Мастер-класс для воспитателей «Песок, вода, ладошки».
консультация по коррекционной педагогике на тему

Геркова Ольга Романовна
Мастер-класс для воспитателей «Песок, вода, ладошки». Участники: педагог-психолог, воспитатели, специалисты ДОУ. Материал для выставки: Пособия: Тазы песком, водой, крупой (греча), подносы, сачки, воронки, удочки, ситечки, венчики, шумовки, деревянные ложки, половники, ложки для перемешивания салата, лопатки, ведерки, грабельки. Дидактический материал: рыбки, шарики, футляры от киндер сюрпризов, формочки для игры с песком, наборы мелких игрушек, кисточки, бумага, пальчиковые краски, художественные альбомы для рисования пальчиками. Природный и бросовый материал: шишки, ракушки, камешки, орехи, пробки от пластиковых бутылок, деревянные палочки. Цель: повысить знания педагогов о значении игр с водой, песком, крупами и красками в психоэмоциональном развитии детей дошкольного возраста; обучить способам, приемам игр с водой, песком, крупами, красками. 1 часть. В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием воды и песка. И это не случайно, ведь игра с водой и песком - это процесс развития самосознания ребенка, это его спонтанная «самотерапия», это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, познание окружающего мира. Во время игры создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка, познавательный интерес, обогащается эмоциональный опыт. Песок и вода действуют на ребенка как магнит: забирают негативную психическую энергию, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка, успокаивается нервная система, происходит профилактика и коррекция их психического состояния. Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием играют с водой и песком, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Через игру развивается речь, рождается или усиливается чувство доверия, приятия, успешности. А как же старшие дошкольники? Игры с песком и водой чрезвычайно полезны и для них: через тактильную чувствительность ладошек они улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Это все важно при дальнейшем овладении навыками письма. К тому же дети выражают себя в игре увереннее, чем в словах. Поэтому игры с песком для детей являются средством коммуникации, предоставляют им возможности для разрешения конфликтов. Что происходит, когда пальцы малыша касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. Любая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. И прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры – самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей,  возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. «При любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг», - писал Николай Александрович Бернштейн – отечественный психофизиолог. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_pesok_voda_ladoshki.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей «Песок, вода, ладошки».

Участники:

педагог-психолог, воспитатели, специалисты ДОУ.

Материал для выставки:

Пособия: Тазы песком, водой, крупой (греча), подносы, сачки, воронки, удочки, ситечки, венчики,  шумовки, деревянные ложки, половники, ложки для  перемешивания салата, лопатки, ведерки, грабельки.

Дидактический материал: рыбки, шарики, футляры от киндер сюрпризов, формочки для игры с песком, наборы мелких игрушек, кисточки, бумага, пальчиковые краски, художественные альбомы для рисования пальчиками.

Природный и бросовый  материал: шишки, ракушки, камешки, орехи, пробки от пластиковых бутылок, деревянные палочки.

Цель:

  • повысить знания педагогов о значении игр с водой, песком, крупами и красками в  психоэмоциональном развитии  детей дошкольного возраста;
  • обучить способам, приемам игр с водой, песком, крупами, красками.

1 часть.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием воды и песка. И это не случайно, ведь игра с водой и песком -  это процесс развития самосознания ребенка, это его спонтанная «самотерапия», это  естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, познание окружающего мира.

Во время игры создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка, познавательный интерес, обогащается эмоциональный опыт. Песок и вода действуют на ребенка как магнит: забирают негативную психическую энергию, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка, успокаивается нервная система, происходит профилактика и коррекция их психического состояния.

Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием играют с водой и песком, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Через игру развивается речь, рождается или усиливается чувство доверия, приятия, успешности. А как же старшие дошкольники? Игры с песком и водой чрезвычайно полезны и для них: через тактильную чувствительность ладошек они улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Это все важно при дальнейшем овладении навыками письма. К тому же дети выражают себя в игре увереннее, чем в словах. Поэтому игры с песком для детей являются  средством  коммуникации, предоставляют им возможности для разрешения конфликтов.

Что происходит, когда пальцы малыша касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. Любая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга.

     И прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры – самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей,  возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.

    «При любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг», - писал Николай Александрович Бернштейн – отечественный психофизиолог.

У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев».  В.А.Сухомлинский                                                                                                                   «Рука – это вышедший наружу мозг человека» И.Кант.

О пользе различных игр с песком, крупами, водой можно говорить очень долго. Нас интересует практическая работа, поэтому перейдем непосредственно к практическим играм и занятиям, которые можно проводить в группе.

Я предлагаю разделить игры по материалу, а не по возрасту. В процессе описания той или иной методики, которую я рекомендую для младших дошкольников - мы можем остановиться на увеличении сложности для более старших детей.

2 часть. Практическая.

Игры с водой.

Для игр с водой в детском саду нужны фартуки из клеенки, небольшие полотенца, хорошо впитывающие влагу.

 Пособия необходимые для игр с водой:

Можно использовать не только «Центр воды», а также – тазики, большие пластмассовые банки с разными  по ширине отверстиями, ведерки.

Удочки, сачки, ситечки, лейки, стаканчики, шарики, рыбки, губки, камешки, ложки, мельницы, ковшики и т.д.

Этот перечень пособий можно дополнять бесконечно – главное -  проявлять  творчество!

 Обязательно знакомим с правилами поведения во время игр с водой:

  • играть дружно, не мешая другим;
  • не отбирать игрушки;
  • аккуратно стряхивать водичку с сачка, чтобы она не лилась на пол;
  • учить бережно относиться к воде;
  • не выливать воду на детей и пол.

  Игры с водой можно разделить на две группы:

  • на контактные;
  • на игры с предметами – орудиями.

1 группа:

Контактные игры  с водой – это игры, в которых ребенок принимает непосредственное участие. Он трогает водичку, опускает в нее руки, ощущает ее тепло или прохладу.  Малыш получает первый опыт взаимодействия с водой.

Контактные игры с водой целесообразно проводить с детьми в  адаптационный период, когда дети особенно нуждаются в поддержке взрослого, в его понимании. Дети быстрее успокаиваются, расслабляются, забывают о разлуке с близкими людьми, идут на контакт с воспитателем.

Например, игры:  « Здравствуй, водичка!»;  «Теплая  - холодная»; « Пена»;  «Кто самый сильный?»; «Клад на дне моря»  и т.д.

2 группа:

Игры с предметами-орудиями -  это игры, в процессе которых дети овладевают  различными действиями с предметами: зачерпывание, захватывание, цепляние, вылавливание и т.д.

Действия с предметами – это не только увлекательное занятие для малыша, но и движущая сила его развития.

Например, игры:  «Ловись, рыбка!»; «Вылови шарик сачком»;  «Мельница»;  «Перелей ложкой»  и т.д.

1) Игра « Достань ракушку»

Цель: развитие внимания координации движений.

Содержание.

На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку найти «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускаются на дно (глубину не больше 15-20 см), ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может немного помочь малышу.

2) Игра « Поймай льдинку».

Цель: развитие координации движений, знакомство со свойствами воды.

Содержание.

Воспитатель опускает в ёмкость с водой 5 – 10 небольших льдинок и говорит ребенку: « Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»

Малыш сачком или черпачком достаёт, из воды льдинки покрупней, и складывает их в отдельную посуду.  После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: « Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? – Они растаяли, превратились в воду».

Примерные игры с водой:

Пускать кораблики. «Море»

Наполнить водой пластиковые емкости, резиновые игрушки и вылить ее.

Погрузить на дно пластиковые шарики, игрушки.

«Озеро» для рыбок и уточек.

«Дождь идет» (льет воду из лейки в тазик).

«Кто дольше удержит воду» (набирать в ладони воду, стараясь как можно дольше ее удержать ее).

«Море волнуется» (руками изображать морские волны).

Купание кукол.

Мытье посуды для кукол.

Поливание цветов.

Упражнение «Была лужа- и нет ее».

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим кол-вом воды, справа- пустую. Покажите как пользоваться губкой, набирая ей воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

Игры с песком.

Для игр с песком  также нужны фартуки из клеенки; мягкие, хорошо впитывающие влагу, небольшие полотенца, метелочка с совочком.

Пособия необходимые для игр с песком:

Для игр с песком используется «Центр песка», который теперь можно приобрести в магазине. Но если такового у вас не нашлось, то можно приспособить любой таз.

Совочки, формочки, ситечки, природный материал: камешки, ракушки, шишки, орехи, косточки; бросовый материал: крышки, пробки; небольшие фигурки людей и животных, грабельки, деревянные колышки, молоточки, ведерки, лейки и т.д.

         Перечень пособий  комплектуется  по усмотрению воспитателя.

 Обязательно знакомим детей с правилами поведения во время игр в группе с  песком:

  • нельзя выбрасывать песок из песочницы;
  • нельзя бросать песок в других или брать его в рот;
  • надо бережно обращаться с песком;
  • после игры надо вымыть руки, и показать зеркалу какие они чистые.

 Игры с песком можно разделить на две группы:

  • на игры с сухим песком;
  • на игры с мокрым песком.

1 группа:

Игры, разогревающие   упражнения с сухим песком: 

Это  игры направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Такие игры целесообразно проводить с детьми в адаптационный период – они захватывают малыша, отвлекают от слез. Не надо бояться, что ребенок испачкает все вокруг, ведь главное – это его  эмоциональное благополучие.

Например, игры: « Найди игрушку»;  « Украсим полянку»; «Пересыпание песка»; «Игра с природным материалом» и т.д.

Упражнения  «Здравствуй, песочек!»;  «Сделаем себе массаж»;  « Погладим песочек»  и т.д.

2 группа:

Игры с мокрым песком:

Мокрый песок – это холст маленького художника, на котором можно рисовать пальчиком, палочкой, выкладывать узоры, реализовывать все свои творческие фантазии.

Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт – основу мышления.

Ребенок совершенствует свои действия с различными предметами.

Например, игры:  «Забьем колышек»; «Украсим горку»; «Испечем кулич»;

«Норка для мышки» и т. д.

Примерные игры с песком:

Искать мелкие игрушки в крупе

Пересыпать крупу при помощи ложки, совочка, стаканчика, кувшина из одной емкости в другую. Обратить внимание на извлекаемый при этом звук.

«Соберем все камешки»

Бросьте камешки в песок (если в группе- то в таз с песком или на поднос;  если на улице- то можно прямо в песочнице). Сначал предложите ребенку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки. Затем покажите, как пользоваться ситом: его надо держать в левой руке, а правой держать совок и насыпать им песок в сито. Оставшиеся в сите камушки надо аккуратно пересыпать в ведерко.

Игры с крупами (гречка, горох, фасоль, рис, манная крупа), орехами (грецкие, фундук, земляные, кедровые):

Высыпать гречневую крупу в глубокую миску, опустить в нее руки и пошевелить пальцами, потереть ладошки друг об друга.

Искать мелкие игрушки в крупе.

Пересыпать крупу при помощи ложки, совочка, стаканчика, кувшина из одной емкости в другую. Обратить внимание на извлекаемый при этом звук.

Сортировка круп, орехов.

Игра «Огород». Выкладывание круп на пластилиновой грядке: «репка», «картошка», «горох», «подсолнух».

Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение, неординарное мышление. Учат ценить все красивое, хорошо выполненное, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельное решение. Такие черты характера необходимы подрастающему человеку и сейчас и в будущем.

Излишне не опекайте начинающего художника. Позвольте ему творить собственными руками, проявлять выдумку, фантазию. Важно,  чтобы ребенок испытывал от игры с красками радость.

Говорят, что тот, кто хоть раз играл с красками, водой и бумагой, никогда больше с ними не расстается. А так ли это, судить Вам. Начинаем играть:

«Забавные ладошки»

  • Выберите самую красивую краску, откройте баночку и положите ее на палитру. Обмакнув кисть в стакан, размешайте краску, добавляя понемногу воду. Приложите ладонь к разведенной краске, а затем к чистому листу бумаги, остался отпечаток руки.
  • Еще можно обвести ладошку по контуру. Так же можно оставлять разноцветные отпечатки на бумаги: кубиками, коробочками, пуговицами и т.д. Можно составить забавные картинки.

«Печатаем пальчиками»

Тут нужно подумать, сколько отпечатков, в какой последовательности оставлять их на бумаге, как их соединить между собой, чтобы получился пес Барбос или чудо-зверь.

Демонстрация пособий «Это может ваш малыш» (изд-во «Мозаика-Синтез»).

3 часть. Практическая.

А теперь мы Вас приглашаем поиграть с песком, водой, крупами.

Участники подходят к пособиям, трогают песок руками, говорят о своих ощущениях, ведущий предлагает выполнить несколько разогревающих упражнений.

 После игр участники делятся  впечатлениями.

4 часть.

  Заключительная

  • Итак, сегодня Вы узнали, почему для ребенка дошкольного возраста важны игры с песком и водой, каким образом они проводятся в детском  саду. Кому нужна помощь, мы с удовольствием поможем, как теоретически, так и практически.

Мастер-класс  для педагогов

«Песок, вода, ладошки»

(игры с песком, водой, красками)

Подготовила:

                                Педагог-психолог

    Геркова О.Р.

МБДОУ № 62 «Жемчужинка»

г.Мытищи

2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей. «Волшебный песок в руках ребенка»

Мастер класс для родителей.«Волшебный песок в руках ребенка»Чудеснее песка нет для детей забавы,Его всегда имеется ...

«Солнышко на ладошке». /Мастер – класс предназначен для воспитателей и родителей./

laquo;Лучезарное солнышко». (Мастер – класс предназначен для воспитателей и родителей.)Цель: Заинтересовать и побудить творческих людей  к изготовлению театральных кукол,с посл...

Мастер-класс для родителей "Живой песок"

Игры с живым песком доставляют удовольствие, он легко лепиться и хорошо держит форму. Песок, сделанный своими руками, легко очищается от рук – достаточно лишь похлопать руками друг о дружку, а уборка ...

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....

Мастер класс для педагогов «Волшебный песок».

Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности....

Мастер-класс "Этот увлекательный кинетический песок"

Будем мы с песком играть,Язычок свой развивать!...

Презентация к мастер-классу "Этот удивительный кинетический песок"

Будем мы с песком играть, будем пальцы развивать!...