Экологические проекты в детском саду для детей с нарушениями зрения
статья по коррекционной педагогике на тему

Кожевникова Эльвира Нороловна

Создать условия для развития познавательной активности детей с недостатками зрения позволяет использование в работе экологических проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологические проекты в детском саду

для детей с нарушениями зрения

Кожевникова Эльвира Нороловна, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 5 «Хрусталик» компенсирующего вида г. Йошкар-Олы»

Экологическое воспитание и образование дошкольников с нарушениями зрения осуществляется с помощью различных методов и форм работы. Это наблюдения в природе, экскурсии, экспериментирование, посильный труд, беседы, игры и др.

Наблюдение – один из ведущих методов обучения детей. Это целенаправленное и планомерное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Основным компонентов наблюдения является восприятие: зрительное, слуховое, тактильное. Сформировать правильные и четкие представления о природе и окружающей среде у детей с нарушениями зрения, возможно только при правильной организации их чувственного восприятия.

Известно, что на ранних стадиях преобладают сенсорные процессы. Происходит накопление образов предметов, явлений. Сенсорное развитие дает толчок для развития мышления, представлений, памяти, воображения и речи. В итоге ребенок может замечать изменения предмета, устанавливать причины этих изменений. Кроме того, на основе ранее полученных представлений он может воссоздать картину целого или определить состояние предмета по воспринимаемой части или свойству.

Итак, в первую очередь, ребенок овладевает распознающим наблюдением. Нарушения деятельности зрительного анализатора в процессе восприятия приводит к трудностям формирования представлений об окружающем, что отрицательно влияет на ход развития других психических процессов и в целом на познавательную деятельность слабовидящего ребенка.

Поэтому необходимо проводить специальную коррекционно-компенсаторную работу, направленную на формирование способов зрительного восприятия и развития полисенсорных способов восприятия предметов, обеспечивающих развитие предметных представлений, а также работу по обогащению практического опыта детей.

Создать условия для развития познавательной активности детей с недостатками зрения позволяет использование в работе экологических проектов.

Окружающая нас природа – неиссякаемый источник знаний. К.Б. Тупоногов пишет: «Отсутствие или резкое ограничение зрительного восприятия восполняется в природе. Незрячий или слабовидящий ученик имеет возможность обследовать натуральный биологический объект, с которым он, возможно, раньше и не сталкивался и не имеет о нем конкретных представлений. Природа является прекрасным местом для проведения коррекционной работы по исправлению дефекта, здесь легче тифлопедагогу формировать у детей с нарушениями зрения ориентировочные умения и навыки, используя подсобные средства и тифлоприборы.»

Экологические проекты дают возможность наблюдать, изучать объекты природы в индивидуальном для каждого ребенка темпе, поддерживают длительный интерес к изучаемому материалу, в результате чего достигаются более правильные и глубокие представления об объекте. В процессе работы над экопроектом развиваются интеллектуальные способности, формируются коммуникативные и нравственные качества, воспитывается самостоятельность.

Экологический проект предполагают широкий спектр видов деятельности. Поэтому каждый ребенок сможет получить новые знания, умения и навыки, а также проявить себя в той образовательной сфере, где обнаруживаются его способности.

В нашем детском саду успешно реализованы проекты:

- Природа-Божье чудо!

- Наш удивительный мир.

- Как мы выращивали фасоль.

- Сами садик мы сажали.

- Шестиногие малыши.

- Чему нас учит природа России.

Опыт реализации воспитательно-образовательного проекта «Природа – Божье чудо!» содержит духовно-нравственый компонент и может быть полезен педагогам, работающим с детьми, имеющими нарушения зрения с целью воспитания эмоционально - ценностного отношения к природе, коррекции эстетического восприятия.

Так как у слепых и слабовидящих детей способность воспринимать мир с помощью зрения значительно снижена, проблема эстетического восприятия детей с нарушениями зрения является до сих пор очень актуальной. Актуален и вопрос взаимодействия познания и эстетического освоения действительности.

Проект рассчитан на три года. Обращая внимание на красоту, разнообразие и богатство природы, формируется экологическое сознание - понимание ребенком своего места в природе, необходимость сохранения и приумножения человеком красоты мира. Воспитывается чувство близости к природе и сопереживания всему живому, осознанию, что они должны быть не просто потребителями, но соавторами Творцу.

Экскурсии в природу, наблюдения за растительными и животными объектами, кроме глубокого познавательного значения и воспитания детей, имеют и коррекционное направление. Оно заключается в развитии остаточного зрения, выработке умений и навыков его рационального использования. По мнению, К.Б. Тупоногова, природные краски, тона, фон значительно расширяют режим использования неполноценного зрения, снижают утомляемость, позволяют пропустить большой поток зрительной информации и лучше изучить природный объект или явление природы.

В ходе проекта с детьми были подготовлены музыкальные сказки и постановки духовно-нравственного содержания: «Ягодная история», «Грибная история», «История одного волшебного превращения», «Добрая вода», «Кладовая природы», «Между небом и землею изогнулся мост дугою», «Родные березы», «Наши цветы». Для детей и родителей проведены совместные развлечения: «Рябины России», «Осеннее кафе».

Целесообразным оказалось использование креативных игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр: «Клуб путешественников», «Экспедиция Кусто», «Сьемка телепередачи «Красота вокруг нас». Эти игры использовались в свободное время и в непосредственной образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировке.

Разработанная система мероприятий позволила к концу учебного цикла достигнуть у большинства детей группы хорошей эмоциональной отзывчивости на красоту природы.

В детском проекте «Наш удивительный мир» перед детьми ставилась задача найти в окружающем нерукотворном мире природы что-то красивое и интересное, сфотографировать объект или явление природы с помощью взрослого, отыскать дополнительную информацию о выбранном объекте из различных источников.

Тифлопедагог во время прогулок организовывал наблюдения с ребятами, стимулируя зрительный поиск, помогая им сделать фотоснимки.

Родителям также предлагалось в выходные дни с детьми совершить прогулки, экскурсии на выставки биологических объектов (зоопарк, ботанический сад, выставки кошек, собак, пресмыкающихся и земноводных, насекомых и др.), сфотографировать наиболее понравившиеся. Разъяснялось, что для развития наблюдательности и укрепления органа зрения очень важно, чтобы слабовидящий ребенок проявил самостоятельность при выборе объекта для фотосъемки.

Далее дети принимали на себя роли работников телевидения и науки и рассказывали о своих находках телезрителям.

В ходе проекта для стимуляции интеллектуальной поисковой деятельности детей с ОВЗ широко использовались ИКТ, фотоаппараты, видеокамера. Благодаря продолжительным наблюдениям, направлением взора вдаль развивались зрительные функции (прослеживание, аккомодация, конвергенция, фиксация, центральное зрение).

Проект способствовал успешной социализации детей с ОВЗ в процессе ознакомления с профессиями людей, работающих на телевидении.

Таким образом, в специально смоделированных условиях проблемной ситуации дети с нарушениями зрения учились замечать прекрасное вокруг себя. Дети делали свои первые попытки обратить внимание окружающих людей на красоту родной природы и необходимости ее беречь.

Воспитательно-образовательный проект «Сами садик мы сажали» имеет социально-значимое направление. Его цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе коллективного труда по озеленению и благоустройству участка детского сада. Обращая внимание детей на красоту природы необходимо, чтобы они прониклись мыслью – важно не только сохранять красоту, но и творить ее вокруг себя.

Принимая активное участие в оформлении цветников на участке детского сада, дети с нарушениями зрения получают знания о разнообразии цветочных культур и ландшафтном дизайне, проявляют творчество и самостоятельность. Работы по озеленению и благоустройству участка детского сада становятся одним из основных элементов развивающей среды дошкольников.

        Ухоженные цветники позволяют заниматься различными видами деятельности: исследованиями в области экологии, трудом, рисованием, игрой. Природа, радуя своей красотой, дарит детям положительные эмоции и здоровье.

Проект «Чему нас учит природа России» воспитывает чувство любви к родной природе в ходе ознакомления детей с пейзажной живописью русских художников. Рассматривая картины И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.И. Левитана, И.К. Айвазовского и др. пейзажистов, обращается внимание, как красивы и лес, и река, и море, и поля. Все это наша родная природа. Она велика и прекрасна. Она защищает и оберегает людей, дарит нам богатство и силы. А еще она нас многому учит. Каким добрым качествам можно научиться у русской природы? Дети выясняют, что русский лес учит нас щедрости. У русской реки можно поучиться нежности, мягкости, спокойному ровному настроению. Бескрайние русские поля учат открытости, смирению. Русская природа учит добру, труду, любви.

Следует отметить, что коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога по пейзажной картине направлена на восстановление нарушенных функций зрения (повышение остроты зрения, цветоразличительной, прослеживающей и др.) У дошкольников закрепляются нестереоскопические признаки глубины пространства и навыки использования их в самостоятельной деятельности (пересечение; уменьшение при удалении; низко-близко, высоко-далеко). Слабовидящим  детям нужно дать больше времени, для распознавания предметов и объектов, изображенных на картине, чтобы выделить их характерные признаки. Для уточнения понимания межпредметных отношений на картине можно предложить воссоздать изображение на фланелеграфе.

Итак, работа с пейзажной картиной в детском саду для детей с нарушением зрения формирует не только нравственные и эстетические эмоции и чувства, но направлена на конкретизацию представлений о предметах, развитие сенсорных функций, навыков ориентировки в пространстве, способствует развитию памяти, внимания, речи.

Исследовательский проект «Шестиногие малыши» информационно-игровой. Направлен на умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой природы, систематизирует представления о насекомых и их жизни, формирует заботливое отношение к природе.

Начать его реализацию можно с вопроса: «Хорошо или плохо будет, если в природе исчезнут насекомые?» Ведь для детей с нарушениями зрения очень важно не только изучить строение живого объекта и запомнить его название, но понять важность его существования для других организмов живой природы.

В живой природе слабовидящим детям нелегко наблюдать и изучать насекомых из-за их небольшого размера. Поэтому нужно провести предварительную работу по ознакомлению с внешним видом насекомых, используя дополнительные средства оптики и наглядности: муляжи, рельефные и плоскостные изображения. Необходимо провести беседу об условиях жизни насекомых и их многообразии. Важно показать уникальность каждого вида, сравнить их друг с другом, увидеть сходство и различие.

Теперь можно идти на экскурсию! Дети, с более высокой остротой зрения заметят муравья, увидят дорожку на земле, которую он оставил, подметят у пчелки два ведерка с нектаром под крылышками, сосчитают точки на спинке у божьей коровки. Слепой и частичнозрячий малыш услышит, как пролетает жук Бронзовик, как жужжат пчелы на вишнях, как звенит комар; почувствует, как бежит по его руке муравей, как улетает с пальца божья коровка. Как их много! И все они нужны! Даже надоедливые комары и мухи.

В данном проекте использовались опорные схемы описания насекомого, схемы экологических цепочек, компьютерные познавательные презентации, настольно-печатные, словесные игры, игра-драматизация «Волшебное превращение» и др.

Благодаря проведенной работе дети выяснили, почему мы должны бережно относиться к насекомым, учинились рассматривать насекомых, используя все сохранные анализаторы.

Практика показывает, что детей с нарушениями зрения редко привлекают к работам на огороде и саду. Между тем, именно труд по уходу за растениями и животными способствует воспитанию заботливого и внимательного отношения к природе. Труд в сочетании с наблюдением за ростом и развитием растений формирует интерес к природе, воспитывает самостоятельность, предупреждает иждивенческие наклонности у частичнозрячих и слепых детей.

В проекте «Как мы выращивали фасоль» перед детьми ставится проблемный вопрос: «Как можно вырастить новое растение»? В подготовительной группе ребята уже могут сказать, что нужно посеять семена. Взрослый рассказывает детям, что в семени всегда есть маленькое растение и его можно увидеть. Детям предлагаются для рассматривания и сортировки разнообразные сорта фасоли. В процессе работы дети обнаруживают, что семена твердые и маленькое растение они не обнаружили. Тогда им предлагается, набухшие семена фасоли разломить на две части. Дети легко справляются с этим и с помощью луп замечают корешок, стебелек и почечку. Далее выясняется, какие условия нужны для роста и развития растения. Для этого используется сказка «Мышка и зернышко», последовательные картинки. Часто дети не могут ответить на вопрос, что такое фасоль и для чего она нужна. Немногие могут сказать, что это овощ, из него варят суп, добавляют в салаты.

После тщательного исследования зерен тифлопедагог предлагает посадить фасоль на огороде детского сада. Детей знакомят с орудиями труда и трудовыми действиями. В процессе посадки и уходу за фасолью дети упражняются в описании действий, осуществляемых с помощью различных анализаторов, ведут дневник наблюдений. Таким образом, мы видим, что формирование трудовых навыков положительно влияет на обогащение представлений и понятий о качествах и свойствах предметов, с которыми соприкасается ребенок с нарушениями зрения, растет понимание практической значимости труда.

Итак, использование экологических проектов в детском саду делает изучение окружающего мира интересным и наглядным. Такая форма обучения слабовидящих дошкольников позволяет сформировать у них правильные представления о природных объектах и явлениях в их взаимосвязях, расширяет кругозор, развивает мышление, воспитывает эстетические чувства.

Библиография

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – / Бондаренко Т.М. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.

2. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справочно-методическое пособие для учителя. / Ермаков В., Якунин Г. А. - М.: Просвещение, 1990.- 223 с.

3.Иванова И.И. - Экологические эксперименты и наблюдения в детском саду. Мир Растений. – / Иванова И.И. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 240 с. (Программа развития).

4. Кампанцева Л.В. Интеграция в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я» №6, 2004.

5. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. / Павлова Л.Ю. М.: Издательство: «Мозаика – синтез». 2011. - 80 с.

6. РындинаА.Г. Игровые приемы в воспитании у эстетического отношения старших дошкольников к окружающему миру. http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/72-esteticheskoe-vospitanie/733-igrovye-priemy-v-vospitanii-esteticheskogo-otnosheniya-starshix-doshkolnikov-k-okruzhayushhemu-miru

7. Свиридюк Т.С. Воспитание самостоятельности слепых и слабовидящих дошкольников в процессе организации обслуживающего труда. http://slepojrebenok.blogspot.ru/2009/10/blog-post_18.html

8. Тупоногов К.Б. Проведение экскурсий по биологии со слепыми и слабовидящими дошкольниками. Учебно-методическое пособие. / К. Б. Тупоногов, М. 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения"

Материал содержит особенности развития детей с амблиопией и козоглазием на музыкальных занятиях. Перечисленны задачи решаемые на музыкальных занятиях, связанные со зрительной спецификой....

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Музыкальная  НОД в детском саду для детей со зрительной патологией строится на основе базовой программы воспитания в детском саду, но с учетом своеобразия психофизического развития детей. Большое...

Презентация "Использование здоровьеформирующих технологий в работе педагога-психолога в детском саду для детей с нарушением зрения"

Презентация знакомит с использованием здоровьеформирующих техник педагогом-психологом  в работе с детьми со зрительной патологией....

Особенности коррекционной работы учителя – логопеда в условиях специализированного детского сада для детей с нарушением зрения

Представлен опыт взаимодействия специалистов, использования игр в коррекционной работе учителя-логопеда в детском саду для детей с ОВЗ (нарушения зрения и речи)....

Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе - детском саду для детей с нарушениями зрения

В статье  говорится о видах информационно-коммуникационных технологий, используемых в воспитательно-образовательном процессе  в практике работы педагогического коллектива....

Сценарий выпускного бала в детском саду для детей с нарушением зрения "До свидания, детский сад!"

Любой педагог хочет, чтобы выпускной бал остался надолго в памяти детей. Предлагаем Вашему вниманию выпускной бал из детского сада для детей с нарушением зрения. К его разработке мы подошли очень тщат...

Проект «Создание мини – музея о городе Новосибирске в условиях группы детского сада для детей с нарушением зрения»

Целью данного проекта является создание модели взаимодействия детей, педагогов и родителей в рамках создания мини-музея о родном городе.В группе мы создадим мини-музей. Он будет пополняться различными...