Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития «Заветный ключ»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Арсентьева Ольга

конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет. Слоговой анализ, звуко-буквенный анализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_organizovannoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti_.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи»

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект организованной образовательной деятельности

 в подготовительной к школе группе

для детей с задержкой психического развития

«Заветный ключ»

Подготовила учитель-дефектолог                          МБДОУ« Детский сад № 2»

г. Чебоксары

Арсентьева О. Н.

Чебоксары

 

2015

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

для детей с задержкой психического развития «Заветный ключ»

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- продолжать учить давать характеристику звукам;

 - продолжать учить последовательно выделять звуки в односложных словах;

- учить выполнять условно – графическую схему звукового состава слова;

- закреплять умение дифференцировать «гласные» и «согласные» звуки, вспомнить символы гласных и согласных;

- закреплять слоговой анализ слов;

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать навыки связной речи;

- развивать грамматический строй речи;

- закреплять названия деревьев;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать пространственные представления;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение;

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать эмоциональную адекватность, положительную установку на участие в занятии;

- развивать интерес к сказкам, сказочным героям;

- формировать умение взаимодействовать в коллективе и решать проблемные ситуации;

Словарная работа: карта, сундук, сверток, «Айболит», «Кот в сапогах», пара.

Подготовка педагога к образовательной деятельности:

Изучила пособие Морозовой И.А., Пушкаревой М.А. «Подготовка к обучению грамоте: Конспекты занятий: 6-7 лет», использовала интернет-ресурсы при подготовке к НОД;

Составила конспект организованной образовательной деятельности на тему «Заветный ключ!»

Подготовила пособия для проведения ООД (обучающие дощечки, дом для звуков, картинки)

Предшествующая работа с детьми:

Развитие фонематического восприятия, закрепление понятий «гласный звук», «согласный звук», «твердый», «мягкий», «звонкий», «глухой», закрепление умения делить слова на части, выполнять звуковой анализ слов, давать характеристику звукам.

Материалы и оборудование:

Сундук, карта, пособие «Дом для звуков», картинки «Кот в сапогах», «Совушка», «Айболит», «Волк», пособие «Обучающие дощечки – слоговой анализ», картинки «ель», «клен», «дубы», «ива», «рябина», «береза», пособие «Обучающие дощечки – звуковой анализ», картинка «сосны», разрезные картинки «сосна», ключ.

Методы и приемы:

  1. Сюрпризный момент: сундук.
  2. Проблемная ситуация: отыскать ключ, чтобы открыть сундук.
  3. Отправление в путешествие по карте.
  4. Игра «Сказочная избушка».
  5. Продолжение пути по карте.
  6. Игра «Заколдованный лес».
  7. Продолжение пути по карте.
  8. Физминутка «Вместе с Буратино».
  9. Игра «Магическая дощечка»
  10. Игра «Поляна чудесных превращений».
  11. Получение ключа.
  12. Оценка и поощрение.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

  1. Вводная часть

Деф.: Ребята, посмотрите вокруг, вы заметили что-нибудь необычное в группе?

Дети: Сундучок!

Деф.: Попробуйте его открыть (у детей не получается). Что же нужно, чтобы открыть сундук?

Дети: Ключ!

Деф.: Ключа нигде нет. Но я заметила рядом с сундучком лист бумаги. Скажите, что с ним не так? На что похож этот сверток, как вы думаете?

Дети: он не целый, это его часть.

Дети: На карту!

Деф.: Верно! Эта часть карты показывает начало нашего пути к ключу. Когда соберем все части карты, найдем дорогу к ключику. А чтобы найти вторую часть карты, посмотрите на карту, скажите, где мы сейчас находимся?

Дети: Мы стоим возле сундучка.

Деф.: Ты прав. Куда ведет нас дорога?

Дети: Сначала прямо к грибу, затем поворачивает налево и ведет к цветочку.

Деф.: Вставайте друг за другом и пройдите по дороге.

Карта привела нас к Сказочной избушке. Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.

  1. Основная часть.
  1. «Сказочная избушка»

Деф.: Если догадаемся, какие сказочные герои живут в этой избушке, то получим вторую часть карты и продолжим путь.  Посмотрите, какого цвета огонек загорелся в избушке.

Дети: Красного!

Деф.: Какие звуки мы обозначаем красным цветом?

Дети: Гласные!

Деф.: Какие звуки называем гласными?

Дети: гласные – это звуки, которые можно пропеть и протянуть, воздух проходит свободно.

Деф.: Молодцы, в избушке живут сказочные герои, в названии которых первый звук – гласный.

Выберите сказочных героев, в названии которых первый звук – гласный.

Перед детьми лежат картинки: Айболит, Волк, Кот в сапогах, Ослик.

Деф.: Дима, какой сказочный герой стоит в начале? Никита, какой сказочный герой стоит в конце?

Катя, какие сказочные герои стоят в середине?

Никита, как ты думаешь, какой сказочный герой живет в избушке?

Дети: Айболит!

Деф.: Почему ты так решил?

Дети: Первый звук в слове «Айболит» - звук [а], он гласный.

Деф.: Молодец! Володя, есть еще подходящие нам герои?

Дети: Ослик, потому что в слове «ослик» первый звук – [о]

Деф.: Хорошо! Какие герои остались?

Дети: Волк, Кот в сапогах!

Деф.: А эти герои будут жить в избушке?

Дети: Нет, потому что первый звук в названиях – согласный.

Деф.: Вот мы и справились с этим испытанием, а вот и вторая часть карты!

Деф.: Володя, как узнать, куда нам нужно двигаться?

Дети: Нужно посмотреть на карту.

Дефектолог отдает вторую часть карты детям: Куда ведет нас дорога?

Дети: Сначала к пеньку, потом поворачиваем и идем к листику.

Деф.: Вставайте друг за другом и отправляйтесь в путь.

  1. Игра «Заколдованный лес»

Деф.: Ребята, мы пришли к заколдованному лесу, пройдем его и получим третью часть карты! Посмотрите на картинки на дощечке. Дима, назови картинку в левом верхнем углу (липа). Володя, назови картинку в нижнем правом углу (береза). Катя, назови картинку в правом верхнем углу (дубы). Никита С., какая картинка в нижнем левом углу? (ель) Никита Ч., назови картинку между липой и елью? (рябина) Дима, какая картинка стоит между дубами и березой? (ива). Молодцы!

Как назовем эти картинки одним словом? Как ты думаешь, Катя?

Дети: Это деревья!

Деф.: У каждой картинки есть пара (уточняется: пара- это сколько предметов?). Но картинки потеряли свою пару, соедините, пожалуйста, деревья, в которых одинаковое количество частей. Помогите картинкам найти свою пару!

Дима, посчитай, сколько частей в слове «дубы»? (при необходимости, дефектолог отхлопывает слово вместе с детьми)

Дети: В слове «дубы» две части.

Деф.: Катя, ты согласна с Димой? Никита, как ты думаешь, Дима прав?

Найдите, пожалуйста, слово, в котором тоже будет две части.

Дети: В слове «ива» две части.

Деф.: Хорошо, соедините эти картинки с помощью резинки.

Деф.: Никита, сколько частей в слове «рябина»?

Дети: В слове «рябина» три части.

Деф.:  Катя, какая пара будет у этой картинки?

Дети: Береза!

Деф.: почему ты так решила, Катя?

Дети: В слове «береза» получилось три части.

Деф.: Соедините эти картинки резинкой.

Деф.: Володя, какие деревья остались без пары?

Дети.: Клен и ель.

Деф.: Посчитай, пожалуйста, сколько частей в слове «клен»?

Дети: Одна часть.

Деф.: Сколько частей в слове «ель»?

Дети: Одна часть.

Деф.: Как ты думаешь, Никита, получится пара у этих деревьев?

Дети: Получится, в слове «клен» и «ель» по одной части.

Деф.: Молодцы. Все картинки нашли свою пару. Справились с испытанием, получите третью часть карты! Куда же она нас ведет, Никита С.?

Дети: Прямо к ягодке!

Деф.: Вставайте друг за другом и пройдите к ягодке.

Дети доходят до ягодки.

Деф.: Ребята, долгий путь мы проделали, и все, наверное, устали. Вспомните, пожалуйста, кто из сказочных героев искал, как и мы, ключик?

Дети: Буратино! (дефектолог подсказывает при необходимости).

Деф.: Посмотрите, как он искал ключик, повторите за ним.

  1. Игра «Магическая дощечка»

Деф.: Ребята! Мы с вами попали к «Магической дощечке» . Присаживайтесь за столы. Испытание у нас непростое – зашифруем слово на звуковой дощечке и получим четвертую часть карты. А какое слово нужно зашифровать, вы узнаете, когда почините сломанные картинки.

Перед детьми разрезные картинки с изображением сосны, состоящие из разного количества частей.

Дефектолог раздает разрезные картинки детям.

Никита С.: 5 частей

Никита Ч.: 4 части.

Володя Ф.: 5 частей.

Дима Г.: 5 частей.

Катя П.: 4 части.

Деф.: Что у тебя получилось, Никита? Дима, какая картинка получилась у тебя? Катя, у тебя что получилось? Володя, какую картинку ты собрал? Здорово! У нас получился одна сосна?

Дети: У нас получилось их много!

Деф.: Если деревьев стало много, как мы их назовем?

Дети: Сосны!

Дефектолог вставляет в окошко обучающей дощечки картинку с изображением сосен.

- Какой первый звук в слове «сосны», Катя? Что ты расскажешь про этот звук? Каким цветом его обозначим? Выбери, пожалуйста, подходящую крышку и обозначь звук.

- Какой второй звук в этом слове, Дима? Каким цветом его обозначим? Почему обозначим красным цветом? Выбери крышку.

- Какой следующий звук в этом слове, Володя? Что ты расскажешь про этот звук? Выбери подходящую крышку.

 - Какой звук следующий, Никита? Расскажи про него и обозначь подходящим цветом.

Есть еще звуки в слове «сосны»? Сколько звуков получилось? Дима, назови согласные в этом слове? Катя, какие гласные здесь есть? Никита, какое слово мы зашифровали? Володя, сколько частей получилось в этом слове? Какая первая часть? Какая вторая часть?

Ребята, вы замечательно справились с этим испытанием. Получите часть карты. Посмотрите, куда она нас ведет?

Дети: Сначала к мухомору, а потом поворачиваем к пенечку.

Деф.: Вставайте друг за другом и отправляйтесь в путь.

Физминутка  

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел,

Чтобы ключик найти,

Нужно по дорожке нам идти!

  1. «Поляна чудесных превращений»

Деф.: Карта привела нас к поляне чудесных превращений. Присаживайтесь на полянке.

Дети садятся на коврик. Часть карты мы получим, когда превратим эти картинки в слово.

Ребята, посмотрите на картинки, что здесь нарисовано?

Дети: индюк, волк, аист.

Деф.: По первым буквам в названиях соберите слово.

Дима, какой первый звук в слове «индюк»? Выберите букву И и положите ее перед собой.

Володя, какой первый звук в слове «волк»? Найдите подходящую букву. После какой буквы ты ее положишь, Катя? Никита, какой первый звук в слове «аист»? Выберите подходящую букву. Ребята, попробуем подружить буквы, какое слово у нас получилось?

Дети: Ива!

Деф.: Что же это такое – ива?

Дети: Это дерево!

Деф.: Здорово у вас получилось! Скажите, пожалуйста, у ивы листья какие?

Дети: Ивовые!

Деф.: Какие еще деревья встретились сегодня на нашем пути?

Дети: Береза клен, дуб, рябина.

Деф.: Какие листья у березы? (рябины, клена, дуба)

И с этим испытанием вы справились! Получите последнюю часть карты, скажите, где спрятан ключик?

Дети: Ключ лежит под березой.

Дети находят ключ.

Заключительная часть.

Деф.: Вот и ключ у нас в руках. Теперь мы сможем открыть сундучок.

Дети открывают сундук ключом.

Деф.: Что лежит в сундуке, ребята?

Дети: Медали!

Деф.: Эти медали для вас, за ваше внимание и знания!

- Вот и завершилось наше путешествие по карте в поисках ключа. Никита, что понравилось тебе больше всего во время путешествия? Дима, какое задание тебе было интереснее всего выполнять? Катя, а тебе что понравилось больше всего? Никита, что запомнилось тебе больше всего?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема. Звуки «К – Г». Буквы К –Г.           Домашние птицы.Цель.Различение и правильное  произношение звуков.Дифференциация звуков. Различение зво...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (дети с ОНР) Тема: «Пчелка Майя»

Конспект ООД по развитию грамматического строя и связной речи у детей с ОНР по лексической теме "Насекомые"....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Ключи от сундука»

Цель: формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, числе, пространстве). Образовательные задачи: Упражнять называть числа в пределах 10 в...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Мой город» в группе для детей с задержкой психического развития в возрасте 4-5 лет.

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности   «Мой город» в группе для детей с задержкой  психического развития в возрасте  4-5 лет...