Это связанно с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знания...

Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малыши» Возраст детей: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год

Аннотация к программе по сенсорному развитию«Малыши»  Актуальность сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюда...

Программа по художественно-эстетическому воспитанию « Бурятский фольклор – малышам» возраст детей 2-4 года Срок реализации 2 года

Особую значимость на современном этапе развития общества приобретает решение проблемы культурно-художественной социализации и духовно-нравственного развития ребёнка. Большое место отводится поликульту...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Топотушечки-хлопотушечки» Возраст детей: 1 - 4 года Срок реализации: 3 года

Программа «Топотушечки - хлопотушечки» носит развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие речи и музыкальности каждого ребенка в процессе овладения им детской музык...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по подготовке детей «Скоро в школу» на 2017 – 2018 учебный год Возраст детей 6 – 7 лет. Срок реализации 1 год.

ВведениеЦеленаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает...

Проект. Познавательно – игровой вид «В сказку дружно мы играем» (возраст детей: 5-6 лет) Срок реализации: 1 Июня – 31 Августа 2019 год

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых...