РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по подготовке детей «Скоро в школу» на 2017 – 2018 учебный год Возраст детей 6 – 7 лет. Срок реализации 1 год.
рабочая программа (подготовительная группа)

Ивочкина Наталия Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень развития ребенка до школы во многом определяется степенью его обученности этим умениям и навыкам. Каждый возрастной этап уникален, и им нельзя пренебрегать. Если ребенок вместо ведущей деятельности будет в основном заниматься другим видом деятельности, то полноценного  развития не происходит. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, которая исчерпывает свое развивающее влияние к семи годам. Поэтому семь лет – это рубеж между дошкольным и младшим школьным возрастом.  В семь лет исчезает непосредственное поведение ребенка, поэтому с семи лет возможно эффективное обучение по школьному типу. В это время ребенок уже может подчиниться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы, кроме того,  семилетний первоклассник сам хочет стать учеником и выполнять роль ученика со всеми необходимыми правилами. Однако все это происходит в том случае, если развитие ребенка до семи лет проходило преимущественно в игровой деятельности. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, вследствие того, что начиная с 5,5 – 6 лет сегодняшние дошкольники почти не играют, а в основном учатся в подготовительных к школе группах.  При этом следует отметить, что дети все равно оказываются неготовыми к школе, более того они готовы к ней в меньшей степени, чем их сверстники пятьдесят лет тому назад, которых специально к школе не готовили.

В качестве предпосылок к овладению учебной деятельностью выделяются следующие:

  • Наличие познавательных и социальных мотивов учения;
  • Умение ребенка работать по образцу;
  • Умение ребенка работать по правилу;
  • Умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкцию;
  • Умение ребенка обобщать.

Это основные параметры развития ребенка, на которые опирается начальное обучение в школе. Если ребенок хочет учиться, умеет работать по образцу и следовать заданному правилу, может применить правило на аналогичном задании, то такой ребенок эффективно будет осваивать азы учения и достаточно быстро продвигаться вперед.

В этот период переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968), характеризуется не только изменением места ребенка в системе отношений, но и всего образа его жизни. При этом положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, участие в повседневной жизни окружающих людей. Именно поэтому успех или неуспех в учебных делах имеет для ребенка острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности. В связи с этим и возникла необходимость разработать и внедрить в образовательный процесс программу дополнительной подготовки ребенка к обучению в школе «Скоро в школу».

В программе выделены три основных параметра, по которым определяется готовность ребенка к обучению в школе:

  • уровень общего развития ребенка;
  • самоконтроль;
  • мотивация учения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx63.46 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

кружка по подготовке детей «Скоро в школу»

на 2017 – 2018 учебный год

Возраст детей 6 – 7 лет.

Срок реализации 1 год.

                                                                                                          Составитель:

воспитатель 1 кв.категории

                                                                                                         Ивочкина Н.А.

г. Орел-  2018

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение …………………………………………………………………3                                                                
  2. Пояснительная записка …………………………………………………5
  3. Содержание программы …………………………………………………6
  4. Учебно-тематический план ………………………………………….…12
  5. Методика диагностики………………………………………………….24
  6. Список литературы ………………………………………………….….27

Введение

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень развития ребенка до школы во многом определяется степенью его обученности этим умениям и навыкам. Каждый возрастной этап уникален, и им нельзя пренебрегать. Если ребенок вместо ведущей деятельности будет в основном заниматься другим видом деятельности, то полноценного  развития не происходит. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, которая исчерпывает свое развивающее влияние к семи годам. Поэтому семь лет – это рубеж между дошкольным и младшим школьным возрастом.  В семь лет исчезает непосредственное поведение ребенка, поэтому с семи лет возможно эффективное обучение по школьному типу. В это время ребенок уже может подчиниться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы, кроме того,  семилетний первоклассник сам хочет стать учеником и выполнять роль ученика со всеми необходимыми правилами. Однако все это происходит в том случае, если развитие ребенка до семи лет проходило преимущественно в игровой деятельности. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, вследствие того, что начиная с 5,5 – 6 лет сегодняшние дошкольники почти не играют, а в основном учатся в подготовительных к школе группах.  При этом следует отметить, что дети все равно оказываются неготовыми к школе, более того они готовы к ней в меньшей степени, чем их сверстники пятьдесят лет тому назад, которых специально к школе не готовили.

В качестве предпосылок к овладению учебной деятельностью выделяются следующие:

  • Наличие познавательных и социальных мотивов учения;
  • Умение ребенка работать по образцу;
  • Умение ребенка работать по правилу;
  • Умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкцию;
  • Умение ребенка обобщать.

Это основные параметры развития ребенка, на которые опирается начальное обучение в школе. Если ребенок хочет учиться, умеет работать по образцу и следовать заданному правилу, может применить правило на аналогичном задании, то такой ребенок эффективно будет осваивать азы учения и достаточно быстро продвигаться вперед.

В этот период переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968), характеризуется не только изменением места ребенка в системе отношений, но и всего образа его жизни. При этом положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, участие в повседневной жизни окружающих людей. Именно поэтому успех или неуспех в учебных делах имеет для ребенка острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности. В связи с этим и возникла необходимость разработать и внедрить в образовательный процесс программу дополнительной подготовки ребенка к обучению в школе «Скоро в школу».

В программе выделены три основных параметра, по которым определяется готовность ребенка к обучению в школе:

  • уровень общего развития ребенка;
  • самоконтроль;
  • мотивация учения.

Пояснительная записка

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Содержание программы

Основные задачи программы

  • Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.
  • Выработать у детей привычку максимально полно включаться в урок (в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.
  • Привить любовь к конкретному предмету – математике.
  • Формирование представлений о числе и количестве:
  • Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
  • Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
  • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
  • Познакомить с цифрами от 0 до 9.
  • Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
  •  Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=).
  • Развитие представлений о величине:
  •  Считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
  • Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.) ; устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
  •  Измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры, объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр)).
  • Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
  • Развитие представлений о форме:
  •  Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
  •  упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
  •  Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
  • Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
  • Развитие пространственной ориентировки:
  • Ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
  •  «Читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
  • Развитие ориентировки во времени:
  •  Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

        Ребенок, попав в стены нашего детского дома, обследуется многими специалистами, в том числе и воспитателями по многим параметрам, для меня важны:

  • Уровень развития элементарных математических представлений у детей;
  • Умение играть;
  • Развитие речи;
  • Уровень самообслуживания у ребенка.
  •  природосообразности: образовательный процесс  в кружке строится согласно логике;

Основными принципами программы  кружка являются:

  • умственного развития дошкольника.
  • индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
  • индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
  • гумманости: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

В процессе используются различные формы:

  • Традиционные
  • Комбинированные
  • Практические
  • Игры, конкурсы

Методы:

  • Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
  • Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
  • Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  • Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
  • Показ мультимедийных материалов

 Результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

 К семи  годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

  • Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
  • Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
  • Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
  • Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.
  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =).
  • Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
  • Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
  • Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
  • Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
  • Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
  • Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
  • Уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  • Знать монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей.
  • Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Контроль

  • Итоговые занятия
  • Мониторинг

Необходимое оборудование и материалы

  • Цветные счетные палочки
  • Мозаика
  • Объемные геометрические фигуры
  • Шаблоны из геометрических фигур
  • Конструкторы
  • Раздаточный материал (цифры и математические знаки)
  • Цветная бумага
  • Крупа (гречка, рис)
  • Цветные веревочки
  • Пуговицы
  • Различные материалы (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревья, бумага).

Учебно-тематический план

Вся организованная деятельность проводится на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет  ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятия и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятия используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

Занятие проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального-дифференцированного подхода к детям.

Минимальный состав группы -10 человек.

Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями.

Программа рассчитана на 1 год на детей 6 – 7 лет. Группа работает 1 раз в неделю по 30-35 минут, всего 32 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.

Перспективный план

Месяц.

Название темы

Цели

Задачи

 Октябрь

 «Число и цифры от 1 до 10»

развитие математических представлений

Закрепить умение писать цифры от 1 до 10, закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, закрепить знания о квадрате и прямоугольнике.

«Сравнение чисел»

развитие математических представлений

Упражнять в сравнении рядом стоящих чисел 9 и 10. Упражнять в нахождении сходства с геометрическими фигурами в окружающей действительности.

Величина, ориентировка на листе.

развитие математических представлений

Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр и знаков. Учить ориентироваться на листе бумаги.

Соотнесение количества предметов с цифрой, ориентировка во времени.

развитие математических представлений

Закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой. Познакомить с часами, их разнообразием и назначением.

 Ноябрь

Установление  соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели, логические загадки.

развитие математических представлений

 

 

Закрепить умение устанавливать  соответствие между количеством предметов и цифрой, закрепить знания о  днях недели, учить решать логические загадки.

Порядковый счет, счет по названному числу, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

развитие математических представлений

Продолжать  учить различать количественный и порядковый счет в пределах 10. Продолжать знакомить с составом числа из двух меньших.

Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве.

развитие математических представлений

Продолжать  учить решать арифметические задачи. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Цифры от 1 до 10, число 11, ориентировка во времени.

развитие математических представлений

Закрепить  знания о числах и цифрах от 0 до 10. Познакомить  с образованием числа 11. Знакомить с часами.

 Декабрь

Число 12, 13, решение примеров, геометрические фигуры.

развитие математических представлений

 

Познакомить  с образованием числа 12, 13 и с новой счетной единицей – десяток. Продолжать учить решать примеры и  логическую задачу.  

Решение примеров, величина, логическая задача, геометрические фигуры.

развитие математических представлений

Учить  составлять примеры, читать записи. Учить решать логическую задачу. Познакомить  с элементами геометрической фигуры.

Число 14, дни недели, логическая задача.

развитие математических представлений

Познакомить  с образованием числа 14 и с новой счетной единицей – десяток. Продолжать учить решать логические задачи. Способствовать развитию зрительного внимания.

Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, состав числа 9 из двух меньших.

развитие математических представлений

Продолжать  учить считать по образцу и названному числу, продолжать учить составлять арифметическую задачу, учить составлять  число 9 из двух меньших.

 Январь

Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры.

развитие математических представлений

 

Познакомить  с образованием числа 15 и с новой счетной единицей – десяток. Продолжать учить устанавливать соответствие между количеством предметов с цифрой.

Числа от 1 до 15, решение примеров, логическая задача на анализ и синтез.

развитие математических представлений

Учить  понимать отношения между числами в числовом ряду. Учит решать примеры в пример второго десятка. Закреплять умение решать логическую задачу.

Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача.

развитие математических представлений

Познакомить  с образованием числа 16 и новой счетной единицей – десятком. Учить определять время по часам. Учить решать логическую задачу.

Ориентировка на листе бумаги. Арифметические задачи.

развитие математических представлений

Закрепить  умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Упражнять в решении задач на вычитание. Закреплять знание о цифрах.

 Февраль

Число 17, решение примеров, счет по образцу и названному числу, логическая задача, ориентировка во времени.

развитие математических представлений

Познакомить  с образованием числа 17 и новой счетной единицей – десятком. Учить решать примеры в пределах второго десятка. Учить   решать логическую задачу.

Число 17, ориентировка в пространстве, логическая задача, геометрические фигуры.

развитие математических представлений

Продолжать  знакомить с образованием числа 17 и новой счетной единицей – десятком. Продолжать учить решать логическую задачу.

Число 18, состав числа восемь из двух меньших, счет по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры.

развитие математических представлений

Познакомить  с образованием числа 18 и новой счетной единицей – десятком. Закрепить умение составлять число 8 из двух меньших.  Учить решать логическую задачу.

Число 19. Логическая задача.

развитие математических представлений

Продолжать знакомить с образованием числа 19. продолжать учить измерять линейкой. Продолжать учить решать логическую задачу на анализ и синтез.

 Март

Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи.

развитие математических представлений

 

 

Познакомить с образованием числа 20 и новой счетной единицей – десятком. Учить решать примеры в пределах второго десятка. Продолжать учить составлять и решать арифметическую задачу. Учить решать логическую задачу на анализ и синтез.

Решение арифметической задачи, решение примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги.

развитие математических представлений

Продолжать  учить решать арифметические задачи, продолжать учить решать примеры в пределах второго десятка, продолжать учить решать логическую задачу, продолжать учить  ориентироваться  на листе бумаги.

Величина, математическая загадка, ориентировка во времени, соотнесение количества предметов с цифрой.

развитие математических представлений

Продолжать  учить измерять с помощью линейки, закреплять умение отгадывать математическую загадку, закреплять умение определять время на часах с точностью до получаса.

Соотнесение  количества предметов с числом,  ориентировка во времени,  решение примеров, геометрические фигуры, работа в тетради в клетку.

развитие математических представлений

Закреплять  умение соотносить  количество предметов с числом,  продолжать учить решать примеры в пределах второго десятка. Решение  примеров, закреплять знания о геометрических фигурах.

 Апрель

Соответствие между  количества предметов и цифрой,  ориентировка в пространстве,  логическая задача.

развитие математических представлений

 

Закреплять  умение устанавливать соответствие между   количества предметов и цифрой, закреплять умение ориентироваться в пространстве по отношению к себе, другому человеку.

Задачи – шутки, ориентировка во времени, решение примеров, математические загадки.

развитие математических представлений

Учить  решать загадки – шутки с математическим содержанием. Закреплять знания о весенних месяцах. Продолжать учить решать примеры.

Счет по образцу и названному числу, геометрические фигуры.

развитие математических представлений

Закрепить  умение считать по образцу и названному числу, закрепить умение видеть в форме предметов  геометрические фигуры.

Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве.

развитие математических представлений

Продолжать  учить решать арифметические задачи. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

 Май

Решение примеров, величина, логическая задача, геометрические фигуры.

развитие математических представлений

Учить  составлять примеры, читать записи. Учить решать логическую задачу. Познакомить  с элементами геометрической фигуры.

Математическая загадка, арифметические задачи, состав числа 9 из двух меньших, геометрические фигуры.

развитие математических представлений

Продолжать  учить отгадывать математическую загадку,  решать математические задачипродолжать учить составлять число 9 из двух меньших чисел.

Ориентировка  в пространстве, логическая задача, геометрические фигуры.

развитие математических представлений

Продолжать учить решать логическую задачу.

Логические задачи

:

развитие математических представлений

Закрепление умения решать все виды задач

Дополнение к планированию:

Цель: Развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.

Задачи:

  1. Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.
  2. Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки.
  3.  Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.
  4. Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.
  5. Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
  6. Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.
  7.  Развивать способности к логическим действиям и операциям.

Сентябрь.  «Цвет, форма»

 Цель: Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра: «Составим узор».

(Используя Цветные счетные палочки)

Размер.

 Цель: Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук. Игра – аппликация: «Красивые флажки».

(Используя мозаику) .

Формирование представлений о символическом изображении предметов Цель: Развитие речи, включение в активный словарь терминов: «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий». Игра: «Концовка».

Счёт, порядковые числительные.

Цель: выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 10, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей. Декоративная аппликация: Изготовление образов цифр способом обрывания бумаги. Учить детей аккуратно отрывать маленькие кусочки бумаги, развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление.

Октябрь. Пространственные представления

Цель: развивать представления: «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи.

Игра: «Весёлые человечки».

 Цель: Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение.

Счет до 10

Цель: формировать умение разложить сложную фигуру на такие, как на образце. Тренировать детей в счете фигур до 10 (Используем шаблоны геометрических фигур). Игра: «обведи правильную цифру»

Интеллектуальная игра с бусами «Разложи бусинки по цветам»

Цель: закреплять знания детей о материалах, из которых изготовлены предметы, развивать мелкую моторику рук сенсорное развитие.

Ноябрь. Интеллектуальная игра «Близкие по значению»

Цель: игра помогает дошкольникам овладеть грамотностью речи значение противоположных слов, употребление их в речи.

Развитие внимания, воображения. Цель: развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, развивать кисть руки, мелкую моторику. Изготовление «Воздушные шары».

(Использовать мозаику из пуговиц)

Круг, квадрат, прямоугольник.

Цель: Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. (Собери фигуру из счетных палочек или верёвочки) .

Сравнение.

Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания.

Сенсорное развитие.

 Дидактические игры «Черный, серый, белый», «Волшебные краски», Игра с крупой», «Разбери гречку и рис» Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра.

Декабрь. Графические умения.

Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.

Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант) .

Счет.

Цель: Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи.

Задачи на смекалку.

Цель: Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого (7 — 9). Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания.

Январь. Задачи на смекалку.

Цель: Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7, 3. Создать у детей радостное настроение.

Пирамида, цилиндр. 

Цель: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. Графический диктант: «Котёнок».

Зрительно – мыслительный анализ 

Цель: учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». Игра: «Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников.

Сенсорное развитие. 

Дидактические игры «Определи на глаз», »Одинаковые или разные», «Что выше (шире)», «Игра со счетными палочками». Выложи предмет по образцу.

Цель: развитие умения анализировать форму предметов

развитие умения сравнивать по их свойствам развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции), закреплять знания о величине, развивать мелкую моторику

Февраль. Работа с альбомами.

Способы измерения. Цель: Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.

Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части.

Игры – путешествие во времени. Цель: закрепить знания детей о днях недели. Игра: «Что сначала, что потом».

Предметы ближайшего окружения. ОИД по определению их свойств (тонет, плавает, горит, рвется, мнется, и т. д.).

Цель: развитие произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции, умение определять материал (ткань, металл, пластмасса, стекло, дерева, бумага) и их свойства, бережное отношение к предметам труда людей

Март. Счет в пределах 10. Состав чисел от 1 до 10.

 Цель: Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10. Продолжать учить штриховки цифр

Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов.

Классификация.

Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей.

Игра: «Сколько всего».

Классификация.

Цель: Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, тём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков. Поиск отличия одной группы от другой. Игры: «Каких фигур недостаёт? », «Игра с одним (двумя, тремя) обручем». Развитие внимания, мышления, воображения.

Апрель.

Формирование навыков сложения и вычитания. 1.

Цель: Закрепление состава числа первого десятка. Игры: Диспетчер и контролер», «Распредели числа в домики», «Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания.

Формирование навыков сложения и вычитания. 2

 Цель: Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. Игра: «Бегущие цифры».

Формирование навыков сложения и вычитания. 3 

Цель: Формирование навыков сложения и вычитания. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера. Игра «Цепочка». Развитие внимания, наблюдательности.

Символы. 

Цель: Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер) .

Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться в числовом ряду.

Игры – путешествия во времени. Цель: служат для закрепления знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев.

Игра: «Что сначала, что потом». Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия;

Май  «Закрепление математических знаний и умений»

 Цель: - Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур ;

- Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;

- Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;

- Закрепить умения отгадывать математическую загадку;

- Закреплять умения правильно пользоваться знаками <, >, =

- Закреплять умения составлять числа из 2-х меньших.

Методика диагностики

Результаты работы можно увидеть с помощью диагностических методик Е. В. Колесниковой «Диагностика математических способностей  для детей 6-7 лет» задания, предложенные в методиках, предназначены детям 6-7 лет для диагностики их готовности перед поступлением в школу. Диагностические задания позволят оценить подготовку ребенка к школе, своевременно определить области, в которых он испытывает затруднения, и оказать ему необходимую помощь.

1. Количество и счет

1. Умение считать в пределах 20 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.

2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.

3. Умение узнавать цифры в пределах 10

4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5

2. Величина

5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире - уже, длиннее - короче и т.д.)

3. Форма

6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.

4. Ориентировка во времени

7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.

5. Ориентировка в пространстве

8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).

9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта.

6. Решение арифметических задач

10. Умение  решать простые и сложные задачи.

11. Решать задачи в уме.

12. Записывать соответствующее математическое выражение.

13. Переводить сюжетную ситуацию в условно – схематическую модель.

7. Умозаключения

8. Развитие графических навыков, моторики

14. Умение ориентироваться в тетради в клетку и в линейку,

15. Рисовать в них несложные элементы

Оценка результатов:

1 балл – ребёнок не ответил

2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя         
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Разделы

Решение арифметических задач

Форма

Величина

Количество и счет

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Умозаключения

Развитие графических навыков, моторики

Сколько должно быть зеленых шариков

12

6

9

12

9

9

12

6

Сколько зеленых шариков по факту

Оценка результатов

Решение арифметических задач

Форма

Величина

Количество и счет

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Умозаключения

Развитие графических навыков, моторики

Высокий уровень

9-12

4 - 6

7 - 9

9 - 12

7 - 9

7 - 9

9 - 12

4 - 6

Средний уровень

6-9

3 - 4

5 - 7

6 - 9

5 - 7

5 - 7

6 - 9

3 - 4

Низкий уровень

4-6

1 - 3

3 - 5

4 - 6

3 - 5

3 - 5

4 - 6

1 - 3

Подсчёт результатов:

23 – 38 баллов – низкий уровень

39 – 55 – средний уровень

56 – 75 – высокий уровень

По результатам мониторинга заполняется протокол.

Список детей

Решение арифметических задач

Форма

Величина

Количество и счет

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Умозаключения

Развитие графических навыков, моторики

Итог

Список литературы

  1. Планы занятий по программе «От рождения до школы» для подготовительной к школе группы детского сада. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2011г.
  2. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова. 2008 г.
  3. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
  4. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
  5. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
  6. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
  7. Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008
  8. Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».
  9. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
  10.  Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
  11. А. В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет».
  12.  Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька
  13.  Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику
  14. В. Г. Яфаева «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»
  15. Учебная хрестоматия. Математика в художественном слове
  16.   Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
  17.  Е. Н. Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс»,
  18.  Т. А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004
  19.  Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009
  20.  Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
  21.  Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику
  22.  Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

Рабочая программа кружка «Развивайка» по формированию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет на 2017- 2018 учебный год.

Материал для развития  у детей логического мышления[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12770054","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"363","width":"396"}}]]...

План работы кружка «Дошколёнок» по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе 2017-2018 учебный год

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхожде­ние в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «БЕЛЫЙ МЕДВЕЖОНОК на 2017-2018 учебный год (Возраст детей: 5-6 лет)

Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошколь­ного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «БЕЛЫЙ МЕДВЕЖОНОК» на 2017-2018 учебный год (Возраст детей: 5-6 лет)

Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 6-7 лет Срок реализации: 1год Направленность: социально - гуманитарная МБ ДОУ «Детский сад № 12» на 2022-2023 учебный год

Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально-  гуманитарную направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений ...