Статья в газету Когалымский Вестник
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Уфимцева Анастасия Николаевна

Статья об организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_gazetu.docx615.56 КБ

Предварительный просмотр:

        Родившись, малыш попадает в яркий мир красок, звуков, запахов, движений и тактильных впечатлений. Все эти ощущения становятся базой его развития. Основную информацию об окружающем мире ребенок получает с помощью зрения, поэтому роль зрения в жизни неоспорима.

       Задумывались вы когда-нибудь о том, что чувствует, как видит мир вокруг себя ребенок с нарушением зрения…….Легко ли ему, трех летнему малышу в очках спускаться по лестнице, нанизывать мелкие бусины на леску, различать разные оттенки цветов?            Даже небольшое снижение остроты зрения в дошкольном возрасте задерживает способности различать  и запоминать форму, величину и цвета окружающих объектов, оценивать их местоположение и рассматривать движущиеся объекты. Взрослый человек, сняв очки, все равно отличит по очертаниям один предмет от другого - у него есть опыт и знания. У маленького же ребенка практически нет опыта, знаний, а нарушение зрения мешает ему приобрести их. Вот почему малышу без специальных занятий и коррекции зрения трудно определить, является ли то, что перед ним находится, предметом или это просто цветовое пятно.

       Наверное, об этом задумывается только тот, кто соприкасается с этой проблемой ежедневно. Бесспорно это родители и педагоги учреждений, которые посещают дети с нарушением зрения.

       Таким учреждением является и Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Колокольчик», где функционируют группы    комбинированной  направленности для детей с нарушением зрения. В  данных группах реализуется Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) «Коррекционная работа в детском саду»  под редакцией Л.И.Плаксиной.

C:\Users\uzer\Desktop\ВСЕ ФОТО\фото детский сад\WP_20141204_10_44_10_Pro.jpg       Дети с нарушением зрения получают нечеткую информацию об окружающем мире, они не уверены в своих движениях, снижается их двигательная активность, нарушается быстрота, точность, координация, темп движений, ослаблены познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление), ограничивается овладение социальным опытом, нарушается эмоциональное восприятие действительности и окружающих. Поэтому такие дети с раннего возраста нуждаются в дополнительных занятиях. Специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке, развитию мелкой моторики проводятся учителем - дефектологом (тифлопедагогом).

       На индивидуальных занятиях с ребенком решаются задачи частного характера, которые направлены на коррекцию и компенсацию проблемных зон в развитии ребенка.

       Одним из требований при организации коррекционно-развивающего  процесса в специальном ДОУ является строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных не только с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций, но и профилактикой зрительных нарушений.

       Особое внимание в ДОУ уделяется здоровьесберегающим технологиям: физкультминуткам, динамическим паузам, офтальмологическим паузам, песочной арт-терапии, играм - гармонизациям, психологическим этюдам и настроям. Задача нашего учреждения – научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы перейдя в школу, ребята могли уже самостоятельно их применять.

      Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость проявлять инициативу, видеть свои цели. И нам, педагогам необходимо помочь ему в этом, применяя в учебном процессе современные образовательные технологии. Найти актуальное и значимое для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья – вот главная, коммуникативная задача современного учителя-дефектолога и педагога ДОУ.

C:\Users\uzer\Desktop\WP_20150518_16_22_27_Pro.jpg       В воспитательно-образовательном процессе ДОУ активно используются различные виды образовательных технологий, среди которых важную роль играет  проектная деятельность, в которой принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются и родители. С ноября 2015 года в детском саду реализуется проект «SAND- ART- как способ развития зрительного восприятия детей». Основными задачами реализации проекта является развитие зрительного восприятия, а также снятие психофизического напряжения у детей с нарушением зрения. Одним из основных направлений проекта является активное взаимодействие учителя-дефектолога с родителями.  

      Вся работа учителя - дефектолога и педагогов  детского сада направлена на всестороннее развитие детей с нарушением зрения, поэтому в учреждении созданы все условия для успешной реализации данной цели. Развивающая предметно-пространственная среда полностью соответствует требованиям Программы развития: физкультурный зал оборудован необходимым безопасным, трансформируемым, полифункциональным спортивным инвентарем; группы комбинированной направленности оснащены всеми необходимыми дидактическими играми и пособиями (в соответствии со зрительными нагрузками детей), также  в детском саду функционирует бесплатный кружок для детей с нарушением зрения «Мир глазами детей», целью которого является стабилизация всего хода психофизического развития детей с амблиопией и косоглазием.

Опыт работы педагогов ДОУ позволяет отметить, что коррекционно-воспитательные мероприятия, проводимые в нашем учреждении способствуют укреплению зрительных функций детей, обеспечивают сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждают прогрессирование нарушения зрения.

      Мы стараемся помочь каждому ребенку адаптироваться к непростым условиям коррекции зрения, минимизировать стресс и сделать все возможное, чтобы мир, который видит ребенок с нарушением зрения,  был ярким, живым и насыщенным!!!!

C:\Users\uzer\Desktop\WP_20151207_08_57_25_Pro.jpg

  Все дети достойны не только любви  и восхищения, но и уважения к их внутреннему «я», даже если на носу у них не только конопушки, но и очки!

Статью подготовил:

 учитель-дефектолог

 1 квалификационной категории

 МАДОУ «Колокольчик»

Уфимцева А.Н.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в районную газету Мартыновский вестник "Вместе весело живём!"

В статье вы можете познакомиться с жизнью нашей группы "Ромашка" в 2015-16 уч.году....

статья в газету Ивантеевский Вестник "Педагогический проект"

Моя семья -что может быть дороже!!! самое ценное в нашей жизни - дети!...

Статья в районную газету "Мартыновский вестник" На окне у нас растёт наш «Весенний огород».

На окне у нас растёт наш «Весенний огород». Статья в газету о деятельности ДОУ....

Статья в газету Ивантеевский вестник" "Старик Хоттабыч на ёлке у ребят". Декабрь, 2016 г.

В данной статье я рассказала читателям о проведённом Новогоднем утреннике в своей группе "Малинка". Праздник получился зрелищным, костюмным, весёлым, интересным. Я думаю он запомнился всем у...

Статья в газету в Вестник Прикумья.

Праздник 23 февраля в детском саду хороший повод для воспитания у дошкольников нравственно – патриотических чувств, сопричастности к лучшим традициям своей Родины, формирование у детей гордости ...

Статья в газету "Дошкольный вестник" (2023) "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена гражданскому и патриотическому воспитанию дошкольников в МКДОУ.В статье описан опыт реализации долгосрочных проектов со старшими дошкольниками: "МАСЛЕНИЦА", "ЭТИХ ДНЕЙ ...