«Развитие речи во внеурочное время у детей с ОВЗ»
статья по коррекционной педагогике на тему

Рузавина Елена Сергеевна

Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. Речь  детей с ОВЗ с самого начала развивает­ся на патологической основе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_vo_vneurochnoe_vremya_u_detey_s_ovz.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Инсарская  общеобразовательная школа – интернат   для детей – сирот и детей,                         оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Доклад                                                  «Развитие речи во внеурочное время у детей с ОВЗ»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Подготовила: воспитатель.                                                                        Рузавина Елена Сергеевна,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   2015 г.                                                                            Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе - это формирование компетентности в общении, включая умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации.                 Речь  детей с ОВЗ с самого начала развивается на патологической основе. Отмечаются замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Причиной этому является недоразвитие всей психики в целом: общее моторное недоразвитие, недостаточная координация движений органов речи, слабое развитие фонематического слуха.                                          Наличие дефектов произношения у детей с ОВЗ оказывает резко отрицательное влияние на дальнейшее развитие мышления и речи. Недостаточно четко воспринимая слова в целом, он не может различать оттенки значений многих слов. Это затормаживает общее развитие речи, замедляя овладение словарным составом и грамматическим строем языка. Фонетические недостатки речи влекут за собой большие трудности в овладении грамотой.                                                   Дефекты произношения в значительной мере усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития  у детей с ОВЗ и создают препятствия для общения с окружающими. При наличии дефектов произношения могут возникнуть неуверенность в своих силах и знаниях, застенчивость, нерешительность, речевая замкнутость, что в свою очередь уменьшает любознательность и интерес к окружающему.                                                                   Следующая особенность устной речи  детей с ОВЗ заключается в ее недостаточной выразительности. Речь их бедна интонациями, монотонна, с наличием необоснованных пауз и неправильных ударений. Недостаточность словарного запаса  легко прослеживается при назывании предметов, явлений, выполняемых действий. Запас слов их беден.                                                                                      Сложными для них являются обобщающие понятия. Неумение обобщить предметы по основному признаку затрудняет понимание таких слов, как «инструменты», «одежда», «транспорт» и т.п. Но еще более сложны  слова, имеющие абстрактные значения. Такие слова употребляются ими крайне редко. Одной из особенностей словаря детей с ОВЗ является наличие «пустых» слов в речи, т.е. слов, не имеющих конкретного содержания. Часто  ребенок, называя объект, не может узнать его среди других предметом или изображений, что подтверждает отсутствие соответствия между словом, обозначающим предмет, и конкретным его образом.                                                                                               Говоря об ограниченности словаря  детей с ОВЗ, следует отметить неупотребление слов - действий, слов, характеризующих свойства и качества предметов, а также наречий и предлогов. В результате употребления одной и той же группы слов их речь становится неточной, однообразной. Хотя в состав пассивного словаря входят все части речи, сохраненные в памяти детей с ОВЗ, активный словарь намного беднее. Они могут понимать значение слова, но никогда не употреблять его по собственной инициативе. В процессе обучения запас слов учащихся значительно увеличивается. Однако происходит накопление в большей степени пассивного словаря, а переход слов в активный словарь происходит очень медленно.                                                                         Бедность словарного запаса мешает умственно отсталым учащимся адекватно выражать свои мысли, чувства, желания, затрудняет понимание обращенной к ним речи.                                                                                                Обогащение словаря непосредственно связано с жизнью, с конкретными представлениями детей, с такими важными проблемами, как понимание изучаемого материала, усвоение его, а также развитие мышления.                                                                                             Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с ОВЗ  имеют барьеры в процессе общения, т. к. они испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи, что в целом и характеризует специфику интеллектуального нарушения.  Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи  детей  с ОВЗ способствует развитию их мыслительной деятельности,  усвоению школьной программы, помогает более полной их социализации.                                                                                                           Для формирования речевых умений и навыков особое значение имеет внеурочная воспитательная деятельность.  В ее процессе у детей  расширяется словарный запас, улучшается произношение, закрепляются навыки устной и письменной речи, и,  создаются   расширенные возможности речевого общения. Для того,  чтобы обучить детей с ОВЗ умению непринужденно вести себя во время разговора,  умению слушать вопросы и отвечать на них,  для расширения круга их знаний провожу занятия, беседы.  Например: занятие  «Берегите животных».  На занятии побуждаю детей к диалогу;  ( - Каких  животных можно  держать дома?  - Каких можно увидеть в природе? - Как их называют? - Чем отличается  жизнь  диких  животных  от  жизни домашних?). Обращаю внимание на то, чтобы  дети отвечали на вопросы правильно построенными предложениями, последовательно и развернуто выражали  свои мысли. Если ребёнку не удается ответить на вопрос  логически связно, помогаю  побуждающими вопросами или частичным продолжением его рассказа или с помощью картинок. В результате  диалога развивается словарный запас учащихся, навыки общения,  диалогической речи, вопросно-ответной формы речи.  В  ходе занятия «Берегите животных»,   предлагала  детям отгадать загадки о животных, играли в игру «Войди в образ», где дети представляли  себя в образе одного из животных  и составляли рассказ «Мой день». Вопросы: Как вам живётся? Чем занимаетесь, чем питаетесь? От кого и как спасаетесь?  были  помощниками в игре. Также дети высказывали своё мнение на вопрос «Как вы оцените такой поступок?»,  прослушав  ситуацию: «В лесу из автомобиля вышел мужчина с двумя детьми и привязал к дереву привезённую с ним  собаку. Люди уехали, а собака смотрела им вслед такими глазами, будто плакала». В результате  у детей расширяется словарный запас, Дети учатся рассуждать и составлять рассказы, у них развивается монологическая речь.                          На других занятиях использую работу с пословицами:                                                           - прочитай пословицу и объясни её смысл или собери пословицу из данных слов и объясни её смысл: «Где добро, там исчезает зло», «Кто много ходит, тот долго живёт»;                                                                                                        - я буду читать начало пословицы, а вы должны её продолжить: Не имей сто рублей, а имей сто ….», «Без друга, в жизни….»;                                                   - выберите из данных фраз концовку для каждой из этих пословиц:                  начало пословиц «Дом вести…», «Дом построить…», «Чем богаты…», «Вся семья вместе…», фразы из которых нужно выбрать концовку пословиц: « и душа на месте», «не головой трясти», «тем и рады», «не шапку на голову надеть».                   Разнообразная работа с пословицами повышает культуру речи, дети учатся анализировать их смысл, обогащается речь детей, повышается их грамотность. Развитие связной речи  связано с другими задачами: обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Чтобы у ребёнка развить все стороны речи, нужно его активно вовлекать в речевую работу, где происходит интеграция речевых задач. Для этого мной используется журнал «Карапуз»  «Скажи  по -  другому, скажи точнее», авторы О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. В брошюре представлены картинки  и  в игровой форме описываются задания к ним. Например: «Белочка приготовила для своего бельчонка Рыжика и его гостей много разных овощей. Перечисли всё, что ты видишь на картинке. Помидор похож на большой круг, редис на маленький круг, морковь – большой удлиненный треугольник, перец – маленький треугольник. Назови овощи, похожие по форме на большой овал (кабачок), на маленький овал (огурец). Какие овощи ты знаешь? Опиши огурец, помидор или тот овощ, который тебе больше всего нравится. (В случае затруднения надо помочь ребёнку дать развёрнутое описание, например: «Это огурец. Он зелёный, продолговатый, сочный, хрустящий, ароматный.) А теперь расскажи о каком – нибудь овоще, но не называй его, а я буду отгадывать. Для чего нужны овощи? Что можно из них приготовить? (Щи, борщ, салат, рагу.) Найди овощ, в названии которого один слог (лук), два слога (ре – дис, мор – ковь, пе – рец, тык – ва), три слога (о – гу – рец, по – ми – дор) ».  Такие задания учат детей  обобщению слов, дети учатся находить место звука в слове, делить слова на слоги, учатся образовывать новые слова от заданного слова, составлять простые и сложные предложения, дети учатся описывать предмет, рассуждать.                                                        Игры с использованием  ИКТ  способствуют развитию речи. Например:  игра «В гостях у сказочных животных».  Эта игра состоит из нескольких заданий. В игре  дети по персонажу из произведения вспоминают сказки,  по голосу называют героев сказок, составляют слова по неправильно расположенным буквам, решают сказочные задачи, учатся произносить скороговорки. Это способствует развитию звуковой культуры речи, учатся владеть темпом речи (быстро –медленно), способствует расширению и активизации словарного запаса. Проводимые мной сюжетно – ролевые игры: «Мы в гости пришли», « В магазине игрушек» побуждают детей к общению, как между детьми, так и с воспитателем, развивают навыки речевого этикета, которые необходимы в повседневном общении.  Дети учатся выражать свои просьбы, учатся  приветствовать, благодарить и т. д.                                                                                      Развитие мелкой моторики пальцев рук, благотворно сказывается  на становление детской речи. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствии этого – развитию речевой функции. Поэтому дети с ОВЗ особенно нуждаются в совершенствовании мелкой моторики рук. Для этого с детьми выполняем простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом:                                                                                                                                                                                     Колечки                                                                                             «Пальчики перебираем,                                                                                     И колечки получаем»                                  

                    КУЛАЧОК

Как фасолинки в стручке,

Наши пальцы в кулачке.

Кулачки мы разгибаем

И фасольки рассыпаем.

Раз, два, три, четыре, пять

Собираем все опять.                                                                                                                                                                                

Обычно такие упражнения провожу на самоподготовке. Развитие мелкой моторики рук совершенствуется через навыки самообслуживания: когда дети  застёгивают  и  расстёгивают  пуговицы, завязывают шнурки и т.д. Так же для развития мелкой моторики рук провожу коррекционные занятия по изо деятельности, лепки, аппликации, оригами. Работа по развитию мелкой моторики рук поможет быстрее и успешнее овладеть речью.                                                                          Привлекаю детей к участию  во всех общешкольных  мероприятиях:                                 - День Учителя;                                                                                        - Праздник Осени;                                                                                        - Праздник фольклора;                                                                                - Новогодний праздник;                                                                                - Вечер сказок и т. д.                                                                          Для этого разучиваем с детьми стихи, песни, частушки, знакомые и понятные для детей тексты сказок. Выступая,  дети не только учатся переживать, радоваться, сочувствовать, но это побуждает их к речевому контакту,  вызывает у детей потребность в эмоциональном общении.                                                                                                 Работа по развитию речи детей с ОВЗ  - это кропотливый труд, необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности детей и принимать их такими, какие они есть.  Остаются  проблемы  в развитии у детей монологической и диалогической  речи. Наблюдается недостаточная выразительность речи, бедность словарного запаса, что в свою очередь мешает детям адекватно выражать свои мысли, чувства, желания, затрудняет понимание обращенной к ним речи. Трудности возникают и в общении с взрослыми, незнакомыми людьми. Необходимо продолжать вести работу по развитию речи детей с ОВЗ во внеурочное время и вести её систематически.

Список используемой литературы:

1. Петрова В.Г. «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» М., 1977.                                                                                                                                2. Москва  2007 «Оригинальные пальчиковые игры»          

3. Ирина Коваль, г.  Белгород, 2010 «Развивающие игры для детей от 4 до 9 лет»  

4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. журнал «Карапуз» 2002 «Скажи  по -  другому, скажи точнее»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие в логопедической подготовительной к школе группе по развитию речи на тему «Времена года».

Занятие,  проводимое в подготовительной логопедической группе в конце учебного года по пройденному материалу, раскрывающие объем полученных навыков, знаний и умений по развитию речи....

Итоговое занятие в логопедической подготовительной к школе группе по развитию речи на тему «Времена года».

Занятие,  проводимое в подготовительной логопедической группе в конце учебного года по пройденному материалу, раскрывающие объем полученных навыков, знаний и умений по развитию речи....

Развитие речи дошкольников во время прогулки

Каждый родитель выходит на улицу со своим малышом. Как сделать их познавательными и интересными? Очень просто: нужно всего лишь придумать тему для вашей прогулки. Я предлагаю несколько вариантов бесед...

Дидактическая игра по по развитию речи на тему «Время Суток»

Цель: упражнять детей в умении различать время суток; пополнять знания о действиях людей в различные части суток; развивать воображение, создавать образ на основе зрительного и слухового во...

Конспект занятия по развитию речи с использованием коллажа для детей 6-7 лет "Времена года.Осень."

Педагог показывает коллаж, на котором изображен Горыныч осенью.П: Внимательно рассмотри картинку и расскажи, что ты видишь.Ребенок рассматривает картинку и по признакам, изображенным на коллаже, долже...