Дети с овз
консультация по коррекционной педагогике на тему

Мельникова Ирина Сергеевна

Рождение в семье ребёнка с отклонениями в развитии является большим стрессом для всех членов этой семьи, и, в первую очередь, для родителей ребёнка. Чаще всего родители считают, что рождение такого "особенного" ребёнка это "приговор", что этого ребёнка обучить будет невозможно и он будет обузой для всей семьи. Вся проблема в том, что родители не видят положительных перспектив. Многие отказываются от своих детей и сдают их в детские дома. Но даже семьи, не отказывающиеся от своих детей, долго справляются с пережитым шоком. Е.И. Холостова выделяет пять моделей поведения родителей при появлении ребёнка с дефектами:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_s_ovz_opendocument.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Проблемы детско — родительских отношений в семьях, имеющих       детей с ОВЗ  

   Рождение в семье ребёнка с отклонениями в развитии является большим стрессом для всех членов этой семьи, и, в первую очередь, для родителей ребёнка. Чаще всего родители считают, что рождение такого "особенного" ребёнка это "приговор", что этого ребёнка обучить будет невозможно и он будет обузой для всей семьи. Вся проблема в том, что родители не видят положительных перспектив. Многие отказываются от своих детей и сдают их в детские дома. Но даже семьи, не отказывающиеся от своих детей, долго справляются с пережитым шоком. Е.И. Холостова выделяет пять моделей поведения родителей при появлении ребёнка с дефектами:

  1. Принятие ребенка и его дефекта. При этой модели поведения родители принимают дефект, адекватно оценивают его и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность. У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом считается: «необходимо достигнуть как можно больше там, где возможно». В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка придают таким родителям душевную силу и поддержку.

   2. Реакция отрицания — отрицается, что ребенок страдает дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и настаивают на высокой успешности его деятельности.

  3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Аномальный ребенок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него все сделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне.

  4. Скрытое отречение, отвержение ребенка. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием. Родители «перегибают палку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.

  1. Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок принимается с отвращением и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, врачей или учителей в неадекватном отношении к дефекту и аномальному ребенку.

Самой распространенной ошибкой в воспитании и общении с ребёнком с отклонениями в развитии со стороны родителей является проявление жалости и снисходительности к нему(реакция чрезмерной защиты). Родители стараются оградить своего ребёнка от физических нагрузок, сделать за него большинство вещей, даже, если ребенок, может сделать их сам. Именно такое поведение родителей, самостоятельности пагубно влияет на ребёнка, в первую очередь, на развитие у него самостоятельности.

Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его особенностях» — реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолевать трудности.

  Проблемы родителей, имеющих детей с ОВЗ на разных возрастных этапах:

 0-3 года

   Появление на свет больного ребёнка всегда является трагедией для семьи.  Большинство родителей приводит к шоковой реакции. У многих возникает реакция отрицания. Если отклонения в развитии не столь очевидны при рождении, удар переносится менее болезненно, так как родители начинают замечать появляющиеся по мере роста ребёнка проблемы. Часто  отмечается  реакция незаслуженно обиженного человека: « Почему это случилось со мной?»    

 Часто родители отказываются признавать диагноз, не верят специалистам. Отношение родителей к инвалидности ребёнка далеко не однозначное. Характерно состояние паники, они сами часто нуждаются в психологической помощи, возникает дисгармония супружеских отношений, такие семьи чаще всего распадаются. Отцы нередко обвиняют своих жён в рождении больных детей, даже когда уверены, что причина кроется в них.  Данная категория родителей боится заводить последующих детей.

    4-7 лет

 Для этого возраста наиболее актуальна проблема освоения навыков самообслуживания. Требуется постоянная помощь родителям в проведении  культурно-гигиенических навыков. Повзрослевшего ребёнка проблематично оставить одного даже на некоторое время, у данных детей поздно появляется речь, запас бытовых сведений оказывается недостаточным. Наблюдается недоразвитие эмоционально-волевой сферы.

В семьях часто возникают материальные проблемы.

   Семьи, имеющие детей с ОВЗ нуждаются в психологической помощи.

Под системой психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, понимается осуществление психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих полноценное и гармоничное развитие ребенка с отклонениями в развитии в его семье.Психокоррекционная работа с семьей - это важное направление в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.Родители, воспитывающие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья не могут самостоятельно грамотно подойти к воспитанию своего ребёнка. Именно поэтому им необходима помощь. Семья, столкнувшаяся с такой трудностью не должна чувствовать себя отделённой от общества, не должна оставаться один на один со своей проблемой. В процессе воспитания такого ребёнка должны принимать участие коррекционные педагоги, психологи, медицинские и социальные учреждения. Родители должны осознать, что важно использовать все сохранные ресурсы здоровья ребёнка, чтобы достичь благоприятного исхода. Задача специалистов показать родителям, что их дети не безнадёжны, и что при надлежащей работе можно достичь достаточно высокого результата. Для помощи семьям должны проводиться различные курсы-тренинги, главной целью которых должно являться создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с отклонениями в развитии, формирование положительных установок в сознании родителей. 

           Оглавление       

      

  1. Общие сведения о педагоге. Личные  данные
  2. Копия диплома о высшем образовании  
  3. Курсы повышения квалификации      
  4. Методические объединения  
  5. Грамоты      
  6. Сертификаты    
  7. Консультации  
  8. Публикации
  9. Авторские программы

  Общие сведения о педагоге  

 Личные данные: Мельникова Ирина Сергеевна  

 Год рождения 1975  

 Образование высшее педагогическое  

 Окончила Бийский Государственный Педагогический институт в 1996 году по специальности : « Дошкольная педагогика и психология»

 Общий трудовой стаж 18 лет

В МБДОУ «Детский сад №85» 17 лет, в должности педагога-психолога 17 лет

Имею 1 квалификационную категорию по должности педагог-психолог

                   МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ            

                                 

                                   

                                       

                                         

                                          СЕРТИФИКАТЫ      

                                 

                                       КОНСУЛЬТАЦИИ  

                                         

                                     

                                             ГРАМОТЫ  

                 Мероприятие: «Общение разновозрастных групп между собой».     

  Цель: развитие эмоциональной сферы детей, общения, внимания, дружеских чувств.

Организаторы: воспитатель Щербак Н. И. И. , педагог-психолог Мельникова И. С.    

В мероприятии участвовали дети 1 группы ( подготовительная) и 14 группы ( ясли).

В начале занятия педагог-психолог Мельникова И.С. провела с воспитанниками игры на общение: «Давайте познакомимся», «Раздувайся пузырь», провела пальчиковые игры. Далее воспитатель Щербак Н.И. организовала с детьми своей группы показ кукольного театра : «Коза-дереза и провела с детьми игры «Весело живётся», «Козочка-коза», «Мишка косолапый».  

  В результате данного мероприятия дети получили положительные эмоции, хорошее настроение, старшие дети научились бережно относиться к младшим, заботиться о них, проявлять дружелюбие, младшие воспитанники научились подражать старшим, повысилась любознательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...